Статья "Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
статья на тему

Потимко Светлана Викторовна

В статье можно узнать о многочисленных играх для детей дошкольного возраста: сюжетно- ролевых и играх с правилами, об их значении в развитии дошкольников. Автор статьи делится опытом работы по созданию и оборудованию предметно- развивающей среды для полноценной игровой деятельности, созданной в своём учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Потимко С.В.

Структурное подразделение МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»- «Детский сад»

 

   Современное образование и общество диктует нам новые требования и условия для работы с детьми дошкольного возраста, поэтому нам воспитателям необходимо идти в ногу со временем. Согласно ФГОС образовательная деятельность в детском саду осуществляется через игру, потому что именно игра выдвигается на первое место, как одно из самых важных действий, через которые педагоги решают определённые задачи, включая и образовательные.

   Игра является  особенной деятельностью, которая совершенствуется в дошкольном возрасте  и присутствует в течение всей жизни человека. Не удивительно, что тема игры в дошкольном возрасте всегда привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых, педагогов и психологов.

   В исследованиях А. Н. Леонтьева, А.В. Запорожцева, Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина игра выступает как ведущий вид деятельности, которая развивается под воздействием социальных аспектов жизни. Во-первых, игра является принадлежностью дошкольного периода, во-вторых — элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Игра представляет собой ведущую деятельность, так в игре формируются возрастные новообразования, происходит успешная социализация и подготовка ребёнка к школьной жизни. [4]

    Сменить   игру другой деятельностью в дошкольном возрасте просто не возможно. Игра для дошкольника становится смыслом его развития: он умственно развивается, физически укрепляется, в процессе игры общается. Если ребёнок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о природе, о социальной сфере. И наоборот, овладевая в игре определёнными навыками и умениями, вживаясь в роль других персонажей, ребёнок обогащает свою личность и в дальнейшем способен решить всевозможные трудности в своём развитии.[6]

    Все многочисленные игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 отдельные группы: игры с правилами и сюжетно-ролевые (творческие) игры. К играм с правилами относят подвижные игры и дидактические.

    Огромное значение для детей имеют игры, которые они придумывают сами. В них они отображают то, что их окружает. Не зря сюжетно-ролевую игру называют королевой игр. Она развивает потенциальные возможности детей, имеет решающее значение для психического развития ребёнка, развивает интеллект (4). Действия, придуманные детьми в игре, обретают реальность: если они играют с различными игрушками, то душевно переживают, заботясь о них. Или, например, в игре «Повар», дети варят суп, как это делает мама. Играя в «Летчика», понимают, что он ненастоящий, но ведут себя смело, не боясь никаких опасностей, и с гордостью выполняют те или иные действия.

    Роль дидактических игр в образовательном процессе просто неоценима. Дидактические игры способствуют более глубокому и осмысленного познания детьми дошкольного возраста окружающей действительности [1].Ведь именно для обучения через игру и были созданы дидактические игры. Их главная особенность состоит в том, что определённое задание даётся детям в игровой форме. И дети в процессе игры даже не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками ,учатся культуре общения. Поэтому игру следует использовать как своеобразный мостик между учебной и самостоятельной игровой деятельностью.

    С помощью дидактической игры развиваются все психические процессы, такие как мышление, воображение, речь и особенно память.

     Дидактическая игра необходима, так как она создает положительный эмоциональный фон. Именно в ней формируются необходимые детям социальные навыки, она делает жизнь ребенка увлекательной, соответствующей его потребностям. [3]

    Также особенно в дошкольном возрасте важны и подвижные игры.  В настоящее время дети всё больше и больше начинают увлекаться компьютерными играми. А игры с активным физическим компонентом отходят на второй план. Поэтому необходимо постоянно поддерживать интерес к таким играм. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. В исследованиях ряда авторов экспериментально доказана эффективность физического развития детей дошкольного возраста, построенного на преимущественном использовании традиционных подвижных игр[5] . Эти игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности. Подвижные игры вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать победу или поражение.

    В нашем учреждении создана предметно-развивающая среда для полноценной игровой деятельности. Подвижные игры мы проводим в течении всего дня: в организованной деятельности, во время прогулки, в режимных моментах.  В нашем детском саду оснащен различным спортивным инвентарём физкультурный зал, отдельно организован  музыкальный зал, где дети с большим удовольствием занимаются пением, игрой на различных музыкальных инструментах. В группах оборудованы центры театрализованной деятельности, где дети с интересом обыгрывают небольшие сказки, инсценируют различные сюжеты используя настольный, пальчиковый театры. Все группы нашего сада оснащены   уголками экспериментирования, где дети под руководством воспитателей проводят различные опыты с песком, водой, воздухом. В книжных уголках собраны самые разнообразные книги с яркими иллюстрациями, настольно-печатные игры. Экологический центр создан для познания детьми окружающей природы, где имеются дидактические игры. В центрах развивающих игр собраны игры на развитие мелкой моторики, воображения, памяти. Для художественно-эстетического развития в центрах творчества дети с удовольствием рисуют, лепят, создают различные аппликации. Все игры  проходят под непосредственным руководством воспитателей.

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что игра тесно взаимосвязана со всеми сторонами образовательной и воспитательной деятельностью детского сада. Дошкольники не замечают особых затруднений  в образовательной деятельности, если она проходит интересней, насыщенней и в игровой форме.В рамкам реализации ФГОС работа по данному вопросу будет продолжена. Ведь именно в игре можно очень многому научить детей.

Список использованной литературы

1.Артемова Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников .- М.: Просвещение, 1992.

2.Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987г.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1991г.

4.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников6 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М.: ВАКО, 2011 г.

5. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002

6.Печерова А.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: ВАКО, 2010.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден  17 октября 2013 г Приказом  № 1155 Министерства образования РФ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...

Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г.

Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г....

Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения  здоровьесберегающих технологий в организации образовательной  деятельности в условиях  реализации ФГОС начального общего...