Программа духовно нравственного развития, воспитания на ступени НОО МБОУ СОШ п.Пионерский
материал на тему

Патлина Надежда Леонидовна

Программа духовно нравственного развития, воспитания на ступени НОО МБОУ СОШ п.Пионерский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duhovno_nravstvennogo_vospitaniya.docx94.61 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты – Мансийский  автономный округ – Югра

Тюменская область

Программа

духовно – нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования  МБОУСОШ п. Пионерский.

« Юный гражданин Югры–России»

Пионерский

2014г.

  1. Пояснительная записка

Проблемы  духовно – нравственного воспитания детей и школьной молодежи  всегда были в центре внимания государственной, региональной образовательной политики.  Но особую актуальность они приобрели в настоящее время. Сложные экономические и социокультурные условия породили особенно в школьной среде  новый виток проблем. У  школьниковнаблюдается падение нравственности, негативное отношение к семейным, духовным  ценностям, защите своего Отечества.Особую тревогу вызывают младшие школьники. Младший школьный возраст – очень важный этап развития и становления человека. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются основы важных, жизненных и духовно – нравственных ценностей  - морали, культуры, гражданственности,  патриотизма.

Программа духовно-нравственного воспитания и развитияобучающихся начальной школы направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире,  для  более  эффективного, организованного  процесса усвоения и принятия обучающимся базовых национальных российских ценностей, историко-культурных ценностей народов своего родного края  - Югры, в том числе коренных народов Севера, более глубокого приобщения школьников к истокам, традициям своей семьи и школы.

Программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концептуальных положений учебно-методического комплекта «Школа России», «Школа 2100», «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» и опыта реализации воспитательной работы школы.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнёрами школы  - музыкальной школой,  муниципальным учреждением  Культурно – спортивный комплекс» Импульс»,   реабилитационным центром «Берегиня», поселковой библиотекой, Советом ветеранов городского поселения Пионерский, Пионерским отделением милиции, районным центром развития творчества детей и  юношества «Созвездие», «Музейно  -  выставочным центром» города Советский, средствами массовой информации.

Духовно-нравственное развитие юного гражданина Югры -  России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Одним из центральных положений программы является концепция создания в образовательном учреждении целостного пространства духовно-нравственного развития, воспитания младшего школьника в форме игры -  путешествия   - «Ягражданин Югры – России». Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную,  деятельность обучающегося и его родителей. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни, принадлежит педагогическому коллективу начальной школы.

В основу Программы  положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, культурно – исторические, природные ценности  региона – Ханты –Мансийского  автономного округа -Югра . Ведущей идеей  воспитательной системы школы является развитие личности школьника, его интересов и способностейиталантов. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.

Воспитательная среда школы базируется  на гуманных отношениях между детьми и взрослыми. В школе создан максимум условий для образовательной и творческой сферы деятельности учащихся.  Воспитательный  процесс педагогический коллектив строит с учётом результатов диагностики, психолого-педагогического прогноза, интересов и способностей учащихся, социальных запросов родителей, условий и традиций школы.

Начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста, поэтому воспитание занимает приоритетное направление в образовательном процессе и основывается на преемственности воспитания, формировании познавательной мотивация и ориентации на общечеловеческие ценности.

Основой воспитательной работы  в школе является система коллективно- творческих дел. Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития школьника.

Каждое из направлений базируется на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их  обучающимся.

Основные направления  духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,  свободам и обязанностям человека.
  2. 2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Формирование  ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
  7. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

Реализация Программы предполагает добровольное и посильное включение  каждого обучающегося в систему мероприятий, коллективно – творческих дел, решение реальных социальных, экологических,культурных,  исследовательских и иных проблем семьи, школы, поселка Пионерский, Советского района, Ханты - Мансийского  автономного округа – Югры – России.

1.1. Цель Программы: Воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного  юного гражданина Югры –России.

