Рабочая программа кружка "Школа мудрецов"
рабочая программа (3 класс) на тему

Барсукова Наталья Александровна

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности … начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_shkola_mudretsov_matematika.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                 Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности … начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

          (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

        Направленность программы «Школа мудрецов» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познава-тельной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

          Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

          Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

      Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

     Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

     Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

     Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

     Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

     Программа кружка является продолжением рабочей программы 2 класса, рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.


Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров)  к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.


Прогнозируемые результаты

    Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

учащиеся будут знать:

  • свойства арифметических действий;
  • названия геометрических фигур;
  • способы решения головоломок, шарад, ребусов.

учащиеся будут уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • использовать знания для решения заданий;
  • узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • ориентироваться в пространстве;
  • проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.
  • собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений;
  • рассуждать, доказывать

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

Основные требования к уровню математической подготовки уч-ся

Учащиеся должны знать:   основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:   творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
  • Выпуск математических газет

        Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать       разные   приемы   действий,         выбирать      удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать  в процессе совместного обсуждения алгоритм  решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять  изученные   способы   учебной   работы   и   приёмы   вычислений     для  работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать       правила   игры.      Действовать      в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Календарно – тематическое планирование

№ п/п (кол-во недель)

Дата

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теория

практика

(характеристика деятельности)

1,2

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

2

3,4

Старинные системы записи  чисел.

2

+ решение задач и ребусов

5,6

Иероглифическая система

древних египтян.

2

работа с информацией презентации

7,8

Римские цифры.

2

9,10

Как читать римские цифры?

2

+ решение задач и ребусов

11,12

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

2

составление математических ребусов;конкурс на лучший математический ребус

13,14

Пифагор и его школа.

2

работа

 с информацией

презентации,

 викторина

15,16

Бесконечный ряд загадок.

2

конкурс на лучшую

математическую

загадку

17,18

Архимед.

2

Работа с информацией презентации

19,20

Умножение.

2

+ решение задач и ребусов

21,22

Конкурс знатоков.

2

решение нестандартных заданий

23,24

Деление.

2

+ решение задач и ребусов

25,26

Делится или не делится.

2

решение задач и

ребусов игровые

логические задачи

27,28

Решение логических задач.

2

схематическое

изображение задач

решение задач и ребусов

29,30

Проектная деятельность

 «Газета любознательных»

2

конкурс на лучшую

математическую

газету

31,32

Математический КВН.

2

работа в группах

33,34

Старинные меры длины.

2

работа

 с информацией  

 презентации

35,36

Задачи – смекалки.

2

решение задач и

ребусов в парах

37,38

Решение олимпиадных задач.

2

решение заданий

повышенной

трудности

39,40

Экскурсия в компьютерный класс.

2 

экскурсия

+ конкурс рисунков

41,42

Компьютерные

 математические игры

2

решение задач и ребусов на компьютере

43,44

Время. Часы.

2

Работа с информацией презентации

45,46

Математические фокусы

2

решение задач и ребусов

47,48

Интеллектуальный марафон

2

работа в группах

выполнение

заданий

творческого и

поискового

характера

49,50

Открытие нуля.

2

+  исследовательская работа «Почему так?»

51,52

Решение задач и ребусов.

Международная игра «Кенгуру».

2

решение

нестандартных

заданий

53,54

Денежные знаки.

 Игра в «Магазин»

2

 работа

 с информацией  

презентация

+ игра

55,56

Решение задач повышенной трудности.

2

схематическое

изображение задач

57-60

Подготовка и проведение КВН «Математика – царица наук»

4

работа в группах

61,62

Задачи с многовариантными решениями.

2

решение заданий

повышенной

трудности

63,64

Решение задач повышенной трудности.

2

решение заданий

повышенной

трудности

65,66

Игра

«Смекай, решай, отгадывай».

2

работа в группах:

решение

математических

головоломок,

ребусов и шарад

67,68

Круглый стол

«Подведём итоги».

2

коллективная работа по составлению

отчета

Всего:

28

40

Нормативные документы

        Дополнительная образовательная         программа кружка «Школа мудрости» составлена в соответствии с требованиями         следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года

             № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 г.  № 216)
  • Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ учреждениях дополнительного образования детей»
  • Письмо Минобрнауки  РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
  • Устав МОБУ «Петелинская СОШ»


Список литературы

  1.  Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
  4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
  5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  6. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
  10.  Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова. Волгоград 2000 г.
  11.  «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  12.  Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.
  13.  В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993
  14.  Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1-4 классы», Москва  «Просвещение»1985.
  15.  Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.
  16.  Т.А. Комзалова. Развлечения на досуге. - Русич, 1996.
  17.  Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. -    

  Сталкер, 1997

  1.  Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.
  2. Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
  3. Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996

А также:

http://yandex.ru

http://www.develop-kinder.com

http://www.igraza.ru

http://festival.1september.ru

http://iemcko.narod.ru

http://www.igrovaia.ru

http://www.teafortwo.ru 

http://nsportal.ru

http://www.potehechas.ru 

 http://www.ourgames.ru/

 и др.


Методическое обеспечение

  1. Перфокарты
  2. Карточки
  3. Таблицы
  4. Схемы
  5. Игры
  6. Головоломки
  7. Пазлы
  8. Наглядно-иллюстративный материал и др.

       Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета начальных классов. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой и цветные  карандаши,  линейка, угольник, тетрадь. А также компьютер, интерактивная доска.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа мудрецов»

   Данная программа «Школа мудрецов» определена тем, что  учащиеся должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. ...

рабочая программа кружка по математике для 1 класса"Школа мудрецов"

рабочая программа кружка по математике для 1 класса"Школа мудрецов"...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...