Статья «Музыкальная терапия как средство коррекции гиперактивного поведения детей»
статья (4 класс) на тему

Струкова Елена

           Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).

           Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

          Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

          Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. [6].

          Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Музыкальная терапия как средство коррекции гиперактивного поведения детей»

ГБОУ  школа-интернат  №67 Пушкинского района СПб, 2018 г.

Струкова Елена

Воспитатель ГПД класса «Особый ребенок»

По мнению Т.И.Леонтьевой, музыка, как и другие виды искусства является специфической формой художественного отражения действительности, глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности влиять на формирование личности. Такую значимость в мире людей музыка приобретает благодаря эмоциональной отзывчивости, к формированию которой она имеет прямое отношение [4].

Вышеизложенную точку зрения разделяет С.В.Шушарджан, отмечая, что музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека, воспринимающего ее. При этом воздействие ее не зависит от возраста, образования, профессии, социальной и национальной принадлежности. Музыка находится на высшей ступени эстетических ценностей, которые по своему чувственному выражению наиболее близки естественному восприятию человека [9].

С.В.Шушарджан выделяет специфические свойства музыкального искусства, а именно - способность свободно, непосредственно, ненавязчиво и вместе с тем очень сильно воздействовать на личность, вызвать глубокие реакции слушателя. Музыкальное искусство влияет не только на эмоциональное и эстетическое восприятие, но и на области познания, эстетического чувства и поведения человека. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции [9].

Специфика музыкального искусства заключается также в прямом контакте со слушателем, осуществляемым современными техническими репродукционными устройствами, с помощью которых музыка ежедневно входит в жизнь современного человека.

Кроме вышеуказанных качеств, музыкальное искусство имеет специфические и уникальные возможности целенаправленного воздействия в желаемом направлении на патологически измененные психическое и соматическое состояние человека. Ожидаемое лечебное воздействие вытекает не только из возможности невербальной и недирективной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи музыки с больным, но и из специфического воздействия основных первоэлементов — ритма, мелодии и гармонии, которые составляют основу музыки, проникающую в глубины психики.

Т.И.Леонтьева отмечает, что музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Среди многих видов искусства именно музыка является мощнейшим средством эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Не случайно, средства музыкальной выразительности применяются для коррекции эмоциональной сферы в психологии, в частности в арт-терапии [4].

Возможности лечебного воздействия музыки в ее аналитической и синтетической форме на патологически измененные психические и соматические процессы в организме человека послужили импульсом для возникновения нового научного направления - музыкотерапии как одного из лечебно-воспитательных методов.   Термин «музыкотерапия» наиболее часто употребляемый в литературе, имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». В этом смысле музыкотерапия чаще всего используется для лечения некоторых, преимущественно психофизических, нарушений и применяется в клинических или амбулаторных условиях.

Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. Еще древнегреческий мыслитель, математик и спортсмен Пифагор применял музыку в лечебных целях. Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. В эпоху средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения широко распространившейся эпидемии хореомании (пляски Святого Витта). Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула. [9].

Попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на человека стали предприниматься в конце XIX начало XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и других, появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, на дыхание, кровообращение, газообмен [1, 2].

Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму ее воздействия существенно возрос. Это дало возможность изучения физиологических реакций, возникающих в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, в новом, более высоком уровне. С другой стороны, этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышения работоспособности человека. В том числе — и в условиях космических полетов человека.

Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на центральную нервную систему.

Так, Н.Н.Захарова и В.М.Авдеев исследовали функциональные изменения в центральной нервной системе, при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-галъванических реакций. Обнаруженные данные свидельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таланических и кортико-лимбических кругах. Слушание музыки сопровождалось частичной сменой доминирующего альфа ритма активностью в частотном диапазоне бетта-, тета-, дельта-волн. Более глубокие положительные эмоции на определенные музыкальные произведения сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга. Учащалось сердцебиение и дыхание [3].

И. М. Гринева обнаружила, что прослушивание мелодичной музыки в спортивном темпе (негромкого звучания) оказывало на больных седативный эффект, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном спектре альфа-ритма или заметное увеличение его индекса, увеличение амплитуды альфа-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний [9].

Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного темпа и громкости, давала тонизирующий эффект что сопровождалось депрессией альфа-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний.

Анализ церебральной гемодинамики по данным реоэнцефалограмм показал, что в подавляющем числе случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения.

И.В.Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожи предплечья. Минорная музыка медленного темпа урежала частоту сердечных сокращений, снижала максимальное артериальное давление, а также тонус мышц и температуру кожи предплечья [9].

В характере возникающих психофизиологических реакций в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие существенное значение играет психологическая установка, как общее состоящие личности. Обычно она не осознается человеком, хотя в особых случаях, например при самонаблюдении, некоторые явления психологической настройки могут быть замечены.

