Страницы прошлого листая....
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Старостина Наталья Павловна

Страницы прошлого листая...

 

Цель: развитие у учащихся чувства патриотизма, сохранение преемственности поколений на примерах героического прошлого народа, своей семьи.

Задачи:

Создать условия для:

1. Формирования  нравственного отношения к историческому прошлому России.

2. Развития  чувства уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.

3. Развития  интереса к истории своей семьи, чувства любви и гордости за свою семью.

               Оборудование: проектор, видео, мр3, «книга памяти», картины о ВОВ, сочинения детей

Ход занятия

Группа детей выходит на сцену, и рассаживаются.

Введение в тему:

  1 чтец: Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

              Рома пел, Борис молчал, а Андрей ногой качал.

              Дело было вечером, делать было нечего.

              Галка села на заборе, кот забрался на чердак,

              Тут сказал ребятам Боря просто так:

 Борис:  Был вчера в библиотеке, видел книгу там одну,

              В ней рассказы о героях в Великую Отечественную войну.

2 чтец:  Завтра нужно книгу прочитать,

             Чтобы всем ребятам рассказать.

(Фрагмент фильма)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_proshlogo_listaya.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Страницы прошлого листая...

Цель: развитие у учащихся чувства патриотизма, сохранение преемственности поколений на примерах героического прошлого народа, своей семьи.

Задачи:

Создать условия для:

1. Формирования  нравственного отношения к историческому прошлому России.

2. Развития  чувства уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.

3. Развития  интереса к истории своей семьи, чувства любви и гордости за свою семью.

               Оборудование: проектор, видео, мр3, «книга памяти», картины о ВОВ, сочинения детей

Ход занятия

Группа детей выходит на сцену, и рассаживаются.

Введение в тему:

  1 чтец: Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

              Рома пел, Борис молчал, а Андрей ногой качал.

              Дело было вечером, делать было нечего.

              Галка села на заборе, кот забрался на чердак,

              Тут сказал ребятам Боря просто так:

 Борис:  Был вчера в библиотеке, видел книгу там одну,

              В ней рассказы о героях в Великую Отечественную войну.

2 чтец:  Завтра нужно книгу прочитать,

             Чтобы всем ребятам рассказать.

(Фрагмент фильма)

Учитель: Ребята, сегодня наше заседание клуба  необычное, мы подводим итоги работы над  большой темой «Сталинградская битва».   Мы сегодня выступим в роли писателей, будем писать книгу, в ней будет несколько глав.  Вы видите их на экране.

  • Война
  • Сталинградская битва
  • Дети Сталинграда
  • Земляки о войне
  • Моя семья в годы войны

А с  какой главы начнем? (Война)

Для  сегодняшнего заседания  вы поделились на 4 группы. У каждой группы было свое задание. Давайте вспомним, что такое ФРОНТ, ТЫЛ, НАСТУПЛЕНИЕ, ПОБЕДА.

ФРОНТ-

НАСТУПЛЕНИЕ-  

А кто знает, что такое контрнаступление?

КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ -

ТЫЛ-

ПОБЕДА-

Что  объединяет все эти слова? Какое слово подходит к ним всем? (ВОЙНА)

Какое из определений подходит к слову война? Подумайте в своих группах.

ВЕЛИКАЯ                             КРОВОПРОЛИТНАЯ

ЖЕСТОКАЯ                          БЕСПОЩАДНАЯ

ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ         ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.  Приходят к выводу, что все определения подходят к слову ВОЙНА).

1. Война была священной,

    В этом не усомнится даже тот,

    Кто, прилетев с другой планеты,

    Земли историю прочтёт.

2. Война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, из всех войн, которые только знало человечество.

3.  Шагает по земле война.

     Земля вздохнула тяжко.

     На растерзанье отдана,

     Прости, прости, бедняжка!

4. Прости за боль, за детский плач,

    За кровь и дымные рассветы.

    Вновь торжествует твой палач.

    Как горек тихий стон планеты.

