Уроки нравственности на основе сказки Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц"
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)

Добрый день! Меня зовут Татьяна. Тридцать лет я работаю учителем начальных классов. У меня есть с кем общаться, и я не нуждаюсь в чьей-либо оценке, но вот появилась возможность поделиться некоторым опытом и, надеюсь, обогатиться новым видением и идеями коллег, которым тоже не всё равно «съел ли барашек розу?» Да, речь пойдёт о сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Одна учительница воскликнула: «Как можно этому учить, я сама ничего не понимаю!» В том-то и дело, что нам бы только учить кого-нибудь. А вот понимать… А может, лучше «открывать» вместе со своими учениками.

         Удивительное произведение! Я никак не могу назвать эту сказочную повесть сказкой. Это вовсе не сказка, это реальные картины нашей жизни и нашей души.

Открытие за открытием… Я уже не помню точно, с чего всё началось. Мне попали в руки пластинки с инсценировкой в исполнении Бабановой и…. Кстати, лучше их исполнения до сих пор так ничего и не нашлось. Пластинки, конечно, прошлый век уже и в прямом смысле, их даже проигрывать не на чем. В 2001 году последний раз слушали с пластинки. Хорошо, что удалось найти и скачать именно эту запись. Потом отыскала и книгу. Читала и уже не могла представить, как это можно утаить от детей! Надо же непременно открыть им этот мир глазами Экзюпери. Так появился в моей развивающей программе цикл «Уроки нравственности».

         С каждым новым классом этот цикл обязательно пополнялся какой-то новой идеей, темой, размышлением. Сейчас уже дошло до того, что инсценировка сцены прощания Маленького принца с Лисом стала визитной карточкой нашего класса на последнем звонке  начальной школы. «Мы все похожи на Маленького принца!» - провозглашали дети хором. Да, каждый из нас переживает те же трудности, что и он.

         Итак, всё по порядку: Поначалу мы работали над пониманием персонажей розы, делового человека, короля и фонарщика. Честолюбец, географ и пьяница казались мне сложными и ненужными.Вот конспекты наших уроков: см файлы.

В следующий раз дети настояли на образах честолюбца и географа. И пьяница заинтересовал их, вроде бы и против моего желания. Но ведь повесть-то реалистична! Некоторым из детей это знакомо не понаслышке, и их пытливые умы хотят понять, как мыслит такой человек. Ведь и среди любимых их людей встречаются подобные образы.

После подобных размышлений исчезает нужда в призывах к правильному  здоровому образу жизни. Готовых конспектов таких уроков у меня, конечно, нет, просто отдельные мысли.

Баобабы вдруг открылись как грехи человеческие. Причём, растут так быстро… «Проснулся, приведи в порядок свою планету» -  о чём это? Да это же о душе. О нашей душе, в которой далеко не всё в порядке, не всё на месте: там непрощение и ненависть. А мы дисциплины какой-то хотим на уроках! А надо привести в порядок свою «планету». Разве позволительно не дать ребёнку эту возможность. И вновь размышления, у каждого свои: у кого-то вздох облегчения, у кого-то слёзы, но непременно всё закончится радостью, потому что что-то поймём о себе, что-то о других – сравним их и себя – и уже и простить можем и прощенья попросить.

В этот раз был у меня ученик «лакмусовая бумажка». Вдруг как закричит: «Я понял. Я был не прав. Я теперь понимаю». Или что-то в этом роде. Бесполезно с него дисциплину требовать – в душу проникать надо. Тяжело это, даже очень тяжело. Своя душа тоже так далека от совершенства…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок творчества.

(учитель Осетрова Т.Л.)

Тема:   Моя Роза. 

Цель: показать, как в музыке могут отражаться человеческие чувства, переживания, настроения;

Задачи: учить составлять план сочинения, подбирать наиболее точные названия, раскрывать тему.

На доске записаны пункты плана в нескольких вариантах:

        1.а) Встреча с розой.

              б) Появление незнакомого цветка.

