Внеклассное мероприятие "Мы-часть природы"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Рамазанова  Екатерина Александровна

Внеклассное мероприятие во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Мы - часть природы»

Класс: 2  «А»

Направление: духовно-нравственное.

Цели:

1.Осознание всеземной общности и взаимной зависимости друг от друга.

2.Содействовать формированию понимания личного вклада каждого участника мероприятия в общее дело, итогом которого станет мирная и счастливая жизнь на нашей планете – прекрасном доме для людей.

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1.Формировать системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

2. Формировать мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

3. Развивать системы интеллектуальных и практических умений по изучению и  оценке состояния окружающей среды.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Формировать умение строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи;

2.Формировать умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

3.Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

4.Развивать стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

5.Формировать умения общаться и работать в команде.

6. Воспитание уважения к личности и творчеству другого человека.

Оснащение занятия:

Материалы для учащихся: презентация, ментальные карточки, лист бумаги А4, лист ватмана, мяч.

Материалы для учителя: ПК, мультимедийный проектор, технологическая карта.

План занятия:

1. Организационный момент. (5 мин.)

2.Актуализация знаний (5 мин)

3. Постановка цели (3 мин)

4. Физкультминутка (2 мин)

5.Раскрытие темы (3 мин)

6.Применение новых знаний (10 мин)

7.Рефлексия (2 мин)


Этап занятия

Ресурсы, ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент


Создание индивидуальных интеллектуальных карт.



2. Работа с поэтическим текстом.



3. Анализ репродукции картины немецкого художника – реалиста К.Д. Фридриха.

Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства.


Слайы:

К.Д Фридрих. Пейзаж.

Фото: картины природы, Собор Ферапонтовского монастыря.

Н.Рубцов. «Ферапонтово»

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

1.- Ребята, подумайте, в чем на Земле живет красота?  Что самое красивое в Вашей жизни?Кто самый красивый в Вашей жизни? Почему?

2. Давайте послушаем, как поэт Н. Рубцов описал историю создания храмов Ферапонтова монастыря. В чем узрела красоту душа Ферапонта.

-Почему в стихотворении сказано,что душа узрела красоту? Разве мы не глазами видим? Давайте проверим, все ли можно увидеть глазами.

У Ферапонта красоту увидела душа. Подумайте, какой должна быть душа человека, чтобы она могла видеть красоту окружающего мира?

3.Рассмотрите пейзаж немецкого художника Каспара Давида Фридриха. Художник обращается к фантазии зрителя, стремится побудить его задуматься о серьезных проблемах.

-Может ли человек с доброй душой насильственно прекращать Жизнь?

 

-Представьте, что Вы утолили жажду из источника красоты. Какие красивые поступки совершите? Какие поступки для Вас самые красивые?

Включаются в деятельность

Создают простейшие ментальные карты своих предпочтений.(бабушка, мама, дачные цветы,…)

Чтение стихотворения Н.Рубцова Ферапонтово» Приходят к выводу: Не все, оказывается, можно увидеть глазами сразу.


Дети высказываются в соответствии с уровнем возрастной и духовно-нравственной готовностью.




Анализ зрительного ряда. Учащиеся высказывают впечатления.

Вывод: Добрая душа – добрые поступки – красивый человек. Злая душа – злые поступки – некрасивый человек.

Рассказывают о поступках, направленных на предметы окружающего мира, на других людей, на себя (Помочь нуждающимся в помощи представителям животного, растительного мира, победить свою лень…)

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания;

Регулятивные: самоопределение

II. Актуализация знаний



Работа с информацией

Цель: Актуализировать знания о Дне Земли –символе признания планеты общим глобальным домом.

Работа с информацией Международные праздники.

-Сегодня во всем мире празднуется день планеты Земля. В этот день особенно приятно понимать, что Вы способны внимать Библейскому увещанию: «Пусть каждый ищет пользы не себе, а другому». (1 Коринфянам 10:24)

-Перед вами статья «День Земли».

1. Прочтите и выделите ее главную мысль.

2. Знаком «+» укажите известную Вам информацию.

«-» - неизвестную новую информацию. «*» - в чем хотелось бы разобраться подробнее.





Зачитывают главную мысль



-Подробнее захотелось разобраться: Почему в этот день призывают задуматься не только о взаимоотношениях человека с природой, но и между личностями? Без природы человек не может жить, но тогда почему он поступает неразумно по отношению к природе? Совершает злые поступки: окружает горами мусора прекрасные города, отравляет воздух, которым дышим, загрязняет воду, которую пьем?

Коммуникативные:построение речевых высказываний.

Личностные: формирование ценностно – смысловых установок.

Познавательные: Извлечение необходимой информации из текста

III. Постановка цели занятия




- Люди, мы с Вами должны научиться выполнять правила отношений между человеком и природой. Иначе нам грозит экологическая катастрофа. Какую цель мы можем поставить перед собой на сегодняшнем занятии?

