Обобщение опыта по программе "Как сбываются и разбиваются мечты"
классный час (3 класс) на тему

Никулина Ирина Анатольевна

Программа для младших школьников «Как сбываются и разбиваются мечты» – это больше, чем просто информация по теме. Здесь представлены три уровня мотивации, которые закладывают серьезное основание для будущих решений – в подростковом возрасте ребенок сможет сделать правильный выбор и отказаться от деструктивной модели поведения. Программа составлена таким образом, что на занятии вы можете использовать, например, только первый уровень, или первые два уровня, или же все три уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт по проблеме «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Каждый учитель хочет, чтобы из его учеников выросли мудрые, хорошо информированные, творчески развитые и ответственные взрослые. Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия  и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения тех качеств, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие.

Изучив литературу по проблеме, определив виды духовно-нравственных ценностей, я разработала программу.

Поделюсь опытом работы по реализации программы внеурочной деятельности в начальных классах.

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Программа состоит из 2 разделов.

Раздел 1. «Как сбываются мечты»

С помощью уроков этого раздела ребята научаться, как достигать поставленных целей, принимать мудрые решения и воспитывать в себе правильные черты характера.

Раздел 2. «Как разбиваются мечты»

Занятия этого раздела призваны научить детей преодолевать препятствия и бороться с искушениями – такими, как наркотики, алкоголь, курение, чтобы они не стали серьезной помехой для достижения поставленных целей. Наша задача – направить их по нужному пути, научив принимать мудрые решения в сложных жизненных ситуациях, чтобы мечты сбывались, а не разбивались.

КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ

Развитие личности: Программа помогает детям учиться понимать себя, видеть собственную ценность, что является основанием для формирования личности и во многом определяет выбор человека в будущем. На крепком фундаменте вырабатывается способность принимать правильные решения и ставить цели, которые помогут не сворачивать с пути.

Повествование: Неотъемлемым компонентом программы является история о приключениях трех школьников (Алисы, Егора и Марата) и их удивительной встрече с загадочной Библиотекаршей и Картой Чудес.

Активное участие школьников: Данная программа предлагает различные интерактивные упражнения, игры и задания. Это ключевой момент каждого урока. Подобная методика позволяет вовлечь учеников в процесс, помогает им сфокусироваться на материале и дает основу для принятия правильных решений в жизни.

Личный дневник: На некоторых занятиях ученикам предлагается делать записи в личном дневнике, чтобы они смогли зафиксировать какую-то важную информацию, ответить на вопросы  личного характера и принять решения в жизненных ситуациях. Для этого можно использовать блокноты, специально изданные в формате личного дневника, обычные тетради, в которых ребята будут вести эти записи, или просто листы бумаги.

Соответствие возрасту: Данная программа предназначена для учеников начальной школы. Предлагаются также способы корректировки тех или иных заданий для младшего и более старшего возраста.

Время: На каждый раздел занятия выделяется определенное количество времени. Время это можно варьировать в зависимости от возрастной группы и способностей учеников.

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ

Программа для младших школьников «Как сбываются и разбиваются мечты» – это больше, чем просто информация по теме. Здесь представлены три уровня мотивации, которые закладывают серьезное основание для будущих решений – в подростковом возрасте ребенок сможет сделать правильный выбор и отказаться от деструктивной модели поведения. Программа составлена таким образом, что на занятии вы можете использовать, например, только первый уровень, или первые два уровня, или же все три уровня.

Уровень 1: Информационный. В каждом занятии есть информационная составляющая – факты, которые помогут ученикам сформировать навыки принятия жизненно важных решений.

Уровень 2: Эмоциональный. Ученики делают выбор на основании полученной информации. Уже в раннем возрасте развиваются жизненные навыки, которые в дальнейшем помогут детям принимать правильные решения. Младших школьников обычно привлекает все, что кажется интересным, веселым, современным и популярным. Им не свойственно делать сознательный выбор в пользу разумного и мудрого.

Уровень 3: Духовный. Во всех основных мировых культурах признавался тот факт, что, помимо физического и психологического, у человека есть духовное измерение. Исследования показывают, что в различных культурах нравственные принципы вырабатываются разными способами – через семью, средства массовой информации, систему образования. А вот вечные ценности практически всегда являются прерогативой духовной традиции. Раздел «Материалы для углубленного изучения» затрагивает таинственное, но очень серьезное влияние духовного измерения жизни. Для многих детей именно крепкое духовное основание станет той непреодолимой силой, которая позволит им устоять перед искушениями и не скатиться в деструктивные модели поведения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Почему в данной программе используются обучающие игры и интерактивные задания? Это не просто развлечение для учеников, не только инструмент привлечения внимания. При активном изучении школьники не только получают знания, но и вырабатывают позитивный подход к образовательному процессу. Задача данной программы – передать информацию и вдохновить ребят, а также сформировать определенные черты характера и выработать навыки принятия решений в сложных жизненных ситуациях, с которыми им придется столкнуться в подростковом возрасте и позже.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

Цели занятия: Это конкретные задачи, которые ученики выполнят с вашей помощью.

Ключевые понятия: Это определения терминов, которые могут быть непонятны школьникам, а иногда и самому учителю.

