Классный час
классный час (4 класс) на тему

Нечитайло Светлана Викторовна

История возникновения букета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_buket.doc739.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  на тему: «История возникновения букета».

Цель: знакомство с историей возникновения цветочного букета.
Задачи: 
- расширять знания детей об окружающих предметах; 
- познакомить с историческими данными возникновения и создания первых цветочных букетов;
- обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
- работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей.
Оборудование: ноутбук, презентация, слайды, иллюстрации, стихотворения, цветы для составления букетов.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово.
    Учитель. –

- Отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить?

- Мы дарим их друг другу, чтобы рассказать о своих чувствах, попросить прощения за обиду, поздравить с днём рождения,  праздником,

с важным событием

и просто поднять настроение без всякого повода.

            Дети. О цветах.

            Учитель.   Правильно.

    - На Земле растет такое огромное количество цветов, что невозможно даже просто знать все их названия.

У цветов существует особый язык, но это целая отдельная наука.

Дарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви и уважения.

Цветы делают отношения между людьми более добрыми и близкими.

Их часто дарят молодым людям, пожилым, которые сразу молодеют душой, когда получают  красивые цветы!

                 Учитель.

Жизнь людей неразрывно связана с цветами.

 Из цветов собирают разные букеты.

А когда появились первые букеты? И какими они были вначале?

Об этом вы сегодня узнаете.

        Мы все много раз произносили слово «букет», а вот что оно обозначает, вряд ли кто-то из вас сразу ответит.

       Слово «букет» французского происхождения и означает «красиво собранная группа цветов».

  1. Знакомство с первыми использованиями цветочных композиций.

Учитель.

-Как в разных странах использовали цветочные композиции, расскажут дети.
Восточная Африка

Неизвестно, украшал ли пещерный человек цветами своё жилище.

Но археологические раскопки в Восточной Африке рассказывают о том, что цветы использовались в качестве траурного подношения умершим.
Древний Египет
Обеспеченные люди, стремясь окружить себя красотой, начали выращивать цветы специально. Поля и рощи Древнего Египта были усеяны нарциссами, лилиями, розами, гвоздиками и маргаритками. На Востоке в особом почёте были пионы и хризантемы.


Когда фараон Древнего Египта путешествовал со своим двором, в списке необходимых вещей непременно значились цветы.
Древняя Греция и Рим
Гостей осыпали несметным количеством лепестков, а победителей турниров чествовали гирляндами – это и было первым цветочным подношением.


  1. Появление первых букетов

Учитель.

-Как появились первые букеты?
 В Древней Греции торговцы на городских площадях продавали небольшие букеты собственной сборки, в основном из дикорастущих цветов: фиалок, роз и цветов оливы. Букеты были простенькими, но это уже были букеты! Прошло немного времени, и

мужские и женские букеты начали различаться по цветочному составу.

Для женщин подбирались более нежные и красочные цветы.


Мужские же составлялись из крепких и темнолистных растений.


Первой известной формой букета был «Факел». 


   
Цветы в нём располагались ярусами и перевязывались вокруг стебля папируса с помощью пальмового волокна – рафии. Для таких букетов использовались разные растения: розы, лотосы, маки, фиалки, хризантемы, ветки оливы, дельфиниумы, ирисы и сельдерей.


Средние века были тёмным временем в истории букета: церковь наложила запрет на использование растений в светских целях. Букет в Средние века был скромным и изящным, состоял из одного или нескольких цветков. А вазами для цветов служили аптекарские склянки и баночки.
Особое значение придавали белой розе и красной лилии, так как эти цветы символизировали чистоту и непорочность.


В 14 веке, в Европе появилась мода на ароматы. Мужчины – в петлицах, а дамы на корсажах платьев, на шляпках и в причёсках стали закреплять маленькие букетики из гвоздик, ландышей и других сильно пахнущих цветов. Данные цветочные ароматы использовались для маскировки запахов несвежего тела, так как в те времена люди редко мылись.


4. Появление современного букета
Учитель. В конце 17 века простые горшки заменили дорогие вазы – с этой поры они стали постоянным украшением интерьера.


5. Появление цветочных букетов на Руси
Учитель. На Руси культа цветов не было,

их специально не выращивали.

Но девушки собирали полевые и лесные цветы, плели из них венки и дарили друг другу.


Во времена царствования дома Романовых появились садовники, которые разводили гвоздики, тюльпаны, герань и розы.
Считается, что традиция дарить цветы в России берёт своё начало от театральных выступлений.
6. XX век
Учитель. С ростом городов люди всё больше и больше отдалялись от природы. Ремесло флористики оформилось в перспективную профессию. Цветы стали моднейшим атрибутом человеческой жизни и постоянно используются в качестве подарка. В современных букетах используются сухоцветы, ветки, ягоды, ленты, стразы, перья, бусинки и другие украшения.


