Главные вкладки

    Программа духовно нравственного развития, воспитания на ступени НОО МБОУ СОШ п.Пионерский
    материал на тему

    Патлина Надежда Леонидовна

    Программа духовно нравственного развития, воспитания на ступени НОО МБОУ СОШ п.Пионерский

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_duhovno_nravstvennogo_vospitaniya.docx94.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Ханты – Мансийский  автономный округ – Югра

    Тюменская область

    Программа

    духовно – нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования  МБОУСОШ п. Пионерский.

    « Юный гражданин Югры–России»

    Пионерский

    2014г.

    1. Пояснительная записка

    Проблемы  духовно – нравственного воспитания детей и школьной молодежи  всегда были в центре внимания государственной, региональной образовательной политики.  Но особую актуальность они приобрели в настоящее время. Сложные экономические и социокультурные условия породили особенно в школьной среде  новый виток проблем. У  школьниковнаблюдается падение нравственности, негативное отношение к семейным, духовным  ценностям, защите своего Отечества.Особую тревогу вызывают младшие школьники. Младший школьный возраст – очень важный этап развития и становления человека. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются основы важных, жизненных и духовно – нравственных ценностей  - морали, культуры, гражданственности,  патриотизма.

    Программа духовно-нравственного воспитания и развитияобучающихся начальной школы направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире,  для  более  эффективного, организованного  процесса усвоения и принятия обучающимся базовых национальных российских ценностей, историко-культурных ценностей народов своего родного края  - Югры, в том числе коренных народов Севера, более глубокого приобщения школьников к истокам, традициям своей семьи и школы.

    Программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концептуальных положений учебно-методического комплекта «Школа России», «Школа 2100», «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» и опыта реализации воспитательной работы школы.

    Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнёрами школы  - музыкальной школой,  муниципальным учреждением  Культурно – спортивный комплекс» Импульс»,   реабилитационным центром «Берегиня», поселковой библиотекой, Советом ветеранов городского поселения Пионерский, Пионерским отделением милиции, районным центром развития творчества детей и  юношества «Созвездие», «Музейно  -  выставочным центром» города Советский, средствами массовой информации.

    Духовно-нравственное развитие юного гражданина Югры -  России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

    Одним из центральных положений программы является концепция создания в образовательном учреждении целостного пространства духовно-нравственного развития, воспитания младшего школьника в форме игры -  путешествия   - «Ягражданин Югры – России». Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную,  деятельность обучающегося и его родителей. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни, принадлежит педагогическому коллективу начальной школы.

    В основу Программы  положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, культурно – исторические, природные ценности  региона – Ханты –Мансийского  автономного округа -Югра . Ведущей идеей  воспитательной системы школы является развитие личности школьника, его интересов и способностейиталантов. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.

    Воспитательная среда школы базируется  на гуманных отношениях между детьми и взрослыми. В школе создан максимум условий для образовательной и творческой сферы деятельности учащихся.  Воспитательный  процесс педагогический коллектив строит с учётом результатов диагностики, психолого-педагогического прогноза, интересов и способностей учащихся, социальных запросов родителей, условий и традиций школы.

    Начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста, поэтому воспитание занимает приоритетное направление в образовательном процессе и основывается на преемственности воспитания, формировании познавательной мотивация и ориентации на общечеловеческие ценности.

    Основой воспитательной работы  в школе является система коллективно- творческих дел. Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития школьника.

    Каждое из направлений базируется на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их  обучающимся.

    Основные направления  духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся

    1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,  свободам и обязанностям человека.
    2. 2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания
    3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
    4. Формирование  ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
    5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
    6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
    7. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

    Реализация Программы предполагает добровольное и посильное включение  каждого обучающегося в систему мероприятий, коллективно – творческих дел, решение реальных социальных, экологических,культурных,  исследовательских и иных проблем семьи, школы, поселка Пионерский, Советского района, Ханты - Мансийского  автономного округа – Югры – России.

    1.1. Цель Программы: Воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного  юного гражданина Югры –России.

