Классный час "Всегда иди дорогою добра"
классный час (4 класс) на тему

Фокеева Ольга Николаевна

Материал классного часа формирует у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, воспитывает доброе уважение к окружающим людям, учит размышлять над нравственной сутью поступка,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idi_vsegda_dorogoyu_dobra.docx169.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Центр образования «Тавла» -

Средняя общеобразовательная школа № 17»

г.о. Саранск

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ВСЕГДА ИДИ

ДОРОГОЮ ДОБРА»

 

                http://900igr.net/datas/religii-i-etika/Ponjatie-dobra-i-zla/0014-014-Ponjatie-dobra-i-zla.jpg

                                                                       Подготовила и провела:

                                                                учитель начальных классов

                                                                        Фокеева О.Н.                                

Саранск, 2018

Тема: Всегда иди дорогою добра

Цель: формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям.

Задачи:

- учит размышлять над нравственной сутью поступка;

- дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя;

- воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.

Оборудование: слайдовая презентация, фонограммы детских песен, раздаточный материал.

Ход:

Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Вступительной слово

- Ребята, послушайте сказку.

        Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику.

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить  с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку.

Девушка взяла её руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

- Как вы думаете, по  какой дороге пошли девушки? (предположения)

- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

    (Звучит песня Ю.Энтина «Дорога добра»)

- Как вы думаете, как звали девушку? (Доброта)

Определение темы и целей через прослушивание песни

        -Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге. Это будет дорога ДОБРА. Тема нашего урока так и называется «Всегда иди дорогою добра».

        Наша цель: (высказывания детей)

- вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»;

- поразмышлять, что значит быть добрым;

- научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте;

- постараться определить, нужно ли ждать просьбы о помощи или делать добро самому. А для этого мы выполним несколько заданий.

Аналитическая беседа

- Как вы понимаете, что обозначает слово «ДОБРОТА»?

- В русском языке много различных словарей. Давайте сверим ваше понимание этого слова с  тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ожегова.

ДОБРОТА – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- А что значит «делать добро другим»?

- А знаете ли вы, что в старославянском алфавите буква «Д» - называлась «ДОБРО».

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословица, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

        - Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте.

Работа в паре

Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с её окончанием.

 

Добрые дела      

Сделаешь добро –

Добрый человек

Кто со злом не повстречался,

Жизнь дана

добро найдёшь

на добрые дела

красят человека

тот добра не понимает

несёт мир

ПРОВЕРКА

Добрые дела красят человека.       Сделаешь добро – добро найдёшь.

Добрый человек  несёт мир.        Жизнь дана на добрые дела.

Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

- Чему учат эти пословицы?

- Следуете ли вы этим пословицам в жизни? Расскажите, какие добрые дела вы уже совершили?

Добро и зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Всё что помогает человеку и природе, идет им на пользу - добро. Что вредит этому - зло. Высшее проявление добра: мир и любовь к Родине, к матери, другим людям, близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство.

        Посмотрите на доску и выберите слова для определения понятий добро и зло:

ЗЛО                                                                                ДОБРО

Безразличие                Милосердие                 Агрессивность      Любовь Ненависть                  Сострадание             Зависть                  Сочувствие   Предательство        Сопереживание          Хамство                   Равнодушие                Забота                      Готовность прийти на помощь

Игра «Узнай героя мультфильма»

Это добрый или злой герой и почему вы так решили?

1.Автор письма:

«А здоровье мое не очень.

 То лапы ломит,

то хвост отваливается. 

… А на днях я линять начал.

Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи.

Зато новая растет чистая, шелковистая,

так что лохматость у меня повысилась.

(Шарик из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

2. В его любимой песенке поется:

Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.    

 (Кот Леопольд)

3. Эта героиня хотела стать владычицей морскою и  чтобы была у неё рыбка золотая на посылках.

4. Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ....

(Айболит)

5. Появилась девочка в чашечке цветка. 

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?

(Дюймовочка)

6. На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть  
(волк).

7. Она часто напевала:

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке   …»

(Шапокляк)

8. Этот герой говорил:

«Счастье - это когда все дома!»

(Домовёнок  Кузя)

9. В ступе летаю,

 Детей похищаю

В избе на куриной Ноге проживаю,

 Красавица златокудрая,

А зовут меня...

 ( Яга)

10. Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

 Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

(Кащей Бессмертный)

11. Xолодной  льдинки злой осколок 

Вонзит в сердечко малыша.

Её правленья век не долог,

Когда есть добрая душа.

