Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме "Разговор о милосердии"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Верейкина Нина Анатольевна

Подробная разработка завершающего мероприятия по теме "Чем я богат".

Цель данного мероприятия: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости, чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План мероприятия "Чем я богат"53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Верейкина Нина Анатольевна

МБОУ ВМР «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Чем я богат? (Разговор о милосердии).

( Это завершающий  классный час по  теме:  Чем я богат?)

 Уже прошли:   Разговор о доброте;   Разговор о дружбе и любви;   Разговор о честности и верности

Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости, чувства патриотизма.

Задачи:

- Через обсуждение статьи Даниила Гранина  «О милосердии» показать,  насколько равнодушными могут быть люди – наши современники.

- Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание, милосердие.

- Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.

Подготовка:

Проведение анкет:

- Отношение к жизненным ценностям;

- Нравственная мотивация

Ход классного часа

- На прошлом классном часе  мы читали сказку Андрианова «Сокровища пирата» О чем она?  (…)

- Чуть раньше я проводила анкету, в ходе которой узнала ваше отношение к жизненным ценностям и вашу нравственную мотивацию.

   Я очень рада, что большинство из вас ценят не материальные блага, а именно богатство человеческого сердца и в большинстве ситуаций, которые были предложены, будут  вести себя достойно.

            Сегодня продолжаем наш разговор.

 Тема:  «Чем я богат?  (2 слайд)

- О каком богатстве пойдет речь? (о богатстве человеческого сердца)

Какие же сокровища вы знаете?    (любовь, доброта, радость, …) (3 слайд)

          Совсем недавно я прочитала удивительный очерк, который тронул меня до глубины души. Хотелось бы поделиться с вами, услышать ваше мнение о произошедших в заметке событиях.

 Чтение отрывка из очерка:

«В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

   С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что нахожусь в шоковом состоянии, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит. Решил повернуть назад, домой.

   Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи... Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог».

(Позже я раздумывал над этой историей.  Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить?  Оглянулся — и причин видимых не нашел).

   - Автор этого очерка – советский писатель, участник Великой Отечественной войны Даниил Гранин             (4 слайд, портрет).

 -  Скажите, какая главная проблема волнует писателя? (бездушие людей, равнодушие общества, безучастность к горю другого большинства современников, независимо от возраста и пола: проходили мимо и взрослые, и дети, и молодые, и женщины, и мужчины)

-  Какого человеческого качества не хватило людям, встретившим несчастного (сострадания, милосердия, отзывчивости).        ( +)  (название очерка)

- Что такое милосердие?

- Какие слова – синонимы есть?  (сострадание, сочувствие, сопереживание)

- И противоположное ему качество?  (равнодушие)

- Как вы думаете, ситуация, произошедшая с писателем, исключительная?

- Часто ли вы сталкиваетесь с равнодушием, отсутствием сострадания?

 (С такими ситуациями мы встречаемся зачастую)

Я хочу прочитать вам стихотворение

 М. Семенов.  Стена равнодушия.

Равнодушие равно удушью,

Не обвал оно и не цунами,

Закоулками оно крадется, глушью,

Нависает  темными крылами.

Тихо, не спеша,  ведет осаду,

Цепкие объятия сплетает.

Нету с равнодушьем просто сладу:

Милосердия совсем не знает.

Равнодушье вроде бы нейтрально,

Не суй свой нос куда не надо,

Хвори не сочувствует повальной

И здоровью не бывает радо.

Человек в беде. Не докричится!

Ослабевшего не ждет подмога.

В дверь глухую робко постучится-

Тут же остановят у порога.

Равнодушие отгородилось

От людей стеной непроходимой.

Зря бедняги просят: «Сделай милость!»-

Равнодушие проходит мимо.

Ни на чем свой взгляд не остановит,

Никого от боли не спасет.

Если жизнь тебя однажды сломит-

Равнодушье обязательно добьет!

          От равнодушия до подлости - один шаг. Во время землетрясения или пожара, когда все люди бросаются на помощь пострадавшим, находятся люди, которые занимаются мародерством.  Все это далеко от понятия «милосердие»…

Равнодушие ускоряет шаг, услышав крик о помощи, «не видит», как в соседнем дворе толпа бьет мальчишку, инвалид не может спуститься во двор, так как лестница не приспособлена для спуска коляски…, какие – то ребята издеваются над котенком,  ломают дерево…

       Каждый конкретный случай подскажет вам, как поступить, главное - внутренняя  готовность не проходить мимо  и «пусть чутье будет вашим учителем», как говорил у Шекспира Гамлет.

   Главное - научится  сопереживать, сочувствовать другому, а неумение сопереживать, опустошает человеческую душу.

-    Почему писатель раздумывая, вспомнил фронтовое время? (…)

-   Какие ассоциации вызывает слово война? (боль, отчаяние, страдание, смерть, разруха, голод, страх)

 - Давайте прикоснемся к этой эпохе. ( 5 слайд – щелчки по мыши)

Зрительный ряд “Ужасы войны”

 - Мы много раз говорили о тех страшных событиях в истории нашей страны, событиях, потрясших весь мир.  Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Но еще большим уроком проявления милосердия, дружбы, взаимовыручки,  добра.