5. Земля, очнувшись, прошептала:

   «Своим героям помогу.

    Чтоб зло глумиться перестало,

    И накормлю, и обогрею,

    И спрячу, и похороню,

    И мысли чёрные развею,

    В сердцах надежду сохраню».

ПЕРЕХОДИМ К НАПИСАНИЮ СЛЕДУЩЕЙ ГЛАВЫ. Какой?

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

(фрагмент фильма)

6. Твердынею высясь над Волгой,

В кольце непреступных оград

Вещает о славной победе

В громах и дыму Сталинград.

7. этот день особенный желанный.

Солнце светит ярко в вышине,

День Победы под Сталинградом отмечается в стране

8. Сталинградская битва началась в августе 1942 году, а закончилась победой советских войск 3 февраля 1943 года. На защите города сражались бойцы разных национальностей.

Учитель: Ребята, послушайте внимательно отрывок и скажите о каком месте идет речь?

- после огневого налета немцы пошли в атаку. Их поддерживали танки. Такого натиска советские воины еще не переживали. Павлов бегал из помещения в помещение, от минометчиков к пулеметчикам.

-огонь, ребятки! Крошите подлецов. Пусть надолго запомнят  «Чья это улица, чей этот дом».

Трое суток длился этот бой. Павловцы забыли  о сне и еде.        

(ДОМ ПАВЛОВА)

Сколько дней шел бой за этот  дом? (50 дней)

Кто защищал этот дом? (русские, украинцы, грузины, узбек, казах, абхазец, таджик, татарин,)

9. битва Сталинградская была на земле.

Дату отмечаем эту в феврале.

Митинги и встречи с ветеранами,

В пионеры приняли лучших в школе мы.

ПЕРЕХОДИМ К НАПИСАНИЮ СЛЕДУЩЕЙ ГЛАВЫ.

Дети Сталинграда.

10. В это тяжёлое время, все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Тяжёлые испытания принесла война детям. В тылу и на фронтах войны бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

11. Ветры в походные трубы трубили,

   Дождь отбивал барабанную дробь.

   Ребята-герои в разведку ходили

   Сквозь чащу лесов и болотную топь.

12. А ныне в разведку идут следопыты,

   Туда, где когда-то ровесники шли.

   Не будут, не будут, не будут забыты

   Ребята – герои родимой земли.

12. И кажется, снова в борьбе и в походе

   Сегодня в рядах твоих верных друзей:

      Миша Романов.

13. – Юрий Чернышев.

14. – Люся Радыно  .

15.- Ребята босоногого гарнизона.

16.-  Мария Ускова.

17.- Саша Филиппов.

Звучит «Песня о пионерах-героях» (из кантаты «Красные следопыты) (сл. С.Гребенникова и Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой). В это время переворачиваем страницу книги. На сцене появляются дети, занятые в сценке.

18. Школьники не только сражались на фронтах, но и помогали, чем могли и в тылу. Они работали на заводах и фабриках, собирали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Сценка «В госпитале»:

1. Сорок  третий трудный год. Сталинградский госпиталь.

    Коридоры сухие и тёплые.

    Шепчет старая нянечка

Нянечка:

«Господи! До чего же артисты маленькие».

2. Мы шагаем палатами длинными.

    Мы почти растворяемся в них.

С балалайками, мандалинами

И большими пачками книг.

«Армия»  читает Брызгалина Кристина

В палате выключили радио,

и кто-то гладил мне вихор...

В Сталинградском госпитале раненым

давал концерт наш детский хор.

Уже начать нам знаки делали.

Двумя рядами у стены

стояли мальчики и девочки перед героями войны.

Они, родные, некрасивые,

с большими впадинами глаз, и сами жалкие, несильные,

смотрели с жалостью на нас.

В тылу измученные битвами, худы, заморены, бледны,

в своих пальтишках драных были мы для них героями войны.

О, взгляды долгие, подробные! О, сострадание сестер!