    Задачи Программы

    • воспитывать  гражданское,  патриотическое отношение младшего школьника  к своей Родине, своему Отечеству;
    • формировать этническое сознание, включающее гордость за историю, культуру своей малой родины   -  Ханты- мансийского автономного округа-Югра, уважения к культуре, традициям России, других стран мира;
    •  воспитывать ценностное отношение к своей семье, родным,  школе, поселку, формировать активную гражданскую позицию;
    • формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде;
    • воспитывать ценностное отношение к труду,  бережливость, готовность к социально – значимой, общественно – полезной  деятельности;
    •   формировать навыки здорового образа жизни , ценностное отношение к своему здоровью;
    •  раскрывать и развивать  творческие способности и таланты, чувство прекрасного;
    • способствовать становлению основ морали, норм нравственного поведения, развитию и приобретению  младшим школьником ключевых и специальных компетенций, в том числе лидерских.
    • осуществлять реализацию  Программы духовно- нравственного развития и воспитания младших  школьников   в тесном сотрудничестве и  взаимодействии с семьёй обучающегося, учреждениями   дополнительного образования, спорта, культуры, общественными организациями, в том числе ветеранскими, средствами массовой информации и другими социальными партнерами

    Чтобы помочь ребёнку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.

    Задачи развития и воспитания  младших школьников:

    1)  в области формирования личностной культуры:

    • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
    • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
    • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
    • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
    • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
    • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
    • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
    • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
    • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

    формирование нравственного смысла учения;

    2)  в области формирования социальной культуры:

    • формирование основ российской гражданской идентичности;
    • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
    • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
    • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
    • укрепление доверия к другим людям;
    • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
    • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
    • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;

    3)  в  области формирования семейной культуры:

    • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
    • формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
    • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

    1.3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся.

    Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы  согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

    • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
    • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
    • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
    • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших );
    • труд и творчество(творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
    • наука(познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
    • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
    • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
    • природа(жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
    • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

    1. 1.2.  Ценностные установки,
    2.  направления, виды деятельности и формы занятий, конкретизированные задачи, планируемые результаты
    3. духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся

    Направления воспитания

    задачи

    Ценностные установки

    виды деятельности и формы занятий

    Планируемые результаты воспитательной деятельности

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Сформировать:

    ·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

    ·представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе, гимне ХМАО –ЮГРЫ,

    ·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

    ·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина Югры - России;

    ·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

    ·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

    ·ценностное  отношение к своему национальному языку и культуре, к культуре  народов Севера ХМАО – ЮГРЫ;

    ·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

    ·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории своего региона, России ;

    ·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ханты -мансийского округа –Югры.

    ·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

    ·любовь к своей школе, своему поселку, городу, народу, России;

    ·уважение к защитникам Родины;

    ·умение отвечать за свои поступки;

    ·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

    Патриотизм  -  любовь к России, своему народу своей малой родине, служение Отечеству,

    Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

    Гражданственность-Служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести  и вероисповедания;

    Семья – ценностное отношение к своей семье, своему роду;

    отношение к семье как основе Российского общества;

    Человечество– мир во всем мире, многообразие культур народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

    ·получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, ;

    ·ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе краеведения, экскурсий в школьный музей, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания,);

    ·ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

    ·знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

    ·знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

    ·участие в просмотре   отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества п. Пионерский, Советского района , ХМАО – Югры, России,  подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

    ·получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

    ·участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

    -сформировано ценностное отношение к России, своему народу,  государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;ценностное отношение к   своему краю, отечественному культурно историческому, культурному наследию, традициям своей малой родины –Югры, символике  ХМАО –Югры, Советского района, поселка Пионерский, образовательного учреждения;

    -- уважительное отношение к   своему национальному языку, культуре. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России – Югры;

    формирование важнейших духовно – нравственных ценностей – чувство гордости за свою семью, школу, поселок, район, регион, неповторимый северный край, трудовые и боевые подвиги героев России, своих земляков,  чувства гордости за звание гражданина Югры – России.;

    - учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

    - учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

    - учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

    - начальные представления о правах, обязанностях человека, гражданина, товарища,

    толерантное, уважительное отношение к другой  национальности, вере, религии.

    Развитие нравственных чувств и этического сознания.

