Программа кружка "Юный эколог"
методическая разработка (1 класс) на тему

Попова Валентина Михайловна

Программа кружка  позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2programma_kruzhka_yunyy_ekolog.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «  Средняя общеобразовательная школа»           с. Объячево, Прилузского района, Республики Коми

Утверждаю Согласовано

директор школы зам. директора по В.Р.

__________/Семушина М. А. / ____________/Руина М.Ю./

____________2014 год _____________2014 год

Программа кружка "Юный эколог"

Направление: экологическое

Возраст воспитанников: 7-11лет

Срок реализации программы: 4 года

 Автор:  Попова В.М.,

                                                   учитель начальных классов

2014

                                     Программа кружка "Юный эколог"

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», ООП НОО и учебным планом МБОУ «СОШ» с. Объячево,         На основе   учебного плана  дополнительного образования  МБОУ      «СОШ» с.Объячево на 2014-2018учебный год.

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения экологической культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании школьников призвано служить и дополнительное образование. В связи с этим создана программа кружка «Юный эколог», цель которой – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.    В программе кружка отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными природными системами, изучают их компоненты и особенности функционирования. Природные объекты (сообщество парка) рассматривается как часть среды, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.

Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Возраст воспитанников: 7-11 лет. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Для каждой темы указано количество часов, отведенных на изучение теоретического материала , практических занятий и экскурсий. На практические занятия отведено 46 часов, 14 часов – на экскурсии.

Цель и задачи:

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

     В ходе работы кружка учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Формы организации и методы работы предусмотрены разнообразные: теоретические занятия, практические работы с гербарными материалами, коллекциями, дополнительной литературой, экскурсии в природу.

    В программе первого года обучения выделено восемь тем: «Что такое экология?», « Мой дом за окном», «Я и мое окружение», «Гигиена моего дома»,  « Вода - источник жизни»,   « Солнце и свет в нашей жизни», «Весенние работы»,  «Воздух и здоровье».

   В программе второго года обучения выделено четыре темы: «Введение», где учащиеся знакомятся с целями и задачами кружка, «Что такое экология», где дается понятие о науке и простейшая классификация экологических связей, «Экологическая система – ячейка биосферы», в которой рассматриваются понятия «биосфера» и «экологическая система», а также характеризуются экосистемы водоема, луга, леса, поля. В теме «Экология и люди» рассматривается положительное и отрицательное влияние человека на природу, последствия антропогенного фактора. Для каждой темы указано количество часов, отведенных на изучение теоретического материала и практических занятий. Практическая работа предусматривает проведение экскурсий, викторин, конкурсов рисунков, сочинений и стихов о природе, практических занятий с использованием гербарных материалов и коллекций. В конце учебного года проводится итоговое занятие по обобщению изученного материала в форме КВН на тему: «Я – житель планеты Земля».

 В программе второго года обучения предусмотрено изучение пяти тем: «Введение», где учащиеся знакомятся с целями и задачами кружка;  «Организмы и окружающая среда»; где раскрывается многообразие живых организмов и их связь с окружающей средой;  «Факторы неживой природы», где дается характеристика факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, причины загрязнения воды, воздуха и почвы, мероприятия по их охране; «Факторы живой природы», где рассматриваются взаимоотношения между различными организмами. В теме «Организация природы» дается характеристика экологическим связям в живой природе, рассматриваются цепи питания, экологическая пирамида, круговорот веществ в природе. В заключительной теме «Человек и окружающая среда» уделено внимание современному состоянию окружающей среды, экологическим прогнозам. В программе третьего года обучения выделено пять тем: «Экосистема села как среда жизни человека», «Сообщество видов парка», «Растения парка и человек», «Животные парка и человек», «Природа парка и отдых жителей поселка».
Прогнозируемый результат

 К концу первого года обучения учащиеся должны владеть начальными знаниями из области экологии, рядом экологических понятий, начальными навыками практической природоохранной деятельности. К концу второго года обучения учащиеся должны знать о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. К концу третьего года обучения учащиеся должны расширить и закрепить экологические знания, изучая конкретное природное сообщество (сообщество парка). В целом программа кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности школьников.

Первый год обучения

Тематический план кружка «Юный эколог» (1- й год обучения)

«Экология моего дома» - 33 часа

№ п/п


Название темы

Количество часов, выделяемое на проведение


Общее количество часов

теоретических занятий

экскурсий

практических занятий

 1.

 2.

3.

4.

5.

6.

7.

 Введение

Что такое экология?