Создаются эксклюзивные композиции, соответствующие не только полу и типу внешности, но даже характеру и роду занятий одариваемого человека. 
Благодаря букету люди могут рассказать друг другу о своих чувствах.

7. Язык растений

Учитель. 

-Сейчас поговорим о «языке» цветов.  

 «Язык» цветов зародился на Востоке в глубокой древности. Создали её женщины. Каждому цветку приписывался особый смысл. К примеру, азалия обозначала печаль. Жёлтая роза – «сомневалась» в искренности любви, а красная тайно «признавалась» в чувствах. 

 В Японии к праздникам делают композиции, состоящие из растений, несущих определенную символику. Например, в новогоднюю композицию обязательно должна входить веточка сосны – символ долголетия; весной на праздник девочек ставят композицию из цветущих веток персика – символа нежности и красоты, а на праздник мальчиков – букет из цветов ириса и веток дуба, символизирующих мужество и стойкость.

Ветки лавра – символизировали славу
Ветки дуба – силу и могущество
Пальмовая ветвь – победа
Ветвь оливы – весть о мире.

Учитель. 

 - В России девушки объяснялись в чувствах с помощью цветов, имевших тайный смысл.

Например, ландыш – вернувшееся счастье, лаванда – недоверие, нарцисс –эгоизм, мак – утешение, георгин – новость, ирис – час счастья, роза ярко-красная – здоровье, белая – чистота, желтая – кокетство, тюльпан – объяснение в чувствах, гладиолусы – юность и забота, ромашка – мир и т. д.

8. Творческая работа.
Учитель. А теперь я предлагаю вам собрать цветочные букеты. 
(
На столах у учащихся цветы)

         I. Цветочные фантазии “Придумай свой букет” и назови

Букет – красиво собранная группа цветов.
У каждого на столе  разнообразные цветы, ветки, листья вы должны составить букет,

можете  дать ему название.
(Дети создают цветочные композиции и дают им названия).

       2. Показ собранных букетов.

       3. Оценивание

Учитель:

- Все букеты прекрасны по-своему.

Стихотворение (читает ученик):

Свежесобранный букет –
Как подарок лета,
Праздник жизни, красоты,
Аромата, цвета...

Кто прекрасней? Нет таких:
Каждый совершенен,
Самый маленький цветок
Сказочно бесценен!

Совершенством наделён
Каждый лепесточек,
Сок Земли и Солнца мощь
Пил любой листочек.

9. Итог классного часа
Учитель.  Послушайте  стихотворение об охране и бережном отношении к цветам. Ведь скоро появятся первоцветы и кому –то захочется нарвать их охапками.  Но зачем? Они быстро завянут. А в природе они долго и каждый год будут нас радовать своей красотой.

Учитель. Наш классный час я хочу закончить словами замечательного сказочника Ганса Христиана Андерсена: « Чтобы жить, нужно солнце. Свобода и маленький цветок»

- Я хочу, чтобы всю вашу жизнь окружали цветы!

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

А сейчас я вам раздам карточки с вопросами, которые вы будете задавать, а я буду отвечать.

1. Сколько цветов должно быть в букете?

(Так повелось с давних времен, что цветов должно быть не
четное количество: 1, 3, 7 и т. д. Но если цветов много, их можно не
считать).

2. Когда можно дарить большие букеты в праздничных упаковках?
(Большие букеты дарят в торжественных случаях).

3. Прилично ли для женщины дарить цветы мужчине?

(Мужчине дарить цветы можно, но только крупные с длинными стеблями, желательно одного цвета (например, гладиолусы, гвоздики, лилии, хризантемы, пионы). Маленькие нежный букетик здесь явно не подойдет, как и пестрый букет).

  1. Обязательно ли вкладывать в букет открытку?

(Цветы можно дарить анонимно, но лучше - с карточкой или открыткой)

5. Хорошо ли дарить 1 цветок?

(«Один цветок лучше, чем 100, передает великолепие цветка», - так сказал японский поэт Я. Кавабата).

6. Какие цветы лучше всего подойдут для девушек?

(Белые, розовые розы, ландыши, незабудки, тюльпаны, лилии, т.е. нежные цветы).

7. Какие цветы лучше всего дарить маме?
(Любые цветы, кроме искусственных).

А бабушке?

(Лучше всего подарить ей красивые цветы в подарочной корзине).

8. Сейчас продают орхидеи в коробочке, - в каких случаях
можно их дарить?

