Учебно - методический комплект классного часа "Я - ученик" 4 класс
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Представляю вашему вниманию учебно - методический комплект классного часа " Я - ученик", состоящий из конспекта и презентации. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ya_-_uchenik.doc | 104 КБ |
prezentatsiya_ya_-_uchenik.ppt | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Я- ученик»
Цели: формировать новый социальный статус и социальную роль «Я - ученик»
Планируемые результаты:
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе, принять образ хорошего ученика;
Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу в диалоге с учителем, умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: формировать умение ставить вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагать помощь и сотрудничество при работе в группе над выполнением поставленного задания.
Познавательные: формировать умение искать и выделять информацию об ученике из различных источников, умение презентовать полученную информацию, делать вывод;
Метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия, излагать свое мнение, умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей, умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации;
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал.
Этапы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Словесный: слово учителя Наглядный: учебная презентация; | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи. | Приветствие учителя Положительный эмоциональный настрой на работу | Л: самоопределение к учебной деятельности
|
Мотивационный Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; | 2 мин | На экране вы видите фразу одного очень известного человека, кто хочет прочитать? Кто – нибудь знает чья эта фраза? Верно, это высказывание Александра Суворова, выдающегося русского полководца. Как вы понимаете это высказывание? Какие пословицы на тему ученья вы еще знаете? (терпение и труд все перетрут; век живи , век учись; грамоте учиться, всегда пригодится) А теперь я предлагаю вам прослушать одну интересную сказку. Устройтесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать. «О муравьишке, который пошел в школу» (автор - Е. Катынская) В одном лесу, на красивой земляничной поляне, жили семейства муравьев. Взрослые муравьи ходили на работу, одни дети оставались дома с бабушками, других водили в детский сад за старой сосной. Прошло время, муравьишки подросли, им пора было идти в школу, где учат писать и читать, где узнают много интересного о лесе, в котором они живут, о жизни муравьев в прошлом. Муравьишки очень волновались: ведь они теперь ученики, а это так непривычно. Что значит быть учеником, они еще плохо знали. Пока они только разглядывали своего учителя... Постепенно муравьишки стали привыкать к школе, полюбили своего учителя, нашли друзей... Одним из таких учеников был малыш по имени Усатик Усатик постоянно думал о доме, отвлекался на уроках. Он ни с кем не мог подружиться, и поэтому на переменках всегда грустил. По утрам ему не хотелось идти в школу. Так продолжалось много дней, и муравьишка думал, что так будет всегда... И вот как-то утром Усатик, как обычно, собирался в школу. Небо было серым, солнышко спряталось, и от этого было совсем печально. Усатик плелся по тропинке, смотрел на серое небо, которое, казалось, вот-вот заплачет... И тут с неба упала Капелька. — Ой, сказала она. — Муравьишка, почему ты такой грустный? — Не видишь, что ли, в школу иду, нехотя отозвался Усатик. — Ах, в школу! Как это здорово! Значит, ты ученик? — Ну, ученик, ну и что? А я вот сижу целыми днями в облачке и мечтаю, что когда-нибудь тоже пойду в школу. Но мы, капельки, не учимся... Капелька загрустила. — А почему ты так хочешь в школу? Там много незнакомых муравьев, а еще... — Что — еще? - спросила Капелька. — А еще там нет мамы, -вздохнул Усатик. — Глупыш, когда я с дождиком бываю возле школы, я вижу через окно, как одни ученики разглядывают книжки, другие пишут закорючки. - Это буквы, поправил Усатик. — Как это здорово буквы... А что ты еще знаешь? заинтересовалась Капелька. — Ну... с важным видом начал муравьишка, я знаю про буквы, что их очень много, а из них составляют слова... А еще есть интересные книжки с картинками... - И ты их все умеешь читать? перебила Капелька, - Нет. Пока мне их читает мама или учитель, но потом я и сам научусь! - Как я тебе завидую, Усатик! Ты найдешь в школе друзей, узнаешь много интересного, будешь почти как взрослый. И