Программа кружка «Мир фантазии»
рабочая программа (3 класс) на тему

Лаптева Раиса Владимировна

Программа внеурочного занятия  «Мир фантазии» предназначена для учащихся начальной школы, для овладения навыками творческой деятельности. Представленная программа  изучается в 3 классе в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе»

Цель: - формировать у детей понятие о дружбе

            -  чувство сплочённости в коллективе

Планируемые результаты: приобретение школьниками социальных знаний, понимание соц. реальности и повседневной жизни - в частности – умение жить в одном коллективе. Самоопределение - осознать идентичность с классным коллективом, я- класс. Нравственно - этическая ориентация: знание основных моральных норм в частности, - развитие доброжелательности,- готовности к сотрудничеству и дружбе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapteva_r.v._kruzhok_3_a_kl.docx104.02 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                         «Гимназия именеи Горького А.М.»

                                  Москаленского муниципального района

                                                         Омской области

       Согласовано:                                                                          Утверждаю:

Зам директора по У.В.Р. :                                                        Директор гимназии:  

_____ О.А.Дмитриенко                                                           _____  Е.В. Буряченко

                    Программа   внеурочного занятия

                          «Мир фантазии»  

                           ( 2018 - 2019 год.,     8-10 лет,  3 кл. )

                                                                     Программу разработала:

                                                                   Учитель высшей категории:

                                                                               Лаптева Р.В.

                                                              ( На основе программы  С. Гин. « Мир    

                                                                                Человека »)         

                                                                  Программу реализует учитель гимназии:

                                                                                  Лаптева Р.В.  

             

                               Москаленки, 2018г.                  

Пояснительная записка

Программа внеурочного занятия  «Мир фантазии» предназначена для учащихся начальной школы, для овладения навыками творческой деятельности. Представленная программа  изучается в 3 классе в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственного развития личности).

В современных условиях основной задачей образования становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, духовная жизнь которой направлена на саморазвитие.

Одним из направлений программы духовно-нравственного развития личности на ступени начального общего образования является воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности.

В процессе занятий у учащихся закладываются первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества.   Формируется ценностное отношение к  творческой деятельности, возникает интерес и уважение к труду и творчеству старших и сверстников, происходит понимание активной преобразующей роли человека в обществе, обеспечивается мотивация в самореализации в социальном творчестве, потребность выражать себя в различных видах творческой деятельности.

Программой предусматривается презентация  творческих достижений учащихся, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей проявления творческой инициативы в учебной деятельности, приобретение опыта творческого применения знаний и умений.

Творческая познавательная деятельность учащихся предполагает не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерную активизацию мышления учащихся, выявление разных сторон изучаемых явлений, развитие познавательных и творческих способностей.

Программой кружкового занятия  «Мир фантазии» предполагается построение занятий на принципах сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся как в сотрудничестве с учителем, так и между собой.

К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на интересы, потребности, духовные ценности учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт их индивидуальных психолого-возрастных особенностей.

План занятий курса (34 ч, 1 ч в неделю) Состоит из 6 модулей.1.Модуль «Знакомство с фантазированием (3 ч), 2. Модуль. Развитие ассоциативности (4 ч), 3. Модуль. Приёмы фантазирования (21ч.), 4. Модуль. Изобретательские ресурсы (2 ч), 5.Модуль. Фантазирование и прогнозирование (3 ч), 6.Модуль. Подведение итогов обучения (1 ч)

Цель программы «Мир фантазии»: развитие управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, обучение способам преодоления психологической инерции, освоение приёмов создания творческих продуктов, воспитание ценностного отношения к творчеству и созиданию.

Планируемые результаты:

• ценностно-смысловые:

– способность ориентироваться в окружающем мире;

– интерес к творческой деятельности;

– понимание активной преобразующей роли человека в обществе;

• общекультурные:

– понимание роли труда и творчества в жизни человека;

– овладение эффективными способами организации свободного времени;

– интерес к национальной и общечеловеческой культуре, её особенностям;

• учебно-познавательные:

– формирование навыков общеучебной деятельности;

– овладение креативными навыками продуктивной деятельности;

– освоение эвристических методов решения проблем;

• информационные:

– умение осуществлять поиск, анализ, отбор, передачу информации;

– умение творческого преобразования информации;

– навыки создания устных и письменных сообщений;

• коммуникативные:

– навыки работы в группе;

– владение различными социальными ролями в коллективе;

– опыт проведения учебных дискуссий;

– опыт презентации результатов деятельности;

• социально-трудовые:

– ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

– активное творческое отношение к окружающей действительности;

– уважительное отношение к труду и творчеству;

– бережное отношение к результатам труда и творчества;

• личностные:

– усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития;

– овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях;

– освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;

– установка на творческую активную жизненную позицию.