    ·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

    ·различение хороших и плохих поступков;

    ·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

    ·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

    ·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

    ·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

    ·бережное, гуманное отношение ко всему живому;

    ·знание правил этики, культуры речи;

    ·стремление избегать плохих поступков,  умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

    ·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

    ·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

    Нравственный выбор- справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,

    равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность;

    Семья – любовь и верность,  забота ,помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

    Личность- -  саморазвитие и совершенствование, смысл жизни,  внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способностьк нравственному выбору;

    Традиционные российские религии-  представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировозрения,толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

    ·получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов Югры - России);

    ·ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

    ·участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

    ·ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

    ·усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

    ·посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

    ·получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

    ·расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

    - учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

    - учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

    - учащиеся уважительно  относятся к традиционным религиям;

    - учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

    - формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

    - учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    ·первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

    ·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

    ·элементарные представления об основных профессиях;

    ·ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

    ·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

    ·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

    ·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

    ·умение соблюдать порядок на рабочем месте;

    ·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

    ·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

    Труд и творчество-уважение к труду, творчество и созидание;

    стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

    В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

    ·участвуют в экскурсиях по поселку Пионерский,  других поселков Советского района,   во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

    ·узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) , участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных», праздников труда;

    ·получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

    ·приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

    ·учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

    ·приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных  партнеров (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

    ·приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

    ·участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

    - сформировано ценностное отношение к труду  и творчеству;

    - учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

    - учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;

    - учащиеся осознают приоритет  нравственных основ труда, творчества, создания нового;

    - учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;

    - учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

    Формирование ценностного отношения к здоровью и

    здоровому образу жизни.

    Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

    элементарные представления о единстве и взаимном различных видов здоровья человека: физического, нравственного,социально – психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

    элементарные представленияо влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

    понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

    знание и выполнение санитарно – гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

    интерес к прогулкам на природе,подвижным играм.участию в спортивных соревнованиях;

    первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

    первоначальные представленияо возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

    отрицательное отношениек невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

    Здоровье -физическое нравственное, психологическое, стремление к здоровому образу жизни.

    .приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностяхчеловеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов,в системе внеклассных, внешкольных  мероприятий, включая  встречи со  спортсменами, тренерами,  представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью;

     семейных мероприятий: »Папа, мама, я – спортивная семья», »Веселые старты», День здоровья.

    - у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

    - учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

    - учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровье- сберегающей - деятельности;

    - учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

    - учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

    Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

    ·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

    ·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

    ·элементарный опыт природоохранительной деятельности;

    ·бережное отношение к растениям и животным.

    Природа  - родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;

    Человечество – мир вовсем мире,

    ·усвоение элементарных представлений об эко-культурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов Югры - России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

    ·получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

    ·получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

    ·посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

    ·усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

    -

    учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

    - учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

    - у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

    - у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

    Формирование ценностного отношения к прекрасному,

    формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое  воспитание)

    ·

    представления о душевной и физической красоте человека;

    ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

    ·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

    ·интерес к занятиям художественным творчеством;

    ·стремление к опрятному внешнему виду;

    ·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

    Искусство илитературакрасота,гармония, духовный мир человека; нравственный выбор, смысл жизни,

    эстетическое развитие, этическое развитие,  самовыражение в творчестве и искусстве.

    ·получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

    ·ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

    ·обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

    ·обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «×ем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

    ·получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

    ·участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

    ·получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;

    ·участие в художественном оформлении помещений.

     учащиеся имеют элементарные

    представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

    - учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

    - у учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;

    самореализации в различных видах творческой деятельности;

    - учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.

    Развитие и поддержка одаренных детей

      Развитие   талантливого ребенка, и общественное признание его достижений

    Ребенок, его талант, дар

     Вовлечение талантливых детей в систему дополнительного образования, индивидуальных занятий, НОУ, общественные организации; организация презентаций стихов юных поэтов, художественных выставок юных художников, концертов талантливых музыкантов и певцов.

    Развитие таланта, эстетического вкуса;

    Общественное признание достижений талантливого ребенка, пробуждение желания к творчеству, созданию собственных художественных картин, стихов, песен,  которые станут достоянием школьников, родителей, педагогов,  жителей поселка Пионерский, Советского района, ХМАО – Югры, России.

    1.3.  Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов Югры -России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

    Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

    Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

    Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

    Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

    ·произведений искусства;

    ·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

    ·духовной культуры и фольклора народов Югры, России;

    ·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

    ·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

    ·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

    ·других источников информации и научного знания.

    Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

    Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

    Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

    Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

    Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

    Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов ХМАО – Югры, Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

    Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

    Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное.

    Будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

    Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

    • в содержании и построении уроков;
    • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
    • в характере общения и сотрудничества взрослого и ребёнка;
    • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
    • в специальных событиях, спроектированных с  учётом определённой ценности и смысла;
    • в личном  примере ученикам.

    Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

    Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности  юного гражданина  Югры - России, нравственного уклада жизни обучающихся  будет осуществляться на основе следующих принципов:

    • нравственный пример педагога;
    • социально-педагогическое партнёрство;
    • индивидуально-личностное развитие;
    • Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

    социальная востребованность воспитания.Процесс воспитания осуществляется в форме  коллективно – творческих дел, в каждом из которых определено яркое традиционное дело.

    Цели  организации коллективно – творческих дел:

    • создание периодов повышенной творческой активности;
    • задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избегая стихийности;

    прогнозировать и отслеживать результат;

    привлекать родителей и других представителей социального сообщества

    Календарь традиционных школьных  коллективно – творческих  дел и праздников

    Сентябрь

     День Знаний;  Неделя мероприятий по безопасности дорожного движения

    Ярмарка садовых достижений. День здоровья.

    Октябрь

    Праздник Осени .Посвящение впервоклассники

     День рождения школы. Праздничный концерт к дню Учителя.

    Ноябрь

    День матери ( Праздничный концерт, конкурс  фото – газет, стихов)

    Конкурс» Лучший знаток  правил дорожного движения.

    Декабрь

      День рождение Ханты - мансийского – автономного округа – Югра.

     Здравствуй,  Новый год!

    Январь  

    Рождество Христово.

    Февраль

    День Защитника Отечества.

    Смотр строя и песни.

    Март

    Праздник» Мамин день».  Праздник книги. Праздник птиц.

    Апрель

    Праздник Пасхи.  Праздник букваря.

    Май

    Праздник, посвященный Дню Победы.  День семьи.

      Праздник славянской культуры и письменности. До свидания, начальная   школа.

    1.4.. Содержание Программы

    1. Воспитание гражданственности,  патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Беседы, встречи,  классные часы - государственные символы (Флаг, герб, гимн) России,  ХМАО –Югра, Советского района, г. п. Пионерский,  герб, гимн - Пионерской средней школы;

    - русский язык, как государственный язык межнационального общения;

    -права и обязанности граждан России;

    -национальные герои и важнейшие события истории России;

    -защитники Отечества – мои земляки («Мой дед –герой», «Мой папа – Защитник Отечества»)  и др;

    Встречи с ветеранами войны, труда,  тыла, Почетными жителями поселка Пионерский, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне , других государств, проживающих на территории  г. п. Пионерский , Советского района.

    Краеведческая деятельность – сбор  материалов об истории семьи каждого обучающегося, истории школы,  истории поселка  Пионерский и ее жителей,   создание Книги Памяти  Ветеранов ВеликойОтечественной войны   поселка  Пионерский, родственников обучающихся, пропаганда трудовых и боевых заслуг наших земляков,

    - исследование,, сохранение культуры  коренных народов Севера –ханты, манси и других народов, проживающих на территориипоселка Пионерский, Советского района;

    -знакомство с деятельностью этнокультурных центров разных народов России;

    Экскурсии - «Здравствуй, музей!», »Из истории Пионерской средней школы», «Гордость Пионерской средней школы – её выпускники»,  «Отличники школы», «Из истории предприятий поселка   Пионерский» , «Первопроходцы», «Из истории Советского района», «Из истории ХМАО – Югра»,  «Мой дом – Югра»;

    Виртуальные  экскурсии – знакомство с культурой, традициями ,историей России и различных стран мира;

    Праздники, выставки –  выставка семейноготворчества, выставка детских рисунков «Я – против войны», »Югорские узоры»,Праздник» День матери» , «История моей семьи в документах, фотографиях, предметах», интерактивная выставка – загадка «Из бабушкиного сундучка»,«Семья года»,«Поклон земной Вам, ветераны!», «Уроки мужества», «Пою  тебе  - моя Югра»,» «В гости к ханты», встречи с представителями коренных народов Севера, - торжественные линейки, посвященные» Дню Победы» , «Дню Пионерии»,  Дню  поселка Пионерский,Советского района,   Ханты - мансийского автономного округа - Югры», Дню России.

