"Литературные игры" (коррекционно-развивающее занятие)
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Максимова Надежда Васильевна

Цель: привитие интереса к книге, чтению. Занятие закрепляет знания учащихся по сказкам А.С.Пушкина, коррегирует устную речь, высшие психические функции, мелкую моторику, а также обогащает словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnye_igry.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Государственное образовательное учреждение Тульской области

                      «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»

                                        «Литературные игры»

                            (коррекционно-развивающее занятие)

                Провела воспитатель высшей категории Максимова Н.В.

Цель: воспитание любви к книге, привитие интереса к книге.

Задачи:

  1. закрепление знаний учащихся по сказкам А.С.Пушкина;
  2. коррекция устной речи, высших психических функций и мелкой моторики;
  3. обогащение словарного запаса;

Оборудование:

- выставка книг;

- мультимедийный проектор;

- презентация «Кому принадлежат эти вещи?» (иллюстрации к сказкам);

- карточки с цитатами из сказок;

- репродукции картин.

На доске:

«Чтение – вот лучшее учение»

                              А.С.Пушкин

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

                                                                                                                                      М.Горький

                                      Класс делится на две команды.

Воспитатель: Я очень рада приветствовать вас на литературной игре. Сегодня для вас литература раскроется совсем с другой стороны. Вы узнаете очень много интересного, а именно, как можно играть в литературе.

Ход занятия.

                   Обратите внимание на доску, на ней записаны слова выдающихся писателей об игре и чтении (зачитать).

1 конкурс «Кому принадлежат эти вещи?»

(показ презентации)

  1. Волшебные туфли, помогающие передвигаться так быстро, как захочешь (Гауф, «Маленький Мук»).
  2. Маленькая хрустальная туфелька (Ш.Перро «Золушка»).
  3. Волшебное зеркальце, умеющее говорить (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», отдать царице-мачехе).
  4. Старое разбитое корыто (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», отдать старухе).
  5. Петушок из чистого золота (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», отдать царю Додону).

За каждый правильный ответ – 1 очко.

2 конкурс – «Сказки Пушкина»

(настольная игра)

 На стол раскладываются карточки с цитатами из сказок. Задача каждого играющего – выбрать карточки с цитатами, соответствующими данной сказке и далее разместить эти карточки соответственно последовательному изложению содержания сказок.

№  2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 15 – «Сказка о царе Салтане»

№  1, 4,  6, 8, 11, 13, 14, 16– «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  1. Злая мачеха вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала…

  1. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи.

И, дивясь перед собой

Видит город он большой…

  1. Царь глядит и узнаёт…

В нём взыграло ретивое!

«Что я вижу? Что такое?»

  1. Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла, да шла

И на терем набрела…

  1. Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывёт,

Злого коршуна клюёт…

  1. Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

  1. Сел на башню и на море

Стал глядеть он, море вдруг

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Тридцать три богатыря…

  1. И с невестою своей обвенчался Елисей.

И никто с начала мира

Не видал такого пира.

  1. Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

  1. Зажужжал он и как раз

Тётке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«А!» и тут же окривела…

  1. «…я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, всех милее,

Всех румяней и белее».

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

  1. В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла…

  1. И взмолилась: «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!»

  1. Видит, белочка при всех

Золотой грызёт орех…

  1. Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

3 конкурс – «Загадки – омонимы»

Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

  1. Служу я людям много лет.

С моею помощью включают свет.

С тобою тоже я дружна

Я часто за столом тебе нужна.

(Лампа)

  1. Давно я музыке известен,

И без меня не пишут песен…

К моим прохладным светлым водам

Приходят в жаркую погоду.

И без меня, хоть сам проверь,

Ты не всегда откроешь дверь.

Со мной любую сдвинешь гайку

Кто я? Попробуй, угадай-ка.

(Ключ)

  1. Держу деревьев кроны я.

По мне под землю сходят люди.

Я часть грохочущих орудий:

Ведь без меня нельзя стрелять.

(Ствол)

  1. В перемене моментальной

Я являюсь пред тобой

То одеждой карнавальной,

То настольною игрой.

(Домино)

  1. Всем пишущим я помогаю

Я птиц от стужи согреваю.

(Перо)

  1. Меня при играх набирают,

Меня и на нос надевают.

(Очки)

  1. В глухой тайге я выслежу добычу

И, разорвав её, от жадности  мурлычу.

И мной не назовёшь ты бег коней ретивых,

Когда они летят, потрясывая гривой.

(Рысь)

  1. Со мной ходи стрельбе учиться,

И на гряде меня ищи.

Со мной попасть ты можешь в пищу,

А так же… в щи.

(Лук)

  1. Для взрослых, как и для детей,

Я издавна служу забавой.

А чтобы вышел суп вкусней

Я для него служу приправой.

(Петрушка)

4 конкурс – «А ты наблюдателен?»

               На видное место устанавливают картину.  Играющие в течение 2 минут рассматривают её. Затем ведущий убирает её, а играющие в течение 5 минут записывают на листочке бумаги всё, что они успели заметить и запомнить.

5 конкурс – Лото пословиц»

               На больших карточках пишется начало пословиц, на маленьких конец.

«Повторенье – мать ученья»

«Тяжело тому жить – кто от работы бежит»

«Лентяй да шалопай – два родные брата»

«Тише едешь – дальше будешь»

«Куй железо, пока горячо»

«Не зная броду, не суйся в воду»

6 конкурс – «Скороговорки»

  1. Архип осип, Осип Архип.
  2. Бобр добр до бобрят.
  3. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  4. Болтунья болтала, не переболтала.
  5. Буду плыть я день-деньской по реке воды донской.
  6. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на салазках.  Санки вбок, Сенька с ног.

Подведение итогов.

Подсчёт баллов, объявление победителей.

Использованная литература.

1.В.Н.Блохина «Литературные игры и занятия», Горький, 1970 г.

2.Н.В.Головин «В часы лосуга», Горький, 1970 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Внеклассное занятие по литературному чтению для 4 класса Роберт Льюис Стивенсон "Остров Сокровищ"

Верю, что ещё остались дети, которые любят книгу и много читают. Материалы презентации поспособствуют к привитию любви к книге....

Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"

В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...

Внеклассное занятие по литературному чтению, посвященное новогоднему празднику по теме: «Театрализованная инсценировка сказки «Волк, ворона и веселые зайчата».

Цель:расширять представления детей о новогоднем          празднике;          побуждать их к выразительно...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...

Игры коррекционно -развивающие

Использование на каждом уроке развивающе–коррекционных игр позволяет у каждого ребенка развивать познавательные способности, формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки, позволяет к...

«Мир природы в литературных произведениях». Познавательное интерактивное занятие о творчестве автора–юбиляра Р. Дж. Киплинга «Книга джунглей» в 2019 году.

Цель занятия: Создание условий для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейЗадачи:  развитие умений младших школьников по поиску нужной информации развити...