Светофор здоровья.
рабочая программа (4 класс) на тему

Хромова Елена Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_svetofor_zdorovya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к воспитанникам и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья школьников, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» направлена на коррекцию  следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье воспитанников в дальнейшем.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и с учетом специфики контингента учащихся  с нарушением зрения. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, постановке специальных коррекционных задач (Приложение 1).

 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

«Светофор здоровья».

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у воспитанников ценности здоровья на ступени начального общего образования. И спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление такой цели, как:

формирование установки на ведение здорового образа жизни и развитие коммуникативных навыков, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

1.     Формирование у воспитанников:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье;
  • правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах;
  • рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
  •  двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
  •  укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
  •  обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  •   воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

2.     Обучение воспитанников:         

  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

В программе используются следующие принципы.

Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Формы и методы работу  с воспитанниками:

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.

Занятия по ЗОЖ носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

творческие работы учащихся, накопление материалов по типу «портфолио».

викторины,- презентации, - игры на улице, - посещение музеев, - прогулки на   природе,   - творческие конкурс.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Содержание программы     внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.  

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

К концу 4  класса.

 Воспитанники джны знать:

Что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс;

как      помочь сохранить себе здоровье;

должны знать, что принимая решение,  каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые   привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики);

что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье   мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.

Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов;

уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья»  является формирование следующих умений у воспитанников:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» - является формирование  у воспитанников следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии е с помощью воспитателя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному воспитателем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в         учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Предметные результаты:

  • осознание  воспитанниками  необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

 

2.1.       Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности

 

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:

товарищество,

уважение к старшим,

доброта, честность, трудолюбие,

бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка,

любознательность, стремление быть сильным и ловким.

 

.                            Приложение 1

Специальные методы и условия обучения детей с нарушением зрения. Специальные коррекционные задачи

Специальные условия:

  • Выполнение офтальмо-гигиенических требований.
  • Использование средств оптической коррекции.
  • Использование индивидуального раздаточного материала для детей с различной степенью нарушения зрения (увеличение шрифта, контрастность).
  • Использование рельефной и силуэтной наглядности,  наглядности с выделенным контуром.
  • Соблюдение зрительного режима (согласно рекомендациям врача-офтальмолога).
  • Смена зрительных режимов (ближнего и дальнего) с целью предотвращения зрительного утомления.
  • Уменьшение объема письменных работ.
  • Увеличение масштаба предъявляемых изображений (схем, таблиц, текстов, картин и т.д.).
  • Проведение на каждом уроке зрительной гимнастики.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Тип занятия

Количество часов

1

Твоё здоровье!

Тестирование

1

2

Здоровый образ жизни

Психологический тренинг

1

3

Мое тело

Викторина

2

4

Оказание первой доврачебной помощи

Музей гигиены

Презентация, с практическим применением

1

5

Личная гигиена

Занятие

1

6

Правильное дыхание

Практическое

1

7

         Музей гигиены

     Экскурсия

4

8

День здоровья

Конкурсная программа

1

9

Фигуры

Подвижная игра

1

10

Поделом вору и мука

Психологическое занятие

1

11

Цепочка движений

Подвижная игра

1

12

О злом никотине

Занятие

2

13

Мы против наркотиков

Тренинг

2

14

Злой волшебник - Алкоголь

Игровая ситуация

1

15

От каких вредных привычек надо избавиться?

Викторина

1

16

      Я выбираю кашу!

Конкурсная программа

2

17

Путешествие в страну здоровья

Игра по станциям

1

18

Фруктовая корзина

Подвижная игра

1

19

День  здоровья

Занятие

1

20

Ловкач

Игра

1

21

Здоровый образ жизни

Занятие в игровой форме

1

22

Западня

Игра

1

23

Секреты здоровья

Презентация

1

24

Золотые ворота

Игра

1

25

Сестрички - привычки

Интеллектуальная игра

1

26

Лохматый пёс

Подвижная игра

1

27

Осторожно Грипп!

Занятие

1

28

Платочек

Подвижная игра

1

29

Правильное питание - Залог здоровья

Занятие - игра

2

30

Мое питание

Урок - презентация

2

31

Компьютер и мы

Занятие - упражнение

2

32

Откуда берутся грязнули?

Игра по

станциям

1

33

Выши ноги от земли

Подвижная игра

1

34

Зачем человеку отдых?

Занятие

1

35

Самый ловкий

Подвижная игра

1

36

Зачем человеку – вода?

Презентация

1

37

Воздух и его охрана

презентация

1

38

Оказание первой помощи

Презентация

2

39

Дыхание

Урок тренинг

2

40

Здоровье!

Конкурс рисунков

1

41

Здоровье и я!

Конкурс сочинений

1

42

Здоровым будешь – всё добудешь.

Командная игра

2

43

Если хочешь, будь здоров закаляйся

Занятие практикум

2

44

С игрой на одной волне

Подвижные игры на улице

2

45

Экология – залог здоровья

Презентация

1

46

Ловушки

Подвижная игра

1

47

Прогулка  в парк Александрино

Оздоровительная прогулка

4

48

Платочек

Подвижная игра

1

49

Тестирование Моё здоровье

тест

1

50

Обобщение пройденного материала

1

Изменение календарного планирования

Дата

Мероприятие

Причина даты изменения

Список использованных пособий

1.Алиев Х. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. – М.: МГУ, 2010. 

2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

3. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

4. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

5. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

6. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья. – 2004 . 

7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. Спб., 2008

8. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

9.  Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

10. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

11.  Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья: учеб. пособие по валеологии для начальной школы. Спб., 2008

13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. Спб., 2007

14.  Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

15.  Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

16. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

17. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

18. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

Физкультура для всей семьи / сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. М., 2009

19. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Светофор"

Классный час "Светофор" поможет ребятам лучше  усвоить правила дорожного движения,запомнить дорожные знаки. На примере игры разобрать ситуации, возникающие при движении и переходе через дорогу. Р...

викторина ПДД «Светофор наш верный друг»

внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения...

Светофор. Буклет по правилам дорожного движения.

Буклет о правилах дорожного движения в котором стихотворение, знаки памятки для учеников....

Праздник "Путешествие в страну Светофорию"

Данный праздник способствует с помощью разных методов и приёмов изучать правила дорожного движения....

Внеурочное занятие программа "Здоровячок" по теме "Светофор здорового питания" 2 класс

Технологическая карта занятия "Светофор здорового питания" с маршрутными листами....

Занятие Праздник по правилам дорожного движения "Мой друг Светофор". Презентация к празднику "Мой друг Светофор".

В современном городе движение весьма оживленное даже на небольших улицах. И без знаний правил дорожного движения в большом городе просто не выжить! Хорошо, если родители научат ребенка вест...