главное представь, как будут рады за тебя папа и мама. Ты будешь приходить из школы, рассказывать, как провел время, с кем познакомился, что делал па переменках, какой у тебя учитель. Теперь ты можешь делать что-то сам, без помощи мамы, потому что ты ученик. - Но знаешь, как это трудно, — опять пожаловался Усатик. — А разве интересно, когда все легко и просто? Ведь это скучно! К тому же, ты ведь не один, все твои друзья тоже учатся в школе, им тоже нелегко. Некоторые привыкают быстрее, а другие чуть медленнее. Но все не могут быть одинаковыми, правда? Кому-то легче, кому-то труднее... Так что, Усатик, беги скорее в школу, а вечером расскажешь маме, какие уроки были сегодня, с кем ты играл. Просто подойди к ней и скажи: «Мам, послушай, как было сегодня в школе». - Спасибо тебе, Капелька! Я побегу, а то опоздаю на урок, прокричал Усатик. Он вбежал в школу, поднялся по ступенькам в класс и сел за парту рядом с другим муравьишкой. - Привет, Усатик, сказал сосед по парте. - Доброе утро, ответил Усатик и улыбнулся. — А ты сегодня веселый, — отозвался сосед. Тут вошел учитель, и начался урок. Усатик огляделся по сторонам: небо за окном не казалось уже таким серым, потому, что там, в тучах, жили капельки. Учитель не казался таким чужим и непонятным, как раньше "Усатик, открой книжку", - услышал муравьишка. Усатик открыл книгу и почему-то улыбнулся. «Я ученик», — гордо подумал он. А вечером, когда мама пришла с работы, Усатик усадил ее на диван и сказал: - Знаешь, мама, в школе все так необычно...сегодня мы учили новые буквы и еще рисовали картинки, а еще... — Что еще, малыш? - спросила мама. — А еще мне пора делать уроки ведь завтра я снова пойду в школу, а вечером снова расскажу тебе о том, что там было... | Принимать установку учителя | П: анализ объектов с целью выделения признаков Р: установление причинно-следственных связей |
Постановка темы и учебной задачи Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; | 3 мин | А теперь давайте ответим на несколько вопросов по этой сказке: — Почему Усатику было сначала грустно в школе? (потому что там очень много незнакомых муравьев и нет мамы рядом) Какие самые грустные слова он произнес? («Там нет мамы») — Как понимать слова капельки «Надо научиться быть учеником»? Разве этому нужно учиться? — Попробуйте сказать слова «Я ученик» так же гордо, как их произнес бы Усатик. Вы послушали сказку, а теперь попробуйте определить тему нашего классного часа.(Я- ученик). - А теперь давайте все вместе поставим задачи нашего урока: 1. Узнать, кто такой ученик. 2. Определить, каким должен быть ученик 3. Найти ответ на вопрос «Настоящий ли я ученик ?» (Задачи на слайде) | Отвечать на вопросы учителя Беседа с учителем Определить тему классного часа Постановка учебных задач | Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности Р: самоорганизация Р: ;целеполагание |
Актуализация опорных знаний Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация | 3 мин | Ребята, попробуйте дать определение понятию «Ученик». Прочитайте. Сравните ваше определение слова «ученик» с определением, данным в толковом словаре Ожегова. 1 Ученик – это тот, кто учится в школе или обучается какой-н. профессии, мастерству. 2 Ученик – это последователь чьего-нибудь учения. 3 Ученик - тот, кто изучал что-нибудь под руководством кого-нибудь. Где мы еще можем найти ответ на наш вопрос, помимо словарей? (В книгах, в Интернете, …) Посмотрите на слайд. 1. Учеником называют учащегося школы; - Вы учащиеся начальной, далее средней школы. 2.Человека, который учится чему-либо. - Вы чему – либо учитесь? Чему?(ответы детей). | Сформулировать собственное определение Познакомиться с определениями Усвоить новую информацию Рассуждать | Р: принятие и сохраннее учебной задачи, самоопределение к деятельности; К: аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений. |
Основной этап Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; | 2 мин | Ребята, сейчас я расскажу вам очень интересные факты о вас, учениках, и вы поймете, что учеником быть не так уж и просто. За время учебы в средней школе ученик решает около 30 000 задач; Прочитывает 800 000 страниц текста; Из-под его пера выходят 500 сочинений и изложений; Он получает около 2000 отметок! ! ! Ребята, а как вы думаете, как давно существует само понятие школа и ученик? На самом деле, школы появились еще во 2 тыс. до н. э Древний Египет Первые школы появились в Древнем Египте как раз в это время. Уже тогда изучали историю, географию, математику, зоологию, медицину, а так же физические и военные упражнения. В древней Греции было раздельное обучение, т.е. мальчики и девочки учились отдельно. Девочки учились петь, читать, писать, считать, метать копье и диск. У мальчиков все было сложнее. До 7 лет они воспитывались дома. После 7 лет и до 18 они учились борьбе, рукопашному бою, привыкали к лишениям(голод, холод, жажда), учились переносить любую боль. С 18 лет они несли военную службу. Так что раньше учениками быть было гораздо сложнее, чем сейчас. | Слушать учителя Отвечать на вопросы Слушать учителя | |
Динамическая пауза | 10 мин | А сейчас я предлагаю вам немного размяться. Сейчас мы сыграем с вами в игру «Это я»! Докажем, что и мы ученики и тоже многое умеем! Итак, начинаем: - Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...) - Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...). Молодцы, присаживайтесь! | Слушать учителя Следовать указаниям учителя | П: использование знаково-символических средств К: умения общаться, взаимодействовать с людьми.ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; |
Основной этап Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; | 10 мин | -- Что случится, если люди не будут учиться?(если люди не будут учиться, они в последствии не смогут работать, строить дома, делать открытия и развитие человечества остановится) -- Кто создал все, что нас окружает - дома, машины, предметы быта, одежду? ( Это все сделал человек, который учился. Правильно. Прежде чем что-то создать, человек должен получить необходимое количество знаний, овладеть определенными умениями, приобрести навыки в работе). - Всегда ли легко учиться? Как преодолевать трудности в учении? (Учение – это не всегда легко. Главное – понять, что быть учеником – это очень важная и почетная задача. Нужно быть трудолюбивым и старательным, только тогда все получится). А сейчас обратите внимание на слайд, знаете ли вы, чья фотография там находится? Верно, это Альберт Эйнштейн. А кем он был? Он был великим ученым и философом, а также стал обладателем самой престижной научной премии – Нобелевской премии. В старших классах вы будете изучать теорию относительности Альберта Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Но интересна сама история этого простого человека, которого знает весь мир. Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты». Преподаватель греческого языка как-то сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». В то же время ученый отмечал, что благодаря самостоятельным занятиям по физике и математике он шел далеко впереди школьной программы. Ребенком Эйнштейн читал популярные научные издания, по его собственным словам, «затаив дыхание». Самостоятельные занятия помогли ему не только обогатиться новыми знаниями, но и сделать великие научные открытия. Таких примеров, когда самообразование, упорный труд изменяли жизнь людей, в истории много. Вы можете в этом убедиться, познакомившись с биографиями М.В. Ломоносова, И.П. Кулибина, Т.Г. Шевченко и других выдающихся ученых, изобретателей, исторических деятелей. - А для чего вы учитесь, приходите в школу, добываете знания?(Любая профессия требует знаний. После окончания школы, вы выбираете специальность, учитесь уже на ту профессию, которая вам по душе, которая вам нравится. И идете работать. Работая, вы продолжаете учиться, вы учитесь общаться с людьми, учите что-то новое для совершенствования своей работы. И так всю жизнь.) А сейчас мы с вами поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.(на слайде) 1 подгруппа Какие базовые качества ученика, составляют основу умения учиться? Заготовка - Слайд Во-первых, для этого требуется сила воли. Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо. Во-вторых, нужно помнить, что учение - это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение. В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они - дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля). Итак, базовыми качествами ученика, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности. 