Главные вкладки

    Классный час "Всегда иди дорогою добра"
    классный час (4 класс) на тему

    Фокеева Ольга Николаевна

    Материал классного часа формирует у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, воспитывает доброе уважение к окружающим людям, учит размышлять над нравственной сутью поступка,

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл idi_vsegda_dorogoyu_dobra.docx169.74 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Центр образования «Тавла» -

    Средняя общеобразовательная школа № 17»

    г.о. Саранск

    КЛАССНЫЙ ЧАС

    «ВСЕГДА ИДИ

    ДОРОГОЮ ДОБРА»

     

                    http://900igr.net/datas/religii-i-etika/Ponjatie-dobra-i-zla/0014-014-Ponjatie-dobra-i-zla.jpg

                                                                           Подготовила и провела:

                                                                    учитель начальных классов

                                                                            Фокеева О.Н.                                

    Саранск, 2018

    Тема: Всегда иди дорогою добра

    Цель: формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям.

    Задачи:

    - учит размышлять над нравственной сутью поступка;

    - дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя;

    - воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.

    Оборудование: слайдовая презентация, фонограммы детских песен, раздаточный материал.

    Ход:

    Эмоциональный настрой

    - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!

    - Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

    Вступительной слово

    - Ребята, послушайте сказку.

            Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику.

    - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить  с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:

    - Приходи ко мне завтра утром.

    Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

    - Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

    - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

    - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю жизнь.

    Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку.

    Девушка взяла её руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

    - Как вы думаете, по  какой дороге пошли девушки? (предположения)

    - А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

        (Звучит песня Ю.Энтина «Дорога добра»)

    - Как вы думаете, как звали девушку? (Доброта)

    Определение темы и целей через прослушивание песни

            -Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге. Это будет дорога ДОБРА. Тема нашего урока так и называется «Всегда иди дорогою добра».

            Наша цель: (высказывания детей)

    - вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»;

    - поразмышлять, что значит быть добрым;

    - научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте;

    - постараться определить, нужно ли ждать просьбы о помощи или делать добро самому. А для этого мы выполним несколько заданий.

    Аналитическая беседа

    - Как вы понимаете, что обозначает слово «ДОБРОТА»?

    - В русском языке много различных словарей. Давайте сверим ваше понимание этого слова с  тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ожегова.

    ДОБРОТА – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    - А что значит «делать добро другим»?

    - А знаете ли вы, что в старославянском алфавите буква «Д» - называлась «ДОБРО».

    - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословица, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

            - Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте.

    Работа в паре

    Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с её окончанием.

     

    Добрые дела      

    Сделаешь добро –

    Добрый человек

    Кто со злом не повстречался,

    Жизнь дана

    добро найдёшь

    на добрые дела

    красят человека

    тот добра не понимает

    несёт мир

    ПРОВЕРКА

    Добрые дела красят человека.       Сделаешь добро – добро найдёшь.

    Добрый человек  несёт мир.        Жизнь дана на добрые дела.

    Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

    - Чему учат эти пословицы?

    - Следуете ли вы этим пословицам в жизни? Расскажите, какие добрые дела вы уже совершили?

    Добро и зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Всё что помогает человеку и природе, идет им на пользу - добро. Что вредит этому - зло. Высшее проявление добра: мир и любовь к Родине, к матери, другим людям, близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство.

            Посмотрите на доску и выберите слова для определения понятий добро и зло:

    ЗЛО                                                                                ДОБРО

    Безразличие                Милосердие                 Агрессивность      Любовь Ненависть                  Сострадание             Зависть                  Сочувствие   Предательство        Сопереживание          Хамство                   Равнодушие                Забота                      Готовность прийти на помощь

    Игра «Узнай героя мультфильма»

    Это добрый или злой герой и почему вы так решили?

    1.Автор письма:

    «А здоровье мое не очень.

     То лапы ломит,

    то хвост отваливается. 

    … А на днях я линять начал.

    Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи.

    Зато новая растет чистая, шелковистая,

    так что лохматость у меня повысилась.

    (Шарик из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

    2. В его любимой песенке поется:

    Если добрый ты, то всегда легко,
    А когда наоборот - трудно.
    Если добрый ты, то всегда легко,
    А когда наоборот - трудно.    

     (Кот Леопольд)

    3. Эта героиня хотела стать владычицей морскою и  чтобы была у неё рыбка золотая на посылках.

    4. Берегись болезнь любая:
    Грипп, ангина и бронхит.
    Всех на бой вас вызывает
    Славный доктор ....

    (Айболит)

    5. Появилась девочка в чашечке цветка. 

    А была та девочка чуть больше ноготка.

    В ореховой скорлупке девочка спала,

    Вот какая девочка, как она мала!

    Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?

    (Дюймовочка)

    6. На овчарку он похож:
    Что ни зуб — то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть  
    (волк).

    7. Она часто напевала:

    «Кто людям помогает - тот тратит время зря.
    Хорошими делами прославиться нельзя.
    Поэтому я всем и каждому советую
    Всё делать точно так,
    Как делает старуха по кличке   …»

    (Шапокляк)

    8. Этот герой говорил:

    «Счастье - это когда все дома!»

    (Домовёнок  Кузя)

    9. В ступе летаю,

     Детей похищаю

    В избе на куриной Ноге проживаю,

     Красавица златокудрая,

    А зовут меня...

     ( Яга)

    10. Он живет в глуши лесной,

    Сердца моего герой.

     Он костями громыхает

    И в округе всех пугает.

    Это что за старичок?

    Ну конечно, ...

    (Кащей Бессмертный)

    11. Xолодной  льдинки злой осколок 

    Вонзит в сердечко малыша.