    Государственные праздники:

    День Знаний.

    День учителя.

    День России;

    Праздник Весны и труда.

    День Защитника Отечества.

     Международный женский день 8 марта.

     День матери.

    День защиты детей.

    День Победы

     День семьи.

    День славянской письменности и культуры.

     2.  Воспитание трудолюбия, творческого  отношения к учению, труду, жизни.

    классные часы,мероприятия(темы) : »Труд – важная ценность человека».

    »Трудовые достижения  моих родителей». «Знакомство с профессиями». »Учеба – главный труд!». «Роль знаний и науки». «Бережное отношение к своему труду, труду других людей,  к школьному имуществу, учебникам,  личным вещам.  «Трудовые достижения моих родителей». «Город мастеров».  Умельцы поселкаПионерский.  Экскурсии на  предприятия, где работают родители,  встречи –беседы с людьми разных профессий, ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации, совместные проекты с родителями «Профессия  моих родителей» и др.

    социально – значимая деятельность

    - помощь пожилым людям,  ветеранам педагогического труда,  участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, инвалидам, нуждающимся,   подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями, участие в  социальных акциях «Забота о ветеранах», операции  «Подарок ветерану».

    Общественно – полезная деятельность

    - определение обязанностей младшим школьникам в пространствеученического

     классного самоуправление, наведение порядка в пространстве своего класса, школы ,участие в общественно – полезных  делах детской организации школы, школьном самоуправлении, участие в трудовых акциях »Мой чистый двор»,  « Сделаем наш поселок чище», субботниках– школьных, поселковых, помощь библиотекарю – возвращение старым книгам – новую жизнь, посадка саженцев и уход за ними и другие добрые дела..

    3.Формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни.

    классные часы, мероприятия( темы):  Соблюдение правил гигиены издоровогорежима дня»; »Полезные и вредные привычки»;«Спорт в жизни людей»;» Движение –это жизнь»; «О вреде для здоровья компьютерных игр»; »Веселые старты»; Спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»; игра путешествие  »Я здоровье берегу – сам себе я помогу»; «Почему вредной привычке ты скажешь - нет!»; Встречи, - беседы с интересными людьми, ведущими активный, здоровый образ жизни;  Традиционныедни здоровья, еженедельные экскурсии на природу.

    4.  Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде .(экологическое воспитание)

     -Знакомство с нормами экологической этики. Первичное представление о природе, животном мире своего родного края. Видео –путешествия в мир  заповедной природы России, других стран мира .Правила экологической этики в отношениях человека и природы. Экскурсии в краеведческие и биологические музеи, заповедники,находящиеся на территории Советского района,  Ханты – мансийского округа – Югра, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой родного края. Участие в районных и окружных конкурсах «Марш парков и заповедников».  Конкурсы  рисунков на тему »Бережное отношение к природе». Участие в экологических акциях, работе школьного лесничества.

    5.  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    Темы для классных часов, школьных мероприятий.

     - Красота в жизни людей. Добрые дела.

    -Базовые национальные  российские ценности.

     -Культурные ценности народов Югры, втом числе коренных народов Севера.

     - Духовный мир человека.

     - Правила поведения в образовательном учреждении, семье, на улице, в общественных местах.

     -Уважительное отношение к родителям,  учителям,старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

    -Бережное, гуманное отношение ко всему живому.

    - Правила этики, культуры речи.

    - Конкурсы лучших чтецов.

    - Фестивали патриотической песни.

     - Литературно  - музыкальные гостиные , посвященные творчеству детских писателей и поэтов России, Югры,  местного края.

    - Встречи с деятелями искусства и культуры местного края.

    6. Развитие и поддержка одаренных детей

    - Основная задача данного направления – развитие таланта ребенка и  общественное признание его достижений .

    Данное направление реализуется через организацию презентаций сборников стихов юных поэтов,  художественных выставок юных художников, начинающих свой путь в искусстве, концертов талантливых музыкантов и певцов, которые поют о любви ксвоей Родине  - России, своему родномукраю,- героизме и мужестве своих земляков.          Таким образом, школа не только пропагандирует  творчество талантливых детей ,  формирует хороший эстетический вкус, но и воспитывает их настоящими гражданами, патриотами своей малой родины  - Югра.

