Театральная мастерская
классный час (1 класс) на тему

Чикина Евгения Анатольевна

Программа кружка Театральная мастерская, поможет учителям и воспитателям ГПД во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Театральная мастерская44.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина г. Орла

         Согласовано

зам. директора по УВР

 …………. / Т.А. Коростелева/

«….» …………… 2018 г.

              Утверждаю

           Директор  школы  

       

___  _........... (А.В. Багинский )              

      «…» ………….. 2018__г.

Программа кружка

«Театральная мастерская»

(духовно-нравственное направление)

                                                                          Составитель программы:

                                                                      учитель начальных классов –

                                                                      Чикина Евгения Анатольевна


 Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом  интересов ребёнка и на основе методической литературы. 

Программа кружка рассчитана на детей  7-11 лет

в объеме на 4 года 135 часов:

1 класс 33 ч (1 занятие в неделю)

2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

Продолжительность занятия – 30- 40 минут.



Актуальность программы.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. 

В то же время театральное искусство (театрализация)


  • способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

  • пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

  • активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.


Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. 


Цель программы: обучение основам театрального искусства, развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства, через приобщение детей к лучшим традициям российской духовности. 

 Задачи: 
Обучающие:
- обучить основам театрального искусства; 
- обучить практическому применению специальных знаний, умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности; 
- обучить культуре общения; 
- обучить духовно-нравственным традициям. 
Развивающие:
- сформировать нравственное отношение к окружающему миру; 
- развить духовно-нравственную устойчивость и эмоционально-волевые качества личности ребёнка; 
- сформировать основы театральной культуры как составляющей общей культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, актерской грамотности (или основ актерского мастерства); 
- развить внимание, умение слушать, память, музыкальность, коммуникабельность, мышечную свободу, эмоциональную отзывчивость; 
- развить способность действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности. 
Воспитательные:
- воспитать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание; 
- воспитать уважение к культурному наследию своего народа; 
- воспитать стремление к гармоничному развитию личности и совершенствованию духовно-нравственных качеств; 
- сформировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе; 
- воспитать толерантное отношение к другим национальностям и религиям; 
- сформировать патриотизм и культуру межнационального общения.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:


  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства 

  • мастерская образа

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля 

  • посещение спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия в театр

  • выступление

  • Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. 

    Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. 

    Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

    Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

    Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

    Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:



Первый уровень результатов

(1 класс)


Второй уровень результатов

(2-3 класс)


Третий уровень результатов

(4 класс)


Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.


Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом второго уровня можно считать умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. 


Предполагает следующие умения и навыки : умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение,

поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом третьего уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. 

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 класс (33 часа)



Раздел программы


Коли-чество часов


Количество часов 


Характеристика деятельности обучающихся


Теория


Практика



1.



Роль театра в культуре.



9



2



7


Знакомятся с учителем и одноклассниками. Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. Игры. Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом.


2


Театрально-исполнительская деятельность.


10


2


8


На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки «Теремок», «Колобок».


3.


Занятия сценическим искусством.


10


-


10


Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем сказок. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении декораций и костюмов.


4.


Освоение терминов.


1


1


-


Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.


5.


Просмотр профессионально-го театрального спектакля.


3


1


2


Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр. Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх и конкурсах.



Итого 


33





 2 класс (34 часа)



Раздел программы


Коли-чество часов


Количество часов 


Характеристика деятельности обучающихся


Теория


Практика



1.



Роль театра в культуре.



1



-



1


Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)


2


Театрально-исполнительская деятельность.


8


3


5


На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Игры. Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.


3.


Занятия сценическим искусством.


15


3


12


Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.


4.


Работа над серией мини-спектаклями.


10


1


9


Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.



Итого 


34






 3 класс (34 часа)



Раздел программы


Коли-чество часов


Количество часов 


Характеристика деятельности обучающихся


Теория


Практика



1.



Роль театра в культуре. 



1



1



-


Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.


2


Занятия сценическим искусством.


10


3


7


На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. 


3.


Театрально-исполнительская деятельность.


8


3


5


Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность.


4.


Работа и показ театрализован-ного представления.


15


5


10


Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов.



Итого 


34






 4 класс (34 часа)



Раздел программы


Коли-чество часов


Количество часов 


Характеристика деятельности обучающихся


Теория


Практика



1.