Задачи Программы

  • воспитывать  гражданское,  патриотическое отношение младшего школьника  к своей Родине, своему Отечеству;
  • формировать этническое сознание, включающее гордость за историю, культуру своей малой родины   -  Ханты- мансийского автономного округа-Югра, уважения к культуре, традициям России, других стран мира;
  •  воспитывать ценностное отношение к своей семье, родным,  школе, поселку, формировать активную гражданскую позицию;
  • формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде;
  • воспитывать ценностное отношение к труду,  бережливость, готовность к социально – значимой, общественно – полезной  деятельности;
  •   формировать навыки здорового образа жизни , ценностное отношение к своему здоровью;
  •  раскрывать и развивать  творческие способности и таланты, чувство прекрасного;
  • способствовать становлению основ морали, норм нравственного поведения, развитию и приобретению  младшим школьником ключевых и специальных компетенций, в том числе лидерских.
  • осуществлять реализацию  Программы духовно- нравственного развития и воспитания младших  школьников   в тесном сотрудничестве и  взаимодействии с семьёй обучающегося, учреждениями   дополнительного образования, спорта, культуры, общественными организациями, в том числе ветеранскими, средствами массовой информации и другими социальными партнерами

Чтобы помочь ребёнку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.

Задачи развития и воспитания  младших школьников:

1)  в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

формирование нравственного смысла учения;

2)  в области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;

3)  в  области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

1.3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы  согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших );
  • труд и творчество(творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука(познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа(жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

  1. 1.2.  Ценностные установки,
  2.  направления, виды деятельности и формы занятий, конкретизированные задачи, планируемые результаты
  3. духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся

Направления воспитания

задачи

Ценностные установки

виды деятельности и формы занятий

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Сформировать:

·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе, гимне ХМАО –ЮГРЫ,

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина Югры - России;

·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

·ценностное  отношение к своему национальному языку и культуре, к культуре  народов Севера ХМАО – ЮГРЫ;

·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории своего региона, России ;

·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ханты -мансийского округа –Югры.

·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

·любовь к своей школе, своему поселку, городу, народу, России;

·уважение к защитникам Родины;

·умение отвечать за свои поступки;

·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Патриотизм  -  любовь к России, своему народу своей малой родине, служение Отечеству,

Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность-Служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести  и вероисповедания;

Семья – ценностное отношение к своей семье, своему роду;

отношение к семье как основе Российского общества;

Человечество– мир во всем мире, многообразие культур народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

·получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, ;

·ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе краеведения, экскурсий в школьный музей, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания,);

·ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

·знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

·знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

·участие в просмотре   отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества п. Пионерский, Советского района , ХМАО – Югры, России,  подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

·получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

·участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

-сформировано ценностное отношение к России, своему народу,  государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;ценностное отношение к   своему краю, отечественному культурно историческому, культурному наследию, традициям своей малой родины –Югры, символике  ХМАО –Югры, Советского района, поселка Пионерский, образовательного учреждения;

-- уважительное отношение к   своему национальному языку, культуре. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России – Югры;

формирование важнейших духовно – нравственных ценностей – чувство гордости за свою семью, школу, поселок, район, регион, неповторимый северный край, трудовые и боевые подвиги героев России, своих земляков,  чувства гордости за звание гражданина Югры – России.;

- учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- начальные представления о правах, обязанностях человека, гражданина, товарища,

толерантное, уважительное отношение к другой  национальности, вере, религии.

Развитие нравственных чувств и этического сознания.

·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

·различение хороших и плохих поступков;

·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·знание правил этики, культуры речи;

·стремление избегать плохих поступков,  умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Нравственный выбор- справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,

равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность;

Семья – любовь и верность,  забота ,помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Личность- -  саморазвитие и совершенствование, смысл жизни,  внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способностьк нравственному выбору;

Традиционные российские религии-  представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировозрения,толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

·получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов Югры - России);

·ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

·участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

·ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

·усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

·посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

·получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

·расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

- учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- учащиеся уважительно  относятся к традиционным религиям;

- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·элементарные представления об основных профессиях;

·ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Труд и творчество-уважение к труду, творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

·участвуют в экскурсиях по поселку Пионерский,  других поселков Советского района,   во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

·узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) , участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных», праздников труда;

·получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

·приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

·учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

·приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных  партнеров (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

·приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

·участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

- сформировано ценностное отношение к труду  и творчеству;

- учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

- учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;

- учащиеся осознают приоритет  нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;

- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимном различных видов здоровья человека: физического, нравственного,социально – психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представленияо влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно – гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе,подвижным играм.участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представленияо возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношениек невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Здоровье -физическое нравственное, психологическое, стремление к здоровому образу жизни.

.приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностяхчеловеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов,в системе внеклассных, внешкольных  мероприятий, включая  встречи со  спортсменами, тренерами,  представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью;

 семейных мероприятий: »Папа, мама, я – спортивная семья», »Веселые старты», День здоровья.

- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровье- сберегающей - деятельности;

- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·бережное отношение к растениям и животным.

Природа  - родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;

Человечество – мир вовсем мире,

·усвоение элементарных представлений об эко-культурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов Югры - России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

·получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

·получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

·посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

·усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

-

учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое  воспитание)

·

представления о душевной и физической красоте человека;

·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Искусство илитературакрасота,гармония, духовный мир человека; нравственный выбор, смысл жизни,

эстетическое развитие, этическое развитие,  самовыражение в творчестве и искусстве.

·получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

·ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

·обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

·обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «×ем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

·получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

·участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

·получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;

·участие в художественном оформлении помещений.

 учащиеся имеют элементарные

представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- у учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;

самореализации в различных видах творческой деятельности;

- учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.

Развитие и поддержка одаренных детей

  Развитие   талантливого ребенка, и общественное признание его достижений

Ребенок, его талант, дар

 Вовлечение талантливых детей в систему дополнительного образования, индивидуальных занятий, НОУ, общественные организации; организация презентаций стихов юных поэтов, художественных выставок юных художников, концертов талантливых музыкантов и певцов.

Развитие таланта, эстетического вкуса;

Общественное признание достижений талантливого ребенка, пробуждение желания к творчеству, созданию собственных художественных картин, стихов, песен,  которые станут достоянием школьников, родителей, педагогов,  жителей поселка Пионерский, Советского района, ХМАО – Югры, России.

1.3.  Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов Югры -России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

·произведений искусства;

·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

·духовной культуры и фольклора народов Югры, России;

·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

·других источников информации и научного знания.

Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов ХМАО – Югры, Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное.

Будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
  • в характере общения и сотрудничества взрослого и ребёнка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с  учётом определённой ценности и смысла;
  • в личном  примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности  юного гражданина  Югры - России, нравственного уклада жизни обучающихся  будет осуществляться на основе следующих принципов:

  • нравственный пример педагога;
  • социально-педагогическое партнёрство;
  • индивидуально-личностное развитие;
  • Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

социальная востребованность воспитания.Процесс воспитания осуществляется в форме  коллективно – творческих дел, в каждом из которых определено яркое традиционное дело.

Цели  организации коллективно – творческих дел:

  • создание периодов повышенной творческой активности;
  • задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избегая стихийности;

прогнозировать и отслеживать результат;

привлекать родителей и других представителей социального сообщества

Календарь традиционных школьных  коллективно – творческих  дел и праздников

Сентябрь

 День Знаний;  Неделя мероприятий по безопасности дорожного движения

Ярмарка садовых достижений. День здоровья.

Октябрь

Праздник Осени .Посвящение впервоклассники

 День рождения школы. Праздничный концерт к дню Учителя.

Ноябрь

День матери ( Праздничный концерт, конкурс  фото – газет, стихов)

Конкурс» Лучший знаток  правил дорожного движения.

Декабрь

  День рождение Ханты - мансийского – автономного округа – Югра.

 Здравствуй,  Новый год!

Январь  

Рождество Христово.

Февраль

День Защитника Отечества.

Смотр строя и песни.

Март

Праздник» Мамин день».  Праздник книги. Праздник птиц.

Апрель

Праздник Пасхи.  Праздник букваря.

Май

Праздник, посвященный Дню Победы.  День семьи.

  Праздник славянской культуры и письменности. До свидания, начальная   школа.

1.4.. Содержание Программы

  1. Воспитание гражданственности,  патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Беседы, встречи,  классные часы - государственные символы (Флаг, герб, гимн) России,  ХМАО –Югра, Советского района, г. п. Пионерский,  герб, гимн - Пионерской средней школы;

- русский язык, как государственный язык межнационального общения;

-права и обязанности граждан России;

-национальные герои и важнейшие события истории России;

-защитники Отечества – мои земляки («Мой дед –герой», «Мой папа – Защитник Отечества»)  и др;

Встречи с ветеранами войны, труда,  тыла, Почетными жителями поселка Пионерский, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне , других государств, проживающих на территории  г. п. Пионерский , Советского района.

