Использование природного материала при организации игр в дошкольной деятельности
статья по теме

Бойкова Светлана Сергеевна

Использование природного материала при организации игр в дошкольной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prirodyu_materialom_1.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование природного материала при организации игр в дошкольной деятельности

Бойкова С. С., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 16 Красногвардейского района

Санкт-Петербург

     В дошкольном возрасте ведущей игровой деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают знания о свойствах и особенностях окружающего мира . Существует множество игр, но наибольшей популярностью пользуются игры с природным материалом.

Игры с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Природа - замечательная мастерская. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка.  Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой, подбирает шишки, палочки, листья.

К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Специалисты полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Игры с природным материалом -- снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают – тонут. )

     Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам.

Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности.

Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.

  Формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах.

Развивается речь, потому что в этих играх особенную роль играет рука. Рука как осязательный орган дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойства полнее.

            Во время игры с природным материалом совершенствуются умения пользоваться игрушками-орудиями: совком, ведром, сачком т.д. Развиваются художественные способности, эстетические вкусы, фантазия, творческое воображение.

Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в вашей природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой ракушки, или о летней прохладе лете.

Список литературы

  1. Барсукова, О. В. Значение игр с песком и другими
    природными материалами для развития детей раннего возраста [Текст] / О.В.Барсукова// Молодой ученый. —2012. — №5. — С. 375-377.
  2. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]: методические рекомендации/ Э.К. Гульянц, Я.И. Базик.- М.: Просвещение,  1991.- 175с.                                
  3.  Кожохина, С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства [Текст]: методическое пособие/ С.К. Кожохина.- СПб.: Речь, 2006.-101с.
  4. Нечаева, В.Г., Корзакова, Е.И. Строительные игры в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей/ В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова. – М.: Просвещение, 1966.-98с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на методическом объединении учителей и воспитателей по теме: «Использование природного материала при проведении игровых, конкурсных мероприятий»

Доклад выступления на методическом объединении учителей и воспитателей раскрывает тему: «Использование природного материала при проведении игровых, конкурсных мероприятий»...

Кружок очумелые ручки: "Изготовление жирафа" (аппликация пластилином с использованием природного материала)

Содержит конспект внеурочного занятия и слайды с поэтапным выполнением апликации...

Комбинированный урок окружающего мира на тему «Зима и ее признаки» и образовательная деятельность по художественно-творческому развитию. «Зимнее дерево» - конструирование из природного материала

Цели и задачи открытого урока направлены на: закрепление знаний  признаков зимы; формирование у детей представления о зимних изменениях в природе; воспитание любви к природе и стремления ее ...

Использование природного материала

Природный материал.Главное внимание уделяется творческой деятельности учащихся, результат труда. ...

Формирование графического навыка письма с использованием природного материала

laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»....

Организация проектной деятельности с использованием краеведческого материала

Из опыта работы: " Организация проектной деятельности с использованием краеведческого материала". Дети знакомятся с историей родного края, традициями и учатся работать над проектом....