Досуговая программа "Я, ты, он, она"
методическая разработка (3 класс) по теме
Авторы считают, что данная досуговая программа должна способствовать как повышению общего культурного уровня и толерантного отношения к народам, населяющим наш город, так и росту интереса школьников к ценностям национальной культуры, традициям и истории народов. Совместное творчество способствует сплочению класса, развитию чувства товарищества и принадлежности к коллективу. Кроме того прививаются навыки организации содержательного и конструктивного досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.55 КБ |
![]() | 12.67 КБ |
![]() | 204.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества Выборгского района Санкт - Петербурга
«ЮНОСТЬ»
Городской смотр методической продукции гражданско-патриотической направленности «Верны России!»
Методическая разработка
«Я, ты, он, она…»
Досуговая программа
для детей 8-10 лет
Авторы: Венгурцева Марина Викторовна
педагог-организатор
высшая категория
Мусиенко Екатерина Александровна
педагог-организатор
вторая категория
Санкт - Петербург
2015
Пояснительная записка.
" Патриотизм - уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это - ответственность за свою страну и ее будущее".
Путин В.В.
Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность… Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
Актуальность программы
В современных условиях все чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. Изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с всесторонней информатизацией, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объеме информации.
Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. Гуманистическое понимание задачи образования, связанное с проблемой социализации подрастающего человека, предполагает активное развитие творческого начала, самоактуализацию личности. Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объема разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, и, с другой — все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020г.» ставится задача формирования у школьников патриотизма, гражданской ответственности и самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Программа «Я, ты, он она…» направлена на воспитание у учащихся уважительного отношения к традициями и культуре народов, населяющих нашу многонациональную родину, чувства принадлежности к своей великой стране, что отвечает социальному заказу государства, изложенному в таких документах, как «Национальная доктрина образования», материалы Госсовета, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Педагогическая целесообразность
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Программа «Я, ты, он, она…» позволяет участникам расширить свой кругозор, познакомиться с обычаями и традициями народов, населяющих наш город.
Идея.
У каждого народа - богатая история, самобытная культура. Веселая викторина с участием сказочных персонажей помогает узнать о тех, кто живет рядом, в нашем многонациональном городе. Ребята исполняют песни и танцы различных народов, показывают обряды и легко отвечают на трудные вопросы, перед которыми часто пасуют даже взрослые.
Адресность программы
Данная программа рассчитана на учащихся 2-4 классов образовательных учреждений Выборгского района. От каждого класса создается команда по 7 человек, остальной класс присутствует в зале в качестве группы поддержки.
Цель:
Создание условий для развития толерантности, доброжелательности, приобщения к ценностям национальной культуры, традициям и истории народов, проживающих в Санкт-Петербурге.
Задачи:
Образовательные:
- создание условий для развития познавательного интереса к истории и культуре разных национальностей
- ознакомление с традициями и обычаями разных народов
Воспитательные:
- создание условий для формирования и коррекции социально значимых ценностей-качеств
- стимулирование социальной активности
- создание условий для коллективного творчества
Развивающие:
- содействие раскрытию творческого потенциала
- создание условий для приобретения позитивной идентичности посредством формирования единой воспитательной среды
Условия реализации
Программа предполагает 3 этапа:
1 этап: подготовительный
Рассылка Положения ( см. приложение 1) в ГБОУ с описанием темы игры, ее целей, задач, содержания конкурсной части и домашнего задания. Домашнее задание выполняется с помощью родителей и классных руководителей.
2 этап: реализация. Программа рассчитана на параллель классов (2-4 класса)
Для ее проведения используется актовый зал ГБОУ, в котором освобождено пространство перед сценой, по периметру расставлены столы со стульями для команд, и кресла для зрителей-болельщиков. На столах разложены: карточки для ответов на вопросы викторины, конверты с заданиями, фломастеры.
Игра проводится как с предварительной подготовкой (выполнение командами домашнего задания, изготовление костюмов), так и с неподготовленной аудиторией.