              в) Неведомая гостья.

        2.а) Характер розы.

              б) “Какой трудный характер у этого цветка”.

              в) Капризная роза.

        3.а) Любовь к розе.

              б) Единственный цветок.

              в) “Я в ответе за свою розу”.                

        1. Беседа о появлении розы.

Слушаем отрывок из композиции (начало 2(4)) "Но скоро я узнал.....И заметьте, я родилась вместе с солнцем."

        -Как в сказке называется этот цветок? Почему?

        -О появлении цветка вы и напишете в первой части своего сочинения. Как вы его назовёте? (Встреча с Розой, Появление незнакомки, Неведомая гостья).

         

        2. Беседа о характере цветка.

        - Что вы можете сказать о характере цветка?                                    Слушаем отрывок: ”Мне кажется пора завтракать...Какой трудный характер у этого цветка”

        - Как роза воспользовалась добротой Маленького принца?

        - Почему роза не рассказала Маленькому принцу, откуда она явилась?

        - Какой вывод сделал Маленький принц? (какой трудный характер у этого цветка).

        - Полюбил ли Маленький принц розу? Почему вы так решили? (поливал её, старался во всём угодить).

Слушаем отрывок : “Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок...Уходи же, решил идти - уходи.”

        - Почему Маленькому принцу было трудно покидать свою розу?

        - Но почему же он всё-таки улетал?

        - А роза полюбила Маленького принца? Как она это доказала? Почему она не упрекала Маленького принца?

О характере розы и отношениях розы и Маленького принца вы напишете свои мысли и чувства во второй части сочинения. Как можно её озаглавить? (Характер розы, Какой трудный характер у розы).

                 

        3. Беседа о том, как Маленький принц учился любить свою розу.

        - Подумайте ещё раз , любил ли Маленький принц розу по-настоящему до того, как отправился в путь? Как вы это поняли? ( он сомневался, всё же улетел).

Слушаем отрывок : “ Ах, напрасно я её слушал...Я ещё не умел любить”.

        -Научился ли Маленький принц любить по-настоящему? Почему он смог понять характер розы и её капризы, и простить?(он очень этого хотел, всегда думал о розе).

Слушаем отрывок : Тайну Маленького принца...они думают, что если у них шипы, то их все боятся”.( часть 1 (4))

        -Вспомните, что увидел Маленький принц, попав на землю? (сад роз).

Слушаем отрывок : “...и вот перед ним был сад, полный роз...он увидел, что все они похожи на его цветок”...-Представьте, что вы Маленький принц — Какие чувства переполняют вас? (грусть, разочарование, несчастье, обида)...”а это была простая роза”.

        - Кто помог Маленькому принцу полюбить свой цветок? (лис). Как он это сделал?

Слушаем отрывок : “ Я начинаю понимать, у меня была роза, она меня приручила”.

        - Зачем лис отправил Маленького принца к розам?

Слушаем отрывок : Начало 4 (4)...потому что это моя роза”.

        - Почему Маленький принц не обиделся на розу, хотя узнал, что она не одна во всей Вселенной?

Слушаем отрывок : Заповедь старого лиса”...Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу. Ты в ответе за свою розу.”...музыка.

        - Какое название вы дадите части, в которой расскажете о том, как Маленький принц научился любить свою розу? (Возвращение к розе, Заповеди лиса, Домой!).

        4. Написание сочинения.

                                                             



Предварительный просмотр:

Урок нравственности

На поиски друга!

Форма:  урок нравственности для учащихся 8-10 лет.

Цель:  показать, какие встречаются люди, их характеры и отношение к другим людям; вызвать чувства и переживания по отношению к ним; добиться, чтобы каждый для себя сам сделал вывод о том, каким должен быть друг.

Задачи:

  • учить выбирать главное в повествовании;
  • формулировать свои мысли;
  • высказывать своё отношение к тому или иному явлению или герою;
  • учить видеть в людях доброе;
  • учить правильно видеть себя.