Краеведческая деятельность – сбор  материалов об истории семьи каждого обучающегося, истории школы,  истории поселка  Пионерский и ее жителей,   создание Книги Памяти  Ветеранов ВеликойОтечественной войны   поселка  Пионерский, родственников обучающихся, пропаганда трудовых и боевых заслуг наших земляков,

- исследование,, сохранение культуры  коренных народов Севера –ханты, манси и других народов, проживающих на территориипоселка Пионерский, Советского района;

-знакомство с деятельностью этнокультурных центров разных народов России;

Экскурсии - «Здравствуй, музей!», »Из истории Пионерской средней школы», «Гордость Пионерской средней школы – её выпускники»,  «Отличники школы», «Из истории предприятий поселка   Пионерский» , «Первопроходцы», «Из истории Советского района», «Из истории ХМАО – Югра»,  «Мой дом – Югра»;

Виртуальные  экскурсии – знакомство с культурой, традициями ,историей России и различных стран мира;

Праздники, выставки –  выставка семейноготворчества, выставка детских рисунков «Я – против войны», »Югорские узоры»,Праздник» День матери» , «История моей семьи в документах, фотографиях, предметах», интерактивная выставка – загадка «Из бабушкиного сундучка»,«Семья года»,«Поклон земной Вам, ветераны!», «Уроки мужества», «Пою  тебе  - моя Югра»,» «В гости к ханты», встречи с представителями коренных народов Севера, - торжественные линейки, посвященные» Дню Победы» , «Дню Пионерии»,  Дню  поселка Пионерский,Советского района,   Ханты - мансийского автономного округа - Югры», Дню России.

Государственные праздники:

День Знаний.

День учителя.

День России;

Праздник Весны и труда.

День Защитника Отечества.

 Международный женский день 8 марта.

 День матери.

День защиты детей.

День Победы

 День семьи.

День славянской письменности и культуры.

 2.  Воспитание трудолюбия, творческого  отношения к учению, труду, жизни.

классные часы,мероприятия(темы) : »Труд – важная ценность человека».

»Трудовые достижения  моих родителей». «Знакомство с профессиями». »Учеба – главный труд!». «Роль знаний и науки». «Бережное отношение к своему труду, труду других людей,  к школьному имуществу, учебникам,  личным вещам.  «Трудовые достижения моих родителей». «Город мастеров».  Умельцы поселкаПионерский.  Экскурсии на  предприятия, где работают родители,  встречи –беседы с людьми разных профессий, ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации, совместные проекты с родителями «Профессия  моих родителей» и др.

социально – значимая деятельность

- помощь пожилым людям,  ветеранам педагогического труда,  участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, инвалидам, нуждающимся,   подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями, участие в  социальных акциях «Забота о ветеранах», операции  «Подарок ветерану».

Общественно – полезная деятельность

- определение обязанностей младшим школьникам в пространствеученического

 классного самоуправление, наведение порядка в пространстве своего класса, школы ,участие в общественно – полезных  делах детской организации школы, школьном самоуправлении, участие в трудовых акциях »Мой чистый двор»,  « Сделаем наш поселок чище», субботниках– школьных, поселковых, помощь библиотекарю – возвращение старым книгам – новую жизнь, посадка саженцев и уход за ними и другие добрые дела..

3.Формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни.

классные часы, мероприятия( темы):  Соблюдение правил гигиены издоровогорежима дня»; »Полезные и вредные привычки»;«Спорт в жизни людей»;» Движение –это жизнь»; «О вреде для здоровья компьютерных игр»; »Веселые старты»; Спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»; игра путешествие  »Я здоровье берегу – сам себе я помогу»; «Почему вредной привычке ты скажешь - нет!»; Встречи, - беседы с интересными людьми, ведущими активный, здоровый образ жизни;  Традиционныедни здоровья, еженедельные экскурсии на природу.

4.  Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде .(экологическое воспитание)

 -Знакомство с нормами экологической этики. Первичное представление о природе, животном мире своего родного края. Видео –путешествия в мир  заповедной природы России, других стран мира .Правила экологической этики в отношениях человека и природы. Экскурсии в краеведческие и биологические музеи, заповедники,находящиеся на территории Советского района,  Ханты – мансийского округа – Югра, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой родного края. Участие в районных и окружных конкурсах «Марш парков и заповедников».  Конкурсы  рисунков на тему »Бережное отношение к природе». Участие в экологических акциях, работе школьного лесничества.

5.  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Темы для классных часов, школьных мероприятий.

 - Красота в жизни людей. Добрые дела.

