Образовательное путешествие "Санкт-Петербург - морская держава"
методическая разработка (3 класс) на тему

Стрункина Валентина Александровна

Образовательное путешествие в рамках курса внеурочной деятельности "Петербурговедение" для учащихся начальеной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОРСКАЯ ДЕРЖАВА»

  1. Цель, задачи занятия:

Цель: сформировать представление учащихся о Санкт-Петербурге как о морской державе России.

Задачи:

  • Познакомить с некоторыми культурно-историческими объектами города.
  • Создать условия для формирования умения учащихся анализировать культурные объекты, «читать» информацию с них.
  • Формировать умение работать с картой.
  • Развивать эстетическое восприятие объектов культуры.
  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • Воспитывать уважение к истории своего города.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • Знать названия изучаемых объектов, их авторов и изначальное предназначение;
  • Знать основные архитектурные понятия.

Метапредметные:

  • Уметь работать в команде, договариваться, спорить и доказывать свою точку зрения;
  • Уметь сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать объекты, делать вывод на основе проведенного анализа, оценивать результат своей деятельности;
  • Уметь работать с информацией, извлекая ее из скульптурных и архитектурных культурно-исторических памятников;
  • Видеть красоту и монументальность рассматриваемых объектов, осознавать их важность в истории и культуре города и страны в целом.

Личностные:

  • Уважительно относиться к истории своего города и страны;
  • Формирование гражданской идентичности;
  • Чувство патриотизма, любовь и чувство ответственности за сохранение культуры своего города и страны.


Технологическая карта занятия Образовательное путешествие «Санкт-Петербург – морская держава».

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Учитель сообщает, что учащиеся отправляются в образовательное путешествие, проводит инструктаж по технике безопасности.

Учащиеся слушают инструктаж, принимают правила безопасного поведения в городе.

Применять знания безопасного поведения на улицах города;

Осознание ценности жизни, здоровья.

Этап актуализации знаний

Учитель напоминает, что в процессе путешествия учащиеся будут сталкиваться с историко-культурными объектами нашего города. Просит учащихся повторить правила осмотра памятников и культуры поведения в общественных местах.

Учащиеся осознают, что находятся в центре большого города, в котором множество историко-культурных объектов. Вспоминают правила осмотра памятников и культуры поведения в общественных местах.

Осознание богатства культурно-исторического наследия нашего города;

Формирование уважительного отношения к памятникам культуры и искусства.

Этап постановки цели

Учитель просит разделиться учащихся на группы по 5-7 человек, выдает маршрутные листы и карты исторического центра Санкт-Петербурга [1] с указанием маршрута путешествия и карты северо-восточной Европы [2].

Учащиеся рассматривают карту, выясняя маршрут движения, опасные места. Делятся на группы, распределяют обязанности в группе, договариваются о времени выполнения заданий.

Формирование позитивной учебной мотивации.

Ставить цель работы, задачи, выявлять этапы работы.

Договариваться с одноклассниками, решать спорные ситуации.

Этап открытия новых знаний

Учитель заранее подготовил для учащихся маршрутные листы путешествия, в котором указаны вопросы, нацеленные на получение знаний о памятниках культуры, анализ указанных культурно-исторических объектов, поиск общего во всех этих объектах.

Учащиеся двигаются по указанному маршруту, отвечая на вопросы, указанные в их маршрутном листе, записывая ответы. Они осматривают и анализируют увиденные объекты, сравнивая их, выделяя главное, делают выводы. Находят смысловую общность данных объектов.

Уметь работать в команде, договариваться, спорить и доказывать свою точку зрения;

Уметь сохранять учебную задачу, анализировать объект, делать вывод на основе проведенного анализа;

Уметь работать с информацией, извлекая ее из скульптурных и архитектурных культурно-исторических памятников, читать карту;

Видеть красоту и монументальность рассматриваемых объектов, осознавать их важность в истории и культуре города и страны в целом.

Этап рефлексии

Учащиеся, уже вернувшись после путешествия, письменно, отвечают на вопросы. Главное требование – краткость ответов (не более 1-2 предложений):

  1. Помогло ли образовательное путешествие лучше узнать историю и культуру своего города?
  2. Помогали или мешали одноклассники в ходе путешествия?
  3. Доволен ли своей работой, к правильному ли выводу пришел?
  4. Какой новой информацией можешь поделиться с родителями, друзьями?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивая свою работу, правильность своих выводов, помощь команды и свой вклад в работу группы.

Формирование объективной самооценки;

Осознание причин удачи или неудачи.

  1. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке:

Формы: фронтальный устный опрос после путешествия; решение ситуационной задачи; заполнение таблицы по группам, преобразование информации; самооценка.

Основные методы: мини-исследовательская работа; наблюдение за взаимодействием учащихся во время работы в группах.


  1. Маршрутный лист образовательного путешествия.

Вопросы для анализа объектов

Выводы

  1. Мы находимся на Стрелке Васильевского острова. По двум сторонам площади вы можете увидеть две колонны. Узнайте, как они называются, и кто их автор. Рассмотрите их:

Чем они украшены? Как вы думаете, почему? Каков характер скульптур?

Посмотрите наверх, что вы видите вверху колонн? Как это использовалось?

Посмотрите на Неву на карте и подумайте, почему в этом месте поставлена не одна, а две колонны? На что они указывают?