Оборудование: А. Экзюпери «Маленький принц», тест «Настоящий друг»

Пояснения к уроку: данный урок является обобщающим в цикле занятий: «Путешествие Маленького принца», где дети вместе с героем сказки Экзюпери встречались с разными людьми, размышляли над их поступками, чертами характера и высказывали свои рассуждения в сочинениях, отрывки из которых будут приведены ниже по ходу урока, иллюстрировали в рисунках эти встречи; на уроке использованы фрагменты сказки, записанные с пластинки; вопросы по содержанию могут варьироваться в зависимости от хода беседы; в скобках даётся ответ, которого надо добиться при беседе; на другие вопросы возможны различные варианты ответов.

Ход урока:

  1. Беседа о причинах путешествия Маленького принца.

Сегодня поговорим о путешествиях Маленького принца до того, как он попал на Землю.

- Зачем он отправился путешествовать? (искал друга) 

Звучит песня из сказки: «Лечу, лечу, лечу я, весь мир узнать хочу я и  очень тороплюсь… я здесь остановлюсь». 

- Какие планеты он посетил? Вспомните (по рисункам), с  кем познакомился Маленький принц во время своего путешествия.

  1. Беседа о короле.

- Вот М. Принц и прилетел на первую планету.

- Как ведёт себя М.Принц у короля? (как обращается к нему, чтобы король чувствовал, что М. Принц его подданный). Почему?

- Что можно сказать о М.Принце? Какой, по-вашему, король? Почему он обрадовался М. Принцу? Почему он сразу не исполнил просьбу М. Принца? Можно ли сказать, что король по-своему мудр? Король злой?

- Почему тогда М. Принц не захотел у него остаться? (король любит только себя, он никому не приносит пользы). Почему он не мог бы стать другом М. Принца?

Зачитываются отрывки из разных сочинений, собирая в вывод всё сказанное:

«Однажды Маленький принц отправился на астероид 325. Он отправился туда, чтобы найти друга и узнать что-нибудь новое. Там жил король. Он говорил, что всем повелевает, даже солнцем». «Король этот был самолюбивый, и из-за этого у него на  планете не осталось друзей. Наверное, все, кто были у него, улетели из-за того, что он всё всем приказывал». «У короля на планете жила одна крыса. Все остальные ушли, потому что они не захотели жить вместе с королём-командиром». «Маленький принц не остался у короля, потому что он думал, что ему этот король в друзья не годится». « Маленький принц не мог остаться у короля, потому что с ним невозможно было дружить».

  1. Беседа о бизнесмене.

- А куда дальше держит путь М. Принц?

- Кто такой бизнесмен? – поясняется понятие (деловой человек), выясняется значение и происхождение слова.

Звучит отрывок сказки: песня и слова: «нет, взрослые  -  это очень странный народ». 

- Что вы можете сказать о бизнесмене? Как он встретил М. Принца?

 - Почему М. Принц осмелился перебить делового человека? (он думал, что тот ничего не делает).

- Что М. Принц подумал о бизнесмене? А что биснесмен о себе думает?

- Как можно назвать такого человека? (лентяй, самодовольный, жадный, злой). Почему?

 - Хотел  М. Принц понять делового человека? А понял?

 - Почему он  не считает дело бизнесмена серьёзным? (от него нет никакой пользы).

- Почему М. Принц не захотел остаться?

 - Как он назвал этого человека? (гриб – шампиньон, человек с багровым лицом). Почему у него было багровое лицо? А чем он похож на гриб-шампиньон?

- Смог бы он подружиться с таким человеком? Почему? (бизнесмен никогда никого не любил).

Зачитываются отрывки из разных сочинений, собирая в вывод всё сказанное:

«Однажды Маленький принц собрался в новое путешествие на поиски друга. А повстречал он такого человека, который каждый день занимался счётом. Звали его бизнесмен – деловой человек». «Бизнесмен был очень гордый, важный, самолюбивый и думал, что он владеет всеми звёздами только потому, что он первый до этого додумался!» «Но от бизнесмена никому пользы не было» «Поэтому Маленький принц не хотел дружить с этим самолюбивым, гордым человеком-бизнесменом». «И вскоре он полетел искать себе новых друзей».

