Доклад
занимательные факты (3 класс) на тему

тьютор. нужен ли он в школе 21 века?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

                         МБОУ «Умётская СОШ».

                      Доклад на тему:

«Элементы тьюторской деятельности в работе воспитателя ГПД».

                                                                                       Подготовила :

                                                                     воспитатель

Касаткина И.А.

                                                 

                                                   

                                         2015 год

Ученик будет знать, что существует,

ребенок научится ходить сам по проторенному пути,

а подопечный тьютора научится создавать свой путь.

«Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов» (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке).

Формирование осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования – на сегодняшний день становится чрезвычайно важной. А это, в свою очередь, и является главным содержанием принципа открытости.

В последнее время все более очевидно, что только внешне представленное многообразие разнородных предложений по обучению еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа открытости образования необходимым образом.

Для этого каждому ребёнку надлежит овладеть культурой выбора и соорганизации различных предложений в собственную образовательную программу.

Такая задача – использование всего возможного ресурса открытого образования, а также построение своей собственной индивидуальной образовательной программы – требует в современной ситуации особых технологий и работы педагога, обладающего для этого специальными средствами.

При каких же условиях система дополнительного образования может быть системой открытого образования?

Безусловно, самое главное условие – это внедрение тьюторства в систему дополнительного образования официально, т.к. эта система уже существует в дополнительном образовании, а именное в учебно-исследовательской работе с учащимися. Нужен ли в системе дополнительного образования тьютор?

Система дополнительного образования так или иначе сама по себе подразумевает принципы индивидуализации.

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Тьютор – ”tutor” в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».

«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся.

 Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

Тьюторство - это такой педагогический способ работы, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу. Педагог работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Главное: тьюторство в отличие от всего остального напрямую работает с индивидуализацией человека.

Содержание тьюторской деятельности.

Что такое тьюторская деятельность? Это деятельность, направленная на создание условий для становления субъектной позиции учащегося (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексировать способы обучения); на помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. Тьютор помогает в определении эффективности обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативы. Он оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего обучения, организует опыт построения программ образования.

Что непосредственно делает тьютор? Организует события, нацеленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, социальную идентификацию школьников и их конфликтную компетентность, организует включение ребенка в проектную, игровую, авторскую виды деятельности: выбор темы, роли, ответственности, продукта. Тьютор организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; проводит тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей.

Каков результат тьюторской работы? Благодаря участию тьютора во взрослении ребенка тот сможет: анализировать эффективность своих проб, осуществляемых в разных местах и разных видах деятельности, и продуктивность переходов от пробного действия к результативному; осуществлять рефлексию своего образовательного движении.

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

Тьюторство не является культурной новацией. Функция наставничества существует столько же, сколько существует человеческая культура. С той только разницей, что это происходит по большей части стихийно, а в некоторых случаях обретает институциональную форму. В современной ситуации тьюторство ищет и осваивает новые формы институционализации.

Тьютор это тот, кто работает с принципом индивидуализации. Некоторые педагоги до сих пор путают индивидуальный подход и индивидуализацию.

ТЬЮТОРСТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Наличие в современной педагогике огромного количества технологий и их применение предполагают, что только взаимодействие, сотрудничество обучающего и обучающегося приносит результат. Во все времена великие достижения педагогики появлялись при личной встрече учителя и ученика. Только тогда возникает интерес к другому человеку, происходит познание и изменение себя и окружающего мира. Построение отношений «учитель – ученик»» может рассматриваться как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружения» в проблемы и творчество другого человека. Главное – искоренение равнодушия в отношениях между учителем и учеником, построение взаимодействия, сотрудничество в образовании  ребенка. Эти основания лежат в основе тьюторства в начальной школе.

Взросление ребенка наполнено трудностями, успехами и болезненными моментами, непониманиями и озарениями, победами и поражениями. Все эти закономерные этапы развития (нельзя построить новое в себе, не разрушив старое хотя бы в какой-то мере) не укладываются в привычные дидактические принципы воспитания, берущие начало в средние века.

Ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Это значит, что тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним.

Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.

Деятельность, организуемая тьютором, отличается от простой организации череды мероприятий. Важно, чтоидет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни.

Ребенок или дети, прошедшие тьюторскую школу, отличаются, как это ни странно, большей самостоятельностью, так как событийность (насыщенная, целевая, рефлексируемая) ставит ребенка в состояние преодолеваемой неопределенности, осмысленности действий.

Опыт неотделим от деятельностного подхода в педагогике. С другой стороны, важна преемственность: тьюторство должно стать частью жизни ребенка с первого класса, тогда у тьюторства в старшей школе и в сопровождении молодежи в их социальных инициативах будет та логика и та коммуникативная направленность, которая позволит добиваться высоких образовательных результатов.

Задачи тьюторства:

- научить ребенка максимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы.

- научить ребенка жить в информационном обществе и использовать все его возможности.

- воспитать у ребенка такие качества, как: толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника и работать в группе.

- научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....