Но вот:

«Вставай, страна огромная!» - запел, запел наш детский хор.

А вот запел хохол из Винницы.

Халат был в пятнах киселя,

и войлок сквозь клеенку выбился на черном ложе костыля.

Запел бурят на подоконнике, запел сапер из Костромы.

Солдаты пели, словно школьники,

и, как солдаты, пели мы.

Все пели праведно и доблестно -

и няня в стареньком платке,

и в сапогах кирзовых докторша,

забывши градусник в руке.

Разрывы слышались нам дальние,

и было свято и светло...

Вот это все и было

Армия.

Все это Родину спасло

Под запись песни «Соловьи» (сл. А.Фатьянова, муз. В.Соловьёва-Седого) дети уходят со сцены. Переворачиваем страницу книги.

ПЕРЕХОДИМ К НАПИСАНИЮ СЛЕДУЩЕЙ ГЛАВЫ

Земляки о войне.

-ребята, мы хотели бы познакомить вас с известными нашими земляками, которые писали о войне, сочиняли музыку.

1.Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе.

2.Несмотря на все трудности военного времени, Пахмутова в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей.

(фрагмент фильма)

3. Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах: пишет для симфонического оркестра, ею написана музыка к кинофильмам, много  написано песен. Мы нашли  песню о родном районе Александры Пахмутовой «Бекетовка».

Учитель: Александра Пахмутова писала и военные песни. Одна из самых известных – «Горячий снег». Внимание на экран.

4. Маргари́та Константи́новна Ага́шина родилась в деревне Бор Ярославской области. Детство поэтессы прошло на фактории «Стрелка» на севере Красноярского края. Отец поэтессы был врач, мама – учительница.

5. С 1951 года, после окончания института, Маргарита Агашина жила в Волгограде. Здесь она прожила до конца своей жизни, основную часть своего творчества посвятив городу на Волге, который стал для неё по-настоящему родным.

6. Много стихов было посвящено войне, Сталинграду. Настоящая известность к Маргарите Агашиной пришла после исполнения Людмилой Зыкиной песни «Растёт в Волгограде берёзка» на её стихи.

7. Маргарите Константиновне Агашиной  было присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Волгограда». Маргарита Агашина умерла  в 1999 году возрасте 75 лет.

8. Владимир  Мигуля — советский и российский композитор и певец. Автор многих популярных песен  родился 18 августа 1945 в  Сталинграде. Окончил музыкальную школу в Волгограде. учился в Волгоградском училище искусств, потом в поступил в Ленинградскую государственную консерваторию

9. всем известна песня Владимира Мигули  и Маргариты Агашиной «Песня о солдате». Мы предлагаем ее послушать.

ПЕРЕХОДИМ К НАПИСАНИЮ СЛЕДУЩЕЙ ГЛАВЫ

«Моя семья в годы войны».

Учитель:

Эту страницу мы пишем с вами вместе. С первого класса мы все вместе собираем истории в нашу книгу памяти о ваших родственниках, знакомых, которые жили во время войны. Вы в течение это года узнавали у своих родителей, бабушек и дедушек  истории жизни своих родных в годы войны, записывали их воспоминания, брали у них интервью. Сегодня вы принесли свои рассказы, хотите поделиться ими с нами. Кто хочет сейчас поделиться историей своей семьи?

Дети рассказывают о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

А  еще нам нравится брать интервью. В прошлом году мы брали интервью у Белильцеваой Антонины Никитичны.  Накануне нашей встречи мы встретились с Лобачевой Риммой Николаевной, членом общественной организации «Дети Сталинграда». Что интересного вам запомнилось из этих встреч? (Они были детьми. ) какое впечатление было о Сталинградской битвы у бабушек? (Бомбежки, ели, что придется.  А с неба сбрасывали немцы игрушки, которые потом взрывались в руках у детей). Как это характеризует немцев?  (Они были жестокими, не жалели даже детей)

8. Я родилась после войны,

   Я выросла под светлым небом.

