Отчет по самообразованию по теме: "Патриотическое воспитание школьников" 2016-2020 года.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Демченко Елена Олеговна

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_po_teme.odt20.23 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Отчет по самообразованию по теме "Патриотическое воспитание школьников"

План самообразования "Формирование патриотических чувств у

школьников"                                                            Воспитатель Демченко Е.О.

Цель:

изучить пути, средства и методы для формирования у детей школьного возраста  патриотических отношений и чувств к своей семье, селу, к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей родного города

Задачи:

Изучение и просматривание выбранной литературы, применение

предлагаемых в ней средств и методов для:

1.формирования нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом

2.воспитания любви и привязанности к своей семье, родному дому.

3.воспитания любви и уважения к своему народу его традициям, обычаям;

4.формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою родину Россию.

Перспективы при продолжении работы на следующий год:

Продолжить работу по теме: «Формирование  патриотических  чувств у школьников

Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;

Изучить новинки методической литературы

В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу , чтобы прививать школьникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей школьного возраста в нашей группе. Целью  послужило воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно- духовного начала, знакомство с достопримечательностями, историей  родного края.

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.

Задачи патриотического воспитания школьников:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики Нами разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. С целью углубленного изучения истории, природы и людей, живущих в Москве

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в школе должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Содержание работы по направлениям включает:

  • Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
  • Знакомство с родным посёлком: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего посёлка.
  • Знакомство с профессиями.
  • Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
  • Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
  • Знакомство с героями сказок и их подвигами.
  • Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
  • Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
  • Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Принципы работы по патриотическому воспитанию:

  • личностно-ориентированного общения;
  • тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
  • наглядности;
  • последовательности;
  • занимательности;
  • от близкого к отдаленному;
  • от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
  • опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, посёлке, стране;
  • взаимодействие с семьями.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Тематические блоки:

Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.

Блок- «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».

Блок - «Я и Родина».

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему поселку, подвожу их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок - «Этих дней не смолкнет слава».

Мы проводим занятия, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего района . Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников школы, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В работе с родителями используем разнообразные формы:

  •  
  •  
  • семинары – практикумы,
  • посиделки,
  • конкурсы,
  • выставки,
  • походы,
  • игровые программы.

На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме посиделок, решались задачи:

  1. Формировать представление о мире семьи;
  2. Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;
  3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс «Генеалогическое древо семьи» среди родителей. Родители показали свою творческую индивидуальность.

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей школьного возраста, свою работу начали с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в  начальной школе».

На основании диагностических данных выявилось:

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в школе конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в школе (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если класс устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления школьников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить школьное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Класс в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников школьного учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и школьного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям школьного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди

 “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.

. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, -эту заповедь А.С.Макаренко необходимо использовать  

 при работе воспитателя с детьми, и с их родителями

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им.

Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в

духовной и эмоциональной близости с ним -все это очень важно для

становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия

. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно

, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей,

 осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей

к традициям народа.

Например, отмечать профессиональные праздники,  чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов ,участников воин.

. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов Одна из граней патриотизма отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано

трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство

 стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка.

. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее

 чем героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие

личности, обладающей качествами гражданина патриота Родины и способной

успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

 Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная,  как

 любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Изученная литература:

Дни воинской славы: Патриотическое воспитание школьников:

Библиотека «Программы воспитания и обучения в младшей школе» Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой