Программа внеурочной деятельности "Мой край задумчивый и нежный"
рабочая программа (1 класс) на тему

Иванова Анна Сергеевна

КТП+программа внеурочной деятельности "Мой край задумчивый и нежный", 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_zadumchivyy_i_nezhnyy.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_________/Мишина А.А./

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2017г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР МБОУ «Школа № 75»

_____________/Орлова Е.В./

ФИО

 «__»____________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Школа № 75»

____________/Ерёмкин В.В./

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20 17г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Долматовой Анны Сергеевны

по внеурочной деятельности «Мой край задумчивый и нежный» 1 Д класс

МБОУ «Школа №75»

2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Мой край задумчивый и нежный» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это известные люди, гордость и слава нашего края.

Термин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.

Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно- просветительской и природоохранной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые- специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися определенной территории своего края. Краеведение развивает наблюдательность, мышление, любознательность, познавательные интересы, собирательскую активность.

При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема - соединение обучения с жизнью.

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Программа способствует обогащению учащихся знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи программы:

Обучающие:

• развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;

   • участие в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме;

• формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;

• обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

• знакомство с лентой времени;

   • освоение историко-обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города).

Развивающие

• развитие воображения как основы для решения творческих задач;

• формирование мышления как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;

• развитие умения анализировать исторические события.

Воспитательные

• формирование культуры общения и поведения в социуме;

• воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;

•  воспитание личности через творческие работы учащихся.

Основные идеи, принципы, особенности программы

В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через образ малой родины на основе познавательного интереса к изучению своего края. Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, воспитания гражданина и патриота.

Задача школьного краеведческого курса в начальном звене - создать образное представление о семейном, национальном микромире как части большого целого - жизни страны с присущими только ей особенностями; создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам; инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого целого в многообразии.

Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов:

Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтому формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка.

Наглядность: развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.

Научность: при подаче материала раскрывается смысл понятий «родословное дерево», «фамилия», «традиция», «памятник», «герб», «война», «медали»; не допускаются ошибки и неточности в названиях города, площадей, улиц, предприятий и т. д.

Интеграция: предполагается необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к своей малой родине.

Экологизации: ученик учится видеть красоту природы и защищать ее.

Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки), спорта.

Особенности возрастной группы, которым адресована программа

Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие личности - процесс длительный. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная воспитательная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Младший школьник - существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему.

Занятия ведутся на базе класса, изучающего интегрированный курс «Окружающий мир». Состав и количество учащихся в период обучения не меняется.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 40 минут.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации, работу  с родителями.

 Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки - защита презентаций.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки учеников начальной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). К концу курса учащиеся должны

- знать:

  • историю своей семьи;
  • фамилии, имена, отчества своих родителей;
  • профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
  • историю русских фамилий;
  • историю и традиции родной школы;
  • местонахождение, символы г. Рязани и Рязанской области;
  • понятия «Родина», «Отчизна», «Малая Родина»;
  • историко-культурные достопримечательности Рязани;
  • историческое прошлое нашего города;
  • выдающихся людей, уроженцев г. Рязани и Рязанской области;
  • особенности природы нашего края;
  • полезные ископаемые Рязанской области, их использование;
  • промышленность Рязанской области.

- уметь

  • объяснять изображение на гербе города;
  • ориентироваться по карте г. Рязани и Рязанской области;
  • составлять свою родословную;
  • уметь вести диалог, дискуссию;
  • пользоваться справочной литературой по родному краю.

Содержание программы 1 класс

  1. Введение 3 часа
  2. Моя семья 6 часов
  3. Моя школа 9 часов
  4. Природа родного края 15 часов

Учебно-тематический план 1 класс

Название раздела и темы

Вид деятельности

I. Введение 3 часа

1

Что такое краеведение? Зачем и как изучают родной край?

Диспут, игра

2

С чего начинается Родина?

Беседа, викторина

3

С чего начинается родина?

Беседа, викторина

II. Моя семья 6 часов

4

История моего имени

Индивидуально-поисковая работа

5

История русских фамилий

Индивидуально-поисковая работа

6

Моя семья

Составление генеалогического древа

7

Мои предки

Составление генеалогического древа

8

Все работы хороши (фамильные династии)

Презентация, совместная работа детей и родителей

9

Обобщение. Выпуск стенгазет « Моя семья»

Фотовыставка, выставка рисунков, творческих работ

III. Моя школа 9 часов

10

История создания школы

Поисковая работа

11

Школьные традиции

12

Наши  родители – выпускники школы

Встреча с родителями

13

Встреча с ветеранами труда

Устный журнал

14

Встреча с выпускниками школы

Устный журнал

15

Творческие коллективы нашей школы

Мастер-класс

16

Спортивные достижения учащихся и выпускников нашей школы

Встреча с учителями физкультуры и старшеклассниками

17

Спортивные достижения учащихся и выпускников нашей школы

Мастер-класс

18

Обобщение

Фотовыставка

IV. Природа родного края 15 часов

19

Погода края. Сезонные изменения в жизни растений, животных

Экологический урок

20

Сезонные изменения. Охрана здоровья.

Подвижные игры

21

Животный и растительный мир нашего края

Экскурсия в Краеведческий музей «Природа родного края»

22

Птицы

Презентация

23

Звери

Презентация

24

Рыбы

Презентация

25

Насекомые

Презентация

26

Пресмыкающиеся

Презентация

27

Деревья и кустарники (редкие)

Презентация

28

Травянистые растения (редкие), мхи, грибы.

Презентация

29

Охрана природы. Экологические проблемы края

Интерактивная игра

30

Решение экологических задач

Практическая работа

31

Решение экологических задач

Практическая работа

32

Конкурс рисунков, творческих работ: стихов, рассказов, поделок. «Люби и знай свой край родной»

Организация выставки

33

Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

Итого 33 часа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"

Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...

Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...

Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...

Устный журнал для младших школьников об истории Крыма «МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»

Устный журнал для младших школьников об истории Крыма«МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»...

КВН "Мой край задумчивый и нежный"

86 – летию  Шурышкарского района и Ямало – Ненецкого автономного округа  посвящено заседание Клуба Веселых и Находчивых.  Предложены задания о нашем крае....