 Мой дом за окном

Я и мое окружение

 Гигиена моего дома  

 Вода - источник жизни  

 Солнце и свет в нашей жизни  

 Весенние работы  

Воздух и здоровье  

Итого:

1

3

6

4

2

 2

-

1

19

1

1

3

3

 2

1

1

2

1

13

 

1 час

6 часов

9 часов

7 часов

3 часа

3часа

2часа

2 часа

33 часа


Содержание курса

 1-й год обучения

«Экология моего дома» (33 часа)

«Введение» (1 час)

Тема 1. Что такое экология? (1час)

Знакомство детей с целями и задача­ми кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров

Раздел 1. «Мой дом за окном» (6 часов)

Тема 1. Мой дом (1час)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе

Тема 2. Дом, где мы живем (1час)

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Тема 3. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Тема 4. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Тема 5. Птицы нашего двора (1час)

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Тема 6. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек

Раздел 2. « Я и моё окружение» (9 часов)

Тема 1. Моя семья (1 час)

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить

Тема 2. Соседи-жильцы (1 час)

Доброжелательные отношения с ни­ми. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Тема 3. Мой класс (1 час)

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу

Тема 4. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» (1 час)

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе

Тема 5. Дом моей мечты (1 час)

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Тема 6. Рассказы, стихи о семье (1 час)

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде

Тема 7. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растения­ми класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями

Тема 8. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Тема 9. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени

Раздел 3. «Гигиена моего дома» ( 7 часов)

Тема 1. Гигиена класса (1 час)

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными

Тема 2. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены

Тема 3. Бытовые приборы в квартире (1 час)

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации

Тема 4. Экскурсия в школьную кухню (1 час)

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Тема 5. Наша одежда и обувь (1 час)

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^гигиенические требования, условия содержания, уход.

Тема 6. Русская народная одежда (1 час)

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой

Тема 7. Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

Раздел 4. «Вода – источник жизни» (3 часа)

Тема 1. Вода в моем доме и в природе (1час)

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Тема 2. Вода в жизни растений и животных. (1 час)

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Тема 3. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час)

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды

Раздел 5. «Солнце и свет в нашей жизни» (3 часа)

Тема 1. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток

Тема 2. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)

Влияние тепла и света на комнатные растения

Тема 3. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час)

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы

Раздел 6. «Весенние работы» (2 часа)

Тема 1. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.

Раздел 7. «Воздух и здоровье» (2 часа)

Тема 1. Воздух и здоровье человека (1 час)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Тема 2. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)

1.Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.

Второй год обучения

Тематический план кружка «Юный эколог» (2- й год обучения)

№ п/п


Название темы

Количество часов, выделяемое на проведение


Общее количество часов

теоретических занятий

экскурсий

практических занятий

1.
2.
3.

4.

Введение
Что такое экология
Экологическая система – ячейка биосферы
Экология и люди
Итого:

1
2

12
4

19




4

4




4
7

11

1
2

20
11

34


Введение (1 ч.)
Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.
 «Что такое экология (2ч.)
1.Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Цели и задачи экологии.

2.Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Раздел 1.«Экологическая система – ячейка биосферы (12ч.)

1. Живые и неживые компоненты экосистемы.

2..Цепи питания.

3.Экосистема водоема. Растительный мир водоемов. Животные водоема. Постепенное зарастание водоемов, его причины.
4.Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в создании и сохранении рельефа.

5.Насекомые – опылители и растения – пример взаимовыгодного сотрудничества.

6.Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

7.Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). 8.Значение лесных животных. Распространение семян и плодов растений. 9.Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. 10.Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, выращиваемые на полях.

11.Животные полей. Удобрения поля.

12.Неспособность культурных растений в защите – массовое размножение сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Практические  работы  (4 ч)
1. Знакомство с растениями и животными экосистемы водоема с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
2. Знакомство с растениями и животными экосистемы луга с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
3. Знакомство с растениями и животными экосистемы леса с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
4. Знакомство с растениями и животными экосистемы поля с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.

Экскурсии (4 ч)

Знакомство с разнообразием экосистем родного края (поле, луг, лес, водоём)

Раздел 2. «Экология и люди»  (4 ч)
1.Природа – единое целое. Нарушение взаимосвязей в природе и последствия этих нарушений.  

2. Человек природе: позитивная и негативная деятельность человека в природе.

3.Правила поведения в природе.    

4. Красная Книга. Виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли( странствующий голубь, тур, тарпан, бизон, дронт, стеллерова корова). Причины их исчезновения. Редкие виды растений и животных нашего края, их охрана. Заповедные места нашего края.

