Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия
статья (3 класс)

Недошковская Дина Анатольевна

В данной папке содержится статья и презентация для выступления на "Рождественских чтениях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rozhdestvenskie_chteniya_nedoshkovskaya.zip318.45 КБ
Package icon vospitanie_duhovnyh.zip299.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рождественские образовательные чтения

___________________________________________

Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия

Фамилия, имя, отчество : Недошковская Дина Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Название места работы: МКОУ Метелевская СОШ

2018 г.

Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия

  (Слайд 1) Воспитание духовных, морально-нравственных качеств младших школьников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. За последние годы произошли существенные изменения в обществе, оказавшие влияние на все социальные системы в целом и образование в частности.

   Невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным культурным ценностям русского народа. Образование должно базироваться на воспитании школьников в духе традиционной для страны православной нравственности, достоверных научных знаниях и культурных традициях. Необходимо формировать интерес у детей к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни.

   (Слайд 2) К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Школьное образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо (Слайд 3) воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Важно с раннего детства заложить фундамент доброты и милосердия.

   Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, что и становится причиной снижения критериев морали и нравственности подрастающего поколения. Поэтому введение уроков милосердия на данном этапе очень своевременно.

   К сожалению предмета как такового у нас нет. Я включаю материал в содержание практически всех предметов начальной школы. (Слайд 4) Например, на уроках изобразительного искусства  посвящаем целый урок по знакомству  с событиями и традициями Светлой Пасхи. На уроках математики материал ввожу в зашифрованные задания. Художественные образы на уроках литературного чтения заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях. Дети знакомятся со стихами таких авторов как: А.Пушкин, М. Лермонтов, Е. Благинина, А. Майков, А.И. Плещеев, М.Пляцковский, А. Барто и другие. Анализируют рассказы К.Д. Ушинского, В. Осеевой, М. Пришвина, М. Салтыков – Щедрина и др. Велика роль пословиц в нравственном воспитании. Вспомним замечательные слова В. Н. Соколова о пословице: (Слайд 5)

В ней мысль, как озарение,
Слова, как жемчуга,
Для друга одобрение,
Острастка для врага…

 Пословицы - это блистательное проявление творчества народа. Они в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Учащиеся  объясняют смысл пословиц, например:

  • Исправляться – стремись, а оправдываться – стыдись.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Легче ссоры избежать, чем ее прекращать.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Хорошее дерево приносит хорошие, добрые плоды, а плохое – плохие.

   Роль сказок в становлении духовного мира ребенка неоценима. Язык сказок очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром русские мыслители Иван Александрович Ильин и Евгений Николаевич Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа. На уроках дети раскрашивают картинки к сказкам: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

   Такие минуты нравственности направлены на формирование высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство. Дети обращаются к личному опыту, размышляют и моделируют ситуации, развивают нравственные чувства на примерах жизни литературных героев, культуры, героев отечественной истории.

   (Слайд 6) Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков.

   Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, которое вводит детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием, как на образное восприятие, так и на развитие духовно-нравственной сферы ребёнка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. Поэтому на занятиях предполагается знакомство с музыкальными произведениями С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Н.А., Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева, М.П. Мусоргского и других композиторов. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном.

   Очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи, с чем очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Многим родителям просто неизвестно, что уже в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских  праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах.

   Таким образом, материал уроков милосердия позволят сформировать ценностные отношения к духовному историческому наследию и воспитанию доброты, открытости, милосердия, благородства, умению отличать добро от зла. Научат детей быть отзывчивыми и разовьют способности к сопереживанию, что так необходимо в наше время. (Слайд 7)

Информационные ресурсы

  1. Материалы сайта http://ipk.68edu.ru
  2. Уроки милосердия: Учебное пособие для учащихся 1-3 класссов/ автор-сост.: Г.Д.Зубова. – Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014
  3. Материалы сайта http://ped-kopilka.ru
  4. Материалы сайта http://uchitelya.com/pedagogika



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия. Подготовила учитель начальных классов МКОУ Метелевской СОШ Недошковская Д.А.

Слайд 2

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К.Д.Ушинский

Слайд 3

Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Слайд 4

ИЗО – знакомство с событиями и традициями Светлой Пасхи. Математика – введение нового через зашифрованные задания. Литературное чтение – анализ поступков героев и самих героев на основе собственного опыта.

Слайд 5

Пословица – это блистательное проявление творчества народа. В ней мысль, как озарение, Слова, как жемчуга, Для друга одобрение, Острастка для врага… В.Н. Соколов

Слайд 6

Виды деятельности на уроках: - работа с произведением; - работа с репродукциями картин; - прикладное искусство; -лепка; - рисование; - раскрашивание рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.                 ...

Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)

Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в  работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭОдной из важных целей образования и главных   задач человечества и государства на сегодняшний день является  духовно-нравс...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья посвящена анализу профориентации в области инженерно-технического образования среди младших школьников через систему сетевого взаимодействия и социального партнерства. Соавторы подчеркивают важ...