Методическая разработка внеклассного воспитательного занятия на тему: Правила вежливости и культурного поведения.
классный час (2 класс) на тему

Конышева Екатерина Игоревна

Данная разработка была апробирована на учащихся 2-го класса во внеурочное время и является целесообразной, так как одним из направлений воспитательной работы во 2-ом классе является духовно – нравственное воспитание. Составной частью этой работы является этическое воспитание учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx39.89 КБ
Файл prezentatsiya._vezhlivost.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Важной задачей современного воспитания является духовно – нравственное развитие школьников. Без воспитания уважительного отношения к себе и другим людям процесс социализации человека будет затруднительным. В данной разработке представлен опыт проведения этической беседы для учащихся 2-го класса. Актуальность данного занятия состоит в том, что многие дети знают правила культурного поведения в обществе, но не всегда их соблюдают.

        Сочетание в одном классном занятии формы беседы, основанной на практическом жизненном опыте учащихся и практической работы по решению «вежливых» задач позволило учащимся не только закрепить имеющиеся знания в области общения людей, но и приобрести  практические умения по решению новых жизненных ситуаций. Всё это содействует более эффективному введению опыта общения детей в их жизнедеятельность.

В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников сказано, что «обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны» [2;14].   Таким образом, данная задача остаётся в приоритете учебных учреждений страны и реализуется  через основные общеобразовательные программы общего образования, включающие в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин, и другие материалы, что отражено в ФЗ «Об образовании в РФ» [1; 19].

Методическая разработка данного внеклассного занятия «Правила вежливости и культурного поведения» направлена на формирование нравственных представлений о жизни в социуме.

Цель: содействовать формированию морально-ценностных установок как основы нравственного поведения  школьников.

Задачи:

  1. Расширить представления  учащихся  о нормах вежливого поведения как формы проявления культуры поведения и общения  людей.
  2. Расширить этический кругозор учащихся.
  3. Активизировать практику общения через побуждение к анализу поступков людей.
  4. Формировать положительное отношение к нормативному поведению.

Для достижения поставленной цели на занятии были использованы такие методы работы как беседа и практическое решение ситуаций. Применение метода беседы помогло систематизировать и расширить знания детей о правилах культурного поведения, а  практические задания помогли детям выразить свой взгляд на некоторые ситуации и предложить их решение, а затем убедиться в правильности своих представлений о нормах общения людей в обществе посредством дискуссии по итогам решения той или иной задачи.

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема занятия: Правила вежливости и культурного поведения.

Цель: содействовать формированию морально-ценностных установок как основы нравственного поведения  школьников.

Задачи:

1. Расширить представления  учащихся  о нормах вежливого поведения как формы проявления культуры поведения и общения  людей.

2. Расширить этический кругозор учащихся.

3. Активизировать практику общения через побуждение к анализу поступков людей.

4. Формировать положительное отношение к нормативному поведению.

Планируемые результаты:

  • Обогащение духовного мира учащихся.
  • Усвоение учащимися культурных правил поведения.
  • Умение отделять хорошие поступки от плохих.

Оборудование: конверт с заданиями, презентация, проектор, компьютер.

Форма проведения: этическая беседа.

Образовательные ресурсы:

1. Инфоурок. Начальные классы.- URL: https://infourok.ru/zanyatie_tema_pravila_vezhlivosti-433205.htm ( Дата обращения 3.02.2017).

2. Социальная сеть работников образования.-URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/02/04/eticheskaya-beseda-odno-iz-sredstv-nravstvennogo ( Дата обращения 3.02.2017).

3. Шемшурина, А. И. Этическая грамматика: методическое пособие для учителей начальной школы. – М, 1991.- С. 6-7.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Вводная часть
  3. Основная часть

3.1. Беседа о сущности понятия « Вежливость»

3.2. Разговор о правилах вежливости

3.3. Исполнение песни

3.4. Анализ жизненных ситуаций

3.5. Работа в микрогруппах: практикум по оценке поступков детей.

4. Заключительная часть.

Ход занятия

1. Организационный момент (1-2 мин.)

        -Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие проведу у вас я. Посмотрите, какой сегодня замечательный день. Я очень рада снова вас видеть. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

2. Вводная часть (2 мин.)

На слайде расположены слова: здравствуйте, спасибо, до свидания и т.д. (Слайд №1) Приложение 3

        -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какие слова  вы там видите? Давайте прочитаем их все вместе? Первое слово - здравствуйте, второе - спасибо и т.д.

После того, как дети прочитали все слова, учитель задаёт им вопрос:

        - Скажите мне, пожалуйста, а как мы можем назвать все эти слова одним словом? Это слова какие? (Предполагаемый ответ детей: «Вежливые!») Совершенно верно!