    Её правленья век не долог,

    Когда есть добрая душа.

    (Снежная Королева)

            - Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них всё получается, всё исполняется.

            В сказках всё получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

            - Ребята, а всегда ли вы замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте? Задумайтесь об этом.

    Чтение стихотворения. Беседа по содержанию.

    Доброта последнюю рубашку

    Снимет с плеч и нищему отдаст.

    Разведёт сады, похожие на сказку,

    И в несчастье друга не предаст.

    Не обидит добрую старушку,

    Приласкает малое дитя

    И отдаст последнюю краюшку,

    Не оставив корки для себя.

    Доброта, как солнце, тёплый ветер,

    На неё ты не предъявишь счёт.

    Доброта нам достаётся даром,

    Ценится дороже всех щедрот.

    Доброта в глазах лучистым светом

    Отражает путь своей души.

    В добром деле и решенье смелом

    Все её поступки хороши.

    Будем жить в согласии и вере,

    Говорить лишь правду и не лгать!

    Будем доброту повсюду сеять,

    Чтобы зло потом не пожинать!

    - Что хотел передать автор в этих строках?

    - К чему она призывает?   Да, нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

    Составление правил доброты

            Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

    1. Помогать людям.
    2. Защищать слабого.
    3. Делиться последним с другом.
    4. Не завидовать.
    5. Прощать ошибки другим.

    ПОМНИ:

    Попробуй не наступать, а уступать.

    Не захватить, а отдавать.

    Не кулак показать, а протянуть ладонь.

    Не спрятать, а поделиться.

    Не кричать, а выслушать.

    Не разорвать, а склеить.

    ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

    ПОМНИ: Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

    ИТОГ

    Наш классный час подошёл к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

    Ребята, давайте с Вами посмотрим мультфильм  «Просто так».

    Как вы понимаете, о чем этот мультфильм? (ответы детей: что добрые дела нужно делать просто так).

    Литература:

    1. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселева «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы».- Москва: «ВАКО», 2007.

    2. С.О.Домбек, Н.В.Лебедева «Классные классные дела в начальной школе» - М.:ТЦ Сфера», 2007.

    3. «Начальная школа» №8 2012

    4. Л.Н.Яровая, Л.Н.Жиренко. «Внеклассные мероприятия». 3 класс.- Москва: «ВАКО», 2005.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ

    Назовите противоположное качество

    Плохо – хорошо

    Зло – добро

    Война – мир

    Жадность – щедрость

    Грубость – вежливость

    Жестокость – ласка

    Ложь – правда

    Предательство – преданность

    - Зло и добро живут в нашем мире.

    Злость нельзя в себе копить!

    Это чувство страшное!

    Знай, злодеем в жизни быть –

    Самое ужасное.

    Потрогайте ладошки друг у друга. Какие они?

             Я не ошиблась. Такие ладошки бывают только у добрых людей. Так пусть они у вас всегда будут такими, потому что человек с добрыми руками не может причинить зло.  

    СИТУАЦИИ

    Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

    Ведущий: А как принято поступать у вас в классе? (Разбираем ситуации совместно с классом)

    • 1.Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь? (буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение)
    • 2.Расскажи, как в вашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у нас рыцари в классе? (Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется, у нас есть в классе «рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем)
    • 3.Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия? (разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)
    • 4.Часто ли в вашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься?       ( Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить, что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили)
    • 5.Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон? ( Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке)

    Упражнение  «Зигзаг»

    С каждого ряда вызывается по два человека. Каждый по очереди называет (1-добрые качества, либо добрые поступки; 2- качества злого человека или плохие поступки)

    Тот, кто называет положительные качества или поступки выдвигается вперед, тот, кто называет негативные (отрицательные), поступки отступает назад.

    Ведущий: Ребята, посмотрите, в нашем упражнении те, кто называл положительные качества – оказались впереди, а те, кто называл отрицательные – оказались сзади. Вот, так же   и в жизни, те, кто совершает хорошие поступки они всегда впереди. Они развиваются, двигаются вперед, их уважают. А те, кто совершает негативные (отрицательные) поступки всегда оказываются сзади, не развиваются, не движутся вперед, их не уважают.

    «Песня о доброте»

    (Слова и музыка Татьяны Мухаметшиной)

    В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

    Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

    Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

    Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

                   Весной зашумит вода,

                   Зимой запоют ветра.

                   Давайте, друзья, всегда

                   Друг другу желать добра!

    Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

    Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

    И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

    И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

    Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

    И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

    Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

    Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

    http://900igr.net/up/datas/216721/020.jpg

    Добрые дела      

    Сделаешь добро –

    Добрый человек

    Кто со злом не повстречался,

    Жизнь дана

     

     

    добро найдёшь

    несёт мир

    красят человека

    на добрые дела

    тот добра не понимает


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    классный час "Дорогою добра"

    Классный час ориентирован на учащихся 3-4 классов. В ходе мероприятия учащиеся повторяют законы добра, учатся отличать истинное добро от мнимого....

    Классный час на тему "Дорогою добра"

    Классный час в 4 классе способствует духовно-нравственному развитию младших школьников...

    Классный час "Дорогою добра"

    Открытый классный час в начальной школе "Дорогою добра"....

    Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

    Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

    Нравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (2 класс)

    Данная методическая разработка рассчитана для обучающихся 2 класса, занимающихся по ФГОС....

    Классный час "Иди дорогою добра".

    Классный час  на тему "Иди дорогою добра", разработан и проведен на конкурсе "Самый классный классный"...

    Классный час-путешествие "Дорога добра"

    Классный час-путешествие в 4 классе. Дорога добраМетодическая разработка классного часа - путешествие для 4 классаНравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (4 класс)Автор: Семенова Любовь А...