К концу 3 класса учащиеся:

будут знать критерии оценки творческих работ (адаптированные к данному возрасту); о приёмах фантазирования «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов»; о приёмах фантазирования Джанни Родари, о типовых приёмах фантазирования;

будут уметь сочинять загадки про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма; сочинять метафоры про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма; использовать приёмы «Увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета сказки.

                         

Содержание программы

        

1.Модуль. Знакомство с фантазированием (3 ч)

1.1.

Понятие о фантазировании

Чтение рассказа. Обсуждение «Легко ли выдумывать?». Чем различаются фантазия и ложь? Чем отличается сказка от реальности? Входная контрольная работа. Представление курса «Мир фантазии».


1.2. Что мешает придумывать?

Понятие о психологической инерции. Упражнение «Боремся с психологической инерцией». Решение задач «да-неток».


1.3. Критерии оценки творческих работ

Игра «Теремок». Понятие об уровнях новизны. Упражнение «Кляксы». Практическая работа по приёму «Думай о другом!».

2. Модуль. Развитие ассоциативности (4 ч)

2.1. Сочинение загадок

Игра «Отгадай-ка». Ознакомление с алгоритмом сочинения загадок. Практическая работа по сочинению загадок. Анализ применимости алгоритма.


2.2. Придумывание метафор

Игра «Море волнуется…». Упражнение «Превращения». Ознакомление с алгоритмом придумывания метафор. Практическая работа по придумыванию метафор.


2.3. Правила запоминания

Игра «Пол – потолок». Упражнение «Проверка памяти». Тренинг «Цепочка ассоциаций». Практическая работа «Как запоминать словарные слова?».


2.4. Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

3. Модуль. Приёмы фантазирования

«Морфологический анализ» (6 ч)

3.1. Приём «Объединение»

Упражнение «Кто больше знает?». Игра «да-нетка». Беседа «Сказочные животные». Фантазирование «Необычные животные». Рисование.


3.2. Морфологический анализ

Упражнение «Домики». Ознакомление с приёмом «Морфологический анализ». Упражнение «Фоторобот охотника». Игра-рисование «Превращалки».


3.3. Игры со словами

Игра «Мальчики или девочки?». Упражнения «Имена и числа в словах». Игра «Почему не говорят?». Отгадывание шарад. Инсценирование.


3.4. Конструктор игр

Упражнение «Игра для слонов». Практическая работа «Синтез учебных игр». Игра «Смешная история».


3.5. Придумывание сказок

Игра «Герои сказок». Беседа «Из чего состоит сказка?». Практическая работа по сочинению сказочных сюжетов.


3.6. Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

3.7. Приём фантазирования «Метод фокальных объектов» (3 ч)

3.8. Признаки объектов

Игра «Аукцион». Игра «Цепочка». Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Если бы…».


3.9.. Действия объектов

Игра «Кто? Что делает?». Игра-театрализация. Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Нелепицы». Упражнение «Перевёртыши».

3.10. Метод фокальных объектов

Игра «Невпопад». Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов. Практическая работа по усовершенствованию объектов.

3.11. Приёмы фантазирования  ДЖ. Родари.(5 ч)

3.12.Приём «Круги по воде»

Игра «Поле Чудес». Объяснение приёма «Круги по воде». Сочинение историй.


3.13.Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка» Игра «Кто? Что?». Объяснение приёма «Бином фантазии». Объяснение приёма «Произвольная приставка». Фантазирование по приёмам.


3.14.Приём «Что потом?»

Загадки-шутки. Практическая работа «Что потом?». Фантазирование «Сказки с тремя концами». Упражнение «Фантастическое продолжение».


3.15.Приём «Творческая ошибка»

Игра «Запрещённое движение. Упражнение «Объясни ошибку». Сочинение сказки по приёму «Кит и Кот».