В большинстве же случаев кратковременные установки складываются мгновенно в подсознании. Подсознательный характер установки хорошо виден в восприятии гармонических модуляций. Настройка на основную тональность (тональная установка) и перестройка слуха в процессе модуляции не отмечаются слушателем как факт его психологического состояния, а осуществляются как бы автоматически без его ведома, хотя при направленном внимании он может осознанно следить за всеми модуляциями.

В.В.Медушевский показал, что существует аксиологическая (ценностная) и опознавательная установки [9].

Первая представляет собой сложившуюся у слушателя под влиянием неоднократного соприкосновения с музыкой, как с социальным явлением, систему оценочных критериев и ориентации. Она и определяет общее отношение слушателя к музыкальному произведению, нравится оно или не согласуется с его представлениями о хорошей музыке, с эстетическими вкусами и потребностями.

Опознавательная установка является по сути комплексом знаний слушателя об использованном в произведении музыкальном языке и позволяет соотносить произведение с известным по опыту стилем, предугадывать направление мелодии, создает основу для узнавания применяемых в произведении средств путем сопоставления с хранящимися в памяти знаниями о них.

При положительной динамике настроения В.С.Русинов наблюдал у больных стабильные изменения в передних зонах головного мозга человека [7].

По мнению академика М. Н. Ливанова, предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков коры головного мозга [7].

Воздействие музыкой оказывает влияние помимо центральной нервной системы на функции других жизненно важных физиологических систем: кардиореспираторной, мышечной, пищеварительной.

Так, И. М. Догель и И. М.Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат [2].

Русский физиолог И.Р.Тарханов показал своими оригинальными исследованиями, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект [8].

Английский ученый Л.Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В этой связи обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с утилитарной точки зрения [9].

Вне всяких сомнений стоит вопрос о связи музыки с функцией эндокринных желез. Музыка влияет на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль в эмоциональных реакциях всего спектра чувств. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе, на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы. И, в частности, на основе специфических нейрохимических механизмов подкорки, которые вследствие химического сродства мобилизуют избирательно соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности.

Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно — в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором исполняется.

Музыка, исполняемая на кларнете, по наблюдениям врача-психотерапевта С.Мамулова, влияет, к примеру, преимущественно на кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему. Скрипка и фортепьяно лучше всего успокаивают. Общим расслабляющим действием обладает скрипка [9].

Безусловно во многом человеческие переживания в момент прослушивания, определяются особенностями самого музыкального произведения, его фактурой. Музыка с преобладанием в ней диссонансов — резко звучащих звуковых сочетаний, создающих ощущение несогласованности, — вызывает ощутимое психо-эмоциональное напряжение (этим приемом широко пользуются кинематографисты, особенно в детективах и в триллерах).

По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При нормальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью.

Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активации физиологических процессов и вызывать активное состояние, (к примеру, ария Риголетто «Куртизаны» из оперы Верди).

Н.А.Фудин, изучая влияние музыкальных воздействий на функциональное состояние студентов перед экзаменом и на эффективность выполнения ими тестовой операторской деятельности, выявил, что экзамен является фактором психоэмоционального напряжения студентов. Определенным образом подобранные музыкальные произведения улучшают самочувствие, снижают психоэмоциональное напряжение, нормализуют вегетативный тонус и повышают эффективность деятельности обследуемых. Эффективность музыки как корригирующего воздействия определяется исходно-преобладающим вегетативным тонусом обследуемого. Показано, что данный вид реабилитации в большей степени может быть адресован людям, находящимся в состоянии психоэмоционального напряжения [9].

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний [9].

           Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).

          Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

          Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

          Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. [6].

          Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки - ритма, тональности - показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы - возбуждают, консонансы - успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, "художественное наслаждение", по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.

          Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

          А.А.Осипова выделяет четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии [6]:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2.   Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

           В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

-     катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

-   облегчение осознания собственных переживаний;

-   конфронтацию с жизненными проблемами;

-   повышение социальной активности;

-   приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

-    облегчение формирования новых отношений и установок.

           В 70-80-е годы ХХ века вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (P.O. Бенензон, 1973), а также исследования по объективизации влиянии музыки на детей (У. Грюс, Г. Грюс, 3. Мюллер, 1971). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю.Брюкнер, И.Медераке и К.Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

    В целом можно сказать, что общение с музыкой, музицирование на каком-либо музыкальном инструменте целенаправленно воздействует на все психические процессы ребенка. Начинают восстанавливаться функции движения, мелкой моторики, развиваются слух, мышление, воображение, ритм, улучшаются физиологические процессы, связанные с двигательной активностью, обменом веществ.

   Современные исследования показали возможности использования музыкотерапии в психолого-педагогической коррекции. При этом существует специфика использования музыкотерапии при работе с детьми разного возраста. 

