"Без труда мы никуда"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Баширова (Тиньгаева) Раиса Викторовна

Занятие для 4 класса коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час в 4 классе34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия во 2 группе.

Тема: «Без труда мы никуда».

Цель: стимулирование интереса детей к различным видам трудовой деятельности, начальная профориентация; развитие познавательного интереса к миру профессий; привитие интереса к труду.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда.
  2. Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный  интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством дидактической игры, чтения и анализа текста литературного произведения, работы с пословицами, разгадывание загадок.
  3. Воспитательные: воспитывать  ответственное  отношения к труду, людям труда, результатам труда, трудолюбие и ответственность.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ

Методы:  словесный, наглядный , практический, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фрагмент м/ф «Все профессии нужны», музыкальная физминутка, карточки с заданиями, карточки – смайлы для рефлексии.

Словарь: труд, профессия, трудолюбие.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Добрый день, ребята, добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех на нашем занятии. Пожелаем всем хорошего настроения и хорошей, продуктивной работы!

II Сообщение темы и цели занятия. ( слайд 1)

1.Вступительная беседа.      (слайд 2)

Занятие наше необычное.  Проведём мы его в форме устного журнала. Что такое журнал, вы, наверно, все знаете! Для начала я вам предлагаю послушать выступление своих одноклассников. Внимательно слушайте и подумайте, о чем же говорится в стихотворении? Какова главная мысль стихотворения? (слайд 3)

Нетрудно, ребята нам песенку спеть,        Оксана

Нетрудно, а все-таки надо уметь.

За что ни возьмись, нужно мастером стать

И дело любое уметь выполнять.

Сломалась игрушка – умей починить,      Витя

А новую сам научись смастерить,

Недаром ребятам смекалка дана,

Во всем и везде помогает она.

Умей, если нужно, заштопать чулок,         Варвара

Без помощи свой приготовить урок,

Будь первым в учебе, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

- О чем идет речь в стихотворении?

- Что советует читателям автор?

- Определите тему классного часа.

- Кто такие «белоручки»? Как вы понимаете?

- Тема сегодняшнего занятия «Без труда мы никуда» (слайд 4)

- Мы будем говорить с вами о труде, его значении для человека, вспомним некоторые профессии.

III. Работа над темой занятия.

1.  Словарная работа       (слайд 5)

Значение слова Труд по Ожегову:
Труд - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

Слово Труд в словаре Д.Н. Ушакова

Труд - целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного и физического напряжения.

А как это «умственно трудиться?» и «физически»? Как вы понимаете эти выражения?

- А вы трудитесь умственно? Физически?

2.Работа с пословицами (в парах)

 - Ребята, предлагаю вам выполнить задание. Сейчас  я раздам вам пословицы, но там слова поменялись местами. Ваша задача: привести в порядок слова, получить правильные пословицы, зачитать классу и попытаться объяснить их смысл. (Ответы детей, по необходимости помощь воспитателя) 

1. Скучен день до вечера, коли делать нечего (слайд 6)
2. Землю красит - солнце, а человека -  труд.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Какой общей темой можно объединить эти пословицы? (Труд, работа, профессия)

- А зачем человек трудится, работает, получает профессию? (Ответы детей)

- Вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Вот мы их и вспомнили.

Толковый словарь Ожегова.     (слайд 6)

профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.

- А какие трудовые поручения вы выполняете в школе?

- Какие у вас постоянные поручения в классе? Кто за какую работу отвечает?

(Командир класса, цветовод, затейник, библиотекарь, хозяйственник, санитар,  и тд..)

  1. Дидактическая игра «УГАДАЙТЕ, КТО РАБОТАЕТ С ЭТИМИ ВЕЩАМИ?»       (слайд 7)

Дидактическая задача: Учить устанавливать ассоциативную связь между предметами и профессией человека.

Игровое действие. Воспитатель: Я назову три слова, а ты подумай, с людьми какой профессии они связаны.

