Классный час по теме "Добро"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Коптелова Марина  Анатольевна

В содержание данного методического материала входят: понятие добро" какдуховно-нравственная ценность, а также литературоведческий материал( пословицы, рассказы, загадки, стихи ) о добре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy_po_teme_dobro.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы к проведению классного часа  по теме: «Добро»

                      Учитель начальных классов МКОУ  Григорьевская ООШ Коптелова Марина Анатольевна

Содержание

Введение

1.Духовно нравственная ценность « добро».

2. Методический материал для формирования духовно- нравственной ценности.

Заключение

Список литературы

Введение

Добро в христианстве

Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. В христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией. Состояние или чувство, из которого творится добро — это любовь. Совершенная любовь свойственна только Богу. А, значит, и совершенное добро, без малейшей примеси зла, может творить только Он или существа, выполняющие Его волю.

Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра.

В трактате «Оправдание добра» русский христианский философ конца XIX века Владимир Соловьев определял добро как «действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» и отождествлял его с Царством Божиим.

Евангельское добро

В Евангелии добро — это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного . А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу) .

Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога.

  1. Духовно нравственная ценность « добро».

А нужно ли вообще рассказывать? Не «заклюют» ли доброго ребёнка в этом жестоком мире? Не станет ли проявление доброты помехой в достижении целей? Совсем наоборот! «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле», - говорил Лев Толстой. Чтобы понять, почему так происходит, давайте разберёмся, что же это за качество и как оно влияет на людей.

Что такое  доброта?

Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она тесно связана с массой других положительных качеств, таких, к примеру, как доброжелательность, сочувствие, терпение, забота. Согласитесь, именно с подобным набором хотелось бы видеть брачного спутника, друга, партнёра. Значит, если мы воспитываем в детях доброту, то помогаем им стать востребованными людьми. Но с чего начать?

Доброта в самом ребёнке

Как известно, маленьким детям трудно воспринимать абстрактные понятия. Попробуйте объяснить крохе, что такое доброта человека, сравнивая конкретные отрицательные и положительные примеры. Их можно в большом количестве найти как в детской литературе, так и в повседневной жизни. Дети постарше уже могут давать оценку своим поступкам, объяснять причины замеченных недостатков. Проведите такой анализ вместе в доброжелательном тоне. Поощряйте даже незначительное проявление доброты. Но все ваши усилия окажутся напрасными, если...

Добрые отношения в семье

...если соответствующей атмосферы не будет в семье. Ведь подобное порождает подобное. Итак, мы воспитываем добротой, если:

сами проявляем душевное расположение к людям;

не выясняем при ребёнке отношения;

относимся с уважением к сыну или дочери.

Но встречали ли вы родителей, жалующихся на то, что как ни старались, не смогли развить это качество в ребёнке? В чём могла быть их ошибка?

Два «врага» доброты — ненависть и равнодушие

Однажды была свидетелем, как одна мамаша учила сына не давать игрушки чужим.

Кто такие свои, чужие, хорошие, плохие ребёнку разобраться сложно. Это понятие вообще относительно. А вот то, что делиться, быть доброжелательным можно не всегда — это он усвоит быстро. Глядишь, через какое-то время у него своя семья, а та же мама уже в категории чужих.

Не всегда и говорить что-то нужно. Вспомните, как часто вы уступаете место в транспорте, как ведёте себя с соседями да просто с незнакомыми людьми, как относитесь к животным. Именно таким будет в будущем ваш ребёнок.

Любовь и доброта — рука об руку

Используйте любую возможность, чтобы помочь вашему сыну или дочери учиться любить других. Проведать больного одноклассника, помочь бабушке (и не обязательно только своей), поиграть с младшей сестрёнкой — в подобных ситуациях развивается доброта души.

Почитайте с ребёнком произведения, в которых раскрывается тема доброты и любви. Безусловно, лучшим учебником,  помогающим научиться любить является Библия. Предложите классному руководителю вашего сына или дочери провести совместно подготовленные классные часы о доброте.

Итак, подведём итог.

Советы педагога : как воспитать доброту

Подавайте пример в проявлении доброты.

Сохраняйте добрые отношения в семье.

Дайте понять, что доброта и милосердие распространяется не только на близких.

Учите детей любить окружающих.

И небольшое приложение в помощь родителям .

Пословицы о доброте

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Жизнь дана на добрые дела.

Не важно лицо какое, было бы сердце золотое. 

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Добрые слова дороже богатства.

Красота до вечера, а доброта на век.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Записывайте обиду на песке, а доброту на мраморе.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

2.Методический материал для формирования духовно- нравственной ценности.

Вспомним великолепное стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное для каждого научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, научиться их подавлять, воспитывать в себе твердый характер. Научиться быть добрым сложно, но нужно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои поступки. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.

Послушайте рассказ.

                                 Плохо.

          Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

           В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам :

-Как вам не стыдно!

-А что- стыдно? Мы ничего не делали! -удивились мальчики.

-Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

(В. Осеева)

-Что показалось в рассказе самым главным?

-Предложите свой заголовок к тексту.

-На какие размышления наводит этот рассказ?

-Как поступили мальчики?

-Как бы вы поступили на их месте?

Послушайте еще один рассказ Л.Толстого

                                      Рассказ из «Новой Азбуки»

    Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

    Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

-Какой поступок совершил дедушка?

-Почему он это сделал?

-Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах. (ответы детей)

         Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможность перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится все больше. Кто- то купит пушистую сосенку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья престарелым людям, поможет им в хозяйстве .Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты не только для людей , но и в помогают животным.

Заключение

Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут и по сей день. Чтобы делать добро, надо , прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее - Доброту.

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

                                Р.Казакова

Список литературы

1.Бронзов А. А. Благо высшее // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2.

2.Добро, в философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...