Моя малая Родина
методическая разработка (4 класс) на тему

Газизова Рамзия Асфановна

Моя малая Родина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Моя малая Родина115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Джалильская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Сармановский муниципальный район, Республика Татарстан

Программа кружковой деятельности

«Моя малая Родина»

Автор:  учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

                                                               Газизова Рамзия Асфановна

2017 год

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….3

Содержание программы………………………………………………..6

Тематическое планирование……………………………………………..8

Список использованной литературы……………………………………10

Пояснительная записка

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Работа по изучению «малой Родины» привлекает внимание к проблемам села, поселка, района помогает воспитанию уважения и любви к традициям и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего села с историей страны, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края. Воспитание любви к Родине - процесс длительный, требующий от педагогов большой личной заинтересованности, убеждённости, вдохновения.

Страницы истории родного края и села могут стать объектом изучения их младшими школьниками. Приобщение ребёнка с раннего детства к корневым истокам русской культуры в условиях родного поселка позволяет формировать у него чувство собственного достоинства, гордости и ответственности за свой край.

Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, а также возможности семейной и народной педагогики и педагогики сотрудничества. Реализация программы не требует специальных материально-технических средств, учитель может использовать уже имеющееся оборудование и дидактические средства.

Программа разработана с учетом следующих законодательных и нормативно - правовых документов:

-Конвенцией ООН о правах ребёнка;

-Конституцией РФ;

-Законом РФ «Об образовании».

Программа предусматривает совместную работу педагогов школы, учащихся и их родителей, библиотекаря поселка, школы. Она решает  образовательно-воспитательные и воспитательно-развивающие задачи, способствует развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, погружению их в мир исторической реальности, углублению знаний о родном крае. Способствует раскрытию индивидуальных особенностей ребёнка и созданию атмосферы поддержки, сопереживания, совместной работы взрослых и детей.

Программа помогает проследить пространственные и временные связи: возникновение поселка, его развитие в прошлом и настоящем, накопление исторического наследия. Находясь в конце этой цепочки, каждый ученик способен почувствовать себя преемником культурного наследия, его хранителем и участником дальнейшего развития.

Работа по программе производится последовательно, переходя от одной темы к другой. Мероприятия, предусмотренные этой программой, частично повторяются. Программа строится с учётом постоянного освоения ребёнком культурно - исторического пространства, переходя от близкого к далёкому. Активное включение учащихся начальных классов в реализацию программы достигается путём учёта интересов, способностей, потребностей детей.

Программа предполагает использование разнообразных форм и методов работы с детьми, в том числе проблемно - поисковых методов,  проектной деятельности. Предусматривается  проведение фольклорных праздников, игр-путешествий, уроков-экскурсий, различных конкурсов, написание сочинений, организация  встреч с интересными людьми.

В рамках программы дети изучают историю своей семьи, школы, поселка, сельского поселения. Учатся находить причины и следствия событий, происходящих в определённое время, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени. Учащиеся знакомятся с символикой города, являющегося районным центром, осознают принадлежность к своему народу. Происходит формирование активной жизненной позиции.

Программа реализуется во внеурочное время, иногда переносится на классные часы.

Программа рассчитана на 1 учебный год

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Учебный период: 19 часов

Количество занятий: в 2 недели - 1 занятие

Количество часов в занятии: 1 час

Основные цели:

- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

- расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления альбома, стенда;

- воспитывать нравственно-патриотические качества.

Задачи программы:

1. Воспитание чувства любви и восхищения родным краем, Татарстаном, России, к подвигу ветеранов, родному поселку, своему району.

2.Развитие и пробуждению у школьников интереса к изучению истории своей малой Родины, чувства уважения, толерантности по отношению к другому народу.

3.Приобщение школьников к общественно-полезной работе, деятельности по охране памятников культуры своего поселка, района.

4.В целях стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы заинтересовать и научить детей собирать материалы и правильно оформлять их, готовиться к проведению и участию в конкурсах, викторинах, краеведческих олимпиадах, собирать и правильно оформлять материалы после экскурсий.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, изобразительным искусством, музыкой.

Формы работы: 

1.Беседы со сторожилами для сбора информации.

2. Погружение в летопись школы, малой Родины дополнение их прошедшими значимыми событиями.

3. Сбор вещественных и письменных материалов для занятий кружка.   

4.Участие в выставках, конкурсах, художественной самодеятельности связанных с историей малой Родины и Сармановского муниципального района.

5.Организация выставок, экскурсий в районный музей, праздников с целью пропаганды знаний по истории поселка Джалиль и школы среди детей и взрослых.