        -И сегодня на занятии мы с вами поговорим  о вежливости, о том, какие слова вы говорите друг другу при встрече, расставании, игре и совместных делах, когда бываете в гостях и в школе.

3. Основная часть (35 мин.)

3.1. Беседа о сущности понятия «вежливость»

- Ребята, а что такое вежливость? (Ответы детей)

На слайде №2 появляется сначала слово «Вежливость», а после предполагаемых ответов детей появляется само определение. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим людям было приятно с тобой общаться.

        3.2. Разговор о правилах вежливости.

        - А как мы определяем, вежливый человек или нет? (Предполагаемый ответ: «по его поступкам»).

        - А чем руководствуется вежливый человек, совершая поступок? (Предполагаемый ответ: «Правилами вежливости»)

        - Ребята, а как вы думаете, существуют ли определённые правила вежливости, которые мы должны соблюдать, чтобы быть вежливыми с окружающими? Приведите пример правила? (Дети приводят примеры)

Правила вежливости: (Слайд №3)

1. Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

2. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

3. Будь вежлив со своими товарищами, не давай им прозвищ и кличек.

4. В разговоре и игре всегда помогай  слабому, заступайся за него и не обижай младших.

5. Не отвечай на грубость грубостью.

6. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

        - А теперь, я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Вежливо-невежливо». Её правила таковы: я буду читать вам некоторые поступки людей, и если вы решите, что поступок вежливый, то хлопните в ладоши, а если вы посчитаете поступок невежливым, то потопайте ногами. Понятны правила? Тогда начнём:

 Проведение игры с помощью презентации. (Слайд №4)

        - Молодцы! Вы хорошо умеете отделять хорошие поступки от плохих.

- Ребята, а давайте мы с вами теперь удалим те поступки, которые являются невежливыми (удаляются строки).

- А сейчас выразительно прочитаем ещё раз вежливые поступки.

3.3.  Исполнение песни.

- Ребята, а вы знаете, что вежливые слова называют еще «волшебными»?

- Почему? В чём их волшебство?  ( Предполагаемый ответ: «Они действуют на человека благоприятно, поднимают у него настроение»).

- А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»?

- Верно, вежливо, с улыбкой.

- А почему улыбка так украшает произнесённое вами слово, фразу? (Предполагаемый ответ: «Потому что улыбка дарит людям теплоту и добро»).

- Конечно, ведь даже в песенке поётся: «От улыбки хмурый день светлей»).

- Знаете вы такую песенку?

- Давайте мы тогда споём её все вместе? ( Включаю музыку, дети поют песенку. Караоке на видео отдельно от презентации). Приложение 3.

        - Молодцы, ребята, спасибо!

        - Ребята, запомните, что улыбка – мощное оружие любого человека, способное изменить все и всех. Это как солнечный лучик света в пасмурную погоду, капля воды в пустыне, частичка тепла в морозы. Ее величество «Вежливость», правила поведения и этикета – все эти нормы сводятся к одному, самому простому совету – улыбайтесь. Помните, в самом начале нашего занятия я попросила вас улыбнуться? И не случайно, потому что улыбка – это не только дань вежливости, это рычаг счастья, рецепт успеха и хорошего настроения.

        - Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет такое настроение, как в ясный день.

3.4.  Анализ жизненных ситуаций

- Давайте мы порешаем с вами вежливые задачки? Вам предстоит оценить поступки героев.

- Итак, ситуация первая, послушайте стихотворение.  Приложение 1.

- Скажите, правильно ли вела себя лиса? Почему?

Ситуация вторая. Приложение 1.

- Оцените поступки Олега. (Предполагаемый ответ: «Олег поступил очень невежливо и некультурно. Он не замечал никого, кроме себя»).

- Как повлияла спешка Олега на настроение встречных? (Предполагаемый ответ: «Настроение у встречных людей станет плохим»).

Ситуация третья. Приложение 1.

- Оцените поступки одноклассников Игоря. Какие правила вежливости они нарушили? (Предполагаемый ответ: «Одноклассники его дразнили. И хотя они сделали это без злого умысла, явно шутили, но, конечно,  обидели.)  

- Каким будет настроение у Игоря? (Предполагаемый ответ: «Настроение у Игоря будет плохим, он будет очень расстроен, что одноклассники его дразнят»).

- Значит, зачем нужны правила вежливости? ( Предполагаемый ответ: «Чтобы не портить настроение и отношения с окружающими»).

Ситуация четвёртая. Приложение 1.

 - А теперь послушайте шутливую мексиканскую сказку « Вежливый кролик». (Прочтение сказки учителем)

- Понравилась сказка? Чему она учит? У вас были случаи, когда вас выручала вежливость? (Например, вы, нечаянно, что-то сломали или наступили кому-то на ногу, и на вас очень сильно рассердились, но после ваших вежливых извинений злость человека проходила, и он готов был вас простить?) (Возможно, дети приведут несколько примеров из жизни).