Форма – викторина, вопросы к которой сведены в презентацию, выполненную в программе Power Point. Для игровых моментов сделана подборка музыки к слайдам, выполнены нарезки из мультфильмов ( программа Pinnacle Studio 16). Ведущие должны знать основные танцевальные движения народных танцев ( лезгинка, «Яблочко», Сиртаки и русский)
3 этап: награждение команд памятными авторскими грамотами (см. Приложение),
Оценка результата, через анкетирование, наблюдение за участниками, опрос и отзывы педагогов и родителей.
Ожидаемый результат
Авторы считают, что данная досуговая программа должна способствовать как повышению общего культурного уровня и толерантного отношения к народам, населяющим наш город, так и росту интереса школьников к ценностям национальной культуры, традициям и истории народов. Совместное творчество способствует сплочению класса, развитию чувства товарищества и принадлежности к коллективу. Кроме того прививаются навыки организации содержательного и конструктивного досуга.
Техническое обеспечение
Для проведения игровой программы используются:
- микшерный пункт,
- микрофоны
- аудиосистема (колонки и микшерный пульт)
- ноутбук
- видеопроектор
Кадровое обеспечение
4 педагога-организатора, звукорежиссер.
Реквизит
- костюмы для ведущих (баронесса, барон, принцесса, баба Яга)
- карточки для ответов на вопросы викторины (1.2.3.4)
- раздаточный материал (см. приложение)
- фломастеры, клей, бумага
Музыкальное оформление
- фонограмма «Я, ты, он, она»
- Вивальди «Времена года»
- Фонограмма «Песенка сыщика» из мультфильма «Бременские музыканты»
- Фонограммы народных танцев: « Сиртаки», «Лезгинка», «Яблочко», «Калинка»
Сценарий
Игровой программы «Я, ты, он, она…»
Звучит музыка («Времена года» Вивальди) появляется Баронесса, музыка звучит чуть тише.
Баронесса: Здравствуйте, разрешите представиться. Многие называют меня феей, но, это — большое преувеличение. Я — Баронесса...ну, или почти баронесса, ведь, - вы только посмотрите, - у меня такие манеры.
Музыка звучит громче, баронесса пританцовывает, делает несколько па, кланяется.
Баронесса: А вас как зовут?
Команды представляются...
Баронесса: Я пригласила вас на эту важную, торжественную встречу, чтобы побеседовать на животрепещущую тему. Итак, кто из вас, madame и monsenior, знает, что такое толерантность? У кого из вас есть мнение?
Баронесса подходит к детям, желающим высказаться и т.д. Диалог продолжается до тех пор, пока его не прерывает звонок.
Крик!!!
Баронесса: ой, доча!!!
Голос: Да-да, Баронесса, я, Зло Всего Мира, я похитил Вашу дочь. Я воспитаю ее принцессой зла. И в день совершеннолетия вернется она, чтобы занять ваш трон. И воцарятся ужас и зло на всем белом свете.
Баронесса: ой-ой-ой-ой-ой...как же дальше жить? что же делать? Ваша Светлость! Ваша Светлость! Вот Вы как всегда!
Барон:Что? Что? Что случилось?
Баронесса причитает, стонет
Барон: обращается к детям Что случилось?
Баронесса: Нашу маленькую девочку, нашу лапочку похитили! Из нее хотят сделать исчадье ада!! Что делать! Что делать!
Барон: к ребятам Ребята, что же обычно делают в таких случаях?
Предположения детей....звучит песня сыщика из Бременских Музыкантов.
Баронесса выталкивает Барона:
Баронесса: Иди, ищи ее, ищи нашу дочу!!!
Барон: О! Сыщик.... Вспомнил! Баба Яга!!!
Баронесса: Придумала, придумала, надо позвать Бабу Ягу. Она где-то раздобыла молодильных яблок, помолодела лет на триста, закончила три института, стала такая умная и навороченная, с компьютерами дружит, сыщиком подрабатывает!
Звучит «песня Гениального Сыщика», появляется Баба-Яга
Барон:Уважаемая сыщик Яга, у нас... (Баронесса перебивает)
Баронесса: У меня такое горе!!!
Баба-Яга: Да Вы, Баронесса, так голосите, что уже все вокруг уже знают про ваше горе.
Баронесса: Что же делать?