 - Бизнесмен - злой и жадный, про короля нельзя этого сказать. Почему же М. Принц не захотел подружиться ни с тем, ни с другим? Что общего у этих двух людей? (от них никому нет пользы, они никого не любят и никогда не помогут, если им придётся отказаться от власти и от денег).

Зачитываются отрывки из разных сочинений : «Такие люди считают себя серьёзными. Они подолгу собирают своё богатство, поэтому очень дорожат им и считают, что это их счастье в жизни. Но на самом деле они очень сильно ошибаются». «Маленький принц считал, что серьёзное дело – это когда ты о ком-то заботишься, и от этого есть польза. А бизнесмен думал, что серьёзное дело это когда не можешь отвлечься». «И деловой человек не знал, что богатство - это не счастье». «Надо радоваться тому, что есть. Богатство может испортить человека. Богатый может стать ленивым, гордым и высокомерным». «Я думаю богатство – это совсем не счастье. Счастье – это когда человек без грехов. А богатство не так важно». «А разве богатство – это когда много денег? Я думаю, что счастье – это когда есть друзья, много друзей». «Береги то, что у тебя есть!»

  1. Беседа о фонарщике.

- Куда отправился М. Принц дальше? (к фонарщику).

Слушаем отрывок: песня... с ним я мог бы подружиться”.

- Как отнёсся М. Принц к фонарщику?

- Есть ли смысл в его работе? Что думает об этом сам фонарщик? А Маленький принц?

- Почему М. принц уважает этого человека? (держит слово, думает не только о себе, то, что он делает - красиво, а значит полезно).

- Можно сказать, что М. Принц переживает за фонарщика?

- Хотел он с ним подружиться? А вы? Почему?

- Почему М. Принцу пришлось отправиться в путь снова?

Зачитываются отрывки из разных сочинений: «Фонарщик – хороший человек и делает полезное и интересное дело… И я понимал, что ему надо помочь. Я бы мог предложить ему перелететь на мою планету, но он был «привязан» к своей планете». «Ах, какой он хороший человек! Если бы я мог остаться, я бы его хоть иногда подменял. Но планета очень мала». «Маленький принц понял, что фонарщик предан своей работе, а ведь она не бессмысленна. Он делает небо чуть-чуть красивее. И даже, если на планете будет так мало места, что он будет стоять на одной ноге, он всё равно не нарушит договор».

  1. Размышление о друге.

 Мы вспомнили, с какими людьми пришлось встретиться М. Принцу, обсудили, как он к ним относился и что чувствовал. А какого друга хотели бы вы сами иметь?

Детям предлагается подумать над вопросом, что такое настоящий друг, выбирая утверждения:

Согласен ли ты с этими утверждениями? Отметь кружком утверждения, с которыми согласен.

Настоящий друг—это тот, кто никогда не обманывает своего друга.

Настоящий друг—это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.

Настоящий друг—это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга.

Настоящий друг—это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.

Настоящий друг—это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.

Настоящий друг—это тот, кто постарается защитить от обидчика.

Далее дети с радостью делятся размышлениями о том, почему они выбрали то или иное утверждение, отвечая на вопросы:

- Какое качество друга вам понравилось? Почему для тебя это важно?

 Затем им предлагается оценить себя, как друга:

- Попробуй поставить в каждом утверждении вместо слов настоящий друг короткое слово я. Ну как, получается? Теперь напиши это слово там, каким другом ты сам себя считаешь.

  1. Итог урока.

Нам хочется, чтобы рядом с нами был настоящий друг… Но ведь ему тоже этого хочется. Всегда помните об этом: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным».

 Р.S. В зависимости от уровня подготовленности класса можно предложить показать записи своему другу: согласится ли он с тем, что ты такой? В другом варианте тесты собираются, и учитель, зная, кто с кем дружит, имеет возможность сравнить и оценить, совпадают ли мнения друзей друг о друге.



