Программа развития классного коллектива МЫ САМЫЕ, САМЫЕ!!! ( 1-4 класс)
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Киселева Елена Николаевна

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение                

«Средняя общеобразовательная школа № 24», г.Перми

Программа развития
классного коллектива

МЫ САМЫЕ, САМЫЕ!!!

( 1-4 класс)

Классный руководитель: учитель начальных классов,

Киселёва Елена Николаевна

1. Актуальность программы

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.

В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.

Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм. И все это - вместе с детьми!

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.

Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности.

Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам.

Школа - тот социальный институт, который с разной степенью успеха помогает семье в воспитании личности ребёнка. Именно здесь при проведении тех или иных воспитательных мероприятий дети получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, развивать чувство собственного достоинства.

Программа определяет уровень овладения школьниками знаний, умениями, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие, даёт им основные направления в выработке внутренней потребности детей вырасти защитниками Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими здоровый образ жизни и охраняющими и оберегающими окружающую природу.

Эта программа для учащихся - образ жизни, правила жизни, для родителей - возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности.

2. Цель программы: 

        Основная цель данной программы развития - создание условий для формирования основ личности, готовой к саморазвитию и к самосовершенствованию. Ожидаемый конечный результат – идеал выпускника начальной школы:

- физически и психически здоровая личность со стремлением к здоровому образу жизни;

- свободная личность с элементарными навыками культуры;

- гуманная личность с чувством ответственности и гражданским самосознанием, с  коммуникативными  навыками;

-творческая личность с развивающейся эмоциональной сферой;

- интеллектуальная личность, обладающая базовым начальным образованием и способная к дальнейшему самосовершенствованию.

- формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива;

- формирование классного коллектива, актива класса;

- стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;

- воспитание ответственности за свои поступки, поступки товарищей, ответственности за порученное дело;

- изучение каждого ученика и индивидуальный подход к каждому члену классного коллектива.

3. Для реализации программы требуется решить следующие задачи:

- пробуждение интереса у детей и родителей к совместному творчеству;

- создание атмосферы, способствующей общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой;

- содействие возрождению различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых;

- оказание помощи семье в вопросах самообразования детей.

1-й год реализации программы (1-й класс):

Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:

- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;

- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

- привлечь родителей к реализации данной программы.

2-й год реализации программы (2 класс):

Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу

жизни; 

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми. 

3-й год реализации программы (3-й класс): 

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

- совершенствовать познавательную активность учащихся;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора; 

- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;

- формировать оргдеятельностные умения учащихся;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми. 

4-й год реализации программы (4 класс): 

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;

- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;

- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

4. Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся.

5. Срок реализации программы – 4 года

6. Прогнозируемый результат:

- учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность;

- стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной и творческой деятельности;

- осознание учащимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;

- заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса;

- увлекаются каким-либо видом внеурочной деятельности;

- младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;

- уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;

- высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Программа «Мы самые, самые!!!» включает в себя четыре этапа обучения и воспитания младших школьников с 1 по 4 класс. В основе ее лежит система коллективного творческого дела.

Цель каждого этапа - сделать мир вокруг лучше, добрее;

- помочь всем, кто нуждается в помощи;

- самим многое узнать и научиться многому новому.

Воспитание детей осуществляется в «царствах развития», каждая из которых несет на себе определенную задачу и является ступенькой в развитии творчества детей. Каждый этап заканчивается подведением итогов за год. Детям, которые на протяжении всего года прилежно учились, активно участвовали во всех добрых делах и начинаниях вручаются благодарственные письма.

Все участники имеют права и обязанности.

Права участников:

-выбирать дело себе по душе;

-участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;

-высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;

-использовать КТД для воплощения своих идей;

-обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.

Обязанности участников:

- прилежно учиться, познавать окружающий мир;

- воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;

- уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым;

- помогать младшим, передавать им свои знания;

- любить и уважать традиции коллектива, школы, страны, в которой ты живешь.

Главный принцип этой программы - забота об улучшении окружающего мира, о далеких и близких друзьях. Чем больше ребята делают добрых дел, чем больше помогают людям, тем теплее, светлее и радостнее вокруг.

Программа состоит из девяти разделов. Каждый раздел имеет свои цели и задачи. Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности школьного коллектива.


Основные направления воспитания

Цели

Задачи

Мероприятия

Особенности

Иинтеллектуальное

- формирование ценностного отношения к знаниям;

- воспитание сознательного отношения к учению,

- развитие познавательной активности и культуры умственного труда

- воспитать устойчивую мотивацию к учебной деятельности; пробуждать интерес к знаниям; формировать целостное отношение к учебе.

- выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду;

- развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;

- формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности, потребность к самосовершенствованию;

- удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время;

- привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению;

- работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения;

- воспитание самостоятельности, старательности, аккуратности выполнения каждого учебного задания;
- воспитание бережного отношения к учебникам, книгам, учебным принадлежностям, содержания их в чистоте и порядке.

учебные викторины конкурсы, классные часы, олимпиады.

Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность, беседах как обмене познавательным материалом. Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учении.

Экологическое

- формирование у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;

- формирование экологического сознания школьников.

- формировать у учащихся природосообразное поведение: включать ребенка во взаимодействие с природой через систему социальнозначимых отношений «Я и природа - одно целое»;

- выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;

- выработать навыки природоохранительного поведения в окружающем мире.

