Урал - моя малая Родина.
рабочая программа (3 класс) на тему

Короткова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности. Моя малая Родина. Урал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

Программа внеурочной деятельности

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

(для учащихся 3 классов)

2017 год

г. Кировград

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории, конечно, это люди - гордость и слава родного города.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города,  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 3 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на полугодие обучения и является основой для последующей реализации и углубление полученных знаний.

Программа составлена на основе материалов CD «Кружковая работа в школе. Краеведение» (изд. «Учитель»,2010), Интернет-информации и методической литературы (список прилагается). Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю, 18- занятий в полугодие.

Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего края», «Род, семья и я», «Мой город».

Содержание программы имеет краеведческую направленность:  изучение  истории своего края,   географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и т.д.

Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием города, предположить перспективы развития.  Учащиеся должны  знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.

Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях  учащиеся  приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, городе, проводить исследовательские и поисковые работы.  Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное,  казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история - это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал программы актуален и современен, позволяет  объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.  

ЦЕЛЬ:

Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников  путем привлечения их к краеведческой работе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
  2. Сформировать мотивацию  к изучению истории и природы родного города.
  3. Изучение истории и природы своего родного села.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
  2. Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  1. Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  2. Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  3. Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.

        Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

        Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.

Условия для реализации программы.

        Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Проведение 50-70% занятий вне класса: на экскурсии в природу, градообразующие предприятия, спортивные комплексы, висимский заповедник и т.д.
  2. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
  3. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Ожидаемые результаты.

        К концу  года обучения они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Историю своего города.

4. Экологические проблемы.

5. Знать посильные способы решения экологических проблем.

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

3. Самостоятельно обобщать собранную информацию

Принципы организации деятельности:

  • гуманизации
  • личностно-ориентированный подход
  • научность
  • доступность
  • дифференцированный подход
  • практическая направленность.

Формы организации деятельности:

  • групповые
  • коллективные
  • индивидуальные.

Формы занятий:

  • игра
  • экскурсия
  • беседа
  • практическая работа
  • творческая работа
  • викторина
  • проект

Формы отслеживания результатов:

  • презентации
  • проектные карты
  • родословная книга класса

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

В том числе

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

1 (1/0)

1

-

2

Растительный мир Урала.

3 (2/1)

2

(брошюра «Растительный мир Урала)

1

(экскурсия  «Висимский заповедник»)

3

Животный мир Урала.

3 (2/1)

2

(брошюра «Животный мир урала»)

1

(видео ролик «Висимский заповедник»)

4

Посильные способы решения экологических проблем.

1 (1/0)

1

(презентация «Посильные способы решения экологических проблем)

0

5

Моя родословная

2 (1/1)

1

1

(создание совместно с родителями генеалогического древа)

6

Город в котором мы живем.

2 (1/1)

1

1

(экскурсия в краеведческий музей)

7

Наша школа.

2 (1/1)

1

1

(презентация «Моя школа»)

8

Спортивный комплекс.

2(1/1)

1

1

(экскурсия «Спортивный комплекс «Чайка»)

9

Итоговое занятие. Проект «Моя малая Родина»

2 (1/1)

1

1

(проект «Моя малая Родина)

Итого

18 (11/7)

11

7

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел

Основные способы работы

Формы занятий

Необход. дидактич. материал

Оборудо-вание

Кадры

Природа моего города

Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические

Беседа, игра, экскурсия,

практикум,

викторина, проект, творческая работа

Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

карточки-задания для усвоения нового материала;

 карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

викторины, кроссворды,

 загадки, метаграммы, анаграммы;

экологические игры, сказки, ситуации.

Рабочие альбомы.

Канцелярские принадлежности.

Шкаф для методических пособий.

Клей ПВА.

Кисть -2шт.

Компьютер

Сканер.

Принтер.

Стеллажи.

Стенды.

Опросники

Короткова Т.А.

Порошина О.М.

Род, семья и я

Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические

Беседа, игра,

практикум.

Творческие работы учащихся, методические разработки,

образец исследовательской работы.

Короткова Т.А.

Родители

бабушка, дедушка и другие родственники

Город в котором мы живем.

Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические

Беседа, экскурсия,

сообщения, учащихся,

проект

Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа

Короткова Т.А.

Татаринова Е.В.

Использованные источники информации.

 1. CD «Кружковая работа в школе. Краеведение», изд. «Учитель», Волгоград, 2010

 2. Методическая литература  (см. ниже)

Список литературы для педагога.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
  7. В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.
  8. Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
  9. В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.
  10. О.С Газман  В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
  11. В.   И.   Даль    Пословицы   русского   народа,-—М,   1957.
  12. Детские    подвижные    игры    народов    СССР.    Пособие    для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.
  13. Т., Кедрина .  Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г
  14.  М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.
  15. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
  16. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.
  17. В.Д. Осиповский  Родная старина. - Современник, 1999.
  18.  Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.

Список литературы для обучающихся и родителей.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.