Предварительный просмотр:

Урок нравственности

Ты в ответе за тех, кого приручил.

(урок в 4 классе)

Форма:  урок нравственности для учащихся 10 лет.

Цель:  научиться видеть сердцем; быть в ответе за кого-то; дарить радость другим; делать так, чтобы от этого была польза.

Задачи:

  • высказывать своё отношение к тому или иному явлению или герою;
  • учить видеть в людях доброе;
  • учить правильно видеть себя;
  • учить правильным взаимоотношениям;
  • грамотно формулировать свои мысли.

Оборудование: А. Экзюпери «Маленький принц»

Пояснения к уроку: на уроке использованы фрагменты сказки А. Экзюпери «Маленький принц» в аудиозаписи. Дети, слушая сказку, знакомятся с Маленьким принцем и его розой; пытаются вникнуть в их взаимоотношения, поставить себя на их место и как бы вместе с ними учатся прощать и любить; в продолжение данного урока детям предложено написать сочинение на эту же тему. Урок строится в основном, как свободная беседа, где каждый может свободно высказать своё мнение без какой-либо оценки окружающих. Мнения могут не совпадать, быть противоположными, вообще быть невысказанными – самое главное заставить всех задуматься над поставленными вопросами. Впоследствии жизненные ситуации заставят принять то или иное решение. Пусть эти размышления помогут принять правильное решение в нужный момент.

        1. Беседа о розе. Слушаем отрывок из композиции: "Цветок пророс однажды из зерна, залетевшего неведомо откуда. Кустик престал тянуться ввысь, и на нём появился бутон. Маленький принц никогда ещё не видел таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо»

 Уже с первым появлением ростка М.п. вынужден был посмотреть на него иначе. Этот цветок отличался от всех остальных. Так бывает и с нами, когда мы встречаем человека, который очень отличается от других (в наших глазах). Чаще всего именно он и становится нам дорог, и, порой, мы не можем объяснить, почему.

Дальше раскрывается характер цветка, как бы предупреждая нас о том, что предстоят трудности в общении с ним. Но М.п. об этом ещё не знает: «А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зелёной комнатки, всё готовилась, всё прихорашивалась…Она не желала явиться на свет встрёпанной, точно какой-нибудь мак…Да, это была ужасная кокетка!»

- Совсем не лестное определение, правда? Зачем оно нам?

«И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки розы раскрылись. Маленький принц не мог сдержать восторга....- И заметьте, я родилась вместе с солнцем, - сказала красавица».

         - М.п. понимал из разговора с розой, что это не простой цветок, но он готов был исполнить любое её желание. Правда, похоже на нас? Когда нам кто-то нравится, мы не замечаем недостатков. «Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с нею измучился. У неё было четыре шипа, и однажды она сказала ему:- Пусть приходят тигры, я не боюсь их когтей! - На моей планете не водятся тигры, - возразил М.п.  – И потом, тигры не едят траву. - Я не трава.- Простите меня…- Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?»

- Чего добивается эта кокетка?

«Растение, а боится сквозняков…, очень странно, - подумал М.п. – Какой трудный характер у этого цветка».

- Ей очень хотелось, чтобы М.п. почувствовал себя виноватым перед ней и ей это удалось. Но к чему это может привести?

«Хотя М.п. и полюбил прекрасный цветок, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».

         - Как роза воспользовалась добротой Маленького принца?  Почему она не рассказала Маленькому принцу, откуда она явилась?  Какой вывод сделал Маленький принц?  Полюбил ли Маленький принц розу? Почему вы так решили?

М. п. решил покинуть свою планету. Почему? Бывает ли так у нас?