(Их можно даришь и девушкам, и мамам, и бабушкам, только помните, они долго не живут ведь они для нас гости издалека).

9. Можно дарить цветы просто так, без всякого повода?

(Не только можно, но и нужно - цветы всегда дарят человеку радость).

10. Когда даришь цветы, надо ли снимать с них подарочную
упаковку?

(Если упаковка красивая — ее можно оставить, но простую бумагу следует обязательно убрать).

11. Что надо делать с подаренными цветами? Можно ли просто
отложить их в сторону?

(Ни в коем случае - надо сразу поставить их в вазу (если у вас праздник, вазу надо приготовить заранее)).

12. Если подарили несколько букетов сразу, можно ставить их в
одну вазу?

(Не желательно, но можно, при этом, извинившись перед тем, кто подарил, объяснив причину - ваза всего одна, или позже переставите в другую и т. д.)

Учитель: Ну вот, мы с вами и поговорили о том, какие цветы дарить в каких случаях. Но существует еще этикет цветовой символики.

Ученик (читает по карточке): Красные цветы выражают любовь, и их можно дарить очень близким людям, юбилярам или артистам. Розовые и белые преподносят молодым девушкам или девочкам. Оранжевые цветы подойдут всем, так как доставят радость своим ярким цветом. Синие, фиолетовые цветы можно дарить только тем, кто любит такие. Голубые и сиреневые подойдут для подруги. Зеленые цветы можно подарить старшему товарищу, отцу или деду. О желтых цветах многие говорят, что они к разлуке, но это неправда.

Незабудки дарят в знак своей верности; белые лилии - в знак тайной любви; красные розы - в знак страстной любви. Ландыши - как символ нежности. Букет фиалок означает недоброжелательство, но так повелось с далеких рыцарских времен. Зато тюльпан означает гордость и честь, а колокольчик - болтливость. Если дамы в ответ на посланный букет роз передавали маргаритки, значит, они были настроены положительно.

Ученица: В XIX в. молодые люди должны были постоянно
находиться в обществе, уединение считалось неприличным. Поэтому
приходилось объясняться языком цветов. На Востоке появилась целое
искусство - селам. Согласно ему, посланный в подарок ландыш означал: «долго и тайно люблю тебя», «гвоздика - «нет тебе равных», «черемуха - «как ты меня обрадовал!», пион - «мог бы сам догадаться!»,
астра - «любишь ли ты только меня» и т. д. У каждого народа существует свой язык цветов и связанные с этим обычаи. В России на балах
молодежь играла в так называемый «флирт цветов», передавая с помощью «почтальона» друг другу специальные открытки, в которых
было название цветка, а рядом - фраза. «Почтальону» называлось
только имя и фраза, так что никто из старших, присутствующих на
балу, не мог узнать, о чем, таким образом, разговаривают юные влюбленные. Молодые люди, зная почти все фразы наизусть, с удовольствием играли в эту увлекательную игру.

Учитель: А сейчас вопросы буду задавать я, а вы будите отвечать.

  1. В каких сказках в названии встречается цветок?
    («Аленький цветочек», «Цветик-Семицветик»).
  2. Назовите женские имена, созвучные названиям цветов (Роза,
    Маргарита, Лилия, Жасмин).

Учитель: Я приготовила вам сюрприз - цветочный гороскоп. Он простой, но очень добрый и интересный. Суть его состоит в следующем: каждому дню рождения соответствует цветок-талисман.

Сейчас девочки будут зачитывать гороскоп для техкто
рожден в разные числа месяца.
 

Далее несколько учениц зачитывают по карточкам цветочные гороскопы. При этом встают те ребята, кто родились именно в эти числа.

Цветочный гороскоп

Рожденные 1, 10, 19 и 28 числа имеют талисманом подсолнух. Это сильные, целеустремленные люди, отличаются независимостью. Как правило, у них счастливая жизнь, если они не хитрят.

У людей, рожденных 2, 11, 20, 29 числа, талисман - пион. Это преданные, серьезные люди, но несколько упрямые. Им нужно больше уверенности в себе.

Рожденные 3, 12, 21, 30 числа имеют своим талисманом яркую петунью. Это общительные люди, ни легко меняющие свое мнение. Они не любят подчиняться, а по жизни идут легко.

Те, кто родился 4, 13, 22,31 - почитают василек. Это надежные люди, очень гостеприимные и верные в любви и дружбе. Им следует пожелать большей целеустремленности.

Лилия - талисман тех, кто родился - 5, 14 и 23. Это романтичные люди, любящие сильные ощущения и комфортную жизнь. Им надо быть несколько скромнее и сильнее обстоятельств.