(Снежная Королева)

        - Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них всё получается, всё исполняется.

        В сказках всё получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

        - Ребята, а всегда ли вы замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте? Задумайтесь об этом.

Чтение стихотворения. Беседа по содержанию.

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч и нищему отдаст.

Разведёт сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта, как солнце, тёплый ветер,

На неё ты не предъявишь счёт.

Доброта нам достаётся даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все её поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

- Что хотел передать автор в этих строках?

- К чему она призывает?   Да, нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

Составление правил доброты

        Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  1. Помогать людям.
  2. Защищать слабого.
  3. Делиться последним с другом.
  4. Не завидовать.
  5. Прощать ошибки другим.

ПОМНИ:

Попробуй не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдавать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

ПОМНИ: Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

ИТОГ

Наш классный час подошёл к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

Ребята, давайте с Вами посмотрим мультфильм  «Просто так».

Как вы понимаете, о чем этот мультфильм? (ответы детей: что добрые дела нужно делать просто так).

Литература:

1. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселева «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы».- Москва: «ВАКО», 2007.

2. С.О.Домбек, Н.В.Лебедева «Классные классные дела в начальной школе» - М.:ТЦ Сфера», 2007.

3. «Начальная школа» №8 2012

4. Л.Н.Яровая, Л.Н.Жиренко. «Внеклассные мероприятия». 3 класс.- Москва: «ВАКО», 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ

Назовите противоположное качество

Плохо – хорошо

Зло – добро

Война – мир

Жадность – щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь – правда

Предательство – преданность

- Зло и добро живут в нашем мире.

Злость нельзя в себе копить!

Это чувство страшное!

Знай, злодеем в жизни быть –

Самое ужасное.

Потрогайте ладошки друг у друга. Какие они?

         Я не ошиблась. Такие ладошки бывают только у добрых людей. Так пусть они у вас всегда будут такими, потому что человек с добрыми руками не может причинить зло.  

СИТУАЦИИ

Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

Ведущий: А как принято поступать у вас в классе? (Разбираем ситуации совместно с классом)

  • 1.Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь? (буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение)
  • 2.Расскажи, как в вашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у нас рыцари в классе? (Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется, у нас есть в классе «рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем)
  • 3.Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия? (разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)
  • 4.Часто ли в вашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься?       ( Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить, что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили)
  • 5.Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон? ( Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке)

Упражнение  «Зигзаг»

С каждого ряда вызывается по два человека. Каждый по очереди называет (1-добрые качества, либо добрые поступки; 2- качества злого человека или плохие поступки)

Тот, кто называет положительные качества или поступки выдвигается вперед, тот, кто называет негативные (отрицательные), поступки отступает назад.

Ведущий: Ребята, посмотрите, в нашем упражнении те, кто называл положительные качества – оказались впереди, а те, кто называл отрицательные – оказались сзади. Вот, так же   и в жизни, те, кто совершает хорошие поступки они всегда впереди. Они развиваются, двигаются вперед, их уважают. А те, кто совершает негативные (отрицательные) поступки всегда оказываются сзади, не развиваются, не движутся вперед, их не уважают.

«Песня о доброте»

(Слова и музыка Татьяны Мухаметшиной)

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

               Весной зашумит вода,

               Зимой запоют ветра.

               Давайте, друзья, всегда

               Друг другу желать добра!

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

http://900igr.net/up/datas/216721/020.jpg

Добрые дела      

Сделаешь добро –

Добрый человек

Кто со злом не повстречался,

Жизнь дана

 

 

добро найдёшь

несёт мир

красят человека

на добрые дела

тот добра не понимает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Дорогою добра"

Классный час ориентирован на учащихся 3-4 классов. В ходе мероприятия учащиеся повторяют законы добра, учатся отличать истинное добро от мнимого....

Классный час на тему "Дорогою добра"

Классный час в 4 классе способствует духовно-нравственному развитию младших школьников...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Нравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (2 класс)

Данная методическая разработка рассчитана для обучающихся 2 класса, занимающихся по ФГОС....

Классный час "Иди дорогою добра".

Классный час  на тему "Иди дорогою добра", разработан и проведен на конкурсе "Самый классный классный"...

Классный час-путешествие "Дорога добра"

Классный час-путешествие в 4 классе. Дорога добраМетодическая разработка классного часа - путешествие для 4 классаНравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (4 класс)Автор: Семенова Любовь А...

Классный час - дискуссия « Дорогою добра»

Классный час - дискуссия по духовно- нравственному воспитанию « Дорогою добра» ...