Выбор профессии-дело серьёзное
методическая разработка (4 класс) на тему

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

Познавательно-развлекательная программа проводится с целью расширения знаний о профессиях, заинтересоватьдетей в увлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybor_prof.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

«ВЫБОР ПРОФЕССИИ- ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ»

для учащихся 6-х классов.

http://centerstart.ru/system/files/images/pravila.JPG

РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,

высшая квалификационная категория.

январь  2018г.

Познавательно-развлекательная программа.

Тема: "Выбор профессии - дело серьёзное"

Цель: создание условий для осознанного выбора учебных практик, профессионального пути.

Задачи:

•        актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся;

•        расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

•         создать положительную мотивацию выбора учебной практики;

•         повысить информационную и коммуникационную компетентность учащихся.

Оборудование: презентация, карточки по определению профессий.

Форма проведения: рассказ соцпедагога, сопровождаемый презентацией, рассуждения детей на поставленные вопросы, творческая работа с использованием произведений устного народного творчества (пословицы, загадки), работа с карточками.

  1. Организационный момент. Слайд 1

У меня растут года, скоро мне 17

Где работать мне тогда, чем заниматься

Знаменитое стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?»

Какая тема нашей встречи?

 -Ребята! Сегодня у нас очень интересная и важная встреча. Мы отправимся с вами в удивительный мир профессий,  вы попробуете сделать ещё шаг в своем профессиональном самоопределении. Мы поговорим о многообразии профессий, поближе познакомимся с теми профессиями, которые вы можете освоить  после окончания нашей школы, чтобы в дальнейшем принять правильное решение в выборе своей профессии.

                           Если человек не знает,          Слайд 2 

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека.   Древнеримский философ.

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова древнего философа?

(Рассуждение детей 2 -4)

           Профессий много в мире есть,        Слайд 3

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны,

И актуальны, и важны.

И ты скорее выбирай,

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить.

И не забывай:

«КОГДА ТРУД  УДОВОЛЬСТВИЕ – ЖИЗНЬ ХОРОША»

- Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Тема нашего разговора  звучит так "Выбор профессии - дело серьезное"

Выбор профессии - дело серьёзное. Широкий мир профессий.  Слайд 4

- Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели?

II.  Выбор профессии – один из серьёзнейших выборов. Исследования показывают, что люди, неудовлетворённые своей профессией, не только не добиваются хороших результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. Поэтому к выбору своей профессии, делу всей своей дальнейшей жизни, надо подходить очень ответственно. Выбор профессии -  жизненно важный вопрос. Он сравнивается   со вторым рождением.

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.   Слайд 5

Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей профессии.

1.Знания о профессиях и их востребованность.

-Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Один из возможных способов обзорного ознакомления- изучение их профессиограмм (специальных описаний), которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества от него требуются. Другой путь-беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов.

Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

-Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

-Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Уровень притязаний и самооценка.

-Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

5. Мнение родителей, семьи.

-Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

6. Мнение сверстников.

-Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии "за компанию". Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности - это ваш и только ваш личный выбор.

7. Позиция учителей, профессионалов.

-Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может ПОЛУЧИть в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

-За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и НУЖНО ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Вывод (обобщение). Факторы появляются на экране. Слайд 6

•        *Знания о профессиях, рынке труда

•        *Мнение сверстников

•        *Склонности, интересы

•        *Способности

•        *Здоровье

•        *Мнение родителей, семьи

•        *Позиция учителей, психологов, врачей

•        *Уровень притязаний и самооценка

•        *Личный профессиональный план (план карьеры)

III.        Творческие задания.

  1. Составьте пословицы о труде, трудолюбии правильно, подберите недостающую часть:       Слайд 7
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Если есть работа,  спать не охота.
  • Какие труды, такие плоды.

Слайд 8  Трудолюбие –основа успеха в любой профессии.

2.  В следующем задании нужно будет отгадать загадки, которые помогут вам вспомнить разнообразные профессии (слайды открыв. после ответа детей) Слайд 9

1. пекарь слайд 10

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.

 2.маляр  слайд 11

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

 3.доктор слайд 12

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять.

 4.фотогаф слайд 13

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас.

 5.учитель    слайд 14

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

 6.артист    слайд 15

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …

 7. сталевар   слайд 16

В горячем цехе,

В доменной печи

он варит сталь,

А это ведь не щи!

 8.водитель     слайд 17

Встаем мы очень рано,

ведь наша забота –
Всех отвозить

по утрам на работу.

 9.портниха      слайд 18

Шью я куртки и штаны

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,

Потому что я ….

Песня  о портнихе

  1. А теперь давайте посмотрим, насколько вы ориентируетесь в этих профессиях. Надо по тексту догадаться, о какой профессии идёт речь, и вставить пропущенное название профессии. Слайд 19

После прочтения информации о каждой профессии, учащиеся оценивают правильность вставленного слова.  

1.Столяр  Слайд 20

Удобство, красота, уют наших жилищ и рабочих помещений во многом зависят от качества работы _____________. Невозможно представить себе современную квартиру без мебели, без дверей с аккуратно врезанными замками, без многочисленных зеркал, полок, дверок. Все это является результатами труда ____________________.
______________ на деревообрабатывающих станках выполняет весь комплекс работ по изготовлению столярных  деталей, узлов, изделий, мебели. В функции _________ входят также подбор, подгонка и навешивание дверей; выполнение работ по врезке замков, установке и креплению зеркал, стеклянных дверок и полок. __________  наклеивает обивочные материалы на изделия, ремонтирует детали и узлы, предназначенные для прозрачной и непрозрачной отделки, осуществляет ремонт и реставрацию мебели.

2.Слесарь-сантехник  Слайд 21

 ________________ обеспечивает поддержание благоприятного искусственного климата в жилых и рабочих помещениях, исправную работу водопровода и канализации.
_________________  занимается резанием металла, разметкой, гибкой, нарезанием резьбы, сборкой. При строительстве зданий он осуществляет монтажные работы по устройству систем отопления, водоснабжения и канализации. При работе в жилищно-эксплуатационной конторе он занимается ремонтом этих систем и наблюдает за их эксплуатацией.

3.Озеленитель (цветовод)  Слайд 22

_______________ как бы раскрывают перед человеком красоту природы. Выращивание декоративных растений (цветов, кустарников, травянистых растений) и создание из них красивых, радующих глаз композиций - основная задача и результат труда _______________________.
_________________ участвуют в планировке зеленых насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. Когда посеяны семена или высажена рассада, почву снова рыхлят, уничтожают сорняки, мульчируют - покрывают междурядье листьями, с перегноем, поливают, удобряют. Чтобы придать растению определенную форму, его прищипывают и пасынкуют. Для сохранения четкого рисунка клумб и газонов их подстригают, прореживают, срезают отцветшие соцветия, подвязывают к колышкам хрупкие растения.
______________ работают в оранжереях, теплицах, питомниках и на опытных участках, в парках, скверах.

4. Мудрые мысли о труде.  Как  понимаете? (рассуждения детей) Слайд 23

1. "Без труда не может быть чистой и радостной жизни". (А.П. Чехов)
2. "Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды".

(Ф. Вольтер)
3.  "Нет ничего более  невыносимого, чем безделье". (Ч. Дарвин)
Слайд 24

5. С какой профессией  связаны эти предметы?

6. Кто по профессии на картине ? Слайд 25

IV.  Заключительная часть. Слайд 26

- Вы много узнали интересного о труде, о профессиях. Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях. Когда решите, что выбор специальности сделан, и определено профессиональное заведение,  не забудьте задать себе вопрос: Какими личными качествами отличаются лучшие представители этой профессии: что надо наметить в программе самовоспитания и что ты должен уже сегодня выполнить для этого.

- Благодарю вас за участие в работе. Хотелось бы закончить работу словами великого писателя Льва Толстого:

"Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серьёзный ребёнок. Рекомендации для родителей.

Для вас, родители! Рекомендации по формировванию полноценного эмоционального развития ребёнка...

Презентация "Режим-это серьёзно"

Презентация содержит полный режим дня ребёнка и рекомендации родителям по его организации....

Проект "Игрушка-это серьёзно!"

Данная статья содержит подробные материалы по организации подготовки и проведения проекта.Создание уникального "Музея игрушки" в классе-процесс интересный  и очень развивающий.Рекомендованный воз...

Классный час. Игра - дело серьёзное.

Познакомить   младших  школьников  с    правилами   для учеников;  развивать умение использовать свои знания в разных ситуациях: воспитывать чувс...

Открытое мероприятие на методическом объединение «Выбор профессии – дело серьёзное»

Цель: Подготовить воспитанников  к обдуманному выбору профессии. Задачи: 1. Обучающие: познакомить воспитанников  с понятиями: «профессия», «профессиональное самоопределени...

Проект "Выбор профессии - дело серьезное""

Проект "Выбор проефессии - дело серьезное". Разработан родительским советом 3Б класса МБОУ СОШ №4 г.Сургута...

Презентация "Выбор профессии-дело серьезное".

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором самоопределения. Целью данной работы является определение будущих профессий воспитанниками 5-7 классов и поможет им оп...