Барон: Вы поможете нам?
Баба-Яга: Конечно. За светлое будущее вашего королевства я прошу совсем немного - всего лишь _______ умов.
Баронесса: Да где же взять столько умов??? У тебя есть ____ умов? Да, у тебя и одного ума нет! (тихо, фоном начинает звучать песня «Я, ты, он, она...») Ребята, у вас нет умов?
Барон: А нельзя ли в долг?
Баба-Яга: в долг — нельзя, но я согласна взять вместо умов нечто бесценное и превратить в умы после? У вас есть что-нибудь бесценное?
Баронесса: (причитает) Была у меня единственна, доча бесценная, да похитили-и-и-и...
Барон: Ребята, у вас нет чего-нибудь бесценного? Ну например...ну что, например, бесценно?
Разговаривает с ребятами, приходят к выводу, что бесценны знания. А можно наши знания в ваши умы превратить
Баба-Яга: хорошо. Давайте сюда ваши знания. Я задам вам несколько вопросов. Из правильного ответа или хорошего творческого решения может получиться от 1 до 3 умов. Давайте убедимся в том, что у вас есть все, что необходимо, для превращения ваших знаний в умы. Взгляните, пожалуйста, на столы.
Поднимите руку те, кто видит на столе набор карточек с цифрами. Когда я скажу, «на вопрос отвечаем карточками», вы, посовещавшись, поднимаете ту карточку, которая по вашему мнению, соответствует правильному ответу. Понятно?
Еще на ваших столах в правом и левом углу лежат листы бумаги, а посередине - конверты. Видите? Для чего они нужны я объясню чуть позже.
Ну что ж, кажется, мы готовы. Внимание на экран.
Нужна карта, закрытая квадратами. С каждым ответом на вопрос открывается одно из полей карты. Когда вопросы заканчиваются, на карте остается одно закрытое поле.
Баба-Яга: Ваше время закончилось. Кто-нибудь из вас набрал __________ умов?
Баронесса: Сколько умов у вас? А у вас? А вы сколько собрали? Что же делать? Ой доча моя доча! Ой ребятушки, как же быть?
Фоном звучит песня «Я, ты, он, она...». Если ребята не догадаются сами, Баронесса предлагает сложиться и отдать деньги сыщику Яге. Когда карта открывается полностью, баронесса, вместе с капитаном выигравшей команды (с командой?) идет освобождать дочь. Когда дочь найдена, принцесса, баронесса и капитан команды спускаются со сцены.
Принцесса: Я так рада, что вы меня освободили.
Баронесса: А ты знаешь, как мы тебя спасали??
Барон: Ребята отвечали на такие сложные вопросы, решали мудреные головоломки, собирали пазлы...
Баронесса:(перебивает)Да ведь дело-то не в этом! Ребята заработали столько умов и все до одного сложили воедино и отдали Бабе-Яге, чтобы спасти тебя!
Принцесса: Спасибо вам, ведь каждый из вас так старался! Все вместе мы можем многого достичь. В благодарность примите эти грамоты.
Баронесса вручает грамоты
Оценка результативности программы
Уважаемые педагоги!
Просим вас заполнить следующую анкету. Прочитайте, пожалуйста, личностные качества, которые приведены ниже и оцените их выраженность в вашем классе, представив ваш класс как единое целое. Чем выше балл, тем качество ярче выражено, чем ниже, тем качество меньше представлено в классе. Поставьте в соответствующей графе любой знак.
Качество | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Общительность | ||||||||||
Агрессивность | ||||||||||
Тревожность | ||||||||||
Сочувствие | ||||||||||
Настойчивость | ||||||||||
Доброжелательность | ||||||||||
Умение работать в коллективе | ||||||||||
Знания о своей стране, своем городе | ||||||||||
Инициативность | ||||||||||
Уверенность в себе | ||||||||||
Взаимовыручка | ||||||||||
Любознательность | ||||||||||
Робость | ||||||||||
Покорность | ||||||||||
Умение радоваться успехам одноклассников |
Спасибо за участие.
Приложение 1
Описание познавательной игровой программы
«Я, ты, он, она…»
для образовательных учреждений Выборгского района
Цель:
Создание условий для развития толерантности, доброжелательности, приобщения к ценностям национальной культуры, традициям и истории народов, проживающих в Санкт-Петербурге.
Задачи:
1. Создание условий для развития познавательного интереса к истории и культуре разных национальностей
2. Ознакомление с традициями и обычаями разных народов
3. Создание условий для коллективного творчества
Место проведения:
Актовый зал ОУ
Для проведения игры понадобится:
- Экран, проектор, микшерный пульт, колонки, ноутбук, микрофоны
- Стол для каждой команды, вокруг которого будут выставлены стулья.
- На столах лежат: в конверте паззл "Гусли", карточки (1,2,3,4) для ответов на вопросы викторины, ребус "Найди повара", ребус "Отгадай деда мороза", фломастеры
- Для бабы Яги в сумочке УМы (вырезанные из бумаги универсальные монеты)
(см. сценарий)
Условия участия:
- в программе участвуют учащиеся 3-х классов, от каждого класса – команда из 7 человек;
- выполнение участниками домашнего задания и творческих работ (см. сценарий)
Домашнее задание:
- Придумать название команды, соответствующее теме «Толерантность», придумать и изготовить эмблемы, выбрать капитана
- Придумать театрализованное представление своей команды, связанное с национальными сказочными героями (до 3 мин)
- Подготовить и показать обычай одного из народов, проживающих в Санкт-Петербурге (до 3 мин.)
При подготовке к программе рекомендуется провести беседы на тему толерантности, культуры и обычаев народов, проживающих на территории РФ.
Конкурсная программа включает в себя задания на общую эрудицию, сообразительность, творческие конкурсы основной тематикой которых являются: народности проживающие в СПб, их быт и особенности; название национальных жилищ, основных промыслов; культовые сооружения разных конфессий; пословицы, сказки, песни, танцы, предметы национального быта; костюмы, народные обычаи, традиции, праздники.
Определение победителей и награждение:
Команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех конкурсов, становится победителем. ДДТ «Юность» награждает победителей и участников грамотами, прочие поощрения участников игровой программы остаются на усмотрение ГБОУ. Команда победителей приглашается для участия в районной игре.
Предварительный просмотр:
Россия Израиль
2
1
Армения
3
Франция
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-150165-1353613483.jpg)
Досуговая краткосрочная программа деятельности к новогодним праздникам "Волшебный праздник"
Досуговая краткосрочная программа деятельности к новогодним праздникам " Волшебный праздник" Для детей 7-8 классов.Одна из любимых у воспитанников досуговых мероприятий - это праздник. Что...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-295492-1384211569.jpg)
Досуговая краткосрочная программа игра – путешествие по станциям «Доброта и вежливость»
Цель: продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, культуры общения воспитанников, привитие творческого воображения и умение весело отдыхать в коллективе. Фор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-341137-1384208563.jpg)
Досуговая программа "Имею право"
. Предлагаемая разработка тематической недели по правовому воспитанию учащихся включает турниры, конкурсы, познавательные беседы, дискуссии, литературные игры, которые позволят учащимся основате...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-874402-1486715585.jpg)
Досуговая программа "Ковбойская вечеринка"
Досуговая программа "Ковбойская вечеринка" является праздничной.Актуальность программы заключается в необходимости становления и развитии личности ребенка черезсодержание и методы организации празднич...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-874402-1486715585.jpg)
Досуговая программа "Ковбойская вечеринка"
Досуговая программа "Ковбойская вечеринка" является праздничной.Актуальность программы заключается в необходимости становления и развитии личности ребенка черезсодержание и методы организации празднич...
Методическое описание краткосрочной досуговой программы гражданско-патриотической направленности
Краткосрочная досуговая программа включает в себя три досуговые программы: «Школа юного разведчика», «Школа юного моряка», «Школа юного космонавта». Каждая из программ содержит сценарий с текстом геро...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-509881-1710848723.png)
Программа организации досуговой деятельности «Вместе веселее» для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих). 4 – 14 лет Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.
Предлагаемая программа является обобщением многолетней работы коллектива специалистов социальной работы по проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий с целью всестороннего развития ...