    1.6.  Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно – нравственному развитию и воспитанию  обучающихся

    Духовно -  нравственное развитие и воспитание обучающихся  на ступени начального общего образования осуществляется образовательным учреждением МОУСОШ  поселка Пионерский,  - в тесном взаимодействии с семьёй обучающихся,  внешкольными учреждениями – музыкальной школой,  МУ КСК «Импульс», поселковой  библиотекой, учреждением дополнительного образования  РЦРТДиЮ  «Созвездие», »Музейно – выставочным центром города Советский,  Школой олимпийского резерва города Советский, инспекцией  ГИБДД ,  отделением милиции , общественными, ветеранскими организациями поселка  Пионерский ,Советского района, ХМАО – Югра, СМИ. Совместная деятельность  со всеми социальными партнерами осуществляется, согласно  сотрудничества, в том числе участия в работе попечительского Совета школы, совместных планов и программ работы.

    Взаимодействие образовательного учреждения и семьи  имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого, повышение педагогической культуры родителей,  рассматривается .как одно из важнейших направлений  духовно – нравственного развития и  воспитания младших школьников .  

    Система работы МОУСОШ  поселка  Пионерский  по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно – нравственного развития и воспитанияобучающихся младшего возраста основана на следующих принципах:

    - совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности, в разработке содержания и реализации программ  духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;                                                    

     - сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

     - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

     - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры  каждого родителя;

     -  содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

     - опора на положительный опыт  семейного воспитания;

    - организация совместных  коллективно – творческих дел.

    Содержание работы по повышению компетенций родителей в вопросах воспитания и развития младших школьников,   организация совместных коллективно – творческих дел.

     Повышение педагогической    культуры родителей (родительские  конференции, собрания,   семинары, индивидуальные консультации специалистов - психолога,   социального педагога,  администрации школы  и других педагогических работников).

    Совместные коллективно – творческие дела

    (Участники – дети, родители, педагоги)

    Семья  - в духе духовно- нравственных и культурных традиций российского общества.

    Праздники:

    «Духовные корни моей семьи»

    Традиции моей семьи.

    Деревенские посиделки – «Одежда на Руси».

    «День матери».

    «День отца».

    «С любовью к бабушке и дедушке».

    «День ребенка».

    Конкурсы:

    «Семья – эрудит».

    «Папа , мама, я- читающая семья».

    «Самая спортивная семья».

    «Самая  творческая семья».

    Конкурс семейных альбомов – «От истории семьи к истории поселка».

    «Самая музыкальная семья».

    «Самая дружная семья»

    Формирование у детей высокой мотивации к здоровье -сбережению и поведенческих навыков здорового образа жизни.

      День здоровья - на природе.

    «Ярмарка садовых достижений».

    «Веселые старты».

    Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма( совместно с инспектором ГИБДД)

    Конкурс «Безопасное колесо».

    Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье, труду. Народные традиции семейного воспитания.

      «Родительский дом – начало начал».

    «День рождения»

    «День благодарения»

    «Дедовы медали»

     Мой папа – Защитник Отечества»

    «Трудовые династии»

    Путешествие в мир профессий  родителей»

    «Так ведется на Руси – семья всегда должна расти» (встреча  - праздник чествования многодетных семей»).

    «Уроки семейной культуры».

    Здоровый образ жизни – традиция моей семьи.

    Роль отца в воспитании детей.

    «Отец, отцовство, Отечество».

    Ранняя профилактика отклоняющего поведения, безнадзорности,  правонарушений, негативных привычек  младших школьников.

    « Курение убивает жизнь».

    Акция «Мы. -за здоровый образ жизни».

     « Скажем  вредным привычкам – нет!».

    Воспитываем доброту и милосердие» Добрые дети – похвала родителям!».

    « Будьте милосердней ,друг  к другу!».

    «Добрым быть – счастливым быть»

    Поговорим о толерантности – уважительном отношении к иным национальностям, культурам, языку.

    Праздник сказки ( разных народов).

    Карнавал дружбы (танцы в национальных костюмах, песни,  выставки  семейного  национального творчества ,национальные блюда)

    Поддержка одаренных детей в условиях семьи и школы

    Фестиваль детского творчества.