2 подгруппа Как развить силу воли? Заготовка - Слайд •Во-первых, учитесь управлять собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо». •Во-вторых, «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли. •В-третьих, верьте в себя. 3 подгруппа Как сосредоточиться на уроке, проявлять внимание? Заготовка - Слайди •Во-первых, научиться думать - самая трудная задача ученика. Чаще, мы не хотим думать, потому что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо. •Во-вторых, необходимо сосредоточиться на словах учителя? В голове у нас великое множество интересных мыслей: о вчерашнем фильме, ссоре с товарищем, планах на выходные •В-третьих, собранный человек, не двигается и внимание его само собой концентрируется. Оказывается, поза, состояние мускулов очень связаны с вниманием. Если мы хотим быть внимательными на уроке, прежде всего нужно изменить позу: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать... Познакомьтесь с лучшими качествами учеников, соотнесите их, со следующими ситуациями: Организованность –умение составлять план своих действий, и придерживаться его в достижении цели Доброта - проявление искренних чувств, полезных другим, не требующих вознаграждения Уверенность- это твёрдое устойчивое убеждение истинности чего-либо, отсутствие сомнений. Ситуация 1: Катя и Лена были самые ответственные девочки класса. Катя могла собрать весь класс и повести за собой, а Лена быстро схватывала требования своего учителя и доносила до класса. Они всегда первые готовы к работе. Какое хорошее качество присутствует у Лены и Кати? (Организованность.) Ситуация 2: На уроке математики, Марья Васильевна задаёт сложный вопрос своему классу, на который ребята затруднялись ответить. Ира знала ответ, но не поднимала руку. Даша смело подняла руку и ответила на вопрос учителя. О каком качестве здесь идёт речь ? (Уверенность ) Ситуация 3 : Коле родители подарили красивую ручку, но он решил, что она будет нужнее его соседу по парте Саше, и подарил свою ручку ему. Каким хорошим качеством обладает Коля? (Доброта). Отлично, мы должны развивать все эти три качества, чтобы стать хорошими учениками. | Рассуждать Отвечать на вопросы учителя Слушать учителя | П: осознанные устные высказывания К: строить монологическое высказывание П: осознанное построение речевого высказывания анализ, синтез, сравнение Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Первичное закрепление материала Словесный: слово учителя; беседа | 4 мин | На доске вы видите лесенку, которая называется «Школьные успехи». Ваша задача определить на какой ступени вы находитесь. (проверка по рукам) 2 ступень - люблю учиться, получать знания; 3 ступень Учусь учиться самостоятельно; 4 ступень -стремлюсь развивать самого себя. Наша задача стремиться к самой высокой ступени школьных успехов, для этого необходимо: 1.Развивать свою активность, трудолюбие, организованность, инициативу, 2.Постоянно добывать знания, изучать опыт других; 3. Учиться и развивать самого себя. Игра «Доскажи словечко» В школе есть определённые правила, которые НАСТОЯЩИЙ ученик должен соблюдать. - Давайте проверим, знаете ли вы эти правила. Ребята, я начинаю, а вы продолжаете, подбирая правильное словечко: Приказания не жди, В школу вовремя …(иди) Для всех закон, а не желание – Приходим в класс без … (опоздания!) Ты сиди за партой стройно И веди себя … (достойно). На уроке будь старательным, Будь спокойным и … (внимательным). Не бойся ошибиться – Ведь ты пришёл … (учиться), Не унывай, не мучайся – Ведь на ошибках … (учатся). Если друг стал отвечать, Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу – Подними спокойно… (руку).
| Слушать учителя Принимать установку учителя Выполнять задания Действовать по установке учителя Беседа с учителем | П: выполнение действий по алгоритму К: учет различных мнений |
Заключение Словесный: слово учителя; беседа Наглядный: учебная презентация | 5 мин | Ребята, сегодня мы начали обсуждать очень интересную тему, мы поговорили про то. Каким должен быть ученик, вспомнили известных учеников и многое другое. В начале занятия мы ставили цели, как вы думаете, мы их достигли? | Слушать учителя | К: учет разных мнений; |
Рефлексия Словесный: слово учителя; беседа Наглядный: учебная презентация, звоночки. | 3 мин | Выскажите свое мнение о нашем уроке, используя любое начало фразы, которые представлены на слайде. - Сегодня я узнал… - Я понял, что… - Я научился… - У меня получилось … - Я смог понять… - Я попробую… - Меня удивило… Ребята, я убедилась в том, что вы уже настоящие ученики. Каждый из вас может уверенно сказать: «Я – ученик!». (Слайд). - Каждая из вас получает в подарок звоночки, для того, чтобы вы всегда помнили о том, что вы ученики и это очень ответственная задача! (Главный в группе раздает звоночки) - Спасибо вам большое, до свидания! | Анализировать собственную деятельность Слушать учителя | Л: самооценка; |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ученье – свет, а неученье – тьма» Александр Васильевич Суворов
Я – ученик!