   Каким живу духовным хлебом?

   Чем дорожу я в эти дни?

9.     Мы не слышали взрывов бомб,

10.   Не стояли холодными ночами за хлебом,

11. Мы не знали, что такое похоронки.

12. Но когда мы расспрашивали взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то

13.- погиб,

14.- пропал без вести,

15.- был в плену,

16.- умер от ран.

17. В наших сердцах с огромной силой стучат более 20 миллионов жизней погибших. Помните о них!

Чтобы помнить о  тех, на чью долю выпала война, мы соберем ваши сочинения, рассказы в «КНИГУ ПАМЯТИ» (Дети собирают книгу) Теперь мы ее передадим на хранение в нашу музейную комнату, воспоминания о ваших близких будут использованы в  экскурсиях по музейной комнате.

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Все: Никогда! Никогда! Никогда!

3. Пусть солнце утопит всю землю в лучах!              Все: Пусть!

    Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!       Все: Пусть!

    Пусть всегда будет солнце!

    Пусть всегда будет небо!

    Пусть всегда будет мама!                

Все: Пусть всегда буду Я!

 

1. Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

    Рома пел, Борис молчал,

    А Андрей ногой качал.

    Дело было вечером, делать было нечего.

   Галка села на заборе, кот забрался на чердак.

   Тут сказал ребятам Боря просто так:

«Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб весной ручьи звенели,

  Чтобы солнце землю грело, чтоб берёзка зеленела.

   Чтоб у всех мечты сбывались, чтобы все вокруг смеялись,

   Чтобы детям снились сны, чтобы не было войны!

Учитель

Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной войны на земле. Как вы думаете, для чего мы сегодня писали «КНИГУ ПАМЯТИ» (ответы детей)

Правильно! Для того, чтобы (открываются задачи будущего поколения)

  • Сберечь память о подвигах, жизни  людей во время войны
  • Передать эту память следующим поколениям
  • Не допустить повторения войны, зная печальные страницы нашей истории

Учитель:

Посмотрите на этот памятник – он стоит в  центре нашего города – на набережной имени 62-ой армии. Кто из вас знает, кому он посвящен? (мирному населению, погибшему в дни Сталинградской битвы)

Учитель

Хотим ли мы с вами повторения тех лет, которые длилась война? (нет) а давайте выпустим в небо белого голубя – птицу  мира, мы ее сделали своими руками на уроках технологии. Но чтобы она взлетела к солнцу, чистому небу, давайте напишем на них свои пожелания.

(Прикрепляем голубей вокруг картины, ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Летите голуби»)

Учитель:

Трудно найти семью, которую бы не  обожгла горем война. Мы обязаны помнить об этих  страшных событиях истории. Мы этого не  забудем, чтобы не повторилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Листаем поэтические страницы Санкт-Петербурга".

Материал включает описание литературно-художественных занятий по изучению истории и архитектуры Санкт-Петербурга и обширный литературный материал для этих занятий....

Внеклассное мероприятие "Листая прошлого страницы"

Заочная экскурсия к памятникам, расположенным в городе Туле...

Ожившие страницы прошлого. Произведения о жизни трудового народа. Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "На Волге"

Урок внеклассого чтения в 4 классе с использованием межпредметной интеграции с изобразительным искусством и музыкой....

Устный журнал «Страницы прошлого листая»...

Устный журнал  «Страницы прошлого листая»...

Героические страницы прошлого. Златоуст в военные годы

Конспект урока рассчитан на учеников 4 класса. Описывается помощь города Златоуста во время Великой Отечественной Войны....

"Страницы прошлого листая"

                                       Ход     урока.Начало Звучит музыка...

Рабочие листы по предмету " Родной русский язык" ( под ред. О.М. Александровой) 2 класс, раздел 1 " Прошлое и настоящее"

Данные рабочие листы станут отличным подспорьем учителю родного русского языка в организации самостоятельной ,индивидуальной,парной, групповой работы на  уроках....