 Практические работы  (7ч)
1. Знакомство с охраняемыми растениями нашей области (по гербарным материалам и рисункам).
2. Знакомство с охраняемыми животными нашей области (по рисункам).
3.Викторина на тему: «Экология родного поселка».
4.Конкурс стихов на тему: «Родная Земля».
5.Конкурс рисунков на тему: «Цвети, Земля!».
6.Сочинение на тему: «Какой я хочу видеть свою планету».
7.КВН на тему: «Я – житель планеты Земля» (итоговое занятие).
Воспитательная работа на каникулах.
1. Пресс-конференция «В гостях у юных натуралистов» (ноябрь).
2.Дидактическая игра «Цветочный магазин» (январь).
3.Экскурсия в природу «В окно повеяло весною» (май).


Третий год обучения
Тематический план кружка «Юный эколог» (3- й год обучения)

№ п/п


Название темы

Количество часов, выделяемое на проведение


Общее количество часов

теоретических занятий

экскурсий

практических занятий

1.

2.

3.

4.

5.
6.

Введение

Организмы и окружающая среда
Факторы неживой природы
Факторы живой природы
Организация природы
Человек и окружающая среда
Итого:

1

2

12

4

2
1
22



1






1
2



1

6

2



10

1

4

18

6

3
2
34ч

Введение (1 ч.)
Знакомство с планом работы кружка, целями и задачами, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.
Раздел 2. «Организмы и окружающая среда (4 ч)
1.Из чего состоит живая природа.

2.Бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов. 3.Организм и окружающая среда (среда обитания).

4.Что изучает экология. Экологические факторы.

Практические работы (1 ч)
1. Изучение грибов, растений, животных нашего края (по муляжам, гербарным материалам, рисункам).

Экскурсия  (1 ч)
Осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел3. «Факторы неживой природы (12 ч)
1. Солнце – источник тепла и света для живых организмов.

2. Теплолюбивые и холодостойкие растения.

3.Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. 4.Светолюбивые и теневыносливые растения.    

5.Значение воздуха в жизни организмов.  

6. Причины загрязнения воздуха. Как сохранить воздух чистым.
7.Значение воды для живых организмов. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

8.Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.

9.Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия.
10.Значение почвы для живых организмов. Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

11.Разрушение и загрязнение почвы. Нитраты. Мусор, почва и человек.

12.Меры по повышению плодородия почвы.

Практические работы  (6 ч)
1. Изучение теплолюбивых и холодостойких растений по гербарным материалам.
2. Выявление и описание приспособлений растений к различным условиям освещенности.
3. Наблюдения за сезонными явлениями в живой природе, суточной и сезонной активностью живых организмов.
4. Исследование атмосферы с помощью растений-индикаторов (фитоиндикация состава воздуха).
5. Изучение влаголюбивых и засухоустойчивых растений по гербарным материалам и рисункам.
6. Создание проектов о роли воздуха, воды и почвы для живых организмов.
Раздел  4.«Факторы живой природы (4 ч)
1. Местообитание живых организмов.  

2. Язык животных.

3.Проявление заботы о потомстве.

4. Защитные приспособления у растений и животных.

Практические работы (2 ч)
1. Изучение и описание экологической ниши вида.
2. Изучение и описание животных, ведущих одиночный и стадный образ
жизни.
Раздел 5. «Организация природы (2 ч)
1.Понятие «экосистема».  

2. Цепи питания. Экологическая пирамида.  

Практические работы (2 ч)
 Составление пищевых цепей на примере местных биогеоценозов.
Раздел 6.«Человек и окружающая среда (1 ч)
1. Влияние человека на окружающую среду.     Причины экологических катастроф.  

Экскурсия (1 ч)
1.Человек и окружающая среда.
Воспитательная работа на каникулах.
1. Игра – путешествие «В мир природы» (ноябрь).
2. Телевизионный клуб «По страницам Красной Книги» (январь).
3. Экскурсия «Природа родного края» (май).


Четвёртый  год обучения

Тематический план кружка «Юный эколог» (4- й год обучения)

№ п/п


Название темы

Количество часов, выделяемое на проведение


Общее количество часов

теоретических занятий

экскурсий

практических занятий

1.
2.

3.

4.
5.

Экосистема села как среда жизни человека
Сообщество видов парка
Растения парка и человек
Животные парка и человек
Природа парка и отдых жителей села
Итого:

4

4

4

3

15

1

2

1

3

7

2

3

2

5

12

7

9

7

11

34


Раздел 1.«Экосистема поселка как среда жизни человека (3  ч)
1.Село — природный дом человека.

2.Многообразие экосистем села, природные (водные и наземные) и искусственные (теплица, аквариум) экосистемы.
3.Структура наземных экосистем села (парк ). Связь человека с природой села: история развития поселения и формирование наземных экосистем. Экосистемы  села, созданные руками человека: объединенные единым художественным замыслом, связанные с жизнью и деятельностью людей, созданные жителями поселка с рекреационной целью.
Практические работы (2 ч)
1. Составление плана парка.