Мы иногда так ведём себя, что делаем невыносимой жизнь тех, кто рядом. Мы обижаем и даже не замечаем этого. А человек, и часто любимый человек, уже не знает, как быть, и может оставить нас. Если хотите, можете поделиться историями из своей жизни…

        2. Беседа о том, как Маленький принц учился любить свою розу. Встреча с лисом. - Как же быть теперь? Взаимоотношения испорчены, в душе огорчение, но не забывается тот, к кому мы привязались, кто стал нам дорог. Вновь и вновь мысли возвращаются к тому, кого любишь. Вновь и вновь стараешься понять, почему так произошло. Бывает, что на пути встречаются и те, кто не понимает тебя и говорит, что это всё пустяки, предлагает забыть и найти нового друга. И думаешь, может и правда, всё забыть: «Перед ним был сад, полный роз.  М.п. увидел, что все они похожи на его цветок: -  Кто вы?, - спросил он, пораженный. Он почувствовал себя очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!»

        - Представьте, что вы Маленький принц — Какие чувства переполняют вас? (грусть, разочарование, несчастье, обида)

Мы начинаем осуждать, винить того, кто ещё недавно был нам так дорог. Ещё немного и мы потеряем того, кого любим…На помощь Маленькому принцу пришёл Лис. Они познакомились. Лис попросил М.п. приручить его, и М.п. приручил Лиса, они стали друзьями. (дети слушают эту историю в записи или из текста) Но Лис совсем не хотел, чтобы М.п. забыл свою розу, наоборот, он заставил его задуматься о том, почему она стала так дорога ему. Лис помог М.п. понять его розу, почему она так вела себя. А вы как думаете? Предположите, сможет ли М.п. простить свою розу? Вот, что он сказал, вернувшись к розам: «Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы ещё ничто. Вас никто не приручил, и вы никого не приручили. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждое утро. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. Она – моя.»

- Что изменилось в М.п.? Что он понял?

Оказывается, она совсем не похожа на те розы, которые он видел в саду. Он понял, что его роза приручила его к себе. Оказывается, чтобы любить, надо запастись терпением и отдавать другому всю свою душу. М.п. вспомнил, как он расставался с розой. Звучит отрывок:«Прощайте, -повторил М.п. Она кашлянула: - Я была глупая. Прости меня. И постарайся быть счастливым. И ни слова упрёка. М.п. очень удивился. Он застыл растерянный со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность? – Да, да, я люблю тебя, -услышал он. – Моя вина, что ты этого не знал»

- Почему Маленькому принцу было трудно покидать свою розу? Но почему же он всё-таки улетал? А роза полюбила Маленького принца? Как она это доказала? Почему она не упрекала Маленького принца? Услышал ли он её извинения? Оказывается, она желала ему счастья и уже раскаивалась в том, что огорчала его. Он тогда не понял до конца её переживаний, он же твёрдо решил покинуть свою планету, т.е. оставить розу с её капризами. – Да не тяни же, это невыносимо, решил уйти - уходи. - Она не хотела, чтобы М.п. видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок...

- Но нашел ли он друга? Стал ли он счастливым? А Лис уже приготовил секрет М.п.. Он ждал его: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. –Самого главного глазами не увидишь, - повторил М.п., чтобы лучше запомнить. – Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу. – Я в ответе за мою розу, - повторил М .п., чтобы лучше запомнить.»

        3. Что такое счастье. - Как вы думаете, что могли сделать в душе М.п. слова Лиса? Маленький принц серьёзно задумался. Мысли о розе, его поступке с ней не давали ему покоя. Его заботило теперь только одно – чтобы с ней ничего не  случилось, и скорей вернуться к розе. Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, этого довольно: смотришь на небо – и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живёт мой цветок…»

        -Научился ли Маленький принц любить по-настоящему? Смог ли он понять характер розы и её капризы и простить? Почему?         Что такое, по-вашему, счастье? (рассуждения о счастье могут быть выражены и в сочинении-рассуждении и, может быть, никому не показаны…)

Невозможно научиться любить, если никого нет рядом. Только учась прощать, снисходить, уступать, можно по-настоящему кого-то полюбить. Но, приручив к себе, нельзя предать, бросить, надо быть готовым быть в ответе за того, кого любишь.                                                                     



Предварительный просмотр:

Урок нравственности

Что такое баобабы.