-Базовые национальные  российские ценности.

 -Культурные ценности народов Югры, втом числе коренных народов Севера.

 - Духовный мир человека.

 - Правила поведения в образовательном учреждении, семье, на улице, в общественных местах.

 -Уважительное отношение к родителям,  учителям,старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

-Бережное, гуманное отношение ко всему живому.

- Правила этики, культуры речи.

- Конкурсы лучших чтецов.

- Фестивали патриотической песни.

 - Литературно  - музыкальные гостиные , посвященные творчеству детских писателей и поэтов России, Югры,  местного края.

- Встречи с деятелями искусства и культуры местного края.

6. Развитие и поддержка одаренных детей

- Основная задача данного направления – развитие таланта ребенка и  общественное признание его достижений .

Данное направление реализуется через организацию презентаций сборников стихов юных поэтов,  художественных выставок юных художников, начинающих свой путь в искусстве, концертов талантливых музыкантов и певцов, которые поют о любви ксвоей Родине  - России, своему родномукраю,- героизме и мужестве своих земляков.          Таким образом, школа не только пропагандирует  творчество талантливых детей ,  формирует хороший эстетический вкус, но и воспитывает их настоящими гражданами, патриотами своей малой родины  - Югра.

1.6.  Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно – нравственному развитию и воспитанию  обучающихся

Духовно -  нравственное развитие и воспитание обучающихся  на ступени начального общего образования осуществляется образовательным учреждением МОУСОШ  поселка Пионерский,  - в тесном взаимодействии с семьёй обучающихся,  внешкольными учреждениями – музыкальной школой,  МУ КСК «Импульс», поселковой  библиотекой, учреждением дополнительного образования  РЦРТДиЮ  «Созвездие», »Музейно – выставочным центром города Советский,  Школой олимпийского резерва города Советский, инспекцией  ГИБДД ,  отделением милиции , общественными, ветеранскими организациями поселка  Пионерский ,Советского района, ХМАО – Югра, СМИ. Совместная деятельность  со всеми социальными партнерами осуществляется, согласно  сотрудничества, в том числе участия в работе попечительского Совета школы, совместных планов и программ работы.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи  имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого, повышение педагогической культуры родителей,  рассматривается .как одно из важнейших направлений  духовно – нравственного развития и  воспитания младших школьников .  

Система работы МОУСОШ  поселка  Пионерский  по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно – нравственного развития и воспитанияобучающихся младшего возраста основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности, в разработке содержания и реализации программ  духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;                                                    

 - сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

 - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

 - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры  каждого родителя;

 -  содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

 - опора на положительный опыт  семейного воспитания;

- организация совместных  коллективно – творческих дел.

Содержание работы по повышению компетенций родителей в вопросах воспитания и развития младших школьников,   организация совместных коллективно – творческих дел.

 Повышение педагогической    культуры родителей (родительские  конференции, собрания,   семинары, индивидуальные консультации специалистов - психолога,   социального педагога,  администрации школы  и других педагогических работников).

Совместные коллективно – творческие дела

(Участники – дети, родители, педагоги)

Семья  - в духе духовно- нравственных и культурных традиций российского общества.

Праздники:

«Духовные корни моей семьи»

Традиции моей семьи.

Деревенские посиделки – «Одежда на Руси».

«День матери».

«День отца».

«С любовью к бабушке и дедушке».

«День ребенка».

Конкурсы:

«Семья – эрудит».

«Папа , мама, я- читающая семья».

«Самая спортивная семья».

«Самая  творческая семья».

Конкурс семейных альбомов – «От истории семьи к истории поселка».

«Самая музыкальная семья».

«Самая дружная семья»

Формирование у детей высокой мотивации к здоровье -сбережению и поведенческих навыков здорового образа жизни.

  День здоровья - на природе.

«Ярмарка садовых достижений».

«Веселые старты».

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма( совместно с инспектором ГИБДД)

Конкурс «Безопасное колесо».

Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье, труду. Народные традиции семейного воспитания.

  «Родительский дом – начало начал».

«День рождения»

«День благодарения»

«Дедовы медали»

 Мой папа – Защитник Отечества»

«Трудовые династии»

Путешествие в мир профессий  родителей»

«Так ведется на Руси – семья всегда должна расти» (встреча  - праздник чествования многодетных семей»).

«Уроки семейной культуры».

Здоровый образ жизни – традиция моей семьи.

Роль отца в воспитании детей.

