ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МИЛОСЕРДИЕ КАК ПРИНЦИП ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия Милосердие как принцип волонтерской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калеева Т.В.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МИЛОСЕРДИЕ КАК ПРИНЦИП ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная  школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Цель: познакомить детей с понятиями “волонтерство, “волонтер”, сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о волонтерстве;
  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
  • осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Знания:

1) знает, кто такие волонтеры;

2) понимание “милосердия и сострадания” как духовно ценностных понятий;

3) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.

Умения:

1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию;

2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими делами помогает другим людям.

Основные понятия: волонтер, волонтерство, ближний, милосердие, сострадание, милостыня, ответственность, доброта, сердечность, человеколюбие.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование:  ноутбук, проектор, интерактивная доска;   презентация; толковые словари С.И. Ожегова, В.И. Даля; раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради,  диск с фрагментами фильма «Белый  Бим Чёрное Ухо».

Ход урока

I. Организационный этап. 

Учитель: Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!  Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.

Проверяют готовность к уроку.  Тихо садятся. Слайд 1.

2.  Актуализация знаний.  

Учитель: Ребята, указом Президента России 2018 год в нашей стране объявлен Годом добровольца (волонтера). По словам президента, проведение Года добровольца станет признанием заслуг перед обществом и оценкой колоссального вклада волонтеров в развитие страны. Ребята, что вы знаете о волонтерстве и волонтерах? (Ответы детей)

Учитель: В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, можно понять, что оно существовало всегда. Вспомните службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, различных обществ охраны природы и памятников. Волонтеры - это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать волонтер? (Ответы детей)

Учитель: Правильно. Доброта, справедливость, милосердие, желание бескорыстно помогать людям - вот главные качества, которыми должен обладать волонтер.

Играет музыка «Мой ласковый и нежный зверь» из кинофильма «Белый Бим Черное Ухо.

Учитель: Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

«По городу шел одинокий, ни за что обиженный пес», – прочли вы (или еще прочтете) на страницах книги Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Повесть о собаке по имени Бим была издана на 45 языках. В 1981 г. в Италии Троепольскому была присуждена литературная премия за лучшую книгу для детей и вручена золотая медаль Фонда Леонардо да Винчи. В нашей стране по повести поставлен художественный фильм в двух сериях с одноименным названием. Ребята, кто из вас видел этот фильм, о чем он?

Дети отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Давайте с вами посмотрим фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».

Смотрят  фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».

Учитель:  Итак, мы теперь знаем, о чем фильм.  О том, что щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом – вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу. Но после того, как хозяин лег в больницу, Бим оказался бездомным. Он сменил несколько хозяев и, почти обретя желаемую цель, погиб, став невинной жертвой предательства и наговора… Как вы думаете, кто из героев виноват в смерти Бима?

Дети отвечают на вопрос учителя.

Учитель:  Думаю, что каждый из вас понял, кто из героев совершил плохие поступки, а кто – благородные. Какие следы оставил Бим в сердцах людей? (Сдружил неравнодушных к нему людей)

Учитель: Правильно, Бим объединил, сдружил ранее незнакомых людей, озабоченных его судьбой. А в своих недругах что-то изменил: кого-то устыдил, кого-то подтолкнул к доброму поступку.

3. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Мы сегодня поговорим о волонтерстве и милосердии)

Учитель: Сформулируйте тему урока.  (Тема урока: «Милосердие как принцип волонтерской деятельности»)

Учитель: Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие как принцип волонтерской деятельности».

Сегодня мы с вами постараемся понять: Что такое волонтерство? Почему волонтер должен обладать такими качествами, как милосердие и сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?  

4. «Открытие» нового знания.

Учитель: Какую цель поставим перед собой? (Ответы детей)

Учитель: Для чего надо знать эту тему?

Дети отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Давайте прочитаем письмо девочки из газеты «Пионерская правда»: «Я заметила, что когда моя подруга рассказывает о своих неприятностях, жалуется на что-то, я делаю вид, что сочувствую, а на самом деле мне ее не жалко. Что же, значит, я нарочно добрая? Как стать доброй по-настоящему и что такое доброта?». Надо сказать, ребята, что не так уж много на свете людей, добрых от рождения. Тех же, для кого доброта – нравственный принцип, гораздо больше. А кстати, что это значит – добрый человек? Пожалуй, главное, что определяет такого человека, - способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, а попросту говоря – способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. А научиться быть добрым   – трудно. Говорю сейчас о доброте устойчивой, постоянной, а не о той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир. Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь… А если к тебе пришли поделиться радостью, разве это менее важно? Всякое чувство (положительная или отрицательная эмоция, как говорят психологи), как правило, нуждается в сочувствии.  [6] Ребята, как вы понимаете значение  слов «милосердие» и «сострадание»?

Отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. Работа по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа –  значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов. (В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому­нибудь или  простить кого­нибудь из сострадания, человеколюбия». Сострадание ­ способность переживать боль другого человека, как свою собственную [2])

Работа со словарями в группах. Слайд 3.

Учитель: Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям. Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды мало. А что такое добро дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. О том же говорит и библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. А вот еще одно «Сказание о милосердии».

Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили:

- О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор? Бог отвечал:

- Железо крепче гор, так как оно разбивает их.

- А есть что-нибудь сильнее железа?

- Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его.

- А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?

- Есть, вода, так как она тушит огонь.

- О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?

- Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться.

- О, вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?

- Есть, добрый человек, подающий милостыню. [1]

Смотрят презентацию. Слайд 4.

Учитель: Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? Приведите примеры, подтверждающие это. (Л.Микеланджело, которого враги обвиняли в скупости, всю жизнь осыпал благодеяниями известных и неизвестных ему бедняков. Он трогательно заботился о своих старых слугах и слугах своего отца. Он постоянно помогал бедным, особенно тем, которые стыдились просить. Он любил приобщать к своим добрым делам племянника и племянницу, надеясь, что они сами начнут помогать нуждающимся, но запрещал им называть свое имя, считая, что милостыня должна твориться в тайне. В сущности, он был крайне небрежен к делам, не вел никаких счетов, не знал, сколько у него денег, и раздавал их направо и налево. Родные всю жизнь пользовались его богатством. Он делал роскошные подарки своим друзьям и слугам. Большинство своих произведений он раздал, а не продал. На постройке собора Св. Павла он работал совершенно безвозмездно. Никто суровее Микеланджело не порицал любовь к деньгам. «Страсть к накоплению – великий грех», - пишет он своему брату Буонаротто. Он предпочитал делать благо, чем казаться добродетелем)

Учитель: Давайте рассмотрим картины великих художников, которые изобразили сострадание и милосердие.

Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников. Слайд 5, 6, 7.

Учитель: Я хочу рассказать вам о  благотворительнице Казанского края  19 века Надежде Саврасовой.   Её добрые дела были известны в  России,  в Иерусалиме, Афонской горе. В 1830 году  Надежда Ивановна  Саврасова , в память о своей матери, начала заниматься благотворительностью . Помогала материально строить церкви, бедным людям.  Большой вклад внесла в восстановление монастырей и церквей Свияжска. Её благотворительность коснулась и нашей малой Родины - была построена церковь в селе  Муратово (сейчас Кайбицкий район Республики Татарстан) над прахом её родителей Иоанна и Анны.  Более  30 лет она занималась  благотворительностью не только для свияжских монастырей и храмов , но и других городов и сёл.  О её добрых делах знали по всей округе.  

Смотрят презентацию, обсуждают добрые дела  благотворителей. Слайд 8.

Учитель: Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых,  где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется  непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.

Дети цитируют высказывания великих людей.

Учитель: Не только великие люди творят добро. Вспомните, на уроках чтения мы узнали про девочку Женю, которая помогла страждущему. Вспомните, как называется это произведение? (Валентин Катаев. «Цветик-Семицветик»)

Учитель: Давайте вспомним, кому и как девочка помогла? (Мальчику Вите, исполнила его сокровенное желание)

Смотрят презентацию, обсуждают примеры добрых дел. Слайд 9,10.

Учитель: А теперь давайте посмотрим на представленные рисунки и отметим, какие из них являются примерами милосердия.

Смотрят презентацию, отмечают рисунки. Слайд 11.

Учитель: Среди вас и ваших друзей тоже есть те, кто делают добрые дела. Давайте расскажем о них.

Смотрят презентацию, рассказывают о своих одноклассниках и друзьях, делающих добрые дела. Слайд 12, 13, 14, 15.

Физкульт-минутка

Учитель: Игра «Цветик-Семицветик». Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания  в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, инвалиды, сироты).

Играют в игру. Закрепление представлений о том, что все люди разные. Предлагается аукцион идей: «Хорошо, что люди разные, потому что…»

4. Закрепление нового материала.

Учитель: Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. Давайте вспомним некоторые из них. Добро помни, а  зло забывай.