Формулируют цель занятия: Прийти к пониманию взаимного влияния Природы на Человека и Человека на Природу; от чего зависят поступки и действия Человека;

регулятивные:

прогнозировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

IV.Физкультминутка

Аудиозапись

Мы, листики осенние, на веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил

Повторяют движения за учителем.

V. Раскрытие темы.

Создание интеллектуальных карт.

Цель: Формирование умения общаться и работать в команде ( создание общей)














2.Слушание аудиозаписи.

Цель: Проследить влияние внешней красоты мира

на внутренний мир человека.

3. Совместное творчество. Цель: Воспитание уважения к личности и творчеству другого человека.


М. Скребцова. Цветок кактуса.

Тогда сегодня нам очень пригодятся ваши знания об окружающем вас Мире: мире Природы – растительном и животном; мире Человека; мире вещей и предметов. Взгляните еще раз на фотографии. Как вы видите, всем и всему на земле есть свое место. Большой Мир – наш общий дом, Дом всего Человечества.

-Какого главного героя не хватает? Что это за удивительное явление в мире Человек? Назовите слова, которые приходят на ум, когда Вы слышите слово «Человек».

- Проследите с помощью линий взаимосвязь между названными Вами значениями слов, создайте ментальную карту.


  • А теперь подумаем, что представляет собой человек? Что у человека есть такое, отличное от других представителей животного мира? Все ли в человеке можно увидеть?

А что представляет собой весь мир?



-Видимое может оставлять в человеке свой невидимый след?

-А невидимое стать видимым?


Наше сочувствие кому-то выливается в реальную помощь. Чудо!

- Кто из представителей живой природы полнее всего может увидеть наш мир? Почему человек?



Все три мира: Большой (Дом человечества), Малый (Семья), Микромир(Душа) тесно связаны между собой. Но какой из них самый важный ?




У одного листа ватмана рассаживаются 4 учащихся. На столе – краски. Каждый ребенок рисует на том участке листа, который к нему ближе. Рисуют окружающий нас мир во всех его проявлениях. Через некоторое время (10-15мин), когда рисунки еще не полностью закончены, надо повернуть лист так, чтобы перед каждым оказался рисунок другого ребенка, который надо завершить. Часто в жизни нам придется жить, работать, отдыхать вместе с другими.

- А бывает, что одни люди начали дело, а другим приходится его заканчивать.
Надо учиться продолжать дело, начатое другим.

  • Что легче: начинать или продолжать?

-Человека.

Дети называют слова: живая природа, разум, воля, речь, семья, школа, общество.

На основе карт, предложенных группами создается общая, где видны превосходства человека.

- Видимое – тело, невидимое –воля, разум, чувства, т.е. ДУША

- В нем есть видимое:природа, человек и то, что создано человеком, и есть невидимое – мир духовный.

- Да, это наши впечатления от увиденного

-Да, мысль поступок, задумка.

Дело.

-Потому, что (Н.Рубцов «Ферапонтово») человек может видеть не только глазами, он его осмысливает. Значит, чтобы познавать мир, человек должен научиться мыслить, через видимое рассматривать невидимое.

Делают вывод:

Красота внешнего мира открывает в человеке

Душу (микромир).

Ученики обсуждают проблему и делают вывод. Вывод: Чтобы сохранить наш Общий Дом, нужно жить в нем всем вместе в мире и согласии, не мешать друг другу, а помогать, украшать, а не уродовать, очищать, а не засорять.

Каждый человек своими действиями, поступками должен строить, а не разрушать его. Для этого важно правильно строить свою Семью, чтобы она была крепкой, дружной, трудолюбивой, благочестивой, милосердной к другим. Начинать же это строительство необходимо с устроения своей Души. А помогать нам будет Совесть. Она всегда подскажет, когда поступаем плохо.

-Когда мы продолжаем чей-то рисунок (чье-то дело), нам нужно быть более внимательными, позаботиться, чтобы не уничтожить труды другого, а почувствовать, что хотел изобразить наш товарищ, понять его замысел, развить его и дополнить.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

коммуникативные:

выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью;

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

использование знаково- символических средств;

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

формирование нравственной самооценки на основе представлений о нравственных нормах.

VI. Применение новых знаний.

Игра с мячом «Забочусь ли я о мире, в котором живу».

Цель: Усвоение норм человеческого общежития

Дети встают в круг. Педагог по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях человек внимателен к природе, а в каких – нет:

• Человек вернулся из леса с букетом ландышей;

• Человек сажает возле своего дома деревья;

• Человек подъехал к озеру на своей машине;

• Человек выбросил мусор в канаву возле дома;

• После отдыха в лесу человек закопал весь мусор;

• Человек уступил место в транспорте пожилой женщине; • и т. Д.

