Кружок внеурочной деятельности "Маленькая мастерская"
классный час (4 класс) на тему

Чикина Евгения Анатольевна

Представляю Вашему вниманию программу внеурочной деятельности "Маленькая мастерская"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина г. Орла

         Согласовано

зам. директора по УВР

 …………. / Т.А. Коростелева/

«….» …………… 2016 г.

              Утверждаю

           Директор  школы  

       

___  _........... (А.В. Багинский )              

      «…» ………….. 2016__г.

Программа кружка «Маленькая мастерская»

в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

Возраст детей: 10-11 лет                                    

                                                                Срок реализации: 1 год

                                                                       Составитель программы:

                                                                      учитель начальных классов –

                                                                      Чикина Евгения Анатольевна

                                                                     2016год

Программа кружка разработана с целью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования.  

Программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленность.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна.  В программе используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творческими детьми - программа дополнена элементами свободного творчества; используются современные базовые технологии стандартов второго поколения:

  • технологии, основанные на создании учебной ситуации,
  • технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.

Актуальность.  Программа разработана с целью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся,  универсальных учебных действий. Программа не требует больших материальных затрат и может использоваться в других образовательных учреждениях.

Реализация данной программы является педагогически целесообразной,

 так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.

Цель программы – развитие творческих способностей  учащихся средствами  декоративно - прикладного искусства.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

  • познакомить с различными видами и приёмами рукоделия, научить использовать цифровые инструменты и возможности современной информационно-образовательной среды;
  • развивать образное и логическое мышление, художественный вкус, формировать у детей нравственно-личностные качества, высокую коммуникативную культуру, устойчивый интерес к художественно - творческой деятельности;
  •  воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость в работе, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать в коллективе.

Место и роль программы в образовательном процессе учреждения:

Дополнительная образовательная программа «Маленькая мастерская» разработана для обучения учащихся 4 классов в рамках внеурочной деятельности (ФГОС  НОО), осуществляемой во второй половине дня и организуемой по общекультурному направлению развития личности.

Является частью «Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ  СОШ №3 им. А.С. Пушкина,  разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возможностей  учебно-методического комплекса  «Школа России».

Количество учебных часов:

Изучение дополнительной образовательной программы «Маленькая мастерская» проходит на четвертой ступени начального общего образования. Программа рассчитана

 на 68 учебных часов – по 2 часа в неделю.

Для реализации программы используются базовые технологии стандар

тов второго поколения:

  • Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения  

При реализации программы используются различные методы:

  • словесно-наглядный;
  • репродуктивный;
  • работа под руководством педагога;
  • самостоятельная деятельность;
  • словесные: беседы, викторины, экскурсии;
  • наглядные: работа с литературой, пособиями, образцами изделий;
  • практические: изготовление наглядных пособий, образцов.

Планируемые результаты освоения программы:

К числу планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Маленькая мастерская» относятся:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

метапредметные  результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения программы опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Личностные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Маленькая мастерская» должны отражать:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Маленький мастер» должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки информации;

7) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Маленькая мастерская» должны отражать:

1) получение первоначальных представлений об аппликация из бумаги, оригами, квиллинге, торцевании, косудами, ниткографии и др.;

2) формирование опыта творческой деятельности;

3) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

4) овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

5) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

6) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

Межпредметные связи, используемые в программе, помогают учащимся осваивать и анализировать технологические приёмы и способы обработки материалов, развивать образное и пространственное мышление.

                                  Содержание программы

Программа рассчитана на уровень начального общего образования.

Программа кружка «Маленькая мастерская» является программой общекультурного направления, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Курс кружка «Маленькая мастерская» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

В процессе обучения в кружке «Маленькая мастерская» дети могут проявить свою фантазию и творчество в разных направлениях, а также учатся использовать подручные материалы в изготовлении сувениров. Дети знакомятся с различными видами ручной работы, поэтому они в дальнейшем могут сориентироваться в выборе кружков декоративно-прикладного направления. Узнав интересы ребят в начале учебного года, можно скорректировать количество часов, отведённых на ту или иную технику, добавить новую.