«Отец, отцовство, Отечество».

Ранняя профилактика отклоняющего поведения, безнадзорности,  правонарушений, негативных привычек  младших школьников.

« Курение убивает жизнь».

Акция «Мы. -за здоровый образ жизни».

 « Скажем  вредным привычкам – нет!».

Воспитываем доброту и милосердие» Добрые дети – похвала родителям!».

« Будьте милосердней ,друг  к другу!».

«Добрым быть – счастливым быть»

Поговорим о толерантности – уважительном отношении к иным национальностям, культурам, языку.

Праздник сказки ( разных народов).

Карнавал дружбы (танцы в национальных костюмах, песни,  выставки  семейного  национального творчества ,национальные блюда)

Поддержка одаренных детей в условиях семьи и школы

Фестиваль детского творчества.

Выставки художественного творчества   талантливых юных  художников.

Публичный отчет школы  по выполнению  образовательной программы начального общего образования, согласно ФГОС ( в том числе программы духовно – нравственного развития и  воспитания младших школьников) .

День открытых дверей–«Неразлучные друзья – взрослые и дети». День семьи в школе. – награждение победителя школьного конкурса »Звёзды нашей школы» в номинации  -«Идеальные родители», «Идеальный родитель».

В школе стало традиционным проведение  в конце каждого учебного года Дня открытых дверей  «Неразлучные друзья – взрослые и дети!» в форме творческого отчёта. Цель данного мероприятия: не только показать родителям итог работы учреждения за год, но и создать условия для активного, совместного сотрудничества родителей и детей, оценка работы школы, пожелания на перспективу.

1.7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике,  символике ХМАО – Югры,  Советского района,  поселка Пионерский,  школы, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим  событиям России – Югры.

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·опыт социальной и межкультурной коммуникации

начальные представления о правах, обязанностях человека, гражданина, товарища, толерантное , уважительное отношение к другой национальности, вере, религии;

-формирование важнейших духовно – нравственных ценностей –чувство гордости за свою семью, школу, поселок, район, регион, неповторимый северный край, трудовые и боевые подвиги своих земляков,чувства гордости за звание гражданина Югры –России

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·уважительное отношение к традиционным религиям;

·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России , своих близких,  односельчан, человечества, трудолюбие;

·ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·элементарные представления о различных профессиях;

·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.;

 .приобретение жизненно важных и ключевых компетенций.

Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- навыки и потребность  здорового образа жизни;

- осознанное соблюдение  правил личной гигиены, режима дня, правильного питания;

 - понимания вреда курения, алкоголя и наркотиков;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье;

- элементарные представления о важности морали и нравственности  в сохранении здоровья человека;

-  понимание ценности занятий физкультурой и спортом для здоровья человека, его образования, труда, и творчества

·

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·ценностное отношение к природе России , планета Земля.

·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

· гордость за  неповторимую , уникальную красоту и  природные богатства родного края, -любовь к древней  югорской  земле, ее лесам, заповедникам, животному и растительному миру;

- знание  и применение норм экологической этики;

 -желание участвовать в экологических  акциях, чтобы хранить ,беречь  природу и всё живое.

Воспитание ценностного отношения к  прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах.

- первоначальные умения видеть прекрасноев окружающем мире, людях.

- отличие  хороших поступков от плохих;

  -выполнение  норм   поведения в семье, школе, общественных местах;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;-

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций народов России;

-приобщение  к историко- культурному наследию своего родного края –Югры  сформирует у выпускника начальной школы  этническое сознание – включающее чувство гордости за свою культуру и уважение к культуре других национальностей и народов, любовь к малой Родине и Отечеству, гражданственность и патриотизм, знание и уважение национальных традиций – местных, региональных, российских, международных.

--первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;

-мотивация к реализации  приобретенных эстетических  ценностей в пространстве образовательного учреждения, семьи, социума;

Развитие и поддержка одаренных детей

- Развитие таланта ребенка, общественное признание егодостижений ,пробуждение желания к творчеству, создание собственных художественных картин, стихов, песен, которые станут достоянием школьников, педагогов, родителей, жителей поселка Пионерский, Советского района, ХМАО – Югры.

  -приобретение  ключевых и специальных компетенций.

Каждое из направлений духовно – нравственного развития и воспитания  обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей , формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально – ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности( самосознания) гражданина Югры – России.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур ,в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника....

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:       1. Создать ма...

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...