Если считаете, что человек любит и заботится о мире, в котором живет, ловите мяч, а если нет – не ловите, и объясните почему.













Вывод: Если человек заботится о своей душе, он всегда отличит хорошее от плохого. Совесть подскажет ответ в любой ситуации.

Регулятивные:

осуществлять анализ ситуации, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в группе, оформлять свои мысли в речевых ситуациях

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; делать самостоятельные выводы;

личностные: Нравственно – этическое оценивание усваиваемого материала

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование бережного отношения к общечеловеческим ценностям.

VII. Рефлексия



Дерево добрых дел»

Цель: Позитивная деятельностная активность школьников, которая сопровождается чувством коллективного соавторства.

КТД

Теперь я знаю… Теперь буду…

Теперь я понимаю…


Доброе дело, что дождь в засуху.

-Нарисуйте на листе ватмана дерево доброты и расскажите обо всех добрых делах, которые вы делаете и еще собираетесь сделать для пользы природе (т.е. себе). Каждое доброе дело дарит дереву новый плод. В результате на дереве появится столько плодов, сколько добрых дел дети вспомнят. Рисунок с деревом повесим на стену и, время от времени будем добавлять к нему новые плоды.

-Ребята, а почему добрые дела нужно заставлять (приучать) себя делать?


Высказывают мнения. Одно из них:

-Чтобы душа радовалась.

Регулятивные:

самоопределение, определение и формулирование цели своей деятельности; самостоятельно делать простые выводы.

Коммуникативные:

слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятияор; формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся.

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результата действий


САМОАНАЛИЗ

Занятие внеурочной деятельности по теме «Мы – часть природы» было проведено во 2 «А» классе, со средним или выше среднего показателем качества обученности. Использовались элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Использовались индивидуально-фронтальная, работа в парах, групповая формы работы. В соответствии с темой занятия была сформулированы цели:

-осознание всеземной общности и взаимной зависимости друг от друга;

-содействовать формированию понимания личного вклада каждого участника мероприятия в общее дело, итогом которого станет мирная и счастливая жизнь на нашей планете – прекрасном доме для людей.

Перед занятием были сформулированы следующие задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1.Формировать системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

2. Формировать мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

3. Развивать системы интеллектуальных и практических умений по изучению и  оценке состояния окружающей среды.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Формировать умение строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи;

2.Формировать умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

3.Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

4.Развивать стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

5.Формировать умения общаться и работать в команде.

6. Воспитание уважения к личности и творчеству другого человека.

На протяжении всего занятия велась работа по формированию УУД.

Личностные УУД формировались на этапах:  организационный момент, актуализация знаний, применение новых знаний, рефлексия.

Познавательные УУД формировались на этапах: актуализация знаний, постановка цели занятия, раскрытие темы, рефлексия.

Коммуникативные УУД формировались на этапах: актуализация знаний, постановка цели занятия, раскрытие темы, рефлексия.

Регулятивные УУД формировались на этапах: организационный момент, постановка цели занятия, раскрытие темы, применение новых знаний, рефлексия.

Занятие было направлено на достижение первого уровня результатов внеурочной деятельности: накопление социально значимых знаний (достигается во взаимодействии обучающихся с учителем).

На занятии внимание уделялось сохранности здоровья  детей: повторялось правило посадки за партой, проводилась физкультминутка.

Цель занятия достигнута, о чем свидетельствует:

  1. Высокая познавательная активность обучающихся;
  2. Правильные ответы в конце занятия;
  3. Высокий темп занятия и уровень усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие о природе Амурской области "Мое Приамурье"

Внеклассное мероприятие посвященное растительному и животному миру Амурской области. Сообщение о лотосе Комарова, о ежике....

Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...

Внеклассное мероприятие "Друзья природы"

Экологическое мероприятие представлено в виде игры-сревнования 3 команд-знатоков природы. Капитан команды бросает кубик на  колесо природы, состоящее из  5 секторов с вопросами: зелены...

Внеклассная работа . Знатоки природы

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру проводится в игровой форме. Данное мероприятие вызывает у детей интерес к познанию окружающего нас мира. Воспитывает  любовь к...

внеклассное мероприятие "Знатоки природы"

внеклассное мероприятие по итогам предметной недели по природоведению...

Внеклассное мероприятие" Знатоки природы""

Внеклассное мероприятие " Знатоки природы" по теме: Сохраним удивительный мир растении и животных"...

Внеклассное мероприятие "Будь природе другом"

Мероприятие проходит на свежем воздухе, на лесной поляне, рядом с речкой. По ходу мероприятия ребят встречают сказочные герои (учащиеся старших классов) с заданиями.Цель: формирование у обучающихся зн...