Весы, прилавок, товар (продавец)

Каска, шланг, вода (пожарный)

Читальный зал, книги, читатель. (библиотекарь)

Ножницы, ткань, швейная машинка (портной)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо (повар)

Доска, мел, учебник. (учитель)

Руль, колеса, дорога. (водитель)

Маленькие дети, игры, прогулки. (воспитатель)

Кирпичи, цемент, новый дом (строитель)

Болезнь, таблетки, белый халат (врач)

Ножницы, фен, бигуди (парикмахер)

Небо, самолет, аэродром (летчик)

Молодцы! Вот как много профессий вы уже знаете!

IV. Физминутка «Весёлая мультзарядка»       .(слайд 8)

4 .Игра на внимание.       (Слайд 9)

 Ну и давайте проверим, кто у нас  самый внимательный. Я буду называть предложение - загадку, а вы будете определять, что это за профессия.

  1. Кто готовит котлеты, винегреты, салаты? (Повар.)
  2. Кто в дни болезней
    Будет всех полезней? 
    (Доктор.)

  1.  Кто в пекарне хлеб печёт?

Кому спасибо и почёт?

     Кто заботится о том,

Чтоб хлеб пришел к нам в каждый дом?

                                                           (Пекарь.)

  1. Работает на мельнице. (Мельник.)
  2. Он не лётчик, не пилот
    Он ведёт не самолёт,
    А огромную ракету,
    Дети, кто скажите, это? (
    космонавт)
  3. Кто учит детишек читать и писать
    Природу любить, стариков уважать. 
    (Учитель.)

5 . Чтение и анализ текстов из литературных произведений (слайд 10).

  Л.Н.Толстой «Две  лягушки»  

 Попали две лягушки в кувшин со сливками.   Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула.

     А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила сливки в масло. Так и выбралась.

Беседа по теме.

- Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)

-Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались.

В словаре Д.Н. Ушакова         (слайд 11)

Трудолюбие -    склонность, любовь к труду.

-    Трудолюбие- достоинство человека. (слайд 12)

 Примеров огромного трудолюбия и терпения можно много привести:

Один из них…

Ю.А.Гагарин- первый космонавт Земли,

В.Н.Терешкова- первая женщина- космонавт, полетевшая в космос,

         (изнурительные тренировки и учёба космонавтов).

  - Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. « Тяжело в учении - легко в бою!»-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.

  -Михаила Васильевича Ломоносова. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен.

   А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл  пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой).

ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой.

-  Какой сейчас ваш самый главный труд? (учиться).

А надо ли учиться? Почему? ( Ответы детей)

 - Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся.

6  Практическая работа по карточкам (индивидуально).

Определить, кто чем занимается.

Кроит, шьёт одежду.

Садовник

Тушит пожары.

Парикмахер

Печёт хлеб, булочки.

Комбайнер

Продает товар покупателям.

Швея

Стрижет, делает прически.

Пожарный

Строит дома, здания.

Пекарь

Ухаживает за садом, поливает, сажает цветы.

Продавец

Работает на комбайне, убирает в поле пшеницу, рожь.

Строитель

Проверка на слайде     (слайд 12).

V  Итог: Наше занятие подошло к концу    (слайд 13)

- О чём мы с вами сегодня говорили на занятии?

- Что такое труд?

- Можем ли мы жить без труда? Почему?

Вывод: Без труда мы никуда!

VI.  Рефлексия: (слайд 14)

Оценивание занятия при помощи  смайлов. Детям предлагается подарить смайлу эмоции.

Самоанализ  открытого занятия во 2 группе.

Тема: «Без труда мы никуда».

Дата: 20.04.2018.г

Группа: 2

Воспитатель: Баширова Р.В.

Цель: стимулирование интереса детей к различным видам трудовой деятельности, начальная профориентация; развитие познавательного интереса к миру профессий; привитие интереса к труду.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда.
  2. Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный  интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством дидактической игры, чтения и анализа текста литературного произведения, работы с пословицами, разгадывание загадок.
  3. Воспитательные: воспитывать  ответственное  отношения к труду, людям труда, результатам труда, трудолюбие и ответственность.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ

Методы:  словесный, наглядный , практический, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фрагмент м/ф «Все профессии нужны», музыкальная физминутка, карточки с заданиями, карточки – смайлы для рефлексии.

Словарь: труд, профессия, трудолюбие.

Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием с учащимися 2 группы. Сложность информации занятия была соразмерна с возрастными особенностями воспитанников  группы. Содержание занятия было доступным, составленным с учетом возрастных и психофизических особенностей, объема, уровня подготовленности обучающихся.  В группе 11 человек: 2 девочки и 9 мальчиков. Это учащиеся 3 и 4 классов. На занятии присутствовали все дети, несмотря на то, что в группу недавно были переведены обучающиеся 3 класса Диденко Александр и Шевелев Сергей. Я взяла их на занятие с целью активной адаптации в среде группы.

Для активизации познавательного интереса и рациоанального использования времени на занятии используется компьютерная презентация.

Для обогащения словарного запаса учащихся  проведена словарная работа. На протяжении всего занятия дети учились: делать выводы, анализировать, сравнивать, обобщать. Каждый этап работы имел завершенность и взаимосвязь, как с предыдущим, так и с последующим.

            Сочетались словесные, наглядные и практические способы деятельности. Выбранные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая позволили наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности детей на занятии. С целью научить устанавливать ассоциативную связь между предметами и профессией человека была проведена дидактическая игра «Угадай, кто работает с этими вещами». Для развития связной устной речи была проведена работа с пословицами, а также прослушивание и последующее обсуждение текста литературного произведения «Две лягушки».

В ходе занятия использовались  инновационные образовательные технологии: здоровьесберегающие (физминутка, дозированность заданий, соблюдение санитарно-гигиенических требований), ИКТ, технология коррекционно-развивающих упражнений (самостоятельная работа по карточкам), проблемный подход обучению (самопроверка ответов по ключу), разноуровневое обучение (подбор заданий с учетом индивидуальных способностей обучающихся – Шевелев Сергей).            

С целью стимулирования интереса детей к различным видам трудовой деятельности, начальной  профориентации, развития познавательного интереса к миру профессий были проведены «Игра на внимание» (отгадывание загадок), «Дидактическая игра», просмотрен фрагмент мультипликационного фильма «Все профессии нужны».

С воспитательной целью была дана историческая справка об известных людях нашей страны Ю.Гагарине, В.Терешковой, А.Суворове, М.Ломоносове.

 Для снятия напряжения  и усталости использовались физминутка и смена видов деятельности.

На занятии соблюдались принципы: целостности обучения (видна взаимосвязь текущего материала с ранее изученным); принцип доступности и развития (материал отвечал способностям и возможностям обучающихся, что создавало условия для  его усвоения); принцип здоровьесбережения (проведена минутка релаксации, построение занятия  препятствовало утомлению, содержало мотивирующий материал,  корректное общение воспитателя  с обучающимися).  Занятие было обучающим, коррекционно-развивающим, с соблюдением доступности и воспитывающей направленности, реализовало поставленную цель.

          Во время подведения итогов была оценена деятельность учащихся и группы в целом.

Рефлексия показала, что задачи занятия были решены.

              Считаю, что занятие представляет собой целостную систему:

-занятие было эмоциональным, вызвало интерес;

-темп занятия был оптимальный, действия учеников и воспитателя завершённые;

- между воспитателем и учениками был  установлен психологический контакт;

- доминировала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и активного творческого труда;

- обеспечено активное участие каждого ученика.

              Считаю, что поставленные  цель и задачи были реализованы.

Воспитатель: Баширова Р.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...” К. Ушинский

Главная идея опытамоей работы через использование приёмов технологии интерактивного обучения, способствующих  развитию коммуникативных умений, пытаться вместе с учащимися отыскивать общий с...

Внеклассное мероприятие «Нам без шуток - никуда!»

День смеха, День дурака — всемирный праздник, отмечаемый 1 апреля во многих странах. Во время этого праздника принято разыгрывать друзей и знакомых, или просто подшучивать над ними. На параллели ...

классный час в 3, 4 классах на тему "Наркотики-путь в никуда"

классный час был спланирован и проведён с целью формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни и негативного отношения ко всякого рода наркотическим веществам....

Презентация к занятию "Без труда мы никуда"

Слайдовая презентация в форме уссного журнала к занятию "Без труда мы никуда"...

Мероприятие "Без труда мы никуда"

Трудовое воспитание....

Воспитательное мероприятие " БЕЗ ТРУДА МЫ НИКУДА"

Материал для учителей начальных классов...