(3  класс, учитель Осетрова Т. Л.)

Цель: показать, что в каждом человеке живёт добро и зло; вызвать чувства и переживания об этом; добиться, чтобы каждый поразмышлял о себе.

Задачи:

  • учить слушать и размышлять;
  • формулировать свои мысли;
  • высказывать своё отношение к добру и злу;
  • учить правильно видеть себя.

Оборудование: А.Экзюпери «Маленький принц», V глава.

Пояснения к уроку: данный урок является одним из уроков в цикле занятий «Уроки нравственности», где дети вместе с героем сказки А.Экзюпери делают неожиданные открытия и учатся видеть себя самих; вопросы по содержанию могут варьироваться в зависимости от хода беседы; в скобках даётся ответ, которого надо добиться при беседе; на другие вопросы возможны различные варианты ответов.

Ход урока:

  1. Чтение учителем V главы сказки А.Экзюпери « Маленького принц»

Чтение проводится в форме чтения с остановками:

        Читаю с начала главы «Каждый день  я узнавал что-нибудь новое о  планете Маленького принца, о том, как он её покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову. Так, на  третий день я узнал о трагедии с баобабами» до слов «и пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чём тут дело»:

- Почему Маленького принца интересует, могут ли барашки есть кусты? А вы можете догадаться, зачем барашку есть маленькие баобабы? (чтобы не выросли большие) Почему им нельзя вырасти?(дети высказывают свои предположения и продолжается чтение)

Читаю дальше «На планете Маленького принц, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные» до слов «есть такое твёрдое правило»:

- Вы помните, что мы читаем сказку? В сказке всегда раскрывается какой-то образ? Что же в ней хочет нарисовать автор? Как вы думаете, что могут означать для человека вот эти баобабы? С чем их можно сравнить?

Идёт рассуждение о семенах: по ним трудно определить, какое будет растение. Даже по ростку нельзя с точностью сказать, что это. Он тянется к солнцу, такой милый и безобидный...

Сравним теперь с нашим сердцем: дети высказывают мысли о том, что в сердце могут быть семена и ростки разных мыслей и поступков, приводят примеры.

Читаю описание утра: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем нетрудная… Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать»

  1. Рассуждение над прочитанными словами: «если дашь волю баобабам, беды не миновать.»:

- Ростки баобабов – это ростки чего в нашем сердце? (плохие мысли, обида, непрощение, осуждение, зависть)

Во что же может вырасти обида, плохие мысли, непрощение, осуждение, зависть? (нежелание видеть, ненависть) И тогда беды не миновать! Какая может случиться беда?

Читаю: «Дети! Берегитесь баобабов! Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уж их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я»

- Что это за опасность?

Если дать волю расти в своём сердце росткам баобабов, то ничему доброму не останется места.

  1. Написание сочинения

В завершение этого урока дети пишут сочинение-рассуждение на тему: «Наши баобабы». Название не предлагалось, но у многих детей сочинения так и названы.

Затем они были проиллюстрированы:

- Нарисуйте, как вы представляете эти слова: «Если баобабов много, они разорвут её (планету - душу) на клочки».

Вот отрывки из некоторых сочинений: «Баобабы это сорняки нашей души. И если сделал плохо, не скрывай это зло, а лучше извинись»Вячеслав Ж.;

