Организация досуга в группе продленного дня
статья на тему

Коробкина Ольга Михайловна

В данной статье я рассматриваю понятие досуга, формы и группы досуговой деятельности. Перечисляю трудности, которые могут возникнуть у воспитателя на практике, и предлагаю свои пути решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_docuga_gpd.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Человек, который осмеливается

потратить впустую час времени,

еще не осознал цену жизни.

Чарльз Дарвин

Режим работы в группах продленного дня (ГПД) может несколько отличаться. Но, кроме приема пищи, прогулок и самоподготовки, в плане воспитателя обязательно будет присутствовать такой режимный момент, как досуг. Этот пункт плана может быть назван личное время, свободное время, занятия по интересам. Я хотела бы рассмотреть организацию досуга более подробно.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. В педагогической, психологической, культурологической литературе можно встретить разные определения. Например, время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей. Или возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Мне ближе второе определение. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не простое бездельничанье. Если на уроках школьники занимаются тем, что необходимо по программе, то в свободное от учебы время можно опереться на то, что им интересно, чем они хотят заниматься, чем живут в данный момент.

Досуг ребенка может быть:

- пассивным (например, прослушивание аудиосказки) и активным (физминутка);

- организованным (проведение викторины) и стихийным (наблюдение за дождем и градом);

- контролируемым (игра в шашки под руководством воспитателя) и неконтролируемым (беспорядочный бег);

- коллективным (выпуск стенгазеты) и индивидуальным (чтение книг);

- подражательным (складывание оригами по алгоритму) и творческим (рисование на свободную тему);

- опережающим (изучение иностранного языка) и нормативным (отгадывание загадок).

В педагогической теории и практике разработано множество форм организации досуговой деятельности детей.

По времени проведения все формы можно разделить на:

- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

По количеству участников формы могут быть:

- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

- групповые (воспитатель — группа детей);

- массовые (воспитатель — несколько групп, классов);

По видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной,

художественной деятельности.

По способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;

По субъекту организации:

- организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

- деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;

- инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату:

- результатом является информационный обмен;

- результатом является выработка общего решения (мнения);

- результатом является общественно значимый продукт.

Профессор С.А. Шмаков, основатель игровой педагогики, отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп.

Первая группа несёт в себе функцию восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, подвижные игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.).

Вторая группа – связана с повышением эрудиции, потребностями в духовных ценностях (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, театров и др.).

Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). 

Четвертая группа реализует потребность ребенка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.).

Пятая группа раскрывает целенаправленную творческую учебную деятельность детей (конкурсы, фестивали, каникулярные объединения, турпоходы, зарница).

Итак, в процессе досуга реализуется удовлетворение потребностей детей, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности. 

На практике при организации досуга школьников в ГПД приходится сталкиваться со следующими трудностями:

- уставшие от уроков и дополнительных занятий дети не в состоянии заниматься творческой деятельностью (познавательная инертность, отсутствие мотивации);

- возрастные особенности (9-11лет), вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, которые сопровождаются повышенной подвижностью с последующей усталостью, резкий переход из одного состояния к другому могут препятствовать созданию комфортной обстановке в группе;

- пространственное мышление и самоанализ и логика находятся в процессе развития, поэтому ребенок младшего школьного возраста не в состоянии реализовать долгосрочный проект, он может неожиданно поменять вид деятельности (эпизодический интерес), отказаться доделывать начатое изделие, может отказаться что- либо делать (насильно заставлять воспитатель не имеет права).

Все вышеперечисленное относится к объективным трудностям, на которые воспитатель повлиять не может, а может только учитывать в своей работе и соответственно подстраиваться, приспосабливаться.

В своей педагогической деятельности для решения вышеперечисленных трудностей я часто включаю детям классическую музыку. Положительное влияние классической музыки на детей доказано учеными, и они говорят, что именно определенная частота акустических волн классических произведений воздействует на центры удовольствия ребенка, способствует развитию мозговой деятельности. Так, например, музыка Моцарта облегчает восприятие всего нового для школьника и стимулирует память, поэтому его произведения можно включать в перерывах между познавательными играми.

При помощи классических произведений можно даже корректировать эмоциональное состояние школьников. Так, например, чтобы успокоить детей, можно включить им произведения Бетховена, Брамса, Шуберта, чтобы улучшить настроение включите Чайковского, для поднятия активности пускай ребята слушают Листа, Моцарта, Хачатуряна, а для уменьшения чувства неуверенности и тревоги рекомендуется включать вальсы Штрауса, Рубинштейна, произведения Шопена.

Самая доступная форма досуга младших школьников - игра. Поэтому досуг детей данного возраста осуществляется на основе игровой деятельности. Существует большое разнообразие игр для детей и среди них: спортивные, подвижные, дидактические, познавательные, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые, народные и национальные, застольные, уличные и комнатные, командные.

Наука пока приблизительно называет более сорока главных структурных элементов досуга, таких, как спорт, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и других. Разновидностей же этих элементов моделей и форм бессчетное количество. Сколько вариантов одной формы! Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры – шестьдесят тысяч. Становится очевидным, что приведенные в статье примеры не исчерпывают всех форм досуговой деятельности в группе продленного дня.

Поле деятельности для воспитателя безгранично и при грамотной организации досуга школьников, ожидаемый результат в конце учебного года выступает как решение задач группы продленного дня (полностью или частично, в зависимости от индивидуальных особенностей школьников), к ним можно отнести развитие коммуникативных качеств, а также приобретение знаний, умений и навыков в творческом процессе при активной поддержке и участии воспитателя.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов, чтобы в дальнейшем ребёнок успешно развивался и адаптировался к жизни в социуме, нашёл своё место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация досуга в группе продленного дня

В статье рассказывается как организовать досуг в ГПД....

статья на тему: "Организация досуга в группе продленного дня"

Как правильно организовать внеучебную деятельность детей в группе продленного дня....

Интеллектуальные игры как средство досуга в группе продленного дня

Необходимость и целесообразность проведения интеллектуальных игр, на примере шахмат, в группе продленного дня...

Статья "Организация досуга в группе продлённого дня"

Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни. Опыт работы воспитателя....

Организация досуга в группе продленного дня.

Бисероплетение- занятие необходимое, полезное и увлекательное...

Организация досуга в группе продлённого дня начальной школы

Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитани...

Организация досуга в группе продленного дня. Оригами

Занятие оригами, как организация досуга в ГПД...