Статья "Решение проблем воспитания патриотической личности у младших школьников на занятиях в ГПД"
статья (3 класс) по теме

Лебедева Варвара Васильевна

            Патриотическое воспитание - это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм - это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на  формирование у подростающего поколения этого высокого чувства.  К сожелению, во многих группах продленного дня патриотическое воспитание сводится к минимуму и ограничивается работой по изготовлению открыток ко Дню победы или 23 февраля. В своей статье я раскрыла различные методы воспитания патриотической личности, доступные каждому воспитателюм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Решение проблем воспитания патриотической личности и воспитание патриотизма  у младших школьников на занятиях  в ГПД.

Выполнила: Воспитатель ГПД ГБОУ школы №645.

     В программе развития личности ребенка в группах продленного дня важное место отводится патриотическому воспитанию. Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем.
     Именно в школьном возрасте ребенку закладываются такие понятия как «я гражданин», «я патриот», «я горжусь своей Родиной», и д.р. Любовь к своему Отечеству начинают закладываться  с любви к своей семье, своей «малой Родине» - городу, селу, деревне. Необходимо включать в занятия по воспитанию патриотизма информацию о родном крае, о героях и их подвигах, ветеранах и их победах, о достопримечательностях, парках, культурном наследии города или села. Не менее важным является эмоциональная составляющая проводимых занятий.
 Именно эмоциональные переживания и впечатления детей имеют ключевое значение в формировании у них патриотических чувств.

     В настоящее время наша молодежь находится под большим влиянием со стороны политики, новых информационных технологий, влияние Запада. Все чаще и чаще из различных информационных источников мы слышим искаженные исторические факты о наших героях и их подвигах и славе, все  чаще прославляют «антигероев» и предателей Родины. Подвергаются критики исторические деятели, деятели науки и культуры. А ведь патриотическая идея нашей страны всегда подпитывалась героическими событиями прошлого. Даже спортивные достижения наших спортсменов подвергаются сомнениям.

   Проблема эмиграции приводит к смешиванию культур. В современных классах часто встречаются дети иммигрантов, что приводит к падению уровня образования и культуры, в речи детей все чаще  встречаются сленги и иностранные слова, процветает расизм, дети относятся к иммигрантам со злостью, ненавистью, в старшей школе это драки и насилие.

     В своей воспитательной работе в ГПД мы должны стремиться решать данные проблемы, воспитывать детей так, чтобы они любили и отстаивали свои традиции, исторические ценности, достижения свои и своих предков как внутри страны, так и на мировой арене, чтобы они были не только достойными представителями своего народа, но и толерантно относились к представителям других национальностей.

   Формирование патриотических чувств – это долгий воспитательный процесс, который начинается с семьи и семейных традиций, а результат его – духовный человек, который стремится к героическим поступкам, защите своих близких и Родине, гордится своим культурным наследием, сопереживает со своим народом.

     Моя воспитательная работа в ГПД представляет собой целенаправленный процесс, который проходит в несколько этапов. В основе работы лежит высказывание Френсиса Бэкона «Любовь к Родине начинается с семьи», в различных патриотических мероприятиях дети принимают участие совместно с родителями, что позволяет формировать у них чувства любви, заботы, защиты, гордости к членам своей семьи, а родители, в свою очередь, показывают пример патриотизма своим детям.

    Исходя из вышесказанного, в работе по формированию патриотической личности можно выделить следующие задачи:  

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семьи, школе, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- прививать основные трудовые навыки и уважение к труду;

- формировать представление о своих правах и правах других людей;

- познакомить с символикой родного государства;

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны и ее героев;

- формирование толерантности, уважения к другим народам и национальностям.

 Решение данных задач происходит в различных взаимодействия между детьми, родителями и воспитателями:

  1. Игры. В том числе и игры других народов.( способствуют сплочению коллектива, уважение к другим национальностям). Например, «Объятия», «Акса-Таук» (Туркмения), «Укради знамя» и др.
  2. Совместное проведение праздников: 16 ноября – день толерантности, 9 мая – День победы, 23 февраля – «День защитника Отечества».

   Совместно с родителями проводился праздник 23 февраля «Мальчишка – будущий солдат», на 9 мая дети подготовили проекты о героях войны, ветеранах из своих семей. Рассказывали о подвигах героя, про которого читали в газетах, журналах и др. с которых хотели бы брать пример.

      В нашей школе много детей из семей военных и дети делились героическими поступками по защите Родины и просто хорошими поступками по отношению к старшим и близким своих отцов, матерей.

  1. Совместные выезды -экскурсии по изучению достопримечательностей родного края.

Дети, совместно с воспитателями подготовили экскурсию в г. Павловск, изучили достопримечательности Павловского парка и сами провели экскурсию для родителей. Также совместно с родителями был придуман сборник сказок «Путешествие р. Славянки» о архитектурных сооружениях и достопримечательностях, находящихся в Павловске.

  1. Беседы на темы: «Моя Родина и ее особенности»,

«Герои моей Родины», «Символика моей страны», «Традиции и обычаи моего народа». Во время беседы дети рассказывали о своей стране, родине, ее традициях и особенностях. Активное участие принимали дети других национальностей (украинцы, казахи, армяне и др.), детям очень понравилась презентация Каримовой Эмилии «Моя Родина Армения», в которой она раскрыла традиции о особенности своего народа, о красоте и достопримечательностях Армении.

 

  1. Участвовали в акции «Час земли», ходили на субботники, ездили на экскурсию в конюшню, где детям рассказывали о содержании лошадей их тренировки, обучали уходу за животными – чистке, кормлению. Многие дети и по сей день посещают конюшню и ухаживают за своей лошадью, обучаются верховой езде.
  2. Участие детей и родителей в народном празднике «Масленица», совместно с воспитателями изготавливали элементы русского народного костюма используя различные техники и материалы. Изучали традиции и праздники Русского народа. Особенно понравилось детям участвовать в праздничных колядках на Рождество. Дети участвовали в празднике с родителями, а костюмы изготавливали с воспитателями.
  3. А так же участие детей в различных конкурсах со своими творческими работами на различные темы.

  Работая над воспитанием патриотических чувств выбираю те приемы и метода, которые возможно реализовать в рамках школы, семьи, района. Каждому ученику предоставляется возможность проявить свою инициативу и индивидуальные творческие способности и трудовые навыки. Занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере. Материал для изучения подбираю интересный и запоминающийся.

Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников  прин...

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...

Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия

В данной папке содержится статья и презентация для выступления на "Рождественских чтениях"...

«Гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности неслышащего младшего школьника».

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе....

Организация и осуществление процесса воспитания патриотических чувств у младшего школьника во внеурочной деятельности

Большой потенциал в патриотическом воспитании младших школьников заключён во внеурочной деятельности. Разнообразные направления внеурочной деятельности нацелены на патриотическое воспитание: духовно-н...