Задачи урока: Узнать, кто такой ученик Определить, каким должен быть ученик Найти ответ на вопрос «Настоящий ли я ученик?»
Кто такой ученик?
Ученик – это тот, кто учится в школе или обучается какой – либо профессии, мастерству. Ученик – это последователь чьего – нибудь учения. Ученик – тот, кто изучал что – нибудь под руководством кого – нибудь.
Правила работы в группе:
1 подгруппа. Какие базовые качества ученика, составляют основу умения учиться? 2 подгруппа. Как развить силу воли? 3 подгруппа. Как сосредоточиться на уроке, проявлять внимание?
1 подгруппа Во-первых, для этого требуется сила воли. Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо. Во-вторых, нужно помнить, что учение - это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение. В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они - дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля). Итак, базовыми качествами ученика, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности.
2 подгруппа • Во-первых, учитесь управлять собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо». • Во-вторых, «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли. • В-третьих, верьте в себя.
3 подгруппа • Во-первых, научиться думать - самая трудная задача ученика. Чаще, мы не хотим думать, потому что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо. Во-вторых, необходимо сосредоточиться на словах учителя. В голове у нас великое множество интересных мыслей: о вчерашнем фильме, ссоре с товарищем, планах на выходные В-третьих, собранный человек, не двигается и внимание его само собой концентрируется. Оказывается, поза, состояние мускулов очень связаны с вниманием. Если мы хотим быть внимательными на уроке, прежде всего нужно изменить позу: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать...
Организованность – умение составлять план своих действий, и придерживаться его в достижении цели. Доброта – проявление искренних чувств, полезных другим, не требующее вознаграждения. Уверенность – это твёрдое и устойчивое убеждение истинности чего – либо, отсутствие сомнений.
Организованность Ситуация 1 : Катя и Лена были самые ответственные девочки класса. Катя могла собрать весь класс и повести за собой, а Лена быстро схватывала требования своего учителя и доносила до класса. Они всегда первые готовы к работе. Какое хорошее качество присутствует у Лены и Кати?
Уверенность Ситуация 2: На уроке математики, Марья Васильевна задаёт сложный вопрос своему классу, на который ребята затруднялись ответить. Ира знала ответ, но не поднимала руку. Даша смело подняла руку и ответила на вопрос учителя. О каком качестве здесь идёт речь ?
Доброта Ситуация 3 : Коле родители подарили красивую ручку, но он решил, что она будет нужнее его соседу по парте Саше, и подарил свою ручку ему. Каким хорошим качеством обладает Коля?
Сегодня я узнал… Я понял, что… У меня получилось… Я смог понять… Я попробую… Меня удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект классного часа на тему "Здоровым быть модно"
Учебно - методический комплект классного часа на тему "Здоровым быть модно" (конспект+презентация+раздаточный материал)...
Учебно-методический комплект классного часа на тему:"Доброта" 1 класс
Классный час на тему:"Доброта" + презентация...
Учебно - методический комплект классного часа на тему: "Наполним радостью сердца" 3 класс (Конспект+ презентация)
Цель урока узнать что такое радость, что вызывает радость, как подарить радость другому человеку. Также будем учится высказывать свое мнение, обобщать и делать выводы....
Учебно - методический комплект классного часа на тему: "Что помогает хорошо учится?" 3 класс (конспект + презентация)
В данном уроке мы узнаем что поможет нам хорошо учится;- Насколько хорошо учиться зависит от меня самого;- Мы поговорим о том, кто поможет нам хорошо учиться...
Учебно-методический комплект классного часа «Гнев. С какими качествами он дружит?» (конспект+презентация)
Классный час-игра«Гнев. С какими качествами он дружит?»Цели деятельности учителя: воспитывать у учащихся навыки управления своим гневом.Планируемые результаты:Предметные: развивать способность оценива...
Учебно- методический комплект (классный час+презентация) "Смешные жители острова Страха"
«Смешные жители острова Страха»Цели деятельности учителя: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Планируемые результаты:Предметн...
Учебно - методический комплект классного часа "Пасха"
Представляю вашему вниманию учебно - методический комплект классного часа "Пасха". Комплект состоит из конспекта мероприятия и презентации....