Экологические викторины, «Помоги пернатым, экскурсии в природу, посадка деревьев.

Ученик должен:

- участвовать в природоохранительных мероприятиях;

- уметь рассказывать о природе своего края;

- знать растения, деревья, кустарники, травы своей местности;

- знать Красную книгу России;

- знать значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы;

- знать организации по охране природы;

- знать меры по охране природы.

Социальное

- формирование трудовых навыков школьников;

- воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.

- формировать начальные и навыки трудовой деятельности; развивать творчество, воображение, умения управлять процессам творчества (фантазирования).

- воспитание положительного отношения к труду как к высшей человеческой ценности;

- воспитание бережливости, экономного использования средств.

Трудовые акции, выставки работ, работа на УОУ.

Понятие о трудовых нормах жизни: учебный труд, труд в семье. Труд - постоянная забота о человеке и о себе. Труд - источник обеспечения средствами существования. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к вещам и школьным принадлежностям.

Ученики должны:

- уметь организовывать свой труд на уроках и внеурочное время;

- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;

- уважать и ценить труд людей.

\Здоровьесбережение

- воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.

- овладение навыками общей физической культуры;

- развитие двигательной активности;

- профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.

- формирование у учащихся представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья.

- укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физического развития.

Недели спорта, классные часы о спорте, здоровом образе жизни, марафоны соревнования

Обеспечить право ребенка на разностороннее развитие и укрепление здоровья; воспитание потребности занятий спортом, здорового образа жизни.

Нравственное

- формирование правовой культуры учащихся;

- формирование у ребёнка сознательного уважительного отношения к норам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина;

- формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, сознание самосовершенствования.

- формировать нравственное поведение в социуме, создать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами,

- воспитывать желание и потребности нести добро людям.

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: гуманности, сознательной дисциплине и поведению;

- создание условий для постепенного становления жизненных ориентаций учащихся как гражданина, в выборе линии своего поведения, способов действия, поступков.

Шефство над младшими братьями и сестренками, старыми людьми, акция «добрых дел», социальный проект «Твори добро».

Представление о гражданстве России, Конституциях Российской Федерации, важнейших законах страны. Знание о правилах поведения в школе, дома, на улице, в природе.

Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас.

Формирование и развитие в ребёнке:

- чувства собственного достоинства, уважение к себе и другим;

- отрицательного отношения к унижению, к оскорбительному обращению;

- протеста против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь и честь других.

Ученик должен:

- усвоить нормы своего поведения;

- знать, кто и как защищает права человека;

- уважать права другого человека.

Патриотическое

- воспитание чувства долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.

- развитие ребёнка как члена общества;

- формирование уважительного отношения к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.

- воспитание у детей любви к родному краю, к своей родине, к своему народу.

Экскурсии в музей боевой славы, походы в кинотеатр и т.д.

Изучение родного края от родного порога до глобальных проблем страны. Наша страна. Мы в истории и современной жизни страны. История моей семьи в истории моего села. Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений.

Воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы.

Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации. Человек как патриот своей Родины. Борьба за мир и дружбу между народами.

Эстетическое

- воспитание эстетических чувств у детей;

- приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

- привлечение учащихся к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного народа;

- знание различных видов искусства;

- привитие интереса к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях;

- развитие у детей общих художественных и изобразительных способностей, творческого воображения, стремления к гармонии внешней и внутренней, стремления видеть и созидать красоту;

- формирование восприятия и понимания музыки и изобразительного искусства;

- создать условия для учебной деятельности детей;

- воспитать потребность в открытии новых знаний; в самостоятельном выборе средств их открытия.

-формировать устойчивый интерес к процессу познания и самопознания.

Экскурсии в музей, к памятникам архитектуры, искусства, посещения библиотеки, конкурсы и т.д.

Участие в беседах о прочитанных книгах, просмотренных спектаклях, кино, концертах. Участие в организации и проведении народных праздников, игр, обрядов, юбилейных и памятных дат в культурной жизни села, страны, мира. Выпуск стенгазет.

Ученик должен:

- любить и хранить национальную культуру;

- стремиться всё делать красиво;

- уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;

- знать имена, особенности творчества отдельных художников, композиторов своего края, России и других стран.

Основы безопасности

- формирование культуры безопасного поведения.

- формировать у ребёнка положительные навыки и стереотипы, из которых складывается бытовая культура безопасности человека;

- формирование у учащихся навыков аккуратности, чистоплотности;

- формирование внимания к огню, запаху газа или свисающему проводу;

- воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах, на дороге.

Беседы, классные часы, встречи с работниками соц.учреждений, утренники, викторины

Знание правил оказания первой помощи, сигналов оповещения о ЧР, номеров телефонов экстренных служб.

Сохранение семейных традиций

- воспитание любви к родителям;

- налаживание плодотворных связей между семьёй и школой.

- создание духовной близости, теплоты между детьми и родителями;

- создание условий для взаимопониманий и совместной работы между учителем и родителями;

- формирование представления о семье и обществе.

Тематические праздники, беседы, конкурсы, смотр презентаций и т.д.

Понятия: семья, член семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, реликвии, предки, потомки. Семейные роли человека: мать-жена, отец-муж, дети-сын и дочь. Обязанности и ответственность каждого члена семьи. Любовь и взаимопомощь между родными людьми. Радость дружбы. Роль учителя во взаимоотношениях между родителями и детьми.