- Обратите внимание, как «волшебные слова» помогают нам в жизни, правда?

3.5 Работа в микрогруппах: объяснение, почему нельзя так поступать.

- А сейчас, я дам вам несколько заданий, которые вы попробуете выполнить в микрогруппах. Прочитайте задания очень внимательно, посоветуйтесь друг с другом и скажите, как правильно нужно поступить в данных ситуациях.          (Распределяется по одному заданию на 4 человека или более)

Приложение 2.

Дети читают задания, потом на них отвечают.

4. Заключительная часть (5 мин.)

- А теперь давайте подведём итоги нашей беседы. Эти итоги прозвучат в стихотворении, которое прочитают ваши товарищи.

(Несколько учащихся класса читают стихотворение, которое выучили заранее)

1. Что такое здравствуй?

Лучшее из слов

Потому что здравствуй

Значит - будь здоров.

2. Правило запомни,

Знаешь – повтори,

Старшим это слово

Первым говори!

3. Здравствуйте – ты скажешь человеку

Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4. Добрый день – тебе сказали.

Добрый день – ответил ты.

Вас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

(Обращение к классу)

        - Хорошее стихотворение? Полезное?

- А в заключение нашей сегодняшней беседы я обобщу всё, о чём мы сегодня говорили.

        - Всегда очень важно вести себя достойно среди людей. Ни в коем случае нельзя оскорблять друг друга. Нужно быть внимательным к людям, тем самым вы проявите свою вежливость. И этот человек будет относиться к вам так же вежливо, как и вы. Вежливость нужна везде. Она необходима всем. И каждый из нас обязан соблюдать вежливость. Вежливость украшает человека. Очень важно быть вежливым не только ради общества, но и ради себя.

САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАСНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ, ПРОВЕДЁННОГО ВО 2 КЛАССЕ ТРУБЧЕВСКОЙ СОШ №1

      Данная методическая разработка была апробирована во внеурочное время на учащихся второго класса Трубчевской СОШ №1 и является целесообразной, так как одним из направлений воспитательной работы во 2-ом классе является духовно – нравственное воспитание. Составной частью этой работы является этическое воспитание учащихся. В связи с этим, перед занятием была поставлена следующая цель: содействовать формированию морально-ценностных установок как основы нравственного поведения  школьников. Основным средством приобщения детей к соблюдениям правил культурного поведения в обществе была выбрана практическая деятельность детей, направленная на анализ и решение жизненных ситуаций. В связи с этим, перед занятием были поставлены следующие задачи:

1. Расширить представления  учащихся  о нормах вежливого поведения как формы проявления культуры поведения и общения  людей.

2. Расширить этический кругозор учащихся.

3. Активизировать практику общения через побуждение к анализу поступков людей.

4. Формировать положительное отношение к нормативному поведению.

    В качестве планируемых результатов намечалось: обогащение духовного мира учащихся, усвоение учащимися культурных правил поведения, а также умение отделять хорошие поступки от плохих. Они относятся к двум уровням достижения результатов воспитания. На  мой взгляд, результаты достигнуты, потому что дети систематизировали имеющиеся знания об общепринятых нормах поведения, и кроме того, получили опыт решения неизвестных ранее ситуаций, связанных с правилами культурного поведения в обществе.

        Данное занятие требует от педагога технологических, прогностических, коммуникативных, информационных и организаторских умений. Особое внимание педагогу следует обратить на свои коммуникативные и организаторские умения, так как учащихся от 8 – 9 лет непросто настроить на активное участие в дискуссии, и более того, вызвать желание поделиться своим жизненным опытом в рамках данной темы. Не менее важно психологическое состояние педагога. Доброжелательная атмосфера является основным составляющим фактором успеха в достижении поставленных целей и задач занятия.

        Занятие потребует внесения коррективов в том случае, если у педагога по какой-либо причине отсутствует доступ к ИКТ. Вместо электронной презентации педагогу необходимо продумать пути представления необходимой информации в соответствии с имеющимися возможностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 7 марта 2018 года) – М.: Омега – Л., 2012 – 183 с. (Дата обращения 06.10.2018)

2. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников. / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. –  М.: Просвещение, 2009 – 35с. (Дата обращения 06.10.2018)

 

Приложение 1

Задачи (ситуации), предложенные детям для совместного обсуждения.

№ п/п

1

2

3

4

Содержание

Едет в транспорте лиса,

Едет рыжая краса.

А в автобусе, друзья,

Нынче просто толчея.

Едут майские жуки,

И с букетом пауки,

И медведи, и ежи,

Черепахи и моржи.

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму.

Вдруг сказал смешной енот:

На концерт народ идет.

Все хотят увидеть львенка,

Что рычит довольно громко.