  В младшем дошкольном возрасте данный эффект музыки достигается музыкальным оформлением игр, воспитательных мероприятий или режимных моментов, специальной психохотерапевтической ориентацией традиционных занятий с детьми. Пассивное слушание музыки в этом возрасте возможно лишь при засыпании, во всех же остальных случаях восприятие мелодии и ритма сопровождается у детей мимическими движениями, жестикуляцией, отбиванием такта, вокализацией. 
         В старшем дошкольном и начальном школьном возрасте восприятие музыки возможно в обычном (естественном) или пассивно расслабленном состоянии. При этом реактивная музыкотерапия, направленная на отреагирование, разрешение патологического аффекта, провокацию аутокатарсиса, осуществляется в процессе систематического прослушивания музыки, вначале соответствующей эмоциональному состоянию ребенка (печальной, тревожной, напряженной или бравурной), а затем более спокойной и сдержанной, но с радостной и оптимистической мелодией. Это обеспечивает «аффективное подхватывание», а затем постепенное выравнивание патологического настроения ребенка за счет «аффективного моделирования». Взрослый здесь выступает в роли своего рода «психотерапевтического диск-жокея». Он же может инициировать использование вербализированной формы музыкотерапии, что позволяют усилить эффект воздействия музыки на базальные уровни эмоционального тонуса благодаря четкой смысловой направленности, соединяя природные и социально-психологические аспекты данного психотерапевтического приема, музыку и песню.

Г.Монина предлагает следующие виды использования музыкотерапии в психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей [30]:

1. Слушание музыки. Этот вид терапии используется в коррекции эмоциональных состояний, чрезмерной двигательной активности, речевых расстройств, страхов, которые зачастую свойственны детям с СДВГ. Работая с гиперактивными детьми, при выборе музыкальных произведений следует отдавать предпочтение ритмичной музыке танцевального характера – для девочек, маршеобразного – для мальчиков. Желательно, чтобы музыка была в живом исполнении и с ярко выраженной мелодией.

2. Танцы под музыку применяют при коррекции детей с эмоциональными и речевыми расстройствами, трудностями межличностного взаимодействия. Спонтанное движение помогает осознать собственное тело, развить навыки общения, что приводит к улучшению эмоционального и физического состояния человека.

Чувства, возникающие под воздействием музыки, закрепляют в сознании и подсознании ребенка содержание слов и фраз - внушений, облегчают овладение приемами саморегуляции, вживание в лечебный образ, пробуждают воображение.

 Таким образом, музыкотерапия может эффективно использоваться в процессе коррекции поведения у детей дошкольного   и младшего школьного возраста.  Использование музыки поможет снизить интенсивность эмоциональных реакций, замкнутость неадекватность поведения, поэтому она может использоваться в качестве метода коррекции в социально-педагогической работе с гиперактивными детьми. 

 

                         Литература:

  1. Бехтерев В.М. Работа головного мозга в свете рефлексологии/ В.М. Бехтерев. - Л., 1926

  1. Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных/             И.М. Догель. - Казань: Изд-во Дубровина, 1988
  2. Захарова Н.Н., Авдеев В.М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки /

          Н.Н. Захарова, В.М. Авдеев // Журнал высшей нервной                          

               деятельности.-1982.-№5.                            

  1. Леонтьева Т.И. Коррекция эмоциональных и поведенческих отклонений средствами музыкальной терапии/ Т.И. Леонтьева // Музыкальная психология и психотерапия.- 2011.- № 5.- С. 99-105. 
  2. Монина Г. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь/- Г.  Монина. - СПб.: Речь, 2007.- 186 с.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция/ А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002.- 510 с.
  4. Уэйнбергер Н. Музыка и мозг/ Н.  Уэйнбергер // Музыкальная психология и психотерапия. — 2009. — № 1. — С. 38-48.
  5. Халявина Т. Г. Современные методы музыкальной терапии при работе с детьми/ Т. Г.  Халявина // Музыкальная психология и психотерапия. — 2009. — № 1. — С. 105-125.         
  6. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С.В. Шушарджан. — М.: Антидор, 1998. — 361


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-ориентированное занятие (с элементами арт-терапии), направленное на коррекцию агрессивного поведения ребенка

Описанное выше занятие является частью моей цельной программы, которая называется «Индивидуально-ориентированная программа (с элементами арт-терапии), направленная на коррекцию агрессивного поведения ...

Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.

Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....

Родительское собрание "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

Ц е л и:– раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения;– дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;– познакомить с методами коррекции агр...

Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.

Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного  поведения  детей с  дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...

Конспект родительского собрания на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

В конспекте раскрываются проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения; даются рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей....

Рабочая программа Коррекция гиперактивного поведения младших школьников средствами мультисенсорной среды

Разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для работы с детьми по снижению проявлений гиперактивности в сенсорной комнате....