2. Изучение краеведческой литературы с целью выявления причин изменения облика сообществ села по мере его развития. Встречи со старожилами района.
Экскурсия (1 ч)
Место парка в ландшафте поселка, его роль в создании благоприятных условий для жителей района.
Раздел 2.«Сообщество видов парка (4ч)
1.Экологические условия  села.    
2.Роль различных видов живых организмов в поддержании устойчивости сообщества.
3.Значение сообщества в создании благоприятных санитарно-гигиенических условий сельской среды.

4.Охрана сообщества видов парка.
Практические работы (3 ч)
1.Изучение животных, обитающих в разлагающемся растительном опаде.
2. Подсчет количества дождевых червей в почве различных участков парка. Зависимость количества видов животных от степени вытаптывания почвы.
3. Обсуждение вопроса: надо ли сжигать растительный опад в парке? Зарисовка, описание, фотографирование на тему «Любимый уголок парка осенью».
Экскурсия (2 ч)
1.Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов поселка.
 2.Влияние человека на сообщество парка.
Раздел 3.«Растения парка и человек (4 ч)
1.Зеленые насаждения парка.  

2.Деревья и кустарники, используемые в озеленении.

 3.. Растения — индикаторы чистоты воздуха.

4.Виды деревьев, используемые в строительстве и архитектуре.
Практические работы (2 ч)
1.Методы определения растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек.
2. Выявление в парке растений — индикаторов чистоты воздуха, растений, устойчивых к загрязнению атмосферы, а также поврежденных растений. Паспортизация охраняемых и редких видов.
Экскурсия (1 ч)
1. Влияние фактора вытаптывания на растения парка.
Раздел 4.«Животные парка и человек (3  ч)
1.Связь человека с животными.  

2. Сведения о видовом составе животных парка.
3.Влияние человека на животных парка (фактор беспокойства, подкормка).
Охрана животных. Методы обогащения фауны парка.
Практические работы  (5 ч)
1. Знакомство с элементами методики полевой работы: ведение дневника наблюдений, методы описания.
2. Изучение видового состава птиц парка. Определение их численности путем визуального учета. Нанесение месторасположения птичьих гнезд на план парка.
3. Обсуждение вопроса: влияет ли разнообразие видов птиц парка на его чистоту?
4. Обсуждение проблемы бездомных животных (кошек и собак).
Экскурсия (3 ч)
1.Многообразие животных, их роль в сообществе и значение для человека. 2.Описание, зарисовка или фотографирование животных парка.
3.Влияние деятельности человека на многообразие животных.
Раздел 5.«Природа парка и отдых жителей поселка (3 ч)
1.Важнейшие функциональные зоны поселка: трудовая, жилая и зона отдыха. 2.Зона отдыха, ее значение для сохранения здоровья жителей.
Практические работы (5 ч)
1. Изучение видов отдыха на территории парка. Подсчет количества отдыхающих.
2. Составление картосхемы дорожнотропиночной сети. Оценка влияния вытаптывания на растительность и почвенную фауну.
3. Изучение влияния малых форм архитектуры на состояние живых организмов парка.
4. Игра-моделирование по оборудованию парка малыми формами архитектуры.
5. Пропаганда экологических знаний: выпуск листовок и буклета по охране природы.


                                                            Литература

1.Занимательная экология «Окно в удивительный мир природы» Л.П.Толмачева, Донецк, «Сталкер», 1998 год.

2.Программа общеобразовательных учреждений «Начальные классы (1-4)», факультативный курс «Экология для младших школьников». Москва, «Просвещение», 1998 год.

3.Программа общеобразовательных учреждений «Начальные классы (1-4)», курс «Мир и человек», А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. Москва, «Просвещение», 2001 год.

4.Факультативный курс «Основы экологии»(1 часть) И.А.Демичева. Белгород, АО «Все для школы», 1997 год.

5.Школьный практикум «Следим за окружающей средой нашего города» С.Е.Мансурова, Г.Н.Кокуева. Москва, «Владос», 2001 год.

6.«Экологическое образование и воспитание в начальной школе» Т.С.Иванова. Москва, «ЦГЛ», 2003 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

Программа "Юный эколог"

программа внеурочной деятельности...

Программа кружка "Экология, природа, мы".

ГБОШИ Республиканский физико-математическийлицей-интернатг.ВладикавказРСО-Алания Программа работы кружка«Экология, природа, мы» Разработала учитель начальных классоввысшей категории Чу...

Программа курса «Экология в начальной школе» в системе проектной деятельности

Программа курса расчитана на организацию  дополнительного образования...

Программа факультатива "Экология для младших школьников"

формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Модифицированная образовательная программа «Весёлая экология»

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникает ассоциации с трудной, монотонной работой, далёкой от творчества, направленной преимущественно на пассив...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.        Программа  ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...