Классный час по теме "Добро"
учебно-методический материал (4 класс) на тему
В содержание данного методического материала входят: понятие добро" какдуховно-нравственная ценность, а также литературоведческий материал( пословицы, рассказы, загадки, стихи ) о добре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материалы к проведению классного часа по теме: «Добро»
Учитель начальных классов МКОУ Григорьевская ООШ Коптелова Марина Анатольевна
Содержание
Введение
1.Духовно нравственная ценность « добро».
2. Методический материал для формирования духовно- нравственной ценности.
Заключение
Список литературы
Введение
Добро в христианстве
Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. В христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией. Состояние или чувство, из которого творится добро — это любовь. Совершенная любовь свойственна только Богу. А, значит, и совершенное добро, без малейшей примеси зла, может творить только Он или существа, выполняющие Его волю.
Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра.
В трактате «Оправдание добра» русский христианский философ конца XIX века Владимир Соловьев определял добро как «действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» и отождествлял его с Царством Божиим.
Евангельское добро
В Евангелии добро — это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного . А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу) .
Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога.
- Духовно нравственная ценность « добро».
А нужно ли вообще рассказывать? Не «заклюют» ли доброго ребёнка в этом жестоком мире? Не станет ли проявление доброты помехой в достижении целей? Совсем наоборот! «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле», - говорил Лев Толстой. Чтобы понять, почему так происходит, давайте разберёмся, что же это за качество и как оно влияет на людей.
Что такое доброта?
Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она тесно связана с массой других положительных качеств, таких, к примеру, как доброжелательность, сочувствие, терпение, забота. Согласитесь, именно с подобным набором хотелось бы видеть брачного спутника, друга, партнёра. Значит, если мы воспитываем в детях доброту, то помогаем им стать востребованными людьми. Но с чего начать?
Доброта в самом ребёнке
Как известно, маленьким детям трудно воспринимать абстрактные понятия. Попробуйте объяснить крохе, что такое доброта человека, сравнивая конкретные отрицательные и положительные примеры. Их можно в большом количестве найти как в детской литературе, так и в повседневной жизни. Дети постарше уже могут давать оценку своим поступкам, объяснять причины замеченных недостатков. Проведите такой анализ вместе в доброжелательном тоне. Поощряйте даже незначительное проявление доброты. Но все ваши усилия окажутся напрасными, если...
Добрые отношения в семье
...если соответствующей атмосферы не будет в семье. Ведь подобное порождает подобное. Итак, мы воспитываем добротой, если:
сами проявляем душевное расположение к людям;
не выясняем при ребёнке отношения;
относимся с уважением к сыну или дочери.
Но встречали ли вы родителей, жалующихся на то, что как ни старались, не смогли развить это качество в ребёнке? В чём могла быть их ошибка?
Два «врага» доброты — ненависть и равнодушие
Однажды была свидетелем, как одна мамаша учила сына не давать игрушки чужим.
Кто такие свои, чужие, хорошие, плохие ребёнку разобраться сложно. Это понятие вообще относительно. А вот то, что делиться, быть доброжелательным можно не всегда — это он усвоит быстро. Глядишь, через какое-то время у него своя семья, а та же мама уже в категории чужих.
Не всегда и говорить что-то нужно. Вспомните, как часто вы уступаете место в транспорте, как ведёте себя с соседями да просто с незнакомыми людьми, как относитесь к животным. Именно таким будет в будущем ваш ребёнок.
Любовь и доброта — рука об руку
Используйте любую возможность, чтобы помочь вашему сыну или дочери учиться любить других. Проведать больного одноклассника, помочь бабушке (и не обязательно только своей), поиграть с младшей сестрёнкой — в подобных ситуациях развивается доброта души.
Почитайте с ребёнком произведения, в которых раскрывается тема доброты и любви. Безусловно, лучшим учебником, помогающим научиться любить является Библия. Предложите классному руководителю вашего сына или дочери провести совместно подготовленные классные часы о доброте.
Итак, подведём итог.
Советы педагога : как воспитать доброту
Подавайте пример в проявлении доброты.
Сохраняйте добрые отношения в семье.
Дайте понять, что доброта и милосердие распространяется не только на близких.
Учите детей любить окружающих.
И небольшое приложение в помощь родителям .
Пословицы о доброте
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Жизнь дана на добрые дела.
Не важно лицо какое, было бы сердце золотое.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Добрые слова дороже богатства.
Красота до вечера, а доброта на век.
Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
Записывайте обиду на песке, а доброту на мраморе.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
2.Методический материал для формирования духовно- нравственной ценности.
Вспомним великолепное стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное для каждого научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, научиться их подавлять, воспитывать в себе твердый характер. Научиться быть добрым сложно, но нужно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои поступки. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.
Послушайте рассказ.
Плохо.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам :
-Как вам не стыдно!
-А что- стыдно? Мы ничего не делали! -удивились мальчики.
-Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
(В. Осеева)
-Что показалось в рассказе самым главным?
-Предложите свой заголовок к тексту.
-На какие размышления наводит этот рассказ?
-Как поступили мальчики?
-Как бы вы поступили на их месте?
Послушайте еще один рассказ Л.Толстого
Рассказ из «Новой Азбуки»
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
-Какой поступок совершил дедушка?
-Почему он это сделал?
-Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах. (ответы детей)
Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможность перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится все больше. Кто- то купит пушистую сосенку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья престарелым людям, поможет им в хозяйстве .Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты не только для людей , но и в помогают животным.
Заключение
Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут и по сей день. Чтобы делать добро, надо , прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее - Доброту.
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Р.Казакова
Список литературы
1.Бронзов А. А. Благо высшее // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2.
2.Добро, в философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-303221-1480498112.jpg)
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703209-1446742213.jpg)
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...