Информация для учителя: Некоторые уроки включают дополнительную информацию, которая может вам пригодиться, хотя и не является обязательной

Материалы/Подготовка: Это список предметов, которые вам нужно принести на занятие или приготовить заранее.

ЭЛЕМЕНТЫ КАЖДОГО УРОКА

Введение: Большинство занятий начинается с повторения главной темы предыдущего урока или подготовки учащихся к усвоению нового материала.  

Обратите внимание: текст, написанный курсивом и заключенный в квадратные скобки, - это инструкции для учителя.

Рассказ: Каждое занятие включает рассказ об удивительных приключениях трех ребят, Библиотекарше и Карте Чудес (эта волшебная карта отправляет детей на разные приключения). Педагог может сам читать рассказ ученикам или предложить им читать вслух по очереди в начале занятия. Для разнообразия иногда можно прочитать отрывок по ролям. Можно также разыграть историю, поставить небольшую сценку с реквизитом и т.д.

Формат занятия: Каждый урок составлен с учетом методики «Пять шагов активного изучения». В некоторых случаях рекомендации варьируются в зависимости от возрастной категории, предлагаются альтернативные упражнения для разных классов начальной школы. Учитель сам решает, что подойдет его ученикам.

Пять шагов активного изучения

  • ГОТОВИМСЯ: С помощью рассказа учитель подводит учеников к теме урока.
  • ИЗУЧАЕМ: В этом разделе ученики получают необходимую информацию по теме урока.
  • НАХОДИМ: Через упражнения и задания ученик сам делает выводы относительно полученной информации.
  • ПРИМЕНЯЕМ: На данном этапе ребенок переходит от понимания истины к ее применению в жизни.
  • ДЕЛИМСЯ: Ребята рассказывают другим, что они узнали и научились применять.

Заключительная часть занятия: В этом разделе учителю даются некоторые рекомендации о том, как подвести итоги и сформировать целостную картину для ребят.

Материалы для углубленного изучения: Это факультативная часть занятия, которая делает акцент на духовных моментах. Приведенные здесь упражнения могут оказаться полезными во время проведения основной части. Кроме того, можно заменить какие-то элементы урока материалами для углубленного изучения. Духовный аспект можно включать или не включать в занятие – общая структура урока от этого не пострадает.

Связь с родителями: Как показывают исследования, из детей чаще вырастают ответственные взрослые, если родители и учителя продуктивно сотрудничают в вопросах воспитания и образования.  В конце предисловия вы найдете пример письма, которое учитель может написать родителям ребят. Естественно, письмо это можно изменить, чтобы оно соответствовало вашей конкретной ситуации. В конце каждого дополнительного раздела ребятам даются вопросы для обсуждения с членами семьи. Это не обязательно должны быть родители, можно привлечь к обсуждению бабушку, дедушку, опекуна или другого взрослого, с которым у ребенка сложились доверительные отношения.

Есть разные способы организации связи с родителями:

–Можно заранее раздать родителям все вопросы на собрании, которое состоится в начале учебного года;

–Ребята могут записывать вопросы в конце каждого занятия;

– Можно делать копии раздела «Связь с родителями» и раздавать эти листочки ученикам на каждом занятии.

Связь с родителями – это чрезвычайно важный инструмент, который поможет ребенку сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Именно откровенные разговоры с родителями являются главным фактором, помогающим ребенку научиться принимать правильные решения.

Одна из целей программы внеурочной деятельности – формирование интеллектуальной, нравственной, созидательной личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию, способную строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

Предполагаемые результаты реализации программы: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе норах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты внеурочной деятельности.

Апробация данной программы показала, что мои ученики приобрели знания об этике и эстетике повседневной жизни, об основах здорового образа жизни, об истории своей семья и Отечества, о правилах групповой работы, научились сдерживать свои эмоции. Кроме того, они отличаются своей целеустремленностью, умением высказывать, отстаивать свою жизненную позицию, указывать на недостатки другого в корректной форме. Дети легки в общении, деятельны, не боятся проблем – смело берутся за их решение. Школьники приобрели опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания; самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Показателем результативности педагогической работы воспитателя с родителями являются: хорошее отношение ребёнка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел. Мои дети активные участники конкурсов и олимпиад различного уровня. Результаты можно увидеть на нашем мини-сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru (https://nsportal.ru/irina-anatolevna-nikulina).

Подробное описание опыта (презентацию) можно посмотреть на моём мини-сайте

в социальной сети работников образования nsportal.ru (https://nsportal.ru/irina-anatolevna-nikulina) .

        

        Список литературы

  1. Сборник «Программы внеурочной деятельности». Система Л.В. Занкова. Самара, 2011
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
  3. Багашев А.В. Духовно-нравственное воспитание молодёжи (статья): Воспитание школьников, 2008
  4. Большой толковый психологический словарь.- М.: Вече, АСТ, 2000
  5. Волков Л.Б. Гуманистическое будущее России (текст). Ю.Г.Волков. Социально-гуманитарные знания.-2000
  6. Бескоровайная Л.С. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов - на –Дону, «Феникс», 2002
  7. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2003
  8. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. М.: Просвещение, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...