  - Почему? Было ли место на войне милосердию, состраданию?  (…)

  - Воинская дружба, взаимовыручка, поддержка, были на войне нужны не меньше,  чем патроны и снаряды. Один из моих самых любимых фильмов о войне – фильм Васильева  « А зори здесь тихие». Кто смотрел его?

 Давайте посмотрим фрагмент этого фильма  (фрагмент смерть Женьки Комельковой) и подумаем, как были  проявлены милосердие, взаимовыручка, мужество?

                  (слайд 6 - видео)

   Вопросы к анализу фрагмента:

-    Что вас особенно потрясло?

-  Кем было проявлено милосердие?

   Только подумайте, девчонки, 19-20 лет. Они еще и жизни - то толком не видели, а тут война, смерть самых близких. Но не ожесточилось сердце, не стало равнодушным. Для Женьки иначе было невозможно, только пожертвовать собой ради подруги.

- Тема “Женщина и война – особая”.  Почему? (…)

  Особые тяготы легли на их плечи: не только воевать наравне с мужчинами, но и оказывать помощь, спасать раненых – был их удел. Сестра, сестричка, так называли санитарок,  или сестёр милосердия.

           Ю.Друнина «Бинты».

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

 - Посмотрим фрагмент фильма Бондарчука “Они сражались за Родину”, чтобы понять, почему их так звали?     (слайд 7 – видео)

Обсуждение фрагмента:

- Что вас потрясло?

(Да, сестричка – совсем ещё ребенок. Немного старше вас.  Вокруг рвутся снаряды, ей страшно, но об этом она не думает. Нечеловеческие усилия ей приходится прилагать, чтобы как-то вытащить раненого бойца с поля боя. Но она не падает духом, а наоборот, старается убедить его в том, что это ей по силам.

 А сам боец, боясь напугать медсестру, стискивает от боли зубы и старается ей помочь.

   Такие люди не могли не победить! Они выстояли, выдержали войну, вынесли на своих плечах все ее тяготы и дошли до Берлина.

   Страшные бои развернулись на улицах перед Рейхстагом. Во время боя на улице, сержант Масалов услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю немецкую  девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место. Что это, как не подвиг милосердия?    (слайд 8 )

   Подумайте - немецкая девочка, возможно, дочь того, кто шел убивать русских детей, калечил их матерей, угонял в рабство сестер.  Но перед советским солдатом был ребенок, ему необходима была помощь. Рискуя своей жизнью, не задумываясь ни на минуту, солдат спасает его.

Это потрясло даже немцев.

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой, спасенной на руках    В Берлине, в Трептов-парке стоит памятник Советскому воину-освободителю!  Посмотрите на этот монумент. (Слайд 9)

      Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка.

-   Какие сокровища человеческого сердца проявились в людях, прошедших войну?   (сострадание, милосердие, стойкость, мужество…)

- Мы ответили на вопрос,  почему Даниил Гранин в сложившейся ситуации вспоминал фронтовое время.    (Слайд10)

Чтение статьи до конца:

“ … Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной  жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили...

       Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь»

- А есть ли место милосердию в повседневной жизни?

Кто нуждается в вашем сострадании, помощи, поддержке, в вашем участии?   (видеоряд) (Слайды  11 - 25)

 - Наш разговор сегодня подходит к концу, но мы еще не раз вернемся к этой теме.

Какие же качества мы будем выращивать в своем сердце?

Давайте дополним искры. (Слайд 26) (…)

(слайд27)       У милосердия порою много лиц…

                       И странно видеть, в чем оно одето…

                       Но, главное ведь в нем не это,

                       И удивительно, что нет ему границ.

- Каким был для вас этот классный час?    (слайд28)       

- О чем он заставил вас задуматься?

-  Как изменилось ваше отношение к жизненным ценностям?

- Протяните руку помощи тем, кто в этом нуждается.   Ведь самая главная профессия в жизни - это быть человеком.    (слайд 29)

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

Использованные ресурсы:

1. Сборник «Жизнь не переделать»  Д.А. Гранин, Москва: Центрполиграф,  2004 год

2. Стихи о войне. Юлия Друнина, Москва:  Эксмо-Пресс, 1998 год

3. Фрагмент фильма Станислава Ростоцкого  «А зори здесь тихие», 1972 год

 4. Фрагмент фильма Бондарчука «Они сражались за Родину». 1976 год

5.Интернетресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие(1 класс) С днем рождения

Внеклассное мероприяти в первом классе.Цель: формирование коллектива, развитие умения договариваться через познавательные задания в нестандартной ситуации, воспитание внимательного отношения к товарищ...

"Все работы хороши - выбирай на вкус!" (внеклассное мероприятие 1 класс)

Внеклассное мероприятие "Все работы хороши - выбирай на вкус!"  поможет дать общее представление учащимся об основных видах профессий, формировать первоначальный интерес к профессиям....

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»

Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....

Внеклассное мероприятие 1 класс "Про тетрадь и карту, карандаш и парту"

Учащиеся узнают об истории возникновения школьных принадлежностей....

Внеклассное мероприятие 1 класс: "Путешествие в сказку".

Мероприятие в форме викторины, с участием сказочных героев....

"Мистер класс" внеклассное мероприятие 3 класс

Конкурсная программа для мальчиков 3 класса "Мистер класс" к Дню защитника отечества....

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс" 2 класс

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс"...