Программа внеурочной деятельности для уч-ся 2 класса "Книга и я"
методическая разработка (2 класс) на тему

Дударева Елена Николаевна

Данная программа по внеурочной деятельности позволит продолжить работу по изучению литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_i_ya_-_18_chasov.docx56.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дзержинская средняя общеобразовательная школа

п. им. Дзержинского

Каширского муниципального района

Воронежской области

                    «Согласовано»                                                                «Согласовано»                                                          «Утверждаю»        

                     Руководитель МО                                                           Зам. директора по ВР                                          Директор школы

                  ________/Дударева Е. Н./                                             ___________/Левченко С. В./                             ___________/Лаптева Ю. Л./

            от_____августа 2018 г.                                                 от_______августа 2018г.                         Приказ №_____от___августа 2018 г

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению для  2 класса

«Книга и я»

Разработана на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой

«Литературное чтение. 1-4 классы»

2018 – 2019 учебный год

Учитель  высшей квалификационной категории

Дударева Е. Н.

2018 г.

п. им. Дзержинский

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Книга и я» разработана на основе:

1.  ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10 2009 г с учётом изменений, внесённых приказом МО и Н РФ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря .2010 г. № 1897;

2.   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3.  Планируемых результатов начального общего образования;

4.  Авторской программы «Литературное чтение. 1-4 классы» Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова (опубликована в сборнике рабочих программ «Школа России» М.: Просвещение 2011г.)  

Программа разработана для уч-ся 2 класса в соответствии с «Положением о рабочей программе МКОУ «Дзержинская СОШ»»

            Программа рассчитана на 1 час в неделю во II полугодии, что составляет 18 часов.
Цель:   расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений 

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• знакомиться с различными типами текстов;

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Новизна программы внеурочных занятий по литературному чтению «Книга и я – лучшие друзья» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

 Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

  • все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
  • все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;
  • мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
  • к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

    Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.

В содержании  программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

       Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

       При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

       Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

           

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.  

Ведущие принципы программы «Книга и я»:

    Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, сельской и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

             Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

 Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные:

  • Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
  • Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков,  поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
  • Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
  • Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
  • Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
  • Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
  • Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
  • Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
  • Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
  • Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
  • Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
  • Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
  • Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
  • Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
  • Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • Ставить цели занятия, формулировать вместе с учителем учебную задачу занятия в соответствии с целями темы. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
  • Коллективно составлять план занятия, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
  • Выделять из темы занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии (с помощью шкал, лесенок, разноцветных смайликов и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

  • Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия из 5-6 предложений.
  • Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из  5-6 предложений по предложенной теме.
  • Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  • Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.).
  • Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

Предметные:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами  вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);   выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
  • читать  целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;  при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;  
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер  литературных героев,  приводить примеры их поступков в соответствии с качествами  героя прочитанного или прослушанного текста.

Результаты освоения внеурочного курса «Книга и я»

Обучающиеся в результате освоения внеурочного курса научится читать текст, соблюдая при чтении  орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора; пересказывать текст  подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя; составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Ведущие формы, методы, методики, технологии для организации внеурочной деятельности

Формы организации занятия индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, а также

  • занятие-диспут,
  • занятие-спектакль,
  • занятие-праздник,
  • занятие-интервью,
  • интегрированное занятие,
  • конференция,
  • устный журнал,
  • конкурсы,
  • литературная игра

При организации занятия используются:

  • информационно - коммуникационные технологии;
  • проблемно-диалогическая технология;
  • организации учебного сотрудничества;
  • проектно-исследовательская деятельность.

Методы:

методы организации внеурочнойдеятельности:

  • – словесные, наглядные, практические;
  • – репродуктивные, проблемно-поисковые;
  • – методы самостоятельной работы и работы под руководством;
  • методы стимулирования и мотивации:

методы стимулирования интереса  (познавательные игры, учебные дискуссии,

  • создание эмоционально-нравственных ситуаций);
  • методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований,
  • «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

методы контроля и самоконтроля

  • интерактивные методы обучения
  • объяснительно – иллюстративный, репродуктивный методы:
  • рассказ, объяснение, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником , компьютером;
  • проблемный метод :

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную, поисковую, исследовательскую работу учащихся.

Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность проявить свои творческие способности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы;
  • технические средства обучения (ноутбук, экран, принтер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные ,дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование.

Содержание программы внеурочного курса «Книга и я» для 2 класса

1.

Роль книги в жизни человека.

1

2.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

1

3.

Структура книги (элементы книги)

1

4.

Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую)

1

5.

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

1

6.

Выставка книг о детях. Структура книги.

1

  7.

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

1

8.

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

1

9.

Книги Н. Носова. Типы книг.

1

10.

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

1

11.

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

1

12.

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

13.

 Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

1

14.

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

1

15.

Скороговорки и чистоговорки.

1

16.

Книги с литературными (авторскими) сказками.

1

17.

Писатели-сказочники.

1

18.

Герои сказок. Викторина.

1

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио);
  • создание и защита собственных проектов;
  • создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;
  • участие в классных, общешкольных и сельских мероприятиях (тематические конкурсы);
  • итоговая выставка лучших творческих работ учащихся.

Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Книга и я» для 2 класса

Тема занятия

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.

Роль книги в жизни человека.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Знакомство с ролью книги в жизни человека. Правила работы с книгой. Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.  Оценивать свою деятельность.

1

2.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Виртуальная экскурсия в типографию или книжный магазин. Знакомство с появлением книги и первопечатником И. Фёдоровым. Прогнозирование результатов своей деятельности.

1

3.

Структура книги (элементы книги)

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Оформление книги, художественные книги, художники-оформители, иллюстрации в книге и их роль.

1

4.

Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую)

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг. Поиск книг по каталогам. Назначение библиотечного каталога.  

1

5.

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг. Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.

1

6.

Выставка книг о детях. Структура книги.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Работа с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Оценивать свою деятельность.

1

  7.

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. Оценивать свою деятельность.

1

8.

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Слушание, чтение и рассматривание книги. Чтение и рассуждение о прочитанном. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.

1

9.

Книги Н. Носова. Типы книг.

Слушание, чтение и рассматривание книги. Обзор различных изданий одного произведения.  Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.

1

10.

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Слушание, чтение и рассматривание книги. Обзор различных изданий одного произведения

1

11.

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

Слушание, чтение и рассматривание книг. Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Оценивать результат своей деятельности

1

12.

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Отработка связи «писатель - книги – тема». Слушание, чтение и рассматривание книги

1

13.

 Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых пословиц, воспроизведение тех, которые запомнили.

1

14.

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.

1

15.

Скороговорки и чистоговорки.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых скороговорок и чистоговорок, воспроизведение тех, которые запомнили

1

16.

Книги с литературными (авторскими) сказками.

Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг.

1

17.

Писатели-сказочники.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев. Придумать своё оригинальное продолжение сказки.

1

18.

Герои сказок. Викторина.

Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. Придумать своё оригинальное продолжение сказки.

1

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела,

темы

Дата проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения по факту

Учебно-методическое обеспечение.

1. .Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

            2. Хрестоматия по литературе. 1-4 классы. 2 части. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», М.:РИПОЛ Классик. 2007

3. Федеральный  Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.

Материально-техническое обеспечение

1. Мультимедийный проектор.

2. Персональный компьютер.

3.Переносной экран.

4. Подборка презентаций, видео, аудио материала, в том числе и изИнтернет сети.

        Интернет ресурсы:

1.http://www.zavuch.info/

2. http://www.solnet.ee/

3. http://pedsovet.org/

4.www.1september.ru

5.http://www.4stupeni.ru/

6.http://interneturok.ru/

7.http://viki.rdf.ru/

8. http://nachalka.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...