Едет в транспорте лиса,

Едет рыжая краса.

В транспорте толкается,

Кричит и возмущается:

«Боже мой! Как я устала!

А кругом одни нахалы!

Все сидят, а мне лисице

Негде даже примоститься!

Я хочу вот здесь сидеть!

Что не слышишь, ты, медведь?»

Миша встал, лисица села

И опять свое запела:

«Очень душно, не могу!

Сейчас я просто упаду!

Эй, водитель! Тормозни!

И зверей всех прогони!

Ездить я хочу с комфортом!

Чтобы было мне удобно!»

Заскрипели тормоза.

В дверь влетела стрекоза.

И лисе сказала громко:

«Выходи скорей, плутовка,

Хоть теперь не остановка.

Хватит нам тебя терпеть,

Хватит в транспорте шуметь!»

Стрекозу все поддержали

Рыжую лису прогнали.

Стало тихо и спокойно,

Хоть тесно, но все довольны.

Все успели на концерт,

Лев имел большой успех.

Лиса, к большому огорченью,

Пришла к финалу представленья.

Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к троллейбусу. На бегу, он случайно портфелем задел маленькую девочку, наткнулся на старушку, протискиваясь вперёд во время посадки, зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

Когда Игорь вышел на школьный двор, обогнавшая его Наташа показала ему язык, Слава в дверях шутливо щёлкнул его по затылку, Ира в классе передразнила его походку.

« Жил-был кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского огорода, и она была очень сердита и голодна.

У кролика дрогнуло сердце. Бежать-то куда?

Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность, - в пещере поселилась змея.

        Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения входить в чужой дом не полагается. «Нужно поздороваться» - но с кем? С пещерой, конечно!»

        И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: « Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти?».

        До чего же обрадовалась змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

        - Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.

        Но Кролик по голосу понял прекрасно, с кем имеет дело.

        - Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.

        Прискакал Кролик в свою норку и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

        Змея же, свернулась в клубок и проворчала: «Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было просить ему разрешения войти!».

Приложение 2

Задачи (ситуации), предложенные в микрогруппах для анализа и поиска правильного решения.

1. Навстречу Маше по коридору школы шла Евгения Ивановна с другой учительницей. Вопрос: Как должна поздороваться Маша?

2. Почему, входя в метро или подъезд, дверь которого на пружине, её надо придержать, закрывая, рукой?

3. Почему нельзя есть мороженое или пирожное в общественном транспорте?

4. Почему нельзя сидеть в вагоне, положив ногу на ногу?

5. Почему нужно прикрывать рот рукой, когда чихаешь или кашляешь?

6. Можно ли приходить в гости без приглашения? И что делать, если очень нужно прийти?

7. Почему нельзя подшучивать над физическими недостатками других?

Приложение 3

Презентационные материалы, необходимые для проведения внеклассного воспитательного занятия на тему «Правила вежливости и культурного поведения» (СD - диск).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вежливые слова Здравствуйте Спасибо Пожалуйста Доброе утро Добрый вечер Добрый день До свидания Благодарю Будьте любезны Рады вас видеть Заходите ещё Извините Простите Будьте добры

Слайд 2

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим людям было приятно с тобой общаться.

Слайд 3

Правила вежливости: Вежливость проявляется в отношениях с людьми. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. Будь вежлив со своими товарищами, не давай им прозвищ и кличек. В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него и не обижай младших. Не отвечай на грубость грубостью. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

Слайд 4

Поздороваться при встрече Толкнуть и не извиниться Помочь поднять упавшую вещь Громко разговаривать в общественных местах Поблагодарить маму за вкусный обед Обозвать обидным словом одноклассника Не уступить место пожилому человеку Отвечать на телефонный звонок во время урока Помочь донести сумку незнакомой старушке Рассказать доверенную тебе тайну Стараться говорить громче собеседника «Вежливо – невежливо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия на тему "Слоговой анализ слов"

В данном документе представлена методическая разработка подгруппового логопедического занятия для 1 - 2 класса...

Методическая разработка к проведению занятия по теме: Мы – пассажиры (2 класс)

Методическая разработка для проведения занятия во 2 классе по ознакомлению обучающихся с видами пассажирского транспорта и Правилами поведения в нем....

Методическая разработка.Технологическая карта занятия по теме "ОБЖ "Правила дорожного движения"

Урок на тему "Правила дорожного движения"Цели.1.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.2.Воспитывать навыки выполнения ос...

методическая разработка коррекцинно-развивающего занятия по теме : "Поход в магазин"

Для обучающихся старших классов с ТМНР.с использованием средств АДК...

Методическая разработка коррекцинно-развивающего занятия по теме : "Мой режим дня"

Занятие учителя-дефектолога для обучающихся с ТМНР начальные классы, с использованием средств альтернативной коммуникации...