Родительское собрание на тему: «10 ошибок воспитания ребёнка в семье»
методическая разработка на тему

Баринова Светлана Борисовна

Предлагаю Вашему вниманию план проведения родительского собрания на тему : "10 ошибок воспитания ребёнка в семье". Требуется предварительная подготовка -анкетирование родителей и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobranie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Родительское собрание на тему:

«10 ошибок воспитания ребёнка в семье»

Подготовила: Баринова С.Б.,

 учитель начальных классов

г. Воскресенск, 2016 год

Родительское собрание на тему:

 «10 ошибок воспитания ребёнка в семье» 

 «К воспитанию детей следовало бы

относиться как к самой важной

 из земных профессий». Ю.Рюриков

Цель: Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.

Подготовка

Накануне родительского собрания,  учитель просит школьников описать свои роль и место в семье, заполнить анкету.

Ход собрания:

     Уважаемые родители!  Сегодня мы будем выполнять работу над ошибками. Да, да Вы не ослышались.Все вы согласитесь, что бесконфликтных семей не бывает. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но ещё и содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформировать причины конфликтов:

  • непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
  • чрезмерная забота родителей о ребёнке, в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
  • разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходится лaвировать между требованиями отца и матери, а иногда и бабушки;
  • чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая «злопамятность»  - частые напоминания о прошлых «грехах» ребёнка.

      Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая знaчение его неудач. Если этого нет в семье – ребёнок уходит на улицу к таким же неустроенным, как он сам.

Обмен опытом.

 Я думаю, что сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми  мы сталкиваемся в процессе воспитания ребёнка.

     В книге Н.И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций.

Попытайтесь её расшифровать.

Законы семьи = (ед.тр.) + (зн. похв.) + (тр. уч.) + (разд. благ.)

1 закон – единство требoваний отца и матери, предъявляемых ребёнку.

2 закон – закон значимости похвалы для ребёнка.

3 закон – закон трудового участия каждого члена семьи.

4 закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

         Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.

         Классный руководитель просит родителей рассказать о роли ребёнка в семье. После этого  предлагает родителям сравнить ответы с результатом опроса школьников.

       Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы или папы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время  от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Вот эти типичные ошибки:

1.Oбещание «больше не любить».

     «Если ты не будешь таким, как я хочу, я бoльше не буду тебя любить». Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка – ребёнок будет воспринимать вас как людей лживых. Намного лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю».

2.Безрaзличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».

    Никогда не надо показывать ребёнку, что вам всё равно, чем он занимается. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так:  «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что я люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобиться, ты можешь спросить у меня совета».

3.Слишком много строгости.

     «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». Дети обязательно  должны понимать, почему и зачем они что – то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дреcсировку. Ребёнок может беспрекословно исполнять  все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим – почему и зачем».

4.Детей надо «бaловать».

    «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребёнку это пока не по силам». Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к  множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребёнок не чувствует себя счaстливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй – ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу» - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

5.Навязанная рoль.

      «Мой ребёнок – мой лучший друг». Дети готовы сделать всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешёнными.

6.«Больше дeнег – лучше воспитание».

      Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в  чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для ребёнка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.  

7.Наполеонoвские плaны.

      «Мой ребёнок будет заниматься музыкой (хоккеем; живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, скажем, музыкой. Заполняя день ребёнка нужными и полезными занятиями, не  забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

8.Слишком мaло ласки.

      «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка». Дети  любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придаёт уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно всё – таки в большинстве случаев исходить от самого ребёнка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

9.Ваше настроение.

      «Можно или нет? Это зависит от настроения».  Родители должны показывать ребёнку, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Ребёнок понимает только одно: всё равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Дети пользуются этим. Поэтому надо договориться - «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать всё, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

10.Слишком мало времени для воспитания ребёнка.

     «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя». Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Ребёнок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души.  Найдите вечером полчаса(  в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ребёнком о том, как прошёл его день.

Вывод: Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелегкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас».

 Приложение.

Анкета для родителей 2

Уважаемые родители !
Нам важно узнать, что вы считаете наиболее значительным для своего ребёнка.

  • Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

Да ________ Нет ___________

  • Единодушны ли вы с супругом в вопросах воспитания ребёнка?

Да ________ Нет ___________

  • Кто, как вы считается, ответственен за воспитание ребёнка?

Семья ______ Социальная среда _______ Школа ______

  • Ваш ребёнок именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить?

Да _______ Нет _________ Не знаю _______

  • Часто ли вы реагируете "взрывом" на поступки ребёнка, а потом жалеете об этом?

Да _______ Нет ________ Иногда ________

  • Вам случается просить прощение у ребёнка за своё поведение?

Да _______ Нет ________ Иногда ________

  • Считаете ли вы, что понимаете внутренний мир ребёнка?

Да_______Нет________

Опрос для детей

"Взаимоотношения в семье"

1.Какими вы считаете взаимоотношения в семье? 
А хорошими
Б не очень хорошими
В плохими
2. 
Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

 А да
Б нет
3. Хочешь ли ты, чтобы твоя семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

А Да

Б нет

4.Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей?
А здоровье детей

Б хорошая учёба детей

В деньги
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе
А решает сообща проблемы
Б работает на приусадебном участке
В вместе проводит досуг, смотрит телепередачи

Г обсуждает вопросы учёбы детей
Д делится впечатлениями о прожитом дне
Е каждый занимается своим делом
допишите_____________________________________________

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты
А да
Б часто

В редко

Г не бывают
__________________________________ 
7. Каковы способы разрешения конфликтов в семье
А примирение
Б обсуждение ситуации
В конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер
8. Бываете  ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми 
А да 
Б нет
В иногда
9. Как Вы реагируете   на семейные конфликты
А переживаете

Б плачете
В пытаешься помирить

Г  уходишь из дома

10. Что вы намерены делать для укрепления семьи?

________________________________________________________________

Литература:

Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя», Изд-во «ВАКО» 2003 год.

 Ж-л «Классный руководитель , 2007, №6.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения, - МТ Сфера, 2003.

Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж-л «Воспитание школьников»; 2001, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребёнку хорошо учиться"

Родительское собрание на тему: " Как помочь своему ребёнку хорошо учиться "  разработано  с целью интеграции усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащих...

Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

Родительское собрание по теме "Застенчивый и тревожный ребёнок"

Родительское собрание по теме: "Застенчивый  и тревожный ребёнок"...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание ребёнка в семье"

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ». ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Родительское собрание. Лекция для родителей. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в семье...

родительское собрание ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей и  определить оптимальные позиции родителей по теме родительского собрания.     Выявить у родителей знания по применению поощ...