Статья "Проектная деятельность во внеклассной работе как способ развития самостоятельности и творческой активности учащихся"
статья на тему

Новожилова Алевтина Леонидовна

В статье сообщается о работе над творческим проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность во внеклассной работе как способ развития самостоятельности и творческой активности учащихся

     В настоящее время  традиционный подход к обучению перестал оправдывать себя. Ученик способен в к воспроизведению знаний, переданных ему учителем, а реализовать их в практической жизни он не может. Ребёнок заучивает правила, выполняет определённые упражнения, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных знаний на практике. Из всех приобретённых знаний у человека остается то, что он применил на практике.

      Преобразования в обществе, изменения в Российском образовании требуют от учителя другого подхода к процессу обучения. Не случайно темой для самообразования я выбрала следующую: «Проектная деятельность как способ развития самостоятельности и творческой активности учащихся».

     Проблема активности и самостоятельности учащихся не нова. Она является одной из основных в дидактике и школьной практике. Так как деятельность учителя немыслима без опоры на тех, кого он учит. Идея самостоятельности в обучении отражается в трудах Я.А. Коменского, А.  Дистервега, К.Д. Ушинского и других.  В.А. Сухомлинский писал: «Ученикам… нужны умения и навыки. Человеческий ум надо научить мыслить, запоминать, воспроизводить. Когда ученик научится учиться, ему в школе будет интересно. Он будет счастлив. Будет стремиться к знаниям. Чем больше ученики овладевают навыками самостоятельного умственного труда, тем лучше они учатся».

Хотя проблема и не нова, в настоящее время встречается много людей, неспособных своевременно и самостоятельно принимать нужные решения. Новизна вопроса состоит в том, что один из путей повышения уровня самостоятельности учащихся  - использование в учебно-познавательном процессе проектно-исследовательской деятельности. Благодаря использованию метода проектов развивается самостоятельность учащихся, что способствует раскрытию творческого потенциала школьников, приводит к повышению мотивации обучающихся, а. значит, повышает уровень качества знаний изучаемой дисциплины.

      В начале каждого учебного года на педагогическом совете нашей школы формулируется тема общешкольного проекта. Каждому классу определяется тема классного проекта. Продукты проектной деятельности представляются на школьном фестивале, который длится несколько дней. Это яркое, красочное событие в школе.  В основу школьных проектов легла идея толерантности, что является очень актуальным на сегодняшний день. Так как в России, в наших поселениях, в наших школах проживают и обучаются дети разных национальностей.  

     Работая над темой «Народы России», дети моего класса провели исследование истории, культуры и традиций финского народа. Родители помогли сшить традиционные финские костюмы, испечь рыбный пирог. Задорно и весело был исполнен  финский танец «Летка Енька».

     Предметом исследования  при подготовке к общешкольному проекту «Народные праздники России»  стал Спасов день.  Ребята узнали о том,  что в августе существует три праздника в честь Спасителя, три Спаса: первый медовый Спас (14 августа),  второй – (19 августа) яблочный,  третий – (29 августа) ореховый. При подготовке к проекту дети познакомились с историей праздника Спасов день, узнали о традициях русского народа, связанных с этим праздником . Разучили стихи, песни и танцы. Изготовили из бумаги  веночки для костюмов молодых яблонек. Подготовили сборник пословиц и поговорок о яблоне,  «целебник»  о свойствах яблок, книгу рецептов блюд с яблоками, орехами и медом. По этим рецептам вместе с мамами приготовили вкусные Спасовые угощения. Получилось яркое  коллективное дело, объединившее  всех участников проекта.

      Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.  

     Подробнее расскажу о подготовке проекта «Золотая хохлома: от истоков до современности». Этот классный проект стал частью общешкольного проекта «Народные промыслы России». Проект служит удовлетворению познавательных интересов обучающихся, побуждает к поиску дополнительной информации о  хохломском промысле, обогащает жизненный опыт, повышает мотивацию к обучению, учит работать в группе, формирует эстетическое отношение к миру, понимание красоты, как ценности.