На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции. Образовательный процесс строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, темы подобраны по мере усложнения и углубления материала. Индивидуальный труд учащихся  во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством учителя, ученик самостоятельно выполняет задание. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подобрана с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Особо организованная система сочетания индивидуальной работы с коллективной работой, система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития ученика на основе учета уровня его актуального развития.

Программа имеет практическую направленность: дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту.

На занятиях происходит смена видов деятельности, что способствует снижению утомляемости.

В своей работе учитель использует различные формы организации деятельности:

беседы, игры, викторины, экскурсии, соревнования, работа с литературой, проектная деятельность.

Программа предусматривает выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Дополнительное задание на каждом занятии позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся,  а также позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Маленькая мастерская» для 4 класса

№п/п

                     Тема занятия

Кол-во

час

Дата планируемая

Дата

 фак

тическая

Примечание

   1.

Вводное занятие

2.09

   2-3

Изготовление звездочки «Счастье»

2 ч

6.09

9.09

   4-5

Изготовление объемной поделки «Сердечко» из звездочек

2 ч

13.09

16.09

   6

Изготовление декоративной закладки для книг

1 ч

20.09

   7-8

Изготовление подарочной коробочки

2 ч

23.09

27.09

  9-10

Изготовление модулей для техники «косудами»

2 ч

30.09

4.10

 11-12

Изготовление изделия в технике «косудами» «Шар»

2 ч

7.10

11.10

 13-14

Изготовление изделия «Корзинки» в технике «Модульное оригами»

2 ч

14.10

18.10

 15-16

Изготовление изделия «Воздушные сердечки» в технике «Изонить».

2 ч

21.10

25.10

 17-18

Изготовление  игрушки «Ангелочки»

2 ч

28.10

8.11

 19-20

Изготовление игрушки «Объемный шар»

2 ч

11.11

15.11

 21-22

Изготовление  игрушки «Объемная снежинка»

2 ч

18.11

22.11

 23-24

Изготовление цветов из сжатой бумаги.

2 ч

25.11

29.11

 25-26

Изготовление панно «Цветочный коллаж» из сжатой бумаги (коллективная работа)

2 ч

2.12

6.12

 27-28

Изготовление картинки « Петушок» в технике торцевание

2 ч

9.12

13.12

 29-30

Изготовление изделия «Календарь - 2017» в технике торцевание

2 ч

16.12

20.12

31-32

Изготовление изделия «Календарь - 2017» в технике торцевание

2 ч

23.12

27.12

 33-34

Изготовление основных фигур в технике квилинг

2 ч

10.01

13.01

 35-36

Изготовление бабочки в технике квилинг

2 ч

17.01

20.01

 37-38

Изготовление сказочной птицы в технике квилинг (творческая работа)

2 ч

24.01

27.01

 39-40

Изготовление цветка в технике квилинг

2 ч

31.01

3.02

 41-42

Изготовление поздравительной открытки в технике квилинг

2 ч

7.02

10.02

 43-44

Основные приемы выполнения рисунков в технике ниткография

2 ч

14.02

17.02

 45-46

Изготовление изделия «Цветок» в технике ниткография

2 ч

21.02

28.02

 47-48

Изготовление изделия «Жар- птица» в технике ниткография (творческая работа)

2 ч

03.03

07..03

 49-50

Изготовление панно «8 Марта» в технике ниткография

2 ч

10.03

14.03

 51-52

Выбор изделия. Раскрой игрушки

2 ч

17.03

04.04

 53-54

Обработка деталей игрушки

2 ч

7.04

11.04

 55-56

Соединение деталей игрушки

2 ч

14.04

18.04

 57-58-59

Отделка деталей игрушки

3 ч

21.04225.04

28.04

60-61-

Пальчиковые куколки.

2 ч

02.05

05.05

62-63- 64

Изделие из рассеченных кругов. Игольница «Лилия»

3 ч

12.05

16.05

19.05

 65-66

Лепка из соленого теста «Подкова счастья»

2 ч

23.05

26.05

 67-68

Лепка из соленого теста тестяных игрушек.

2 ч

30.05


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"

Тематическое планирование по социальному направлению внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел", 3 класс....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...