Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «10 ошибок воспитания ребёнка в семье»
    методическая разработка на тему

    Баринова Светлана Борисовна

    Предлагаю Вашему вниманию план проведения родительского собрания на тему : "10 ошибок воспитания ребёнка в семье". Требуется предварительная подготовка -анкетирование родителей и учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rod.sobranie.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №5»

    Родительское собрание на тему:

    «10 ошибок воспитания ребёнка в семье»

    Подготовила: Баринова С.Б.,

     учитель начальных классов

    г. Воскресенск, 2016 год

    Родительское собрание на тему:

     «10 ошибок воспитания ребёнка в семье» 

     «К воспитанию детей следовало бы

    относиться как к самой важной

     из земных профессий». Ю.Рюриков

    Цель: Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.

    Подготовка

    Накануне родительского собрания,  учитель просит школьников описать свои роль и место в семье, заполнить анкету.

    Ход собрания:

         Уважаемые родители!  Сегодня мы будем выполнять работу над ошибками. Да, да Вы не ослышались.Все вы согласитесь, что бесконфликтных семей не бывает. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но ещё и содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформировать причины конфликтов:

    • непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
    • чрезмерная забота родителей о ребёнке, в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
    • разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходится лaвировать между требованиями отца и матери, а иногда и бабушки;
    • чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая «злопамятность»  - частые напоминания о прошлых «грехах» ребёнка.

          Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая знaчение его неудач. Если этого нет в семье – ребёнок уходит на улицу к таким же неустроенным, как он сам.

    Обмен опытом.

     Я думаю, что сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми  мы сталкиваемся в процессе воспитания ребёнка.

         В книге Н.И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций.

    Попытайтесь её расшифровать.

    Законы семьи = (ед.тр.) + (зн. похв.) + (тр. уч.) + (разд. благ.)

    1 закон – единство требoваний отца и матери, предъявляемых ребёнку.

    2 закон – закон значимости похвалы для ребёнка.

    3 закон – закон трудового участия каждого члена семьи.

    4 закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

             Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.

             Классный руководитель просит родителей рассказать о роли ребёнка в семье. После этого  предлагает родителям сравнить ответы с результатом опроса школьников.

           Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы или папы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время  от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Вот эти типичные ошибки:

    1.Oбещание «больше не любить».

         «Если ты не будешь таким, как я хочу, я бoльше не буду тебя любить». Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка – ребёнок будет воспринимать вас как людей лживых. Намного лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю».

    2.Безрaзличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».

        Никогда не надо показывать ребёнку, что вам всё равно, чем он занимается. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так:  «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что я люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобиться, ты можешь спросить у меня совета».

    3.Слишком много строгости.

         «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». Дети обязательно  должны понимать, почему и зачем они что – то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дреcсировку. Ребёнок может беспрекословно исполнять  все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим – почему и зачем».

    4.Детей надо «бaловать».

        «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребёнку это пока не по силам». Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к  множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребёнок не чувствует себя счaстливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй – ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу» - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

    5.Навязанная рoль.

          «Мой ребёнок – мой лучший друг». Дети готовы сделать всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешёнными.

    6.«Больше дeнег – лучше воспитание».

          Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в  чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для ребёнка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.  

    7.Наполеонoвские плaны.

          «Мой ребёнок будет заниматься музыкой (хоккеем; живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, скажем, музыкой. Заполняя день ребёнка нужными и полезными занятиями, не  забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

    8.Слишком мaло ласки.

          «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка». Дети  любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придаёт уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно всё – таки в большинстве случаев исходить от самого ребёнка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

    9.Ваше настроение.

          «Можно или нет? Это зависит от настроения».  Родители должны показывать ребёнку, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Ребёнок понимает только одно: всё равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Дети пользуются этим. Поэтому надо договориться - «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать всё, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

    10.Слишком мало времени для воспитания ребёнка.

         «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя». Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Ребёнок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души.  Найдите вечером полчаса(  в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ребёнком о том, как прошёл его день.

    Вывод: Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелегкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас».

     Приложение.

    Анкета для родителей 2

    Уважаемые родители !
    Нам важно узнать, что вы считаете наиболее значительным для своего ребёнка.

    • Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

    Да ________ Нет ___________

    • Единодушны ли вы с супругом в вопросах воспитания ребёнка?

    Да ________ Нет ___________

    • Кто, как вы считается, ответственен за воспитание ребёнка?

    Семья ______ Социальная среда _______ Школа ______

    • Ваш ребёнок именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить?

    Да _______ Нет _________ Не знаю _______

    • Часто ли вы реагируете "взрывом" на поступки ребёнка, а потом жалеете об этом?

    Да _______ Нет ________ Иногда ________

    • Вам случается просить прощение у ребёнка за своё поведение?

    Да _______ Нет ________ Иногда ________

    • Считаете ли вы, что понимаете внутренний мир ребёнка?

    Да_______Нет________

    Опрос для детей

    "Взаимоотношения в семье"

    1.Какими вы считаете взаимоотношения в семье? 
    А хорошими
    Б не очень хорошими
    В плохими
    2. 
    Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

     А да
    Б нет
    3. Хочешь ли ты, чтобы твоя семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

    А Да

    Б нет

    4.Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей?
    А здоровье детей

    Б хорошая учёба детей

    В деньги
    5. Что делает ваша семья, собравшись вместе
    А решает сообща проблемы
    Б работает на приусадебном участке
    В вместе проводит досуг, смотрит телепередачи

    Г обсуждает вопросы учёбы детей
    Д делится впечатлениями о прожитом дне
    Е каждый занимается своим делом
    допишите_____________________________________________

    6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты
    А да
    Б часто

    В редко

    Г не бывают
    __________________________________ 
    7. Каковы способы разрешения конфликтов в семье
    А примирение
    Б обсуждение ситуации
    В конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер
    8. Бываете  ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми 
    А да 
    Б нет
    В иногда
    9. Как Вы реагируете   на семейные конфликты
    А переживаете

    Б плачете
    В пытаешься помирить

    Г  уходишь из дома

    10. Что вы намерены делать для укрепления семьи?

    ________________________________________________________________

    Литература:

    Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя», Изд-во «ВАКО» 2003 год.

     Ж-л «Классный руководитель , 2007, №6.

    Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения, - МТ Сфера, 2003.

    Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж-л «Воспитание школьников»; 2001, №5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

    Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

    презентация к родительскому собранию на тему:"Поощрение и наказание детей в семье"

    Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.« Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравитсятвоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном.Наказ...

    Родительское собрание на тему: «Профилактика агрессии и жестокости в семье. Профилактика агрессивности ребенка».

    В современном мире каждый человек сталкивался с агрессией, являясь или ее жертвой, или активным субъектом агрессивных действий. Просматривая телепередачи, листая газеты, работая, мы часто замечаем ее ...

    Родительское собрание на тему: «Профилактика агрессии и жестокости в семье. Профилактика агрессивности ребенка».

    До сведения родителей довелись основные понятия: что такое  агрессия и агрессивность. Каковы причины возникновения агрессии. Причины жестокости в семье. Наказание и агрессивность детей....

    Родительское собрание на тему: « Поощрение и наказание детей в семье»

    Родительское собрание на тему:« Поощрение и наказаниедетей в семье»...

    Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание детей в семье"

    Информационно-практическая беседа с целью достичь единства требований школы и семьи к детям, популизировать положительный опыт воспитания в семье....

    Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание ребёнка в семье"

    Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»...