Если вы встанете лицом к Неве, то по правую руку от вас будет Дворцовый мост.

  1. Оглядитесь вокруг. Как вы думаете, почему он так назван?

Дойдите до середины третьего пролета моста. Что необычного видите под ногами? Для чего этот пролет разделен на две половины?

Узнайте, в какое время суток и какое время года он разводится. Как вы думаете, почему?

Почему этот мост, как и почти все мосты через Неву, разводной? Для чего это сделано?

Откуда и куда могут направляться суда?

По мосту перейдите через Неву, и вы окажетесь у большого желтого здания с высоким шпилем. Обойдите его.

  1. Узнайте, как называется это здание, кто его архитектор.

Какая тематика присутствует в декоре этого здания?

Рассмотрите барельеф над главным входом: что на нем изображено?

В левой части барельефа найдите изображение Нептуна и Петра I. Что Нептун отдает царю? Как вы думаете, почему?

Узнайте, что в этом здании находится сейчас и для чего оно использовалось изначально.

Почему для строительства этого здания было выбрано именно это место?

Это одно из первых зданий Петербурга. Как вы думаете, почему первым делом Петр I задумал строить верфи, а не дворцы?

Как вы думаете, во всех городах строились верфи? Почему были в нашем?

  1. Обойдите здание и, пользуясь картой, подойдите к следующему объекту. Узнали ли вы его?

Как он называется, кому, и кто его автор?

Из скольких частей состоит памятник?

Из какого материала выполнена нижняя часть памятника? В виде чего?

Как вы думаете, почему автор памятника показал Петра I на волнах?

Посмотрите, в какую сторону устремлен Петр I, на что указывает? Как вы думаете, почему.

Каким показал скульптор Петра I?

Кто таким образом почтил память Петра I? Почему?

Пройдите дальше по набережной. Вы увидите еще один памятник Петру I. Осмотрите его.

  1. Узнайте название памятника, его автора, чей это подарок.

Как вы думаете, почему данный памятник был отлит в Нидерландах?

Что строит Петр I? Как вы думаете, почему?

По вашему мнению, случайно ли было выбрано место установки этого памятника? Почему его поставили именно перед зданием Адмиралтейства?

Как вы считаете, мог ли на самом деле Петр I самостоятельно строить корабли? Дома найдите информацию подтверждающую или опровергающую вашу гипотезу. Узнайте, если вещественные доказательства этому.

Почему для Петра I было важным строительство флота?

Пройдите вдоль по Дворцовой набережной до Литейного моста.

  1. Вы оказались на Литейном мосту.

Рассмотрите решетку ограждения моста.

Чем она украшена? Какая тематика преобладает в украшении решетки моста?

Чем украшена середина каждого сегмента решетки?

Рассмотрите герб.

Какие элементы указывают на особенность и исключительность Санкт-Петербурга?

Как вы думаете, почему на гербе нашего города были изображены именно якоря?

На что указывают символы царской власти на гербе?

Вернитесь с моста на левый берег Невы к набережной Кутузова.

Посмотрите на большую карту и подумайте, почему в памятниках в Санкт-Петербурге так часто преобладает морская тематика.

Предположите, почему Петр I задумал строительство города именно в этом месте. Для чего ему нужно было место рядом с Балтийским морем? Какую роль играет в его задумке Нева?

На что указывают все эти памятники?

Используемые источники:

  1. https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A4daee0623f52b8ffd4a8314e435330552b158dcb5771517420e01d61b9b6c305&source=constructorLink
  2. https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3Ad0499c4355a804cc5481b9d86be4e5fcac8f13068c71da2831a73113042dd107&source=constructorLink 
  3. Коробкова, Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003.
  4. Первушина Е.В. Петербург для детей. – М.: Эксмо, 2017.
  5. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях. – М.: Эксмо, 2010.

Приложение 1.

Карта исторического центра Санкт-Петербурга с указанием маршрута следования.

C:\Users\lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Карта СПб.png

Приложение 2.

Карта северо-восточной Европы.

C:\Users\lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Карта Европы.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Крепка семья – крепка держава

В стране, практически нет семей, которые бы не отправили своих сынов в Армию. Народ и Армия едины – не пустые слова, а реальность. Учащиеся 3 класса, с помощью родителей восстановили генеа...

Дополнительная образовательная программа "Морские следопыты"

"По морям вокпуг земли". География для детей....

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"...

Урок - лекция по познанию мира Казахстан - космическая держава

Урок познания мира в форме лекции с применением технологической карты по технологии Биоинформатика и Синергетика...

Конспект открытого мероприятия "Диалог поколений. Державы верные сыны.Презентация гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"

Проектная работа по патриотическому воспитанию школьников.Открытое заседание гражданско-патриотического клуба "Славия"....

"Крепка семья- крепка держава"

Сценарий мероприятия  для родителей и детей 1в класса 2014г...

сценарно-постановочный план проведения интерактивной экскурсии в группе продлённого дня "Санкт-Петербург - столица морской державы и город на островах"

Виртуальное посещение с экскурсией островов исторического центра Санкт-Петербурга: Второй  Адмиралтейский,Первый Адмиралтейский,Остров Летнего сада,Остров Казанский, остров Марсова поля,Заячьий о...