Красный мак - цветок тех, кто родился 6, 15, 24. Мак служит талисманом людям проницательным, часто угадывающим мысли других. Они часто разочаровываются в жизни, так как смотрят на все сквозь розовые очки.

У чувствительных, любящих красоту и домашний уют людей талисманом является орхидея. Они родились 7, 16 или 25 числа. Совет для них - побольше оптимизма и выдержки.

Рожденные 8, 17, 26 числа имеют своим символом маргаритку. Они честны, мужественны, но немного нетерпеливы. Для них главное - работа, а ведь близкие люди хотят немножко внимания.

Роза - талисман для тех, кто родился 9, 18 и 27. Это отважные и благородные люди, не прислушивающиеся к чужому мнению. Все они сильные личности, добивающиеся своего.

Учитель: Цветочный этикет - это очень увлекательно, не правда ли? Теперь вы можете дарить цветы своим близким по всем правилам или просто так. Ведь цветы приносят радость и делают людей чуточку счастливее. Наш классный час я хочу закончить словами замечательного сказочника Ганса Христиана Андерсена: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Ведущий ученик: И так сейчас мы узнаем какие цветы лучше преподнести, в том или ином случае? На пример когда идем в гости.

1 ученик (рассказывает) 

 Букет собственного изготовления или купленный в магазине для подарка может быть небольшим, полностью завернутым в бумагу или целлофан. В букете, содержащем до десяти цветов, их должно быть нечетное количество, при большем – произвольное. Прежде чем войти в квартиру, следует снять бумагу с цветов или открыть их наполовину, но можно оставить букет в целлофане – это допустимо. Если мужчина сопровождает женщину, он передает цветы хозяйке после того, как женщины приветствуют друг друга. Мужчина вначале держит букет в левой руке, а после своего приветствия переносит его в правую руку и вручает хозяйке. Мы привыкли, что в основном дарят цветы женщинам. Дарят ли цветы мужчинам? Дарят. Когда юбиляр мужчина, цветы вручают его жене. Женщина дарит мужчине цветы при его чествовании в связи со знаменательной датой или при значительной разнице в возрасте.

2 ученик (рассказывает)Букет ко дню рождения лучше составлять из цветов, которые любит виновник торжества. Это могут быть розы, гвоздики, каллы, ирисы или более скромные цветы: нарциссы, георгины, астры, ромашки, ландыши, васильки. Если розы предназначены в подарок молодой девушке, то лучше выбрать бутоны светлых тонов, только начинающиеся распускаться. Женщинам постарше дарят цветы любых окрасок, однако, фиолетовый цвет остается вдовьим. Мужчинам рекомендуется дарить цветы с крепкими прямыми цветоносами: розы, гвоздики, каллы, гладиолусы, ирисы.

Букет для первоклассника, лучше составить из ярких осенних цветов: разноцветных астр, георгин. Не следует составлять букет из гладиолусов, за которыми не букет видно самого ребенка.

3 ученик (рассказывает): Основные цветы букета для невест – это белые и розовые розы. У нас любят желтые цветы, которые традиционно считают символом измены. Хотя в Европе и на Востоке желтый цвет воспринимается как праздник, радость, богатство. Букет должен гармонировать не только с нарядом, но и с внешностью самой невесты. Для миниатюрных лучше всего сделать букет в стиле бидермейер: округлой формы из большого количества цветов, плотно примыкающих головками друг к другу. Для крупной девушки больше подойдет ниспадающий букет – односторонний, вытянутой формы, с цветками, головки которых не касаются друг друга. Такие букеты обычно оформляют большим количеством аранжированной зелени: аспарагусом, плющом, папоротником. В ниспадающем букете цветы имеют разную длину. Невеста держит его на полусогнутом локте. В Германии составляют букет для женственной невесты, спортивной, деловой и т.д.

4 ученик (рассказывает): Букет для артиста удобнее подготовить плоский, односторонний, без шуршащей упаковки и сильного запаха. До вручения его удобно держать на коленях, да и артисту будет легче нести его домой. При посещении больного также не рекомендуется приносить остро пахнущие цветы. Не уместны и громоздкие букеты. Лучше всего небольшой букет, составленный из нежных цветов изящной формы.

5 ученик (рассказывает и показывает(можно взять в качестве примера не цветок, а ветку любого кустарника): Нужно уметь не только дарить, но и за полученными в подарок цветами ухаживать. Во-первых, прежде чем поставить цветы в воду, необходимо обработать их стебли – удалить всю зелень, обновить под водой косой срез стебля; во-вторых, дольше не вянут цветы, которые стоят в воде комнатной температуры; в-третьих, нужно менять воду через день или два, при этом обновить срезы и вымыть вазу.


Итог урока.


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...