"Работа с родителями" - выступление на педсовете
учебно-методический материал на тему

Криворучко Светлана Анатольевна

            В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что формы и методы работы, которые я применяю, помогут моим ученикам вырасти трудолюбивыми, интеллектульно развитыми, творческими личностями, которые смогут любить и оберегать свою Родину,  своих близких, быть полезными обществу, смогут самореализоваться, благодаря полученным умениям и воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_roditelyami.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Из опыта работы с родителями".

(выступление на педсовете)

           Школа – какое обычное слово для каждого из нас. Но в жизни каждого человека она оставляет неизгладимый след. Это и радостное волнение первооткрывателя для маленького человечка, впервые переступающего школьный порог, и большие надежды, богатый запас знаний и опыта для выпускников, покидающих школу и вступающих во взрослую самостоятельную жизнь.
     Школа…  Почти всегда на неё возлагают большие надежды и дети, и их родители. И это не случайно. Ведь успешным, смело шагающим по жизни сможет стать только тот выпускник, который впитает в себя всё лучшее, что даёт школа. А это может произойти только в том случае, когда родители и учителя работают вместе, помогая друг другу в воспитании и обучении ребёнка.

Слайд 1: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  /Василий Александрович Сухомлинский/

 70% культуры общения, поведения, формирования образа жизни закладывается и закрепляется в семье. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но  Антон Семенович Макаренко  писал: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание» , -поэтому работу с родителями я считаю самой приоритетной из всех направлений в воспитании детей. (слайд 2)

            Хорошо, если родители заинтересованы в развитии и воспитании своих детей, тогда  работа с такими детьми  и родителями  доставляет удовольствие. Таких родителей в моём классе большинство.

           Но есть и такие, которые считают, что школа должна полностью взять на себя ответственность за обучение и воспитание их ребенка, а их задача - накормить и одеть, или  родители, которые очень заняты на работе и им не хватает времени на воспитание.
        ВОПРОС: Как привлечь родителей к активному участию в учебном и воспитательном процессе?  Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

         Для этого

  • использую полученные в педагогическом учебном заведении знания в практической работе с родителями;
  • стараюсь  видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления;
  • устанавливаю  добрые взаимоотношения с семьей ученика, стараюсь  поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
  • с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помогаю  родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели;
  • планирую  работу с родителями учащихся  педагогического всеобуча на основе изучения уровня воспитанности учеников своего класса;
  • стараюсь видеть в родителях своих помощников;
  • поддерживаю  авторитет родителей в семье, стараюсь оказывать ей помощь в духовном обогащении и укреплении ее нравственных основ, в эффективном влиянии родителей на детей;

             Я считаю, что основная работа должна строиться по следующим направлениям:

1. Информационно-аналитическое

2. Просветительское    

3. Досуговое

Слайд 3: Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта доверия», «Волшебный сундучок», «Ларец пожеланий и предложений».

            Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы,  при записи ребенка в школу предлагаю родителям различные анкеты. Содержание вопросов  зависит от контингента родителей класса, от заинтересованности учителя в получении ответов на определенную тему и т. д. Анкеты: «Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок», методика «Незаконченные предложения», рисуночный тест «Выходной день в моей семье», сочинения-размышления «За что я люблю своих родителей», «Самый  печальный день в моей семье» , выявление эмоциональной атмосферы в семье, в классе…

Вопросы могут быть, например, следующие: (слайд 4)

I. Фамилия, имя ребенка

1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

2. Какие игры предпочитает?

3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

4. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?

5. Как ведет себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив и т. д.)?

6. Какие обязанности (эпизодические, постоянные) имеет дома?

7. Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть при вхождении его в новый коллектив?

III. 1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старшие брат, сестра?

2. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, туристских походах? (подчеркнуть)

3. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? (да, нет)

4. Приходят ли к вам в гости приятели сына (дочери)?

5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

6. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т. д. (подчеркнуть, добавить)

7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать ?

       На первый взгляд, такие простые вопросы помогают мне не только лучше узнать моих будущих учеников, но и наладить эмоционально-доверительный контакт с родителями.

      Конечно, для получения разносторонних сведений об учащихся ,хорошо, если на каждого ребенка, пришедшего из детского сада, школа заранее получила бы  характеристики. Это помогло бы учителю в индивидуальном подходе к детям, в определении путей взаимодействия с семьей.

