Конспект внеурочного занятия по теме "Как и почему возникла журналистика?"
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Конспект внеурочного занятия по теме "Как и почему возникла журналистика?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_i_pochemu_voznikla_zhurnalistika.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                               

Школа:                                                                                                                        

Класс:                                                                                                                                Учитель: 

Кабинет:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Как и почему возникла журналистика? (1 урок по теме)

Цель урока:  расширение и активизация знаний учащихся о профессии “Журналист”.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявляют интерес к журналистике;

- анализируют свою работу; 

- воспитание воли и настойчивости в достижении поставленных целей, аккуратности, сознательного отношения к учебе и коммуникативных умений.

Предметные:

- познакомятся со специальностями сферы “Журналистика”, с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист.

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование:  ноутбук, проектор, доска, карточки с текстами

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Организационный момент и мотивация

(Словесный: слово учителя)

1

мин

Слово учителя о целях и задачах курса «Азбука журналистики от А до Я».

Мир профессий – мир огромный и интересный. Каждый человек стремится выбрать ту профессию, которая будет ему интересна в будущем, которая поможет ему реализовать свои творческие возможности. Вы знаете большое количество профессий, но каждому из вас нравится та или иная в большей или меньшей степени.

На занятиях кружка «Азбук а журналистики» вы познакомитесь с основными специальностями сферы “Журналистика”, попробуете себя в роли репортера, очеркиста, редактора.

Приветствовать учителя

К:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

III.

Актуализация

Знаний

Игровое упражнение “Кто есть кто?”

2

мин

Условия игры: ведущий просит каждого ученика назвать те профессии, которые ему кажутся интересными. Все профессии записываются на доске (10–15).

Затем ведущий называет профессию из этого списка, хлопает в ладоши, а учащиеся должны указать ручкой или карандашом в сторону человека, которому, по их мнению, подходит эта профессия.

Ведущий считает количество человек, указавших на участника игры.

Затем подводятся результаты: “Кто есть кто”.

Часто прогнозы одноклассников бывают гораздо вернее, чем прогнозы учителей или родителей.

Слушают учителя

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

IV.

Постановка учебной задачи

2

мин

- Журналистика – профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, поэтому девиз курса “Азбука журналистики” – “Ищи, пробуй, твори!”

Как вы думаете, о чем пойдем речь на нашем занятии?

Ставить цель занятия

Р: целеполагание, планируют свое действие в соответствии с задачей

V.

Решение частных задач

 (Словесный:

Рассказ, беседа)

Практич.: запись качеств журналиста

Игра “Поступь профессионала”

35 мин

Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств СМИ (печать, радио, телевидение).

Слово “журналистика” ввел в русский язык Н.А. Полевой, создавший рубрику с таким же названием в журнале “Московский телеграф” (это было во 2 половине 1820года). Именно с этого времени журналистика становится видом профессиональной деятельности (до этого труд журналистов не вознаграждался или вознаграждался время от времени).

Первым в России профессиональным редактором был Н.М. Карамзин, руководивший изданием журнала “Вестник Европы” в 1802–1803 г.г. (его жалованье составляло три тысячи рублей в год).

– Кто из русских писателей, поэтов, исторических деятелей занимались журналистикой?

Журналистской деятельностью плодотворно занимались Петр I, Екатерина II, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.С. Пушкин и А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и многие другие известные в то время люди.

Среди редакторов популярных журналов были Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевсий, М.Е. Салтыков – Щедрин, В.Г. Короленко, В.Я. Брюсов, М.Горький и др.

– Что же такое информация?

– Как она может воздействовать на человека?  (Радует, огорчает, приносит удовольствие или разочарование и т.д.).

– Что обозначает слово “информация”?

Информация – лат слово, разъяснение, изложение; первоначально означало сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.

Для журналистики слово “информация” – это актуальные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

– Со всей ли информацией, которая окружает нас, имеет дело журналистика?

– А с какой информацией работает журналистика? (С общественно значимой, социальной информацией)

– Чьи интересы удовлетворяет журналистика? (Аудитории)

– Кто оценивает информацию? (аудитория)

– Прочитайте предложенные вам тексты, расскажите, какие чувства они вызвали у вас. 

Профессиональные качества журналиста.

– Запишите на доске, какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать профессиональный журналист (идейно-нравственными, деловыми, психологическими и т.д.).

Обсуждение данных качеств. Выстройте иерархию качеств. После обсуждения профессионально-важных качеств журналиста, предложенных учащимися, учитель называет и комментирует качества, которые не были указаны в ходе обсуждения.