Доброе дело два века живёт. Добрый человек добру  учит.

Учитель: У вас на столах лежат листочки, где  написаны половинки  пословиц.   В течение нескольких  минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.

Выполняют задание. Слайд 16.

Учитель: Читаем, что получилось.

Зачитывают получившиеся пословицы.

Учитель: Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц.

Читают пословицы, объясняют смысл пословиц.

Учитель: Спасибо, молодцы! «Пока живешь – твори добро, лишь путь добра – спасение души»,  так гласит народная мудрость.

Слайд 17.

Учитель: А теперь обратите внимание на представленные изображения. Вам необходимо сочинить рассказ, используя один из рисунков.

Слайд 18. Смотрят презентацию, выполняют задание учителя. Зачитывают получившиеся рассказы.

5. Подведение итогов. Рефлексия.  Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учитель: Вот и подходит к концу наше мероприятие , пора подвести его итоги. О чём мы сегодня с вами говорили?  (О волонтерстве, добре, милосердии, сострадании)

Учитель: Давайте подберем синонимы к слову «волонтерство».

Подбирают синонимы. Слайд 19.

Учитель: Какую цель ставили на занятие ? Достигли ли мы этой цели? (Ответы детей)

Учитель: Над чем заставила  задуматься  наша беседа ? (Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям)

Учитель: А в конце мы нарисуем «Гору жизни» ,на которую можно забраться делая только добро.

Выполняют задание учителя. По мере завершения работы подходят к доске и рассказывают, как взбирались на эту гору.

Учитель: Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!

Дети оценивают себя по плану, лежащему у них на столе (Я узнал… Меня удивило… Мне запомнилось… Я считаю, что… и т.д.)

Учитель: А теперь давайте запишем задание на дом: вместе с родителями узнать о волонтерском движении в России в настоящее время, вместе с родителями составить рассказ о поступках милосердия их семьи.

Записывают домашнее задание в дневник.

Учитель: Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренни. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил»:

- На все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своим сверстникам, к младшим.

- Быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда. Своим счастливым детством дети обязаны воинам, которые мужественно, храбро, не щадя своей жизни отстояли священную землю нашей Родины в  годы Великой Отечественной войны.

- Свое доброе, уважительное и заботливое отношение к окружающим людям вы можете проявить всегда и повсюду: оказывать постоянную помощь родителям в их домашних делах, быть приветливыми с ними, с желанием рассказывать о делах в школе, о своих товарищах; помочь подняться упавшему на улице и т. д.

Смотрят презентацию, читают «Памятку жизненных правил». Слайд 20.

Учитель: Ребята, сейчас послушаем песню о добре.

Играет песня «Твори добро».  Поют песню.

Литература

1.  «Социальное волонтерство. Теория и практика», Добровольческое движение Даниловцы. М., 2016

2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2011.

3. Черты личности, присущие волонтеру. Эллис Сьюзен. М, 2015

4. Волонтеры: Информационный сборник по материалам печатных изданий/ Ред. Б. Халлер, Сост. Э. Дворкин; Институт социальных и общинных работников им. В. Розенвальда. – СПб.: ИСОР Петербург, 1998.

5. Власов П. А. Благотворительность и милосердие в России. - М.: Статус, 2011.

6. И. Медведева «Подумай, скажи, сделай». М., 2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Помощь и милосердие - главные черты гуманной личности"

Ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ....

Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме "Разговор о милосердии"

Подробная разработка завершающего мероприятия по теме "Чем я богат".Цель данного мероприятия: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости, чувства патриотизма....

"Дорогой дружбы, добра и милосердия." Внеклассное мероприятие

Где красота – там доброта. Их разлучить ничто не может.Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа.И нам без них не обойтись ни светлым днём, ни днём дождливым.И если хочешь быть красивым, то доб...

Презентация к внеклассному мероприятию "Милосердие и сострадание"

Добрые поступки – источник жизни. Милосердие в России всегда считалось выше закона. Но сегодня кажется, что в современном мире традиции милосердия почти потеряны, забыты. Есть ли место милосерди...

Внеклассное мероприятие " Что такое милосердие?"

Цель: осмысление понятия "милосердие" как основополагающего нравственного понятия....

Внеклассное мероприятие «Доброта и милосердие христианина».

Внеклассное мероприятие для 4 класса.Формировние у учащихся понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.....

Внеклассное мероприятие "Милосердие - зеркало души"

Игра - путешествие по станциям. Познавательный и поучительный материал для учащихся....