    Но для дальнейшего изучения личности ученика вместе с родителями и детьми класса начали заполнять портфолио. (показ «Портфолио»)

          На основании полученных сведений  выбираю  пути коллективной и индивидуальной работы с  семьей:   итоговые и тематические классные собрания , беседы, посещение ребенка на дому, подбор специальной просветительской литературы, включение родителей в совместную со школой работу и т. д..            Просмотрев документы каждого ученика,  намечаю, с кем из родителей следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу и т. д.

         Чтобы помочь родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли - родителей школьника, готовлю  различного содержания памятки, которые вручаю родителям будущих первоклассников. Такие памятки  упорядочивают некоторые организационные вопросы, сосредоточивают их внимание на первостепенном.

(слайд5, 6)

Что должен уметь первоклассник 

Ученик I класса должен знать: свой домашний адрес, адрес школы, телефон, место работы родителей; путь от дома до школы и обратно; уметь самостоятельно, выполняя правила уличного движения, переходить улицу, отпереть и запереть дверь квартиры, позвонить по телефону.

Первоклассник должен самостоятельно одеваться, учитывая при этом изменения погоды, раздеваться, следить за своей одеждой, обувью; уметь тщательно умыться, причесаться; самостоятельно подогреть себе пищу, аккуратно поесть, убрать со стола; без напоминания мыть руки перед едой, после пользования туалетом, по мере надобности.

Ученик должен уметь, не отвлекаясь, трудиться, заниматься, внимательно слушать учителя, родителя, самостоятельно выполнять их указания; уметь громко, четко, не стесняясь, отвечать на вопросы учителя и других взрослых; уметь обратиться с вопросом, за помощью к товарищу, знакомым и незнакомым людям; уметь распределить, спланировать свое время, без напоминания и помощи выполнять задания.

Умение быть хорошим товарищем - одно из условий успешного вхождения ребенка в новый школьный коллектив. Учите ребенка быть хорошим товарищем: хотеть и уметь оказывать помощь, выручить из беды, охотно поделиться книгой, игрушкой, доброжелательно относиться к ошибкам других и с готовностью прислушиваться к замечаниям свой адрес.

Памятка для родителей первоклассников 

1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.

2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.

3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного: «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.

4. Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенке. Главное – возбуждать интерес к учению.

5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?»

6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.

8. Обязательно оказывайте посильную помощь школе. Ваша заинтересованность поможет ребёнку быстрее адаптироваться к новой роли – роли школьника.

Слайд 7: Просветительская  форма (тематические собрания, консультации, тренинги, индивидуальные беседы) знакомит родителей  с возрастными и психологическими особенностями детей.

Темы подсказывают ответы тестов «Адаптационный период младшего школьника», «Как развить у ребёнка желание читать?», «Утомляемость ребёнка и как с ней бороться», «Значения режима дня для первоклассника»  и т. д.

             Чтобы   родители не молчали, а принимали активное участие в обсуждении каждого вопроса, делились своим опытом, при проведении собраний стараюсь использовать различные формы.  Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. она зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого  стола, где каждый высказывает своё мнение и все приходят к общему выводу.
            Работа в группах, когда каждая группа предлагает своё решение по предложенному вопросу. Причём группы формируются произвольно, либо по желанию участников. Стараюсь, чтобы на собрании каждый высказался, поделился своими проблемами или успехами в воспитании.
          В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Также с родителями и с детьми обычно я провожу совместные прогулки, экскурсии, походы. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии не только учителя с родителями, но и родителей друг с другом, помогает повысить их педагогическую культуру и интерес к
 воспитанию детей.    

                      Говоря в индивидуальных беседах с родителями о недостатках ученика в поведении, его поступках, считаю, не следует ограничиваться констатацией фактического положения дел и предложением «принять меры» или «строгие меры». С одной стороны, это вместо пользы может принести вред, толкнув разгневанную маму и возмущенного папу к необдуманному применению мер наказания. В. А. Сухомлинский по этому поводу говорил, что именно в начальных классах нужно зорко следить, «чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим».С другой стороны, такие заявления говорят о несостоятельности учителя, который как бы признается в собственной беспомощности. В таких случаях лучше в спокойной обстановке вместе с родителями обсудить создавшуюся ситуацию и постараться определить совместную линяю воздействия на ученика. Нельзя просто указывать родителям на недостатки, проступки их сына или дочери. Нужно при этом давать конкретные советы, при помощи которых семья сможет повлиять на ребенка.