«Баобабы – это наши грехи, а планета Маленького принца – наша душа» Ира З.; «Планета Маленького принца похожа на сердце, а баобабы как грехи. Если ты на кого-то обидишься, обида растёт и растёт, и разорвёт сердце! Поэтому берегитесь баобабов!» Максим Ю.; «Если не будем избавляться от них, когда они маленькие, то вырастет большое зло»Саша М.; «Когда баобабы маленькие, их легко вырвать, а когда они вырастут, их уже не вырвать, и с ними уже на справиться. Баобабы можно представить как наши грехи. Нужно сразу вырывать грех, чтобы он не успел вырасти огромным»Тимофей О.; «Семена могут быть хорошие и злые. Хорошие – это мы делаем людям добро, а злые - это грех»Артём К.; «Баобабы как сорняки. Их надо вовремя уничтожать. Семена у них плохие. Они не дают расти хорошим. Надо успеть их выдернуть, пока они маленькие»Илья Л.; «Баобабы – это поступки. Если ты что-то сделал не то, оно может разрастись как баобабы на планете Маленького принца. Поэтому надо всегда извиняться перед тем, кому согрешил»Лиза Р.; «Баобабы похожи на грехи. Например, если ты на кого-то обиделся, ты начинаешь осуждать его, а потом и других. Твоя душа начинает гнить и, можно сказать, что баобабы начинают завладевать твоей планетой, то есть душой»Даша А.; «Баобабы как грехи. Когда они маленькие, их можно не заметить. Но когда их можно отличить, надо немедленно выдёргивать! Соврал кому-нибудь, и вот маленький росток, и ещё, и ещё, и ещё…растёт баобаб. А если вырастет много больших баобабов, планета-душа разорвётся на части»Соня М.

Сочинение-рассуждение о себе… Это не так просто. Намного легче порассуждать о ком-нибудь или о чём-нибудь:

Какой я.

Если баобабы маленькие, кажется, что ничего. Но они растут, и от них хорошего не жди. Их семена у нас есть, а это плохо. Ведь они могут вырасти и стать большими.

Баобабы – это зло и грехи в нашей жизни, которые мы делали. Например, плохие слова, бить кого-то или плохо шутить. Это всё очень плохо и с этим надо бороться обязательно! Кто с этим борется, тот большой молодец!

Однажды я не очень хорошо пошутил над сестрой. Мы с ней подрались. Мне стало грустно. И мы помирились!  А это хорошо.

                                                                                     Слава Т.

В конце сочинения детям было предложено вспомнить какой-то случай, произошедший с каждым из них: «Однажды я обозвала сестру, потом мне снова захотелось её обозвать, но я воздержалась. Я захотела остановиться и больше не хотеть обзываться. Тогда я пошла и извинилась»Соня М. «Однажды я порвал у девочки скакалку и свалил вину на друга. А потом извинился и покаялся»Вячеслав Ж.; «У моего брата было много «Лего», и я ему завидовал. Меня мучало это. Он он давал мне играть, и я забыл про это» Максим Ю.; «Однажды я завидовал, и я сразу покаялся, и больше не хочу завидовать, потому что это очень плохо» Тимофей О.; «Я однажды хамил родителям. И я больше не буду так делать» Артём К.; «Я грешила обижаться очень часто. У меня обида большая, как большой баобаб»Лиза Р.; «И я вырвал своё непослушание» Саша М.

Р.S. Такие откровения помогают лучше увидеть наших подопечных, проникнуться их переживаниями, сочувствовать им и переживать, и помогать. Они как мы, и мы как они. И все мы жители одной планеты Земля. И всем нам хочется быть счастливыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Уроки истины в сказке Антуана де Сент - Экзюпери «Маленький принц»

Философия Экзюпери безгранична, как вселеннаяю. А  каждое новое прочтение этого произведения открывает для нас взрослых , что-то новое и неизведанное. Для детей  моего класса это первое знак...

Тест по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

2 класс. Образовательная система "Школа 2100"...

открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент - Экзюпери «Маленький принц».

Цели урокаобразовательные:·        организовать деятельность обучающихся в поиске пути к разгадке  "тайны особого зрения"; в осознании и осмысл...

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».

Технологическая карта - подробное описание действий учителя и обучающихся. Здесь показана работа с использованием технологии критического мышления....

"Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери«Маленький принц»

Цели урока:   способствовать организации деятельности учащихся по анализу текста;    развивать творческие способности и мыслительные процессы;   содей...