Перед началом исследования  была выдвинута гипотеза: мы предположили, что изделия, украшенные хохломской росписью, не только являются произведениями искусства и хранят в себе историю нашего народа, но  они применяются и в современной жизни в качестве украшения жилища, праздничного стола, доставляя людям радость и хорошее настроение.

Основополагающий вопрос проекта: Чем отличаются хохломские изделия от предметов других народных промыслов?

Проблемный вопрос: Нужны ли изделия, украшенные хохломской росписью, в современной жизни?

Учебные вопросы:

1. Родина промысла

2. История возникновения Хохломского промысла

3. Отличительные особенности Хохломской  росписи

4. Последовательность выполнения работы по изготовлению изделия

5. Современное производство: чем отличается от старинного

6. Применение хохломской росписи в интерьере современного жилища

7. Частушки, песни, стихи о хохломе и красоте русской природы

Этапы работы над проектом

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Родительское собрание. Знакомство с темой  проектной деятельности. Организация помощи в изготовлении костюмов для «Театра моды: Хохлома»

Выдвижение гипотезы обучающимися.

Формирование групп для работы над проектом.

Мозговой штурм. Составление плана работы над проектом.

Распределение функциональных обязанностей между членами группы.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Поиск информации членами группы  в соответствии с распределёнными обязанностями.

Консультации педагогов, экскурсия в столярную мастерскую.

Обсуждение собранной информации

Выполнение творческих работ, разучивание стихов, частушек, выполнение эскизов костюмов

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Представление презентации на школьном конкурсе проектов «Народные промыслы»

Оценка представленного выступления  по критериям итогового оценивания жюри.

Самооценка работы внутри группы по анкете.

Оценка родителей

Проект ориентирован на стандарты:

1)         освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация с получением информации  от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;

2)        сформированность  эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;

5)        приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

После завершения проекта учащиеся приобретены следующие умения:

- личностные:

•        формирование уважительного отношения к иному мнению;

•        развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости;

•        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтных ситуаций, находить выходы из спорных ситуаций;

•        формировать мотив к творческому труду, работу на результат, бережного отношения к материальным ценностям.

 метапредметные:

•        Умение планировать свою деятельность;

•        Умение пользоваться различными источниками информации;

•        Умение работать в группе;

•        Умение анализировать и синтезировать собранную информацию;

•        Умение представлять конечный продукт проекта.

 предметные:

•        Умение отличать хохломские изделия от предметов других народных промыслов;

•        Знание истории возникновения хохломского промысла;

•        Умение найти применение хохломской росписи в интерьере современного жилища, украшении предметов быта и одежды

•        Умение создавать собственные творческие работы с использованием элементов хохломской росписи

•        Исполнение частушек, песен, стихов о Хохломе

•        Представление нарядов с элементами хохломской росписи

      Продуктом проекта стал красивый интересный  праздник.  Учащимся были предоставлены условия для творческой самореализации, возможности для приобретения новых знаний, нового опыта. А сам процесс деятельности доставил всем участникам проекта удовольствие.

     Я считаю, что реально и целесообразно применение метода проектов в начальной школе. Ведь в основу данного метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности  школьников на результат, который получается при решении той или иной значимой проблемы в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией их работы. Эта деятельность помогает совершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, дает возможность проявиться всем лучшим качествам в нём. То есть способствует развитию его талантов. А это одна из основных задач моей педагогической деятельности.  В заключении хочу привести очень точное высказывание российского психолога Н.Н.Богомолова: «У человека остаётся в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит и 90% из того, что он делает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...

Развитие творческой активности учащихся. Рекомендации для педагогов по развитию творческой активности детей.

Рекомендации дя развития творческой активности детей в процессе любимых занятий...

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

“Работа со словарем как один из способов развития самостоятельности учащихся»

Всем известно, что начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка.  И задача каждого учителя - целенаправленно проводить работу по формированию общих учебных умений, навыков и способо...

Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"...

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности...