Досуговая программа "Я, ты, он, она"
методическая разработка (3 класс) по теме

Венгурцева Марина Викторовна

Авторы считают, что данная досуговая программа должна способствовать как повышению общего культурного уровня и толерантного отношения к народам, населяющим наш город, так и росту интереса школьников к ценностям национальной культуры, традициям и истории народов. Совместное творчество способствует сплочению класса, развитию чувства товарищества и принадлежности к коллективу. Кроме того прививаются навыки организации содержательного и конструктивного досуга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Выборгского района  Санкт - Петербурга

«ЮНОСТЬ»

                                                                                                                                                         

Городской смотр методической продукции гражданско-патриотической направленности «Верны России!»

Методическая разработка

«Я, ты, он, она…»

Досуговая программа

для детей   8-10  лет

Авторы: Венгурцева Марина Викторовна

педагог-организатор

высшая категория

Мусиенко Екатерина Александровна

педагог-организатор

вторая категория

Санкт - Петербург

2015

Пояснительная записка.

 "  Патриотизм - уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен    народов и языков на территории России. Это - ответственность за свою страну и ее будущее".

                                                        Путин В.В.

 Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность… Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

Актуальность программы

  В современных условиях все чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. Изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с всесторонней информатизацией, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объеме информации.

Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. Гуманистическое понимание задачи образования, связанное с проблемой социализации подрастающего человека, предполагает активное развитие творческого начала, самоактуализацию личности. Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объема разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, и, с другой — все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020г.» ставится задача формирования у школьников патриотизма, гражданской ответственности и самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Программа «Я, ты, он она…» направлена на воспитание у учащихся уважительного отношения к  традициями и  культуре народов, населяющих нашу многонациональную родину, чувства  принадлежности к своей великой стране,  что отвечает социальному заказу  государства, изложенному  в таких  документах, как «Национальная доктрина образования», материалы Госсовета, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

 

Педагогическая  целесообразность

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Программа «Я, ты, он, она…» позволяет участникам расширить свой кругозор, познакомиться с обычаями и традициями народов, населяющих наш город.

Идея.

У каждого народа -  богатая история, самобытная культура. Веселая викторина с участием сказочных персонажей помогает  узнать о тех, кто живет рядом, в нашем  многонациональном городе. Ребята исполняют песни и танцы различных народов, показывают обряды и легко отвечают на трудные вопросы, перед которыми часто пасуют даже взрослые.

Адресность программы

Данная программа рассчитана на учащихся 2-4 классов образовательных учреждений Выборгского района. От каждого класса создается команда по 7 человек, остальной класс присутствует в зале в качестве группы поддержки.

Цель:

Создание условий для развития толерантности, доброжелательности, приобщения к ценностям национальной культуры, традициям и истории народов, проживающих в Санкт-Петербурге.

Задачи:

Образовательные:

  • создание условий для развития познавательного интереса к истории и культуре разных национальностей 
  • ознакомление с традициями и обычаями разных народов

Воспитательные:

  • создание условий для формирования и коррекции социально значимых ценностей-качеств
  • стимулирование социальной активности
  • создание условий для коллективного творчества

Развивающие:

  • содействие раскрытию творческого потенциала
  • создание условий для приобретения позитивной идентичности посредством  формирования единой воспитательной среды

Условия реализации

Программа предполагает 3 этапа:

1 этап: подготовительный

Рассылка Положения ( см. приложение 1) в ГБОУ с описанием темы игры, ее целей, задач, содержания конкурсной части и домашнего задания. Домашнее задание выполняется с помощью родителей и классных руководителей.

2 этап: реализация. Программа рассчитана на параллель классов (2-4 класса)

 Для ее проведения используется актовый зал ГБОУ, в котором освобождено пространство перед сценой, по периметру расставлены столы со стульями для команд, и кресла для зрителей-болельщиков. На столах разложены: карточки для ответов на вопросы викторины, конверты с заданиями, фломастеры.

Игра проводится как с предварительной подготовкой (выполнение командами домашнего задания, изготовление костюмов), так и с неподготовленной аудиторией.

Форма – викторина, вопросы к которой сведены в презентацию, выполненную в программе Power Point. Для игровых моментов сделана подборка музыки к слайдам, выполнены нарезки из мультфильмов ( программа Pinnacle Studio 16). Ведущие должны знать основные танцевальные движения народных танцев ( лезгинка, «Яблочко», Сиртаки и русский)

3 этап: награждение команд памятными авторскими грамотами (см. Приложение),

Оценка результата, через анкетирование, наблюдение за участниками, опрос и отзывы педагогов и родителей.

Ожидаемый результат

Авторы считают, что данная досуговая программа должна способствовать как повышению общего культурного уровня и толерантного отношения к народам, населяющим наш город, так и росту интереса школьников к ценностям национальной культуры, традициям и истории народов. Совместное творчество способствует сплочению класса, развитию чувства товарищества и принадлежности к коллективу. Кроме того прививаются навыки организации содержательного и конструктивного досуга.

Техническое обеспечение

Для проведения игровой программы используются:

  • микшерный пункт,
  • микрофоны
  • аудиосистема (колонки и микшерный пульт)
  • ноутбук
  • видеопроектор

Кадровое обеспечение

4 педагога-организатора, звукорежиссер.

Реквизит

  • костюмы для ведущих (баронесса, барон, принцесса, баба Яга)
  • карточки для ответов на вопросы викторины (1.2.3.4)
  • раздаточный материал (см. приложение)
  • фломастеры, клей, бумага

Музыкальное оформление

  • фонограмма «Я, ты, он, она»
  • Вивальди «Времена года»
  • Фонограмма «Песенка сыщика» из  мультфильма «Бременские музыканты»
  • Фонограммы народных танцев: « Сиртаки», «Лезгинка», «Яблочко», «Калинка»

Сценарий

Игровой программы «Я, ты, он, она…»

Звучит музыка («Времена года» Вивальди) появляется Баронесса, музыка звучит чуть тише.

Баронесса: Здравствуйте, разрешите представиться. Многие называют меня феей, но, это — большое преувеличение. Я — Баронесса...ну, или почти баронесса, ведь, - вы только посмотрите, - у меня такие манеры.

Музыка звучит громче, баронесса пританцовывает, делает несколько па, кланяется.

Баронесса: А вас как зовут?

Команды представляются...

Баронесса: Я пригласила вас на эту важную, торжественную встречу, чтобы побеседовать на животрепещущую тему. Итак, кто из вас, madame и monsenior, знает, что такое толерантность? У кого из вас есть мнение?

Баронесса подходит к детям, желающим высказаться и т.д. Диалог продолжается до тех пор, пока его не прерывает звонок.

Крик!!!

Баронесса: ой, доча!!!

Голос: Да-да, Баронесса, я, Зло Всего Мира, я похитил Вашу дочь. Я воспитаю ее принцессой зла. И в день совершеннолетия вернется она, чтобы занять ваш трон. И воцарятся ужас и зло на всем белом свете.

Баронесса: ой-ой-ой-ой-ой...как же дальше жить? что же делать? Ваша Светлость! Ваша Светлость! Вот Вы как всегда!

Барон:Что? Что? Что случилось?

Баронесса причитает, стонет

Барон: обращается к детям Что случилось?

Баронесса: Нашу маленькую девочку, нашу лапочку похитили! Из нее хотят сделать исчадье ада!! Что делать! Что делать!

Барон: к ребятам Ребята, что же обычно делают  в таких случаях?

Предположения детей....звучит песня сыщика из Бременских Музыкантов.

Баронесса выталкивает Барона:

Баронесса: Иди, ищи ее, ищи нашу дочу!!!

Барон: О! Сыщик.... Вспомнил! Баба Яга!!!

Баронесса: Придумала, придумала, надо позвать Бабу Ягу. Она где-то раздобыла молодильных яблок, помолодела лет на триста, закончила три института, стала такая умная и навороченная, с компьютерами дружит, сыщиком подрабатывает!

Звучит «песня Гениального Сыщика», появляется Баба-Яга

Барон:Уважаемая  сыщик Яга, у нас... (Баронесса перебивает)

Баронесса: У меня такое горе!!!

Баба-Яга: Да Вы, Баронесса, так голосите, что уже все вокруг уже знают про ваше горе.

Баронесса: Что же делать?

Барон: Вы поможете нам?

Баба-Яга: Конечно. За светлое будущее вашего королевства я прошу совсем немного -  всего лишь _______ умов.

Баронесса: Да где же взять столько умов??? У тебя есть ____ умов? Да, у тебя и одного ума нет! (тихо, фоном начинает звучать песня «Я, ты, он, она...») Ребята, у вас нет умов?

Барон: А нельзя ли в долг?

Баба-Яга: в долг — нельзя, но я согласна взять вместо умов нечто бесценное и превратить в умы после? У вас есть что-нибудь бесценное?

Баронесса: (причитает) Была у меня единственна, доча бесценная, да похитили-и-и-и...

Барон: Ребята, у вас нет чего-нибудь бесценного? Ну например...ну что, например, бесценно?

Разговаривает с ребятами, приходят к выводу, что бесценны знания. А можно наши знания в ваши умы превратить

Баба-Яга: хорошо. Давайте сюда ваши знания. Я задам вам несколько вопросов. Из правильного ответа или хорошего творческого решения может получиться от 1 до 3 умов. Давайте убедимся в том, что у вас есть все, что необходимо, для превращения ваших знаний в умы. Взгляните, пожалуйста, на столы.

Поднимите руку те, кто видит на столе набор карточек с цифрами. Когда я скажу, «на вопрос отвечаем карточками», вы, посовещавшись, поднимаете ту карточку, которая по вашему мнению, соответствует правильному ответу. Понятно?

Еще на ваших столах в правом и левом углу лежат листы бумаги, а посередине - конверты. Видите? Для чего они нужны я объясню чуть позже.

Ну что ж, кажется, мы готовы. Внимание на экран.

Нужна карта, закрытая квадратами. С каждым ответом на вопрос открывается одно из полей карты. Когда вопросы заканчиваются, на карте остается одно закрытое поле.

Баба-Яга: Ваше время закончилось. Кто-нибудь из вас набрал __________ умов?

Баронесса: Сколько умов у вас? А у вас? А вы сколько собрали? Что же делать? Ой доча моя доча! Ой ребятушки, как же быть?

Фоном звучит песня «Я, ты, он, она...». Если ребята не догадаются сами, Баронесса предлагает сложиться и отдать деньги сыщику Яге. Когда карта открывается полностью, баронесса, вместе с капитаном выигравшей команды (с командой?) идет освобождать дочь. Когда дочь найдена, принцесса, баронесса и капитан команды спускаются со сцены.

Принцесса: Я так рада, что вы меня освободили.

Баронесса: А ты знаешь, как мы тебя спасали??

Барон: Ребята отвечали на такие сложные вопросы, решали мудреные головоломки, собирали пазлы...

Баронесса:(перебивает)Да ведь дело-то не в этом! Ребята заработали столько умов и все до одного сложили воедино и отдали Бабе-Яге, чтобы спасти тебя!

Принцесса: Спасибо вам, ведь каждый из вас так старался! Все вместе мы можем многого достичь. В благодарность примите эти грамоты.

Баронесса вручает грамоты                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Оценка результативности программы

Уважаемые педагоги!

Просим вас заполнить следующую анкету. Прочитайте, пожалуйста, личностные качества, которые приведены ниже и оцените их выраженность в вашем классе, представив ваш класс как единое целое. Чем выше балл, тем качество ярче выражено, чем ниже, тем качество меньше представлено в классе. Поставьте в соответствующей графе любой знак.

Качество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общительность

Агрессивность

Тревожность

Сочувствие

Настойчивость

Доброжелательность

Умение работать в коллективе

Знания о своей стране, своем городе

Инициативность

Уверенность в себе

Взаимовыручка

Любознательность

Робость

Покорность

Умение радоваться успехам одноклассников

 Спасибо за участие.

Приложение 1

Описание познавательной игровой программы

«Я, ты, он, она…»

для образовательных учреждений Выборгского района

Цель:

Создание условий для развития толерантности, доброжелательности, приобщения к ценностям национальной культуры, традициям и истории народов, проживающих в Санкт-Петербурге.

Задачи:

1. Создание условий для развития познавательного интереса к истории и культуре разных национальностей

2. Ознакомление с традициями и обычаями разных народов

3. Создание условий для коллективного творчества

Место проведения:

Актовый зал ОУ

Для проведения игры понадобится:

  • Экран, проектор, микшерный пульт, колонки, ноутбук, микрофоны
  • Стол для каждой команды, вокруг которого будут выставлены стулья.
  • На столах лежат: в конверте паззл "Гусли", карточки (1,2,3,4) для ответов на вопросы викторины, ребус "Найди повара", ребус "Отгадай деда мороза", фломастеры
  • Для бабы Яги в сумочке УМы (вырезанные из бумаги универсальные монеты)

(см. сценарий)

Условия участия:

  • в программе участвуют учащиеся 3-х классов, от каждого класса – команда  из 7 человек;
  • выполнение участниками домашнего задания и творческих работ (см. сценарий)

Домашнее задание:

  1. Придумать название команды, соответствующее теме «Толерантность», придумать и изготовить эмблемы, выбрать капитана
  2. Придумать театрализованное представление  своей команды, связанное с национальными сказочными героями (до 3 мин)
  3. Подготовить и показать обычай одного из народов, проживающих в Санкт-Петербурге (до 3 мин.)

При подготовке к программе рекомендуется провести беседы на тему толерантности, культуры и обычаев народов, проживающих на территории РФ.

Конкурсная программа включает в себя задания на общую эрудицию, сообразительность, творческие конкурсы основной тематикой которых являются: народности проживающие в СПб, их быт и особенности; название национальных жилищ, основных  промыслов; культовые сооружения  разных конфессий; пословицы, сказки, песни, танцы, предметы национального быта; костюмы,  народные обычаи, традиции, праздники.

Определение победителей и награждение:

Команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех конкурсов, становится победителем. ДДТ «Юность» награждает победителей и участников грамотами, прочие поощрения участников игровой программы остаются на усмотрение ГБОУ. Команда победителей приглашается для участия в районной игре.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

             Россия              Израиль

2

1

                                        Армения

3

                                          Франция

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая краткосрочная программа деятельности к новогодним праздникам "Волшебный праздник"

Досуговая краткосрочная программа деятельности к новогодним праздникам " Волшебный праздник"   Для детей 7-8 классов.Одна из любимых у воспитанников досуговых мероприятий - это праздник. Что...

Досуговая краткосрочная программа игра – путешествие по станциям «Доброта и вежливость»

Цель: продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, культуры общения воспитанников, привитие творческого воображения и умение весело отдыхать в коллективе.  Фор...

Досуговая программа "Имею право"

. Предлагаемая разработка тематической недели по правовому воспитанию учащихся включает  турниры, конкурсы, познавательные беседы, дискуссии, литературные игры, которые позволят учащимся основате...

Досуговая программа "Ковбойская вечеринка"

Досуговая программа "Ковбойская вечеринка" является праздничной.Актуальность программы заключается в необходимости становления и развитии личности ребенка черезсодержание и методы организации празднич...

Досуговая программа "Ковбойская вечеринка"

Досуговая программа "Ковбойская вечеринка" является праздничной.Актуальность программы заключается в необходимости становления и развитии личности ребенка черезсодержание и методы организации празднич...

Методическое описание краткосрочной досуговой программы гражданско-патриотической направленности

Краткосрочная досуговая программа включает в себя три досуговые программы: «Школа юного разведчика», «Школа юного моряка», «Школа юного космонавта». Каждая из программ содержит сценарий с текстом геро...

Программа организации досуговой деятельности «Вместе веселее» для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих). 4 – 14 лет Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.

Предлагаемая программа является обобщением многолетней работы коллектива специалистов социальной работы  по проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий с целью всестороннего развития ...