"Птицы-наши друзья"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

 Дети закрепляют знания о пользе птиц, которую они приносят человеку. Прививается любовь и бережное отновение к окружающей среде; углубляются знания детей о птицах; воспитывается доброе отношение к птицам, природе, к традициям норода; желание помочь пернатым друзьям и призывает вносить посильный вклад в их охрану. Развивается позновательный интерес, наблюдательность, творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy-nashi_druzya_konspekt_2018_mart.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Птицы - наши друзья

Цель: закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;

прививать любовь и бережное отношение к окружающей среде;

углубить знания детей о птицах.

Задачи: воспитывать доброе отношение к птицам, к природе, к традициям народа; желание помочь пернатым друзьям и вносит посильный вклад в их охрану.

Развивать познавательный интерес, наблюдательность, творческие способности детей.

Оборудование: картинки, фотографии, рисунки с изображением птиц, презентация, гнездо (поделка из природного материала)(с загадками).

Ход проведения внеклассного мероприятия:

Сообщение темы и цели мероприятия:

Какой праздник отмечали 1 апреля?

1 апреля традиционно отмечали Международный день птиц. Тема нашего мероприятия «Птицы -наши друзья». 

Можно ли назвать птиц нашими друзьями? Почему? (ответы детей) Сегодня мы будем говорить о пользе птиц, которую они приносят людям.

 А нас можно назвать друзьями птиц? (ответы детей). Друзья должны заботиться. Как? Об этом мы тоже сегодня поговорим.

Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они делают домики, кормушки, скворечники и развешивают их для привлечения птиц. Два  года назад мы принимали участие в городском конкурсе «Каждой пичужке по кормушке» и получили 2 грамоты за 3 место. Некоторые из вас тоже дома открыли мастерскую по изготовлению птичьих домиков. (скворечников)

Птицы издавна привлекали внимание человека. Чем мы восхищаемся, видя птиц? (яркое оперение, смелые стремительные полеты, мелодичное пение)

 Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.

Птицы- покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

 Перья птиц переплетаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов и огородов.

 Птиц - это тайна и красота.

Птицы - наши друзья. Невозможно представить нашу Землю без птиц.

Где можно встретить птиц? Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в парке.

 Птицы везде: над нами, вокруг нас, вдали, рядом. В России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут неподалеку от нас: в лесу или парке хотелось бы знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают друг с другом и с нами. Давайте послушаем голоса птиц, подумайте: о чем они говорят? (Звучит запись птичьих голосов) (Ответы детей: просят не разорять гнезда, не пугать, не кричать громко в лесу и парке - напугаете птенцов, не хотят жить в клетках: не что не заменит им свободу, чистое небо и зеленый луг…)

Заметили разные птицы подают голос по-разному. «Синь-синь!»- посвистывает синица. «Чи-чи! Чи-чи!»- вторит ей чиж. «Гра-гра! Гра-гра!»-представляется грач. «Сквор-сквор!»- поют скворцы.

Зяблик- назвали не за то, что зябнет. А за то, что прилетает, когда еще лежит снег и улетает, когда идет дождь, зябко.

Воробей-любит зерна, семечки, ягоды. Люди отгоняли их и кричали: «Вора-бей!» В США этой птице поставили памятник за спасение полей, садов и огородов от вредителей.

Кукушка- она кричит: «Ку-ку!»

Снегирь- прилетает вместе со снегом и живет всю зиму.

Клест- клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.

Свиристель-  название птицы и название музыкального инструмента свирель-родственные слова. В древние времена существовало слово-свирест-(свист, визг)

Скажите, а за что еще птицы получили свои имена? (За голос, песню, крик, внешний вид, место обитания)

Скажите, о каком времени года говорится в загадке?

С песенкой веселой,

С громким звоном ручейков,

К нам пришла с листвою,

 С шумом птичьих голосов. (Весна)

А каких птиц называют вестниками весны?

 Конечно же, с приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы. Они привлекают нас причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Первыми к нам прилетают грачи. А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. А все дятлы - настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов. К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. А какую пользу приносят птицы человеку? (Ответы детей) Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

-Давайте, вспомним, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

1. Могучий, как … (орёл).

2. Вольный, как … (птица).

3. Надутый, как … (индюк).

4. Плывёт (идёт плавно), как … (лебёдушка).

5. Трещать, как … (сорока).

6. Щебетать, как … (воробей).

7. Ворковать, как … (голубь).

8. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

9. Долбить (говорить одно и то же), как … (дятел).

10. Поет как, … (соловей)

Давайте поиграем в игру «Птицы»

Если вы услышите, что появились не только птицы, хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совы- сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

 - Но о птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Как вы думаете, что это за птица? Правильно, это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни– все тревожило людское воображение. Сов били, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть вбок и даже назад – голова совы поворачивается на 180 градусов. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. За год одна сова уничтожает в среднем от1000 до 1200 мышей. А это означает, что она спасает, как минимум, одну тонну зерна. 

Так же существует очень много пословиц о птицах, вспомним некоторые из их.

1. Слово не… Вылетит - не поймаешь.(Воробей)

2. Всяк … свое болото хвалит. (Кулик)

3.Лучше… в руке, чем … в небе. (Синица, Журавль)

4.Плохая та птица…(которая свое гнездо марает)

5. Болтлива, как… (сорока)

6. Всякая птица свое…(гнездо любит)

- А вот вторая легенда. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми был прибит к кресту Иисус Христос. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Угадали?  Конечно, это клесты. Узнать их легко по большим клювам, у которых верхняя часть загнута вниз, а нижняя – вверх. Пища клестов – семена еловых и сосновых шишек, которые содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго – иногда по 15-20 лет. И еще одна удивительная особенность есть у клестов: птенцы их могут появляться в любое время года – даже в декабре и январе, т.е. тогда, когда есть больше корма для выкармливания. Даже представить себе трудно – на дворе мороз чуть не 40 градусов, а в гнезде – голенькие птенчики. 

Поиграем в игру: «Подскажи словечко»

Это гнездо нашла на земле Даша, когда ездила с мамой за грибами. Она принесла его в школу, в нем поселилась птичка, у нее скоро будут птенчики. А сегодня она приготовила вам загадки. Давайте их разгадаем.

Загадки в гнезде, дети по очереди вытаскивают и читают.

1.Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока)

2.В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя поится.

Ку-ку! Ку-ку! Не спит опушка.

А птицу эту звать…(кукушка)

3.Зимой на ветках- яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …(снегири)

4.То не радуга и не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный… (попугай)

5.В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд, приятель»

И ставит надпись:…(дятел)

6.И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и …(совы)

7.Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет…(соловей)

  В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая. Среди полезных насекомоядных птиц занимает одно из первых мест.

8.На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатится-

Два могучие крыла

У хозяина…(орла)

Орел птица, которая летает выше всех. Летчики встречали грифов на высоте 6.5 км от земли. Орел птица сильная, с острым клювом и острыми когтями. Символ могущества и власти.

Посмотрите на герб России.

 Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орел- символизирует русское государство, одна голова –символ власти правителя(т.е. символ верховной власти), другая- символ власти не светской т. е. духовной, власти церкви.

 - Еще одна легенда. В одном из распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила семью своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, еще называют ее вещуньей и иногда спрашивают, сколько им лет суждено прожить, а каково же ее настоящее имя? Правильно, это кукушка. В то время как почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Птицы не замечают, что в их гнезде появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды – главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, и всю семью им не прокормить.  И все-таки кукушка полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди этих гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых и ядовитых. А кукушка поедает их с удовольствием. 

Поиграем. Закончи предложение.

  1. У зверей шерсть, а у птиц…перья  Самая оперенная из птиц- лебедь, у него 25 000 перьев, выводит птенцов в дождь
  2. У нас нос, а у птиц…клюв
  3. У человека ребенок, а у птиц…птенец
  4. У человека ноги, а у птиц…лапы
  5. У человека квартира, а у птицы…гнездо

Интересные вопросы

1.Какая птица самая большая в мире? (страус) (Она не умеет летать. Откладывает самые большие яйца-длина 15-17см, диаметр 13-15см)

2.Какая птица быстрее всех летает? (стриж-170км в час, сокол-300км в час)

3.Какая птица выше всех летает? (орел)

4.Самая маленькая птичка? (колибри 1,5-2см; может летать хвостом вперед)

5.У какой птицы самый длинный язык? (у дятла-15см)

6.Какая птица может бегать по дну речки? (оляпка-водяной воробей)

7.Какую птицу называют лесным доктором? (дятла)

8.Любимое лакомство аиста и цапли? (лягушки)

9.Какая птица приносит младенцев? (аист, может спать во время полета)

10.Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка, она не высиживает яиц)

Какая t тела у большинства птиц? (У большинства птиц температура тела около 41 градуса.)