3.16.Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

3.17. Типовые приёмы фантазирования (7 ч)

3.18.Приём «Оживление»

Игра «Одушевлённое – неодушевлённое». Беседа о приёме «Оживление». Упражнение «Что думают предметы?». Фантазирование по приёму.


3.19.Приём «Увеличение – уменьшение»

Игра «Карлики и великаны». Беседа о приёме «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.


3.20.Приём «Ускорение – замедление»

Игра «Быстро – медленно». Беседа о приёме «Ускорение – замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло изменяться…».


3.21.Приём «Дробление – объединение»

Игра «В одном – много». Объяснение приёма «Дробление – объединение». Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.


3.22.Приём «Наоборот»

Проблемная ситуация. Беседа о приёме «Наоборот». Упражнение «Что делают не-предметы». Рисунки с противоречиями. Загадки-ловушки. Игра «Шифровки».


3.23.Приём «Бином антонимов»

Игра «Чёрное – белое». Объяснение приёма «Бином антонимов». Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.


3.24.Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

4. Модуль. Изобретательские ресурсы (2 ч)

4.1. Метод Робинзона

Игра «Необитаемый остров». Обсуждение «Как прожить на необитаемом острове?». Упражнение «Робинзоны». Упражнение «Путаница».


4.2. Использование ресурсов

Игра «Маша-растеряша». Упражнение «Ищем замену». Упражнение «Кружок». Решение проблемных ситуаций. Упражнение «Поиск объяснений».

5.Модуль. Фантазирование и прогнозирование (3 ч)

5.1. Сказки про животных

Игра «Зоопарк». Беседа «Сказки про животных». Упражнение «Сказки с «объяснениями». Рисование «Сказочные места». Упражнение «А почему?»


5.2. Сказки от слова «Почему?»

Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование «Мировые загадки». Упражнение «Найди причину».


5.3. Правила прогнозирования

Игра «Чего раньше не было?». Беседа о правилах прогнозирования. Практическая работа по прогнозированию.

6.Модуль. Подведение итогов обучения (1 ч)

6.1. Обобщающее занятие

Презентация творческих работ. Итоговая контрольная работа. Анкетирование. Беседа о творчестве.

\

 

 

                          Тематическое планирование

https://bookz.ru/authors/svetlana-gin/mir-fant_703/_2.png

https://bookz.ru/authors/svetlana-gin/mir-fant_703/_3.pnghttps://bookz.ru/authors/svetlana-gin/mir-fant_703/_4.pnghttps://bookz.ru/authors/svetlana-gin/mir-fant_703/_5.pnghttps://bookz.ru/authors/svetlana-gin/mir-fant_703/_6.png

                                Список  литературы.

1. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству/Д. Б. Богоявленская. – М.: Знание, 1981.

2. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: кн. для детей, учителей и родителей/Н. Винокурова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

4. Злотин, Б. Месяц под звездами фантазии/Б. Злотин, А. Зусман. – Кишинев: Лумина, 1988.

5. Иванов, Г. И. Денис-изобретатель: рассказы и задачи для развития творческого мышления/Г. И. Иванов. – СПб.: Речь, 2010.

6. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5–9 лет/М. В. Межиева. – Ярославль: Академия развития, 1996.

7. Нестеренко, А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: РГУ, 1995.

8. Родари, Дж. Грамматика фантазии/Дж. Родари. – М.: Самокат, 2011.

9. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А. Э. Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996.

10. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей/Л. Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

11. Тамберг, Ю. Г. Развитие творческого мышления детей/Ю. Г. Тамберг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

12. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения/А. В. Хуторской. – М.: Владос, 2000.

13. Шустерман, М. Новые приключения Колобка/М. Шустерман. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

14. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей/В. С. Юркевич. – М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Театрального Кружка "Мир фантазий"

Данная программа расчитана для детей 7 -11 лет. Я уже успешно иду по этой программе с детьми 1 класса. Дети очень заинтересованы театральными постановками, благодаря данной программе на всех без исклю...

Программа кружка "Бумажные фантазии", Оригами.

Программа кружка для организации внеурочной деятельности в 1 классе....

программа кружка "Пластилиновые фантазии"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит ...

Программа кружка ИЗО "Фантазии на досуге"

Программа по Изо, для ведения кружка в 1 классе...

Программа кружка "Пластилиновые фантазии"

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развити...

Рабочая программа кружка "Бумажные фантазии" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Бумажные фантазии» составлена на основе и в соответствиями  с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования ...