Тема: «Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни».
статья на тему

Баширова (Тиньгаева) Раиса Викторовна

Сообщение на методическое объединение воспитателей.

Тема: «Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на методическое объединение воспитателей.

Тема: «Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни».

Подготовила:  воспитатель 4 группы

                             Тиньгаева Р.В.  

Дата проведения: 21.02.2014.г.

        Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Современное общество, высочайшие темпы его изменения предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖ)» как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. На наш взгляд нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни - это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижение каждым выпускником максимально возможной самостоятельности и независимости. Педагогические задачи, соответствующие сформированной цели:

· Коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и ЗОЖ.

· Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у воспитанников познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ.

· Коррекционно-воспитательные: формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.

Организация работы по формированию потребности в ЗОЖ в детском доме имеет свои особенности.

Успешность коррекционной работы направлена на преодоление недостатков в развитии детей, в условиях специализированного детского дома зависит от комплексного взаимодействия всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе.

Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации, в силу особенностей психофизического развития имеют разнообразные дефекты, которые усугубляют вторичный дефект - стойкое нарушение познавательной сферы. Поэтому проблемы коррекции и устранения, сглаживание нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.

Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг наших детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух компонентов:

Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек. Начинаем рассказ о здоровье в узком смысле – отсутствие у человека болезней (здоровый человек активен, бодр, у него хорошее настроение, ему легче учиться, работать). От чего зависит здоровье? Питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, закаливание. Постепенно материал усложняется.

Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.

В воспитательном процессе применяю:

Здоровьесберегающие педагогические технологии через:

– Разучивание комплексов общеразвивающих упражнений, физминуток, гимнастики для глаз, для пальцев рук.

- Упражнения на повышение уровня активации.

- Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

– Упражнения для релаксации.

– Самоконтроль за утомляемостью и снятие напряжения.

       Считаю, что только здоровый ребёнок может быть успешным в учёбе. Для этого организую оптимальный двигательный режим детей (зарядка до уроков, подвижные игры, спортивные эстафеты, динамические паузы, физминутки, гимнастика для глаз, развития мелкой моторики, сохранения осанки), привлекаю всех учащихся к занятиям в спортивных секциях, провожу дни и часы здоровья, организую экскурсии, походы, игры на свежем воздухе, провожу просветительскую работу с воспитанниками по формированию ответственного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Ребята нашей группы принимали активное участие в конкурсе «А ну-ка, парни», приуроченном к 23 февраля, и заняли почетное 1 место. В личном зачете отличились ребята: Портов Сергей, занявший 3 место в армрестлинге, 2 место в подтягивании на перекладине, 2 место в гиревом спорте; Бочкарев Алексей, занявший 1 место в армрестлинге, 3 место в гиревом спорте. Наша группа заняла второе место в «Зарнице». Важным считаю и создание хорошего психологического климата в группе.

Воспитанники моей группы участвовали в областных соревнованиях по лыжам , которые проходили в с Ташла Тюльганского района (Бочкарев Алексей и Бочкарева Светлана), где Света заняла второе место в личном зачете, а команда заняла почетное третье место. Все дети нашей группы посещают кружок «Спортивный». Портов Сергей занимается дополнительно в секции по самбо и дзюдо, участвует в соревнованиях районного масштаба, где занимает призовые места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни

Автором (Бедриной М.А.) предложеныконкретные направления по здоровьесбережению из опыта работы учителя начальной школы.   Данная работа дает возможность изменить атмосферу урока, пов...

Исследовательская работа по теме: «Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями:  к...

Исследовательская работа по теме:«Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается  следующими приложениями: конспе...

Статья "Формирование потребности в здоровом образе жизни у младших школьников"

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация  их потребностей и мотивов, вовлече...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Современная социальная и экономическая ситуация в стране, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабил...

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

«ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.»               Выступление на ...

Презентация на тему: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни. "

Выступление на методическом форуме ОУ по теме: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"...