         Чувствуя внимание учителя, его доброжелательность, значение, которое он придает вопросам воспитания, родители постепенно и сами начинают больше уделять внимания детям, чаще заходить в школу, охотно беседовать об учебе и поведении своего ребенка.

          Уже 4  года школьников обучают в соответствии с ФГОС. Предлагаю  сравнить особенности работы с родителями до введения и после введения ФГОС.

Слайд 8

Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС

 

Предмет изменений

Особенности работы с родителями до введения ФГОС

Особенности работы с родителями после введения ФГОС

Технология проведения родительского собрания

Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)

Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой

Адаптационный период

Родители не участвуют в организации адаптационного периода

Родители выступают в роли тьюторов:

• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;

• активно участвуют в организации подвижных игр ;

• помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.

Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся

Отсутствует

Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями

Участие родителей в проведении уроков

Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)

Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся

Совместная проектная деятельность

Отсутствует

Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок"

Участие в праздниках

Родители выступают в роли зрителей

Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника

Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок"

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.

Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).

Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы

          Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

Остановлюсь на внеурочной и проектной деятельности. С первых дней обучения я объясняла родителям как важно вести активный образ жизни: все дети посещают  внеурочные занятия, хореографический кружок вне школы, дети постоянно участвуют в конкурсах школы.

         Проектная деятельность предполагает совместную деятельность учащихся и родителей под руководством учителя.

         В моём классе очень активные родители. Конечно, с разной степенью качества, но они все помогают ребятам в отборе и оформлении найденной информации.

         Так мы выполнили проекты «Моя малая родина», «Составляем сборник загадок о животных», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая азбука» (показ результатов работы).  И мне кажется замечательно, что родители сейчас заняты не только мыслями о том, чтобы накормить ребёнка, но и тем, что изучает, о чём думает, с кем дружит их ребёнок. И , что самое главное, это то, что дети с родителями занимаются совместной творческой деятельностью.    Я надеюсь, что это поможет в укреплении семьи, а мне как учителю, в процессе обучения.  

(Показать презентацию семьи Кучеровых         «Моя семья»)

        Очень часто я привлекаю к помощи наших родителей. Они и красят, и строят, и цветы  высажают , и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают! Поэтому все слова благодарности  хочу поместить в папку, которую я назвала «Копилка добрых дел».

       Выполняя индивидуальные поручения, помогая школе в педагогической и хозяйственной работе, родители ближе знакомятся с задачами, приемами и методами воспитания детей; общение с педагогическим коллективом школы приобщает их к общешкольным проблемам.

Слайд 9: ДОСУГОВАЯ форма для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

           Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в классе,  школе. Например, «Мастер-класс» по изготовлению самодельной куклы из ниток , выставки работ детей или родителей,  выставки совместного творчества,  дни рождения детей с хороводом, угощением, украшение класса вместе с родителями к праздникам. С удовольствием ребята готовят выступления для своих родителей.  УЧАСТИЕ  родителей В ДЕЛАХ КЛАССА я считаю очень полезным: детям очень важно видеть, что родители заинтересованы его успехами, уделяют ему внимание.                И такая кропотливая работа даёт довольно неплохие результаты. Родители всегда в курсе всего, что происходит с их детьми и в любую минуту готовы им оказать помощь.

            В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что формы и методы работы, которые я применяю, помогут моим ученикам вырасти трудолюбивыми, интеллектульно развитыми, творческими личностями, которые смогут любить и оберегать свою Родину,  своих близких, быть полезными обществу, смогут самореализоваться, благодаря полученным умениям и воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете, советы родителям,

Выступление на педсовете, советы родителям,...

Выступление на педсовете по теме «Работа с родителями по сохранению здоровья детей»

Виды работы с семьёй,просвещение, взаимодействие семьи и школы...

Формы работы на уроках Выступление на педсовете

Главная задача урока: обеспечить развитие каждого ребёнка, создав условия для ученического труда с максимально возможной производительностью для каждого из сидящих в классе. Думаю, важно, чтобы ученик...

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"...