Стиль воспитывается наглядностью (на примере реализации курса «Учимся с фотоаппаратом)
статья на тему

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

Ценностный приоритет в восприятии информации – наглядность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стиль воспитывается наглядностью

(на примере реализации кура «Учимся с фотоаппаратом)

Мартынова Л.Г., Швецова О.В., Глотова Н.М. МБОУ школа №34 городского округа г. Воронеж

Идешь по знакомой улице (тропинке). Казалось бы, все знакомо. И в этой обыденности, «глазу не за что зацепиться». Вдруг, блеснул луч, что-то высветил, что-то скрылось в тень. И знакомые объекты заиграли совсем иными красками. Увиделось что-то новое, красочное. Глаз не отвести. А если увиденное зафиксировать и преподнести соответствующим образом, то увиденное одним человеком, будет воспринято другими. И не просто воспринято, но и оценено.

Практика показывает, что одной из профессий, дающих возможность представлять воспринятое большому количеству людей, является фотограф. Это их творения мы созерцаем ежедневно в немалом  количестве. Пример. Обратите внимание на пассажиров общественного транспорта. Если раньше многие из них в момент поездки развлекали себя чтением газет журналов, книг, то теперь их заменили смартфоны. Однако, 2/3  занятых смартфонами  не читают информацию в привычном для многих понимании, а просматривают фотографии, пишут на них комментарии. То есть, сместились ценностные ориентиры. Сместилось содержание этих ориентиров.

Вывод: Ценностный приоритет в восприятии информации – наглядность. Причем, наглядность, представленная в виде фото.

Фотография. Ею сейчас занимаются все, но фотографами себя могут назвать ограниченное количество людей. Людей, которые умеют увидеть, «ухватить» увиденное, сделать фотографический продукт, представить его. Что это за люди? Что отличает их от тех, кто просто держит в руках фотоаппарат? Как они выглядят (выглядели)?

«Встречают по одежке, провожают по уму»

Показ фотографий фотографов 18-20 века, фотографов современности.

C:\Users\Larisa\Desktop\0_17ebfb_c5690e4a_orig 1897 год..jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/226827/141128800.3c8/0_17ebfb_c5690e4a_orig.jpg

C:\Users\Larisa\Desktop\bulla1(1853 – 1929).jpg

http://chromfoto.ru/wp-content/uploads/2013/11/bulla1.jpg

Задание:

Охарактеризуйте стиль, который они представляли. Выразите ваше к нему отношение.

Сделайте вывод.

C:\Users\Larisa\Desktop\0_17ebeb_2418a2b6_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/370413/141128800.3c8/0_17ebeb_2418a2b6_orig.jpg

Эти люди нам готовили то, что мы сейчас видим в газетах и журналах, на баннерах и рекламных роликах, висят в каждом доме. Факты говорят о том, что попасть к ним было не просто. Люди записывались заранее, стояли в очереди.

А ведь тогда не было рекламы.

Вопрос: как вы это прокомментируете? Приведите свои аргументы.

Двигатель торговли (вашего действия) – реклама. Вы скидываете на страницу своего сайта информацию и ждете в качестве ответной реакции – смайлики.

Вопрос: А можно ли на их наличие (количество) как-то повлиять?

Ситуация: Вы, практически все, в своей сумочке (кармане), носите ручки.

Вопрос: А почему именно такие? Они вам нравятся? А чем? Прокомментируйте вашу позицию.

В качестве примера, представим результаты ответов на данный вопрос современными школьниками.

Результаты анкетирования 2 класса МБОУ школы № 34

В опросе принимали участие 32 обучающихся 8-9 лет.

№ п/п

Вопрос

Ответы

Количество учащихся

% ответивших

Вам нравится ручка, которой вы пишете?

Да - 32

100%

Нет - 0

0%

Чем она привлекает? Почему нравится?

Удобно держать – 18

56, 3%

Хорошо пишет – 17

53,1%

Красивая – 10

31,3%

Подарил родной человек – 9

28,1%

Нравится цвет чернил – 3

9,4%

Долго не заканчивается - 3

9,4%

Сопоставив данные таблицы, можно сделать вывод: большинство детей выбирают ручки так, чтобы их было удобно держать и чтобы они хорошо писали. Это можно объяснить тем, что во втором классе обучающиеся стремятся к «идеальному» почерку, по различным причинам, которые в основном связаны с обучением: хороший почерк - это успех в учебе, отличные отметки, похвала родителей и т.д., а ведь самооценка второклассника зависит от успеваемости, положения в классе, отношения к нему родителей и учителей. По данным таблицы видно, что примерно третья часть ребят выбирают ручку, потому что она красивая или подарена родителем. Во втором классе у обучающихся снижается самооценка в учебной деятельности, это связано с увеличением критичности к самому себе. Выбирая красивую ручку, ребенок ощущает себя более успешным среди сверстников, а ручка, купленная мамой, придает уверенности в действиях. Лишь немногие (всего 9,4%), выбирают ручку по цвету чернил и сроку ее службы. То есть, ручка, согласно результатам анкетирования в начальной школе, не является предметом, характеризующим стиль. Между тем, ручки, как правило, приобретаются совместно с родителями и дети, как показывает практика, говорят: «Ой, не хочу эту. А можно мы возьмем другую».

Вывод: то есть, это ваш стиль, ваш выбор. Выбор, сделанный на основе ваших предпочтений. И вы, учитывая активность в социальных сетях, делитесь своими предпочтениями и ждете на них реакцию.

Наличие именно такой, а не иной ручки формирует  окружающим ваши приоритеты, ваш стиль. И, коль вы выкладываете свои «поделки» на сайт, значит, хотите, чтобы их оценили положительно.

Задание: Сфотографируйте свою ручку так, чтобы люди оценили Ваш стиль.

Покажите полученную рекламную фотографию окружающим. Пусть оценят ее смайликами (безразличие/отрицательное восприятие/положительное восприятие).

Можно ли представленную методическую наработку использовать на уроках, или в процессе проектной деятельности? Конечно.

Пример: Проект  «Изучаем правила дорожного движения». Изучая правила дорожного движения, готовим поделки и альбом, посвященные этому вопросу (автор,  учитель истории и обществознания, заместитель директора по ВР – Глотова Надежда Михайловна).

C:\Users\Admin\Desktop\blwVwnYivmI.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_8601.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_8602.JPG

Стильно? Нет? А если мы возьмем просто информацию из Интернета и покажем ее детям? Есть разница?

Подходим к заключительному этапу работы по воспитанию стиля средствами  наглядности. 

Задание: сконструируйте «продукт», иллюстрирующий ВАШ СТИЛЬ. Сфотографируйте «продукт» и представьте его  фотографию (и), используя рамку/альбом.

Работа проводилась под руководством заместителя директора по УВР, кандидата педагогических наук, доцента  Дендебера И.А.