Роль театра в культуре. 



4



4



-


Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами.


2


Театрально-исполнительская деятельность.


10


3


7


Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. 


3.


Основы пантомимы.


15


3


12


Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.


4.


Работа и показ театрализован-ного представления.


5


1


4


Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями.



Итого 


34




 


Календарно-тематическое планирование первого года обучения

на 2018-2019 учебный год


№ 
занятия


Тема занятия

Дата проведения

05.09

12.09

19.09

26.09

03.10

10.10

17.10

24.10

07.11

14.11

21.11

28.11

05.12

12.12

19.12


1


История театра и зрительного зала.


2


«Здравствуй, театр». Понятие «театр».
Знакомство с понятиями « театр », « артист», «режиссёр», «художник», «гримёр», «сцена», «декорации», «занавес».


3


Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». Инсценировка сказки «Теремок»


4

Театральная игра «Эстафета»
Инсценировка сказки «Колобок»


5

Театральная игра «Знакомство»
Инсценировка сказки «Репка»


6

Театральная игра «Радиограмма»
Обсуждение сценария  «Осенние посиделки», распределение ролей


7

Театральная игра «Что ты слышишь?»
Чтение сценария по ролям


8

Упражнения с предметами.
Развитие выразительного чтения


9

Театральная игра «Руки-ноги»
Разучивание текста сценария


10

Упражнение со стульями
Репетиция сценария


11


Премьера сказки «Осенние посиделки»


12


Анализ поставленного театрализованного представления


13

Театральная игра «Есть ли нет?»
Органичность поведения. Чтение сценария сказки «Курочка Ряба» по ролям


14

Театральная игра «Передай позу»
Пластика и мимика. Распределение ролей сказки


15

Театральная игра «Запомни фотографию»
Приемы импровизации с помощью музыки. Репетиция сказки


16

Театральная игра «Запомни позу»
Оформление декорации. Репетиция сказки

25.12

09.01

16.01


17

Театральная игра «Кто во что одет?»

Оформление декорации. Репетиция сказки


18

Театральная игра «Дружные звери»
Изготовление костюмов к сказке

23.01

30.01


19

Театральная игра «Телепаты»
Обсуждение сценария сказки « Курочка Ряба», репетиция ролей


20

Театральная игра «В разведке»
Работа над дикцией

06.02

20.02


21

Театральная игра «На охоте»
Работа над техникой речи


22

Театральная игра «В  царстве Кощея»
Работа над интонацией

27.02

06.03


23


Репетиция  сказки. Артикуляция, дыхание, голос.


24


Премьера сказки «Курочка Ряба»

13.03

03.04


25

Анализ поставленного театрализованного представления


26

Театральная игра «Вышивание»
Чтение сценария «До свидания, 1 класс!»

10.04

17.04

24.04


27

Театральная игра «Внимательные звери»
Распределение ролей


28

Театральная игра «Живой телефон»
Приемы импровизации с помощью музыки. Репетиция 


29

Театральная игра «Японская машинка»
Оформление декорации. Репетиция

08.05

15.05


30

Театральная игра «Печатная машинка»
Культура и техника речи. Репетиция


31


Генеральная репетиция

22.05

23.05

24.05

32-33

Премьера «До свидания, 1 класс!». Анализ поставленного театрализованного представления

 
Итогом курса «Школьная мастерская» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная мастерская. 2012 - 2013

Сегодня на уроке мы с вами будем работать в театральной мастерской, где делают фигурки для спектакля. Мы - мастера. А вот какую фигурку мы сделаем, вы узнаете, отгадав загадку....

Программа кружка «Театральная мастерская»

Программа кружка "Театральная Мастерская"...

Развитие творческой личности младшего школьника через курс «Театральная мастерская»

Занятия по внеурочной деятельности  можно построить по единому алгоритму.  Эти этапы должны найти место на каждом внеурочном занятии, н...

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мастерская» в 4 «А» классе.Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»

Сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. Сегодня вы сможете  про...

Рабочая программа Театральная мастерская 4 класс

Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 класса в рамках внеурочной деятельности...

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...

Мастер-класс «Театральная мастерская»

изготовление кукол для пальчикового театра (тестопластика)....