Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС
статья на тему

Китова Надежда Ивановна

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole_v_ramkah_fgos.docx138.96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.                   Так наиболее наглядно и красочно данная практика представлена на занятиях изучения предмета физика в моем классе.

В современной школе дети начинают знакомиться с физическими явлениями в седьмом классе, причем сразу на абстрактном уровне. К этому времени естественный интерес и любознательность у большинства детей утрачиваются, т.к. предшествующее обучение отбивает охоту задавать вопросы.

Но на сегодняшний день мы пошли намного дальше, впервые в практике школ города, да и школ области, введен предпропедевтический курс занятий по физике для группы учащихся 1 класса.

Программа курса внеурочной деятельности по физике «Физика для малышей» в 1-ом классе разработана на основе рекомендаций УМК «Планета знаний» в соответствии с государственным образовательным Стандартом начального общего образования I поколения и с учетом Стандартов II поколения. Одна из задач этого курса – в доступной и занимательной форме познакомить младших школьников с основными свойствами предметов, веществ и явлений, нас окружающих: с пространством и временем, светом и звуком, Землей и космосом и т.д. Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.

Весь курс построен на опытах, что вовлекает учеников в исследовательскую деятельность.

С учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы особое внимание уделяется развитию внимания, наблюдательности, фантазии. К концу дошкольного периода у детей, как правило, складывается «своя картина мира», появляется много вопросов, проблем. С этими проблемами ребенок чаще идет к родителям, которые в связи с большой занятостью не всегда удовлетворяют интерес ребенка, что может привести к снижению интереса, любознательности ребенка.

Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса на основе сотрудничества и творческого общения учителя и учащихся, а также общение учащихся друг с другом. Это обеспечивает возможность обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы “поиска” в учебную деятельность. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем заканчивается “открытием”, играет решающую роль в развитии познавательной потребности ребенка.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

- освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;

В основе курса лежит простая идея: предметы, явления, хорошо знакомые ребенку в его повседневной жизни, рассматриваются с разных, часто неожиданных для ребенка сторон. В результате становится возможным значительное расширение границ его внутреннего мира. Решение познавательных задач достигается различными средствами и методами:

Словесные методы. В процессе изучения физики важным источником знаний является материал, представляемый в словесной форме, устной и печатной, часто иллюстрируемый различными наглядными пособиями. Деятельность учителя здесь состоит в том, что он передает сам или организует передачу информации в данной форме.

Наглядные методы. Наглядные методы широко применяются совместно со словесными методами. Учитель рассказывает или проводит беседу о каких-либо процессах, протекающих в природе, а для большей конкретности подкрепляет словесные методы демонстрацией наглядных пособий.

Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они же с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – без оценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС" (обобщение опыта)

В статье описан опыт взаимодействия учителя начальных классов и учреждения дополнительного образования детей по реализации новых ФГОС. Новое - это всё забытое старое!...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС

Занятия способствуют развитию умственных качеств учащихся, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижени. хороших результатов  в учёбе....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся является внеурочная деятельность. Сегодня внеурочная деятельность – это  деятельность, ...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС

презентация для МО учителей начальных классов...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе...