Открытое мероприятие на методическом объединение «Выбор профессии – дело серьёзное»
методическая разработка по теме

Ларина Елена Владимировна

Цель:

Подготовить воспитанников  к обдуманному выбору профессии.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить воспитанников  с понятиями: «профессия», «профессиональное самоопределение»; дать представление об успешном профессиональном выборе.

2. Коррекционно-развивающие: развивать потребность в самопознании; развивать положительную мотивацию выбора профессии; развивать высшие психические функции воспитанников.

3. Воспитательные: воспитывать ответственность, целеустремлённость, стремление приносить пользу, уважительное отношение к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_meropriyatie_na_metodicheskom_obedinenie.docx50.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Выбор профессии – дело серьёзное»

Цель:

Подготовить воспитанников  к обдуманному выбору профессии.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить воспитанников  с понятиями: «профессия», «профессиональное самоопределение»; дать представление об успешном профессиональном выборе.

2. Коррекционно-развивающие: развивать потребность в самопознании; развивать положительную мотивацию выбора профессии; развивать высшие психические функции воспитанников.

3. Воспитательные: воспитывать ответственность, целеустремлённость, стремление приносить пользу, уважительное отношение к труду.

Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

I. Вступительное слово  (слайд1)

    Труд – великое дело. Всё, чем мы пользуемся, где живём, что едим – создано трудом, руками людей разных профессий. И нам бы хотелось, чтобы эти люди были мастерами своего дела. Тогда дома будут надёжными, поездки на транспорте – безопасными, продукты – вкусными и полезными… Хотелось бы, чтобы в вашей будущей профессии вы стали хорошими специалистами.

Чтобы добиться успехов, важно и правильно выбрать профессию, и уметь трудиться, и иметь характер. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно выбрать для себя профессию и не ошибиться.

Удинский Олег

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные,
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

Трудно сделать выбор порою.

 

 -Ребята, сегодня на нашем занятии мы узнаем условия необходимые для правильного выбора профессии, постараемся выявить ваши склонности к тем или иным профессиям, познакомимся с  профессиями и поговорим о выборе профессии, ведь выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Уже очень скоро и вам придется выбирать свой путь в жизни.

И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути.

Тема нашего мероприятия «Выбор профессии – дело серьезное» (слайд2)

Киселев Саша

Столько профессий, и все хороши:

 Каждый способен найти для души.

 Стряпает торты и кексы кондитер,

 Груз на машине привозит водитель.

 Смелый пожарный потушит огонь,

 Спляшет на сцене артист под гармонь.

 Ловит рыбак судака и треску,

 Клоуны в цирке разгонят тоску.

 В цехе портные одежду сошьют,

 А продавцы ее нам продают.

 Каждое дело по своему цѐнно,

 И пригодится всегда непременно!

Эпиграфом будут слова К.Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» (слайд3)

Мы  с вами знаем, что существует много разнообразных профессий. Про некоторые профессии  разгадаем  загадки.

 Кроссворд «Загадки о профессиях» (слайд4)

Отгадки будем записывать по горизонтали.

 

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

 Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (Маляр)

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять. (Доктор)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … (Артист)

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник)

Встаем мы очень рано,

ведь наша забота – Всех отвозить

по утрам на работу. (Водитель)

Шью я куртки и штаны

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,

Потому что я …. (Портниха)

Какое слово получилось по вертикали?

(Ребята отвечают)

Правильно, это слово «профессии». 

III. Понятие «профессия»  

Не всякий труд называется профессией. Что же такое профессия?

Профессия — это:

— деятельность, направленная на пользу обществу,

— деятельность, требующая профессионального обучения,

— деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Итак, профессия – трудовая, полезная для общества деятельность, требующая определённой подготовки и являющаяся обычно источником существования. (слайд5)

Мир профессий огромен. Их насчитывается более 50 тысяч, причем постоянно одни профессии появляются, другие исчезают и видоизменяются.

Легко ли правильно сделать свой выбор?

(Ответы ребят)

Конечно, не просто. А ведь от этого выбора  зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни.

 Вос-ль: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в ее основном законе (об этом мы свами уже говорили. Где записан такой закон?) - Конституции РФ. Статья 37

Конституции гласит: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".(слайд6)

Чтобы выбрать профессию, нужно знать, какие профессии существуют. Это первый шаг, который мы сделали, когда разгадывали кроссворд

Итак, перед каждым выпускником стоит вопрос: «Кем быть?» Значит ли это, что нужно перебрать все существующие профессии, чтобы найти одну – единственную?

(Ответы ребят)

Конечно, нет. Помочь в этом непростом деле может профессиональное самоопределение.

 Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. (слайд7)

            Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии. Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: (слайд8)

  • слайд  "хочу» профессия должна приносить радость и доход;
  • слайд "могу» у человека должны быть способности и возможности;
  • слайд «надо», профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда
  1. Обращение внимания к надписи: «Хочу»

Хочу, что это? (ответы) Это: интересы, мечты о профессии, склонности.

Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников: работа не будет приносить нам радость, значит и работать мы будем плохо, тогда и зарплата будет маленькая).

Вос-ль. Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».

Какой можно сделать вывод: профессия должна приносить радость и доход.

  1. Обращение к надписи: «Могу»

Что же такое «могу»?

 Могу - это задатки, способности, характер, здоровье.

Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. Например, профессия кузнеца. (Ответы учеников: много болеть, плохо работать

Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.

Вывод значит: у человека должны быть способности и возможности.

  1. Обращение к надписи: «Надо»

Как вы думаете?

Надо – это потребность общества в данной профессии. (строитель, каменщик, штукатур, маляр)
Вопрос к ученикам. 
Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников: трудно будет найти работу)

Учитель: Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.

Вывод, получается: профессия должна быть востребована в жизни.

Вос-ль: Я предлагаю послушать вот такой разговор, который часто можно услышать от выпускников школы.

Инсценировка "Выбор профессии"(слайд9)

           Вос-ть: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?

            Костя: Я, наверное, стану поваром. Мой лучший  друг любит готовить и решил учиться на повара. И я с ним за компанию. А ты, Олег?

            Олег: а я пойду дальше учиться в профессиональное училище - оно рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.

            Вадим: а мои родители хотят, чтоб я стал, как и они, строителями. А у тебя как, Олег?

            Олег: а я давно мечтаю стать плотником. Правда, надо ехать в другой город. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется!

(обсуждают ситуацию).

Вос-ль: все ли ребята, выбирая профессию, выполняют условия? (да, все) Какое условие выполняют все? (надо). Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, условие «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Костя, чего он хочет? (нет). А что он может? (он любит готовить, нет) Сможет ли он выбрать профессию по душе?

 — У Олега в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, он не сможет выбрать профессию «по душе».

 У Олега? Почему? Если он  переедет в другой город? (он знает, что ему надо учиться, а на кого ему все равно, лишь бы было рядом.)

А знает, ли чего хочет Вадим ? (нет) Чей это выбор? (родителей)

А что вы можете сказать про Олега? Правильно, он соблюдает все 3 условия: хочу, могу, надо.

Чтобы вы посоветовали Кости, Вадиму и  Олегу?

Примерные ответы детей:

— Им нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

Ладыкин М. (слайд10)

Кем быть? 

Быстро как бегут года,
Скоро восемнадцать.
Думать надо нам сейчас,
Чем будем заниматься.
Кто рисует, кто поёт
Кто в цеху металл куёт.
Хочешь, можешь хлеб растить,
Спутник в космос запустить.
Много на Земле работы
Всё попробовать охота.
Чтоб профессию иметь,
Надо лень преодолеть.
В школе хорошо учиться,
Чтоб могли тобой гордиться..

Вопрос: - Ребята, скажите, пожалуйста, как называют человека, отлично знающего свою работу и мастерски ее выполняющего?

           Профессионал! (слайд11)

-Молодцы! А какими качествами должен обладать профессионал?

    На доске: Высокая работоспособность      Исполнительность

                     Ответственность                            Организованность

                     Дисциплинированность

(Ответы детей).

            Государству нужны грамотные специалисты, профессионалы? (да). Почему?

Дети приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».

От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба.

Волков В.

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

 Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

 Из глубин земных пластов,

 А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.

 Чтобы легче ориентироваться в мире профессий, их разделили на 5 типов в зависимости от предмета труда: (каждое – на доску) (слайд12)

1. Человек – человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них. Эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Главное в этих профессиях — общение между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если вы любите общаться, контакты с людьми будут вас радовать, если нет— будут утомлять.

2. Человек - художественный образ; к этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно–художественной, актерско–сценической деятельностью.