Принципы, положенные в основу организации кружковой деятельности:

  1. Регулярность, последовательность и постепенность в организации занятий
  2. Добровольность, без желания успешной работы не будет. Необходимо самому выбрать задание по душе, соответствующее возрасту и возможностям.
  3.  Если взялся - доведи  выполнение задания до конца.
  4. Каждый ребенок должен видеть итог и осознавать значимость своей работы.  Важен выход: выступление  ребенка в классе или на занятии, страничка на стенде, найденная фотография, доклад и др.
  5. Самостоятельность в поиске без лишней опеки и команд.
  6. Педагог, родители должны быть всегда рядом, чтобы в нужный момент оказать помощь и поддержку, не лишать ребенка самостоятельности.
  7. Учить детей правилам: поведения в гостях, взятии интервью, тактичности, культуре речи  и др.  Очень  важна эмоциональная интонация учителя, индивидуальный подход  к каждому ребенку.  

В ходе занятий необходимо выработать у членов кружка следующие умения:

- описывать события;

- оформлять материалы, оформлять стенд;

- проводить экскурсионную работу, работать с литературой;

- обобщать опыт, написать доклад для публичного выступления.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны в конце года

знать:

- своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ;

- символику своей школы;

- названия улиц, памятных мест,

- названия рек, прудов, деревень, входящих в Сармановский муниципальный район;

- символику Сармановского района, названия близлежащих деревень;

- национальный состав  жителей села и близлежащих деревень, легенды своей деревни, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества;

- правила техники безопасности  при работе во внеклассных мероприятиях, при уходе за памятниками, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения  во время экскурсии;

- даты важнейших событий поселка Джалиль, школы, Сармановского района.

Уметь:

- составлять родословную;

- составлять устный рассказ о своей школе;

- составлять план-схему своей улицы, поселка;

- правильно определять их места расположения;

- находить на карте Татарстана границы Сармановского района;

- рассказывать историю поселка, района, Республики; .

- называть место, обстоятельства, участников и результаты важнейших событий;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-описывать условия, образ жизни и занятия людей;

- публично выступать.

Работа кружка заканчивается итоговым занятием, на которое приглашаются жители поселка, района, родители, учителя.

Содержание программы

1. Вводное занятие (1ч.)

Знакомство с членами кружка, согласование плана работы на год, выбор актива, техника безопасности, анкетирование.

 2.История поселка Джалиль и Сармановского района(6 ч.)

Сбор материала о районном центре и становлении Сармановского района в разные годы.

Топонимика улиц поселка Джалиль. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов. Кто строил дома, жители в разные годы.

3.История образования поселка Джалиль (2 ч.)

Изучение истории на местном краеведческом материале. Судьба деревень, входивших в состав поселения. Особенности времени. 

4.Главное богатство земли – ее люди (1ч)

Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, Почетных граждан поселка Джалиль и Сармановского муниципального района. Окружающие тебя люди интересны своими делами.  Передовики производства разных лет, орденоносцы, почетные граждане. Знакомство, встречи с интересными людьми, которые расскажут о жителях, их судьбах.

5. «Навеки в памяти народной». Великая Отечественная война и жители поселка. (3 ч. )

 Изучение военной истории на местном краеведческом материале.  Судьба города и района в годы Великой Отечественной войны. Особенности военного времени. Письма с фронта. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

6.История образовательного учреждения (2ч.)

Изучение истории возникновения и развития школы и образования в сельском поселении. История строительства школы. Учителя и ученики разных лет. Интересные воспоминания, традиции. Развитие школы, этапы. Учителя – ветераны: сердце, отданное детям. Учительские династии. Учительские семейные пары. Преемственность поколений. Проект «От школы прошлой, к школе будущего». Школьные традиции.

7. «Природа родного края».(3ч.) Территория и географическое положение поселка, Сармановского района. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Составление карты поселка.

8. Культурное наследие, местные традиции ( 2ч.)

Изучение культурного наследия и творчества жителей поселка Джалиль, факты культурной жизни поселка. Литературное, художественное, музыкальное творчество, фольклор, традиции, встреча с выпускниками.

9.Итоговое занятие (1ч.) Подведение итогов.

Тематическое планирование

4 класс(19 часов)

Название темы

Кол-во

часов

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

        1.

Вводное занятие

1

История поселка Джалиль и Сармановского района (3 ч.)

2.

Джалиль – поселок поэта татарского народа

1

Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме.

3.

Сармановский район (природа, народ и т д.)

1

Игра – викторина.

Просмотр фильма-презентации по теме.

4.

Символика Сармановского района

1

рисунки

История образования поселка Джалиль(3 ч.)

5.

История образования

 поселка Джалиль

1

Сбор материалов,

фотоальбом

6.

Причина исчезновения деревень

1

Сбор материалов,беседы

Игра-викторина,встреча с коренными жителями этих деревень

Главное богатство поселка - его люди  (1ч)

7.

Знаменитые люди нашего поселка и Сармановского района

1

Встреча с выпускниками,с учителями, сочинение

«Навеки в памяти народной». Великая Отечественная война и жители поселка. (3 ч. )

9.

 «Навеки в памяти народной»

Участники ВОВ

1

Мероприятие, посвященное Дню Победы«Вахта памяти»

10

«На худые вдовьи плечи

Лёг невыносимый труд»

1

Встречи, сбор материалов для альбома.

11

Они выполняли интернациональный долг

1

Сбор материалов. Материалы для стенда

История  образовательного учреждения (2ч.)

12

История открытия первой школы в поселке

1

Индивидуальная поисковая деятельность. Сбор материалов.

13

«Школьные годы чудесные…»

1

Беседа о школе, история школы, просмотр видеоматериала о школе

«Природа родного края»(3ч.)

14

 Природа родного края. «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

1

Экскурсия. Рисунки.

Сочинения,стихи

15

Водоемы, ключи Сармановского района

1

Знакомство с легендами, рассказы жителей села

16

Прошлое, нстоящее и будущее поселка Джалиль

1

Экскурсия Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность

Культурное наследие, местные традиции ( 2ч.)

17

 Маленький поселок решает большие проблемы. Программа “Бәләкәч”в действии.

1

Беседа со школьниками

18

Пришла нам пора уезжать из села,                                                    Но чтоб Джалиль забыть? Никогда!

1

Встреча с выпускниками, учителями, сочинение

19

Итоговое занятие

1

всего

19ч

Список использованной литературы

  1. «Золотая коллекция Татарстана. Сармановский муниципальный район»
  2. Стратегия успеха. Сармановский район глазами детей, 2005.
  3. Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах. – Минск: Народная Асвета, 1987.
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас.Учебник для 4 кл.нач .шк. В 2 ч.-М.:Просвещение, 2006.
  5. Рахимов И.И. Растительный и животный мир Татарстана.- Казань: Магариф, 2006
  6. Школа России. Концепция и программы для начальных классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1( М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова , С.И.Волкова, С.И.Волкова и др.) - 5-ое изд.-М.: Просвещение, 2010
  7. Краеведение: Пособие для учителя./Под ред. А.В.Даринского.-М.:1987.
  8. Интернет ресурсы  

РЕЦЕНЗИЯ

на программу кружковой деятельности

«Моя малая Родина»

Автор: учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Джалильская  средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Сармановский  муниципальный район, Республика Татарстан

Газизова Рамзия Асфановна

Предложенная для рецензирования авторская программа, актуальна. Это связано в первую очередь с тем, что процесс нравственно-патриотического воспитания, начало которому закладывается в семье, должен быть обязательно продолжен учителем начальных классов не только в урочной, но и внеурочной деятельности, кроме того дети этого возраста сами хотят знать все о своей «малой Родине», а учитель должен поддержать это желание. Что и делает автор программы.

Программа помогает проследить пространственные и временные связи: возникновение поселка, его развитие в прошлом и настоящем, накопление исторического наследия. Находясь в конце этой цепочки, каждый ученик способен почувствовать себя преемником культурного наследия, его хранителем и участником дальнейшего развития.

Авторская программа построена так, что при ее выполнении происходит реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, а также возможности семейной и народной педагогики и педагогики сотрудничества. Занятия кружка не требуют специальных материально-технических средств, учитель может использовать уже имеющееся оборудование и дидактические средства.

Программа предполагает использование разнообразных форм и методов работы с детьми, в том числе проблемно - поисковых методов,  проектной деятельности. Учащиеся, посещающие кружок участвуют в проведении фольклорных праздников, игр-путешествий, уроков-экскурсий, различных конкурсов, написании сочинений, организации встреч с интересными людьми. Дети изучают историю своей семьи, школы, поселка, сельского поселения. Учатся находить причины и следствия событий, происходящих в определённое время, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени. Учащиеся знакомятся с символикой города, являющегося районным центром, осознают принадлежность к своему народу. Происходит формирование активной жизненной позиции.

Программа научна, доступна, интересна по поставленным целям и решаемым задачам, несет в себе мощный развивающий и воспитательный потенциал реализуется во внеурочное время, рассчитана на 1 учебный год, возраст кружковцев - 8-11 лет, всего 19 часов, в 2 недели - 1 занятие, продолжительность - 1 час. Может быть рекомендована учителям других школ для организации кружковой работы, преподавателям вузов, работающих со студентами обучающимися по направлению Педагогическое образование профиль Начальное образование

Рецензент:

Кандидат педагогических наук, доцент,

заместитель директора ЧОУ ВО «Казанский инновационный

 университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)»                      Т.П.Тычинкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...