  • Объективность – говорить только правду.
  • Беспристрастность – необходимо констатировать факт и только исходя из него давать оценку происходящему. Личное отношение журналиста к факту не должно открыто выражаться. Если это не входит в задачу материала.
  • Принципиальность – вы имеете право на свою точку зрения, отстаивайте её. Если задание противоречит вашим убеждениям, откажитесь от него.
  • Толерантность – (лат. – терпимость) Надо уметь прислушиваться к разным мнениям, вы не последняя инстанция, кто может думать по-другому и быть правым.
  • Коммуникабельность – это умение устанавливать контакты и связи. Умение общаться, умение выслушать собеседника.
  • Оперативность – работа с информацией не терпит промедления. Умение оперативно передать важную информацию.
  • Физическая выносливость. Крепкие нервы, чувство юмора, умение работать в коллективе и ладить с коллегами.

– Какие специализации сферы “Журналистика” вы знаете?

Идет обсуждение специализацией и их комментарий.

Специализации: репортер, аналитик, очеркист, редактор, корректор, фоторепортер и другие.

Слово учителя: Ребята, мы начинали урок с игры и закончим урок тоже игрой, которая называется “Поступь профессионала”. Вам предоставляется возможность смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения людей профессиональной сферы “Журналистика”.

Основные этапы игры:

1. Участникам игры рассчитаться по порядку номеров. На листочке проставить все номера участников.

2. Каждый игрок выбирает определенную профессию (корректор, репортер, очеркист, фоторепортер и т.д.), которую он будет изображать походкой, и сообщает ее ведущему.

3. По очереди участники встают и походкой (мимикой, жестами) изображают ту профессию, которую они себе определили. Зрители записывают под номером игрока, какую, по их мнению, профессию он изображает.

4. Ведущий собирает листочки у каждого участника, перемешивает их, затем зачитывает номер и из каждого листка ту профессию, которую определили другие участники игры по походке, сообщая профессию, которую изначально выбрал участник игры. Во время подведения итогов не надо называть фамилии участников игры.

В роли ведущего выступает учитель.

Отвечать на вопросы. Слушать учителя

Выдвигают свои предположения

Выполнять задание

П.:понимать информацию; Р:осмысляют учебный материал;

К:строят речевое высказывание

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К:строят речевое высказывание

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: понимать информацию

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П:понимать

сведения 

VI.

Итог урока,

Рефлексия

(Словесный: беседа)

5

минуты

Учитель подводит итоги урока, акцентирует внимание на тех вопросах, которые вызвали затруднение у учащихся. Предлагает заполнить карточки, в которых необходимо поставить галочку около выбранного утверждения.

Оценка урока:

  • Мне все понравилось –
  • Мне ничего не понятно –
  • Мне было интересно –
  • Мне было скучно –
  • Мне было легко –
  • Мне было трудно –

Домашнее задание.

Каждому из вас необходимо написать открытое письмо “Обращение к сверстнику” – по отказу от вредных привычек, в защиту экологической ситуации, по пропаганде здорового образа жизни.

На что необходимо обратить внимание: (учитель выдает листы с планом работы)

1. Выбор темы, например:

  • Остановись! Опасно для жизни и здоровья!
  • Ты сделал неправильный выбор!
  • Жизнь на планете зависит от тебя!
  • Будущее планеты в твоих руках!
  • Оглянись вокруг!
  • Я за будущее моей страны. А ты?

2. Определить основную мысль письма.

3. Подумать над художественными средствами: обращение (мой друг, ребята, ровесники, сверстники, одноклассник, юноши и девушки и т.д.); риторические вопросы (Что же будет на планете завтра? Как ты относишься к алкоголю (курению)? Почему ты взял в руку сигарету? Кто спасет будущую нацию?); сравнения, метафоры, эпитеты и т.д.

4. Отредактировать текст, используя памятку оценки текста.

Памятка

Критерии оценки текста.

  • Правильность и чистота речи (соблюдение норм и правил современного литературного языка, отсутствие жаргонизмов, арготизмов, диалектизмов, сленгов, просторечной лексики и т.д.).
  • Стройность и изящность (использование тропов – метафор, олицетворений, эпитетов, гипербол, литот и т.д., стилистических фигур – эллипсов, градации, инверсий, анафор, риторических вопросов и т.д.)
  • Разнообразность речи, яркость, образность (использование многозначных слов).
  • Старайтесь избегать повторов (тавтологии)

-Спасибо большое за урок! Успехов!

Оценивать свою деятельность

 на уроке

Записывать домашнее задание

Р: осуществляют итоговый контроль,

оценка

П: рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеурочного занятия "Почему Дон Ивановичем зовут?,,,"

Исследовательский проект на тему легендарного Тихого Дона, знакомит с притчами и легендами Донского края....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)

В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Внеурочное занятие "Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" Тема. Почему летит ракета?

Тема. Почему летит ракета?Цель: первичное знакомство учащихся с  устройством ракеты и способом её полёта.Задачи:-формировать положительное отношение к занятиям исследовательской  деятельност...