Чем покрыт язык у пингвинов? (У пингвина язык покрыт шипами, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу.)

11.Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением? (Жар-птица)

12.Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснется к яйцам и потомство погибнет. По следам человека их могут отыскать хищник)

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю

Ни ловушками,

Ни в сети.

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки,

Ни вороны,

Ни скворца,

Ни воробья

Не обидел в жизни я.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами земли

Летают стаи голубей.

 -Скажите, пожалуйста, какая птица стала символом мира на Земле? Конечно, голубь. Голубей всегда любили и специально разводили. Есть голуби почтовые и спортивные, летающие с большой скоростью.

 -Много легенд связано и с такими птицами, как лебеди. Об их верности сложено немало песен.

 Также любимыми героями народных песен были всегда журавли. Летящий журавлиный клин – величественное, трогающее душу зрелище.

Песенка

В Санкт-Петербурге есть уникальное место. Это Юнтоловский заказник.

Во время сезонных миграций здесь останавливаются для отдыха и кормления сотни тысяч птиц. На территории Юнтоловского заказника расположена орнитологическая станция.

-Чем занимаются орнитологи?

Изучают птиц в разной среде обитания.

На пролете здесь бывает не менее 150 видов птиц, 13 из которых занесены в Красные книги. В заказнике гнездятся более 90 видов птиц, из них 4 занесены в Красную книгу Балтики.( Коростель, белоспинный дятел, болотная сова, варакушка.)

Я буду рада, если у кого то появилось желание прогуляться с родителями в выходные дни по этим удивительным местам, чтобы встретить редкие виды птиц.

7 апреля был день Благовещенье. В этот день в обычае было давать волю птицам. Девушки, выкупая птиц у ловцов, выпускали их на волю и приговаривали:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щегляты-молодцы,

Воры воробьи!

Вы во поле полетайте.

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Дети на Блоговещенье бежали на заре на горку, зажав в руке испеченного на печном поду жаворонка, и кричали:

Кулики-жаворонки,

Летите в одонки

Летите из-за моря,

Несите здоровья,

Первое коровье,

Второе овечье,

Третье человечье.

Надо было во что бы ни стало дозваться до птичьих стай, увидеть в белых облаках их золотые облачка.

Рекомендуемая литература: (в классном уголке)

Русские народные сказки, главными героями которых являются птицы «Летел орел», «Одиннадцать лебедей», «Птичий язык», «Белая уточка», «Гуси-лебеди», «Ворона», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Белая лебедушка», «Лиса и журавль» и др.

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Соловей»

С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

П.Ершов «Конек-горбунок»

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

В.Бианки «Наши птицы»

Что интересного узнали о птицах?

Чуть свет -птицы на крыло. Скворец работает в сутки 17ч, ласточка 18ч, стрижи 19ч…Птицы уничтожают жучков, червячков, разных вредных личинок, спасая наши сады и огороды. За одно лето 3 тысячи грачей истребили 24,5 миллиона проволочных червей-личинок одного из самых губительных вредителей наших полей. Мухоловка уничтожает за 2 месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи- наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентирии, брюшного тифа.…Вороны, галки, сороки, коршуны - птицы-санитары, питаясь на свалках и помойках  способствуют оздоровлению местности.

Вот почему охрана птиц, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства.

Будем помогать птицам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»

Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...

Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"

Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...

Птицы - наши пернатые друзья.

На уроке дети обощают свои знания о птицах, а также узнают о птицах, занесенных в Красную книгу. На уроке проводятся игры, соревнование, конкурсы....

«Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя!" КВН

Данное внеклассное мероприятие поможет учителям начальных классов  расширить знания учащихся о птицах - наших пернатых друзьях....

Внеклассное мероприятие "Птицы наши -пернатые друзья"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»     Внеклассного мероприятие КВН«Птицы -наши пернатые друзья»...

Интерактивная викторина " Птицы-наши пернатые друзья"

Интерактивная викторина " Птицы-наши пернатые друзья"  будет полезна учителям начальных классов при подготовке к урокам окружающего мира,а также к занятиям по внеурочной деятельности. Предста...

«Птицы - наши верные друзья».

Развитие интереса к жизни птиц, слухового и зрительного внимания, мышления и памяти  детей.Учить различать птиц на картинках и иллюстрациях.Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать лю...