    Выставки художественного творчества   талантливых юных  художников.

    Публичный отчет школы  по выполнению  образовательной программы начального общего образования, согласно ФГОС ( в том числе программы духовно – нравственного развития и  воспитания младших школьников) .

    День открытых дверей–«Неразлучные друзья – взрослые и дети». День семьи в школе. – награждение победителя школьного конкурса »Звёзды нашей школы» в номинации  -«Идеальные родители», «Идеальный родитель».

    В школе стало традиционным проведение  в конце каждого учебного года Дня открытых дверей  «Неразлучные друзья – взрослые и дети!» в форме творческого отчёта. Цель данного мероприятия: не только показать родителям итог работы учреждения за год, но и создать условия для активного, совместного сотрудничества родителей и детей, оценка работы школы, пожелания на перспективу.

    1.7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

    В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

    ·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

    ·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

    При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

    Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает

    Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

    ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

    ·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

    Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

    Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

    Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

    По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    ·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике,  символике ХМАО – Югры,  Советского района,  поселка Пионерский,  школы, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

     - интерес к государственным праздникам и важнейшим  событиям России – Югры.

    ·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

    ·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

    ·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

    ·опыт социальной и межкультурной коммуникации

    начальные представления о правах, обязанностях человека, гражданина, товарища, толерантное , уважительное отношение к другой национальности, вере, религии;

    -формирование важнейших духовно – нравственных ценностей –чувство гордости за свою семью, школу, поселок, район, регион, неповторимый северный край, трудовые и боевые подвиги своих земляков,чувства гордости за звание гражданина Югры –России

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    ·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

    ·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

    ·уважительное отношение к традиционным религиям;

    ·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

    ·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

    ·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

    ·знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    ·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России , своих близких,  односельчан, человечества, трудолюбие;

    ·ценностное и творческое отношение к учебному труду;

    ·элементарные представления о различных профессиях;

    ·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

    ·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

    ·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

    ·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

    ·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.;

     .приобретение жизненно важных и ключевых компетенций.

    Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.

    - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

    - навыки и потребность  здорового образа жизни;

    - осознанное соблюдение  правил личной гигиены, режима дня, правильного питания;

     - понимания вреда курения, алкоголя и наркотиков;

    - знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье;

    - элементарные представления о важности морали и нравственности  в сохранении здоровья человека;

    -  понимание ценности занятий физкультурой и спортом для здоровья человека, его образования, труда, и творчества

    ·

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

    ·ценностное отношение к природе России , планета Земля.

    ·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

    ·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

    · гордость за  неповторимую , уникальную красоту и  природные богатства родного края, -любовь к древней  югорской  земле, ее лесам, заповедникам, животному и растительному миру;

    - знание  и применение норм экологической этики;

     -желание участвовать в экологических  акциях, чтобы хранить ,беречь  природу и всё живое.

    Воспитание ценностного отношения к  прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах.

    - первоначальные умения видеть прекрасноев окружающем мире, людях.

    - отличие  хороших поступков от плохих;

      -выполнение  норм   поведения в семье, школе, общественных местах;

    - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;-

    - первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций народов России;

    -приобщение  к историко- культурному наследию своего родного края –Югры  сформирует у выпускника начальной школы  этническое сознание – включающее чувство гордости за свою культуру и уважение к культуре других национальностей и народов, любовь к малой Родине и Отечеству, гражданственность и патриотизм, знание и уважение национальных традиций – местных, региональных, российских, международных.

    --первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;

    -мотивация к реализации  приобретенных эстетических  ценностей в пространстве образовательного учреждения, семьи, социума;

    Развитие и поддержка одаренных детей

    - Развитие таланта ребенка, общественное признание егодостижений ,пробуждение желания к творчеству, создание собственных художественных картин, стихов, песен, которые станут достоянием школьников, педагогов, родителей, жителей поселка Пионерский, Советского района, ХМАО – Югры.

      -приобретение  ключевых и специальных компетенций.

    Каждое из направлений духовно – нравственного развития и воспитания  обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей , формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально – ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности( самосознания) гражданина Югры – России.

    Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур ,в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

    Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника....

    ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

    Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:       1. Создать ма...

    ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

    Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...