3. Человек – техника; люди этого типа работают с техническими устройствами. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием любой техники.

4. Человек – природа; к этой группе относятся все профессии, связанные с природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.

5. Человек - знаковая система; к этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является “знаковая система”, то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

Давайте посмотрим, какие профессии относятся к каждому типу профессий. (слайд13)

1. Человек – природа: агроном, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог.

2. Человек – техника: инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий.

3. Человек – человек: врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод.

4. Человек – знаковая система: экономист, бухгалтер, математик, программист, нотариус.

5. Человек – художественный образ: художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф.

Проведем игру: «Разминка-юморинка(слайд13)

МАРЛЯ  - М.…      - разноцветный рабочий, (маляр)

СТАРИНА  - С……  - младший медицинский работник, (санитар)

ВОДОСТОК  - С…….   - животноводческая профессия, (скотовод)

ВДОРИНК – Д……    - работник улицы (дворник)

ВОПАР – П….         – работник общественного питания (школьного) (повар)

        ХТЁРАШ – Ш…..   – работник угледобывающей промышленности (шахтёр)

Вос-ль: Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.

Вос-ль: Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

Суслин О.

Как много профессий чудесных
На нашей планете Земля!
И каждая из них интересна.
И каждая людям нужна.

Как выбрать любимое дело?
Как стать на тот жизненный путь, 
Которым шагал бы ты смело, 
С которого не смог бы свернуть.

Признаюсь, я долго пытался
Найти себя в сумраке дней.
Пока я один не остался
И не иссяк моей жизни ручей…

Довольно, оставим сомненья,
Ведь время нельзя умолить.
Нам нужно без промедленья
Себя в этой жизни открыть.


Пока ещё теплится в сердце
Стремленье, желание жить.
Пока ещё в открытую дверцу
Мы можем свободно ступить…

Вос-ль: Большую роль в определении учащихся в профессиональном плане играет наша школа.  

Выбрать для себя профессию - важный шаг. Но также важно получить образование в школе.

- Основы, каких профессий вы получаете в нашей школе? (кулинария с  (повар), сельскохозяйственный труд, швея и столярное дело). (слайд14)

-А   сейчас вы продемонстрируете свои знания и умения, и мы узнаем, хорошо ли вы знаете свой профиль.

Кто вас учит готовить в нашей школе?

Задание для поваров :  (слайд15)

Дети описывают картину «Повар» по наводящим вопросам воспитателя.

  1. Помещение для приготовления пиши? (кухня).
  2. На каких предприятиях работают повара?  (в ресторанах, в кафе, в столовой, на корабле (кок), в армии, в школе, в больнице, в садике…)
  3.  Какие действия выполняет повар, когда готовит?  (режет, трет, жмет, шинкует, варит, жарит, парит, тушит, мнёт, солит...).
  4. Что получается в результате работы повара? (блюдо).

А кто у вас ведет сельскохоз.труд.

Задание для сельскохозяйственного труда: (слайд16)

  1. Определите названия зерновых культур?

Вос-ль: Молодцы, вы хорошо справились с заданиями по своему профилю.  Но, у нас осталось ещё два профиля, основы которого преподают в нашей школе. Это «Швейное дело» и «Столярное дело». Что из себя представляют эти профессии вы уже знаете. Назовите, кто в школе преподаёт «Швейное дело». Давайте с вами отгадаем загадки, в которых спрятаны инструменты необходимые для швейных работ».

Загадки: (слайд17)

    Всех на свете обшивает, что сошьет – не одевает (игла).

          Два кольца, два конца, а посредине – гвоздик (ножницы).

                  Маленького роста я, тонкая и острая,

                  Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (игла и нить).

                          По Полотняной стране, по реке Простыне

                          Плывет пароход, то назад, то вперед (утюг).

Молодцы.

 А теперь вопрос по столярному делу.

 Кто у нас ведёт столярное дело?

1. Какой инструмент здесь лишний   при работе столярного дела? (слайд18) 2. Чтобы отремонтировать стул, надо иметь необходимые инструменты. Какие? (Молоток, гвозди, болты или шурупы, гайки). (слайд19)

Вос-ль: Молодцы! С заданием все справились. Мы убедились, что после окончание школы, вы у нас не пропадёте. Сможете стул отремонтировать, одежду заштопать, повара голодными не останутся, смогут сварить себе суп или кашу. А работники сельского труда будут выращивать для нас витамины, чтобы все люди были здоровы.

 Есть много интересных и нужных профессий и мы проведём блиц-опрос. Кому принадлежат эти вещи? (слайд20)

  1. Ложка, нож, поварешка. (повар)
  2. Кирпич, цемент, мастерок. (строитель, каменщик)
  3. Иголка, нитка, ткань. (швея, портниха)
  4. Тряпка, ведро, швабра. (уборщица или техничка)
  5. Мёд, пчёлы, улей. (пчеловод)
  6. Тряпка, ложка, маленькие дети. (нянечка или младший воспитатель)
  7. Ножницы, зеркало, расчёска. (парикмахер)
  8. Корова, ведро, молоко. (доярка) 
  9. Мука, сковорода, крем. (кондитер)
  10. Краска, шпаклевка, валик. (маляр)
  11. Автобус, билет, деньги (кондуктор).

Вос-ль: Здорово мы с вами поиграли, но рано или поздно приходиться взрослеть и перед вами встаёт задача – выбор будущей профессии.

Вос-ль: В школе вы получаете азы подготовки, основное овладение профессией будет проходить вне стен нашей школы. В каких учебные заведениях вы будете учиться закончив нашу школу?

-в Инсарском Аграрном техникуме(слайд21)

-в Дубенском Аграрном техникуме (слайд22)

Ребята, кто знает, какую профессию могут получить выпускники нашей школы, обучаясь в «Инсарском Аграрном техникуме»

Вос-ль: О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц.  

Вос-ль: Ребята, а сейчас мы с вами поработаем. Вам нужно собрать пословицу, прочитать и объяснить, как ты понимаешь эту пословицу? (слайд23)

  1. Кто не работает, тот не ест.
  2. Кто любит труд, того люди чтут.
  3. Без топора - не плотник, без иголки - не портной.
  4. Всякое дело мастера красит.

Турулин Л.

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построишь города.

Отгадать сканворд: «Найди профессию» (слайд24)

Необходимо в наборе букв одной строки отыскать названия профессий. Двигаться можно только по прямым линиям, переходить на другие строки разрешается только под прямым углом.

Правильные ответы: токарь, слесарь, водитель, оператор, столяр. (слайд25)

С

О

В

О

С

Л

Т

О

Т

П

П

Д

И

Е

С

К

О

Е

О

В

Т

Е

А

А

Л

Р

А

А

Р

Л

Р

Р

Я

Р

Т

О

Р

Ь

Ь

Ь

Вос-ль:  ребята можно ли обойтись нам без  профессий?

Читают стихотворение. (Куз.К., К.К.,Д.А.)

Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь,
За что ни возьмись, нужно мастером стать.
И дело любое уметь выполнять!

Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись мастерить,
Недаром ребятам смекалка дана.

Во всём и везде помогает она.


Умей, если нужно заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье,
Будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.

- Кто мне скажет, о чем это стихотворение? (о труде; о том, что нужно уметь делать все самому)

 - Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Любой труд почётен и все работы хороши!

 Подведение итогов: 

  1. О чем мы сегодня говорили? (мы говорили о профессиях.)

  1. Ребята, как вы думаете, что необходимо для успешного овладения профессией? (образование, трудолюбие, организованность, дисциплинированность, исполнительность, ответственность)
  2. Какую профессию вы хотите  выбрать после окончания  школы? (Ответы детей.)

- Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Любой труд почётен и все работы хороши!

Я желаю вам  успехов в овладении самой лучшей, любимой, востребованной Профессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Проект "Выбор профессии - дело серьезное""

Проект "Выбор проефессии - дело серьезное". Разработан родительским советом 3Б класса МБОУ СОШ №4 г.Сургута...

Презентация "Выбор профессии-дело серьезное".

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором самоопределения. Целью данной работы является определение будущих профессий воспитанниками 5-7 классов и поможет им оп...

Выбор профессии-дело серьёзное

Познавательно-развлекательная программа проводится с целью расширения знаний о профессиях, заинтересоватьдетей в увлекательной форме....

Открытое мероприятие на методическом объединении воспитателей "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната"

Сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих. Воспитывать у детей желания  быть аккуратными, следить за чистотой, заниматься физкультурой, правильно питаться....