Классный час
классный час (1 класс) по теме

Коровкина Светлана Николаевна

Классным руководителем было подобрано занятие в соответствии возрастным особенностям учащихся. Ребята выполняли различные интересные задания: исполняли песни, инсценировали сказки, рассуждали о добре и доброте, смотрели презентацию по теме, работали над пословицами, читали стихотворения.  

         В ходе общения учащиеся  размышляли, задумывались над поступками людей; вели  дискуссию, отстаивали свою точку зрения; в итоге вместе составили «Правила Добра».

       При проведении данного занятия была изучена литература по проблеме, продуманы вопросы для учащихся, подобраны наглядные пособия. Дети внимательно слушали рассказ своего учителя  и сами рассказывали стихи о доброте и человечности людей. Учащиеся вспоминали свои добрые дела к родителям, бабушкам, дедушкам, учителям т.е. к людям старшего поколения.   Дети с удовольствием участвовали в обсуждении темы, связанной с добротой, заботой, участием, милосердием. Судя по всему, после этого занятия детям захотелось проявить участие и доброту не только к близким, но и к совершенно незнакомым людям, нуждающимся в помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobra.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок доброты на сказочной Цветочной поляне.

Цели :  воспитывать гармонично развитую личность в каждом ребенке. Воспитывать позитивное мышление. Учить размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, способствовать глубокому проживанию темы. Раскрыть смысл понятия "доброта". Убедить детей в исключительной практичности и жизненной необходимости нравственных категорий: Доброта, Любовь, Дружба, Взаимопомощь, Умение прощать. Учить в игровой ситуации и в жизни различать добро и зло, красоту и безобразие, подвиг и предательство. Торжество добра. Развивать творческие возможности учащихся.

Оборудование: рисунки (солнышко, цветы, бабочки, птички, Фея), цитаты мудрых слов о Доброте.

Ход занятия

1.. Психологический настрой детей на урок.

- Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, своему учителю и нашим гостям хорошего настроения, радости, успехов!

- Садитесь! Мы начинаем урок Доброты. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, что такое доброта, что значит быть добрым?

- Представьте себе, что мы с вами оказались на сказочной Цветочной полянке.

2. Сказки. 1 сказка "Ромашка и Бабочка"

Ромашка: - Здравствуйте! Я - Ромашка! Я расту здесь, на краю Цветочной полянки, одна-одинешенька. Мне скучно. Мне так хочется подружиться с кем-нибудь! (Танцует бабочка).

Ромашка: - Ах, какая чудесная бабочка летит! Она словно танцует. Бабочка! У тебя такие красивые крылья, я очень хочу с тобой подружиться!

Бабочка: - Здравствуй, Ромашка! Я прилетела сюда издалека. Мне тоже одиноко. Я буду часто прилетать к тебе!

Автор: - Бабочка решила поселиться поблизости, чтобы прилетать к Цветку каждый день и рассказывать ему интересные истории о тех местах, где она побывала, делиться новостями. А Ромашка, раскрыв лепестки, радостно встречала свою подругу. Но однажды, когда бабочки не было рядом, по полянке прошла группа мальчиков. Они шли из деревни к реке. Один мальчик отстал, залюбовавшись красивой Ромашкой.

Мальчик: - Прелестный цветок! Сорву-ка я его!

Ромашка: - Мальчик, пожалуйста, не срывайте меня!

Мальчик: Нет, я сорву тебя, ты мне понравилась, Ромашка!

Ромашка: - Мальчик! А, может быть, вместо меня вы поймаете мою подругу - прекрасную Бабочку?

Мальчик: - Бабочку? Ту самую прекрасную бабочку, которая прилетела к нам из далеких стран? Хорошо! Я только схожу домой за сачком.

(Уходит, приходит с сачком).

- Надо спрятаться и подождать Бабочку. А вот и она, кажется, летит. Да, она!

Ромашка: - Бабочка! Лети скорее ко мне! Я давно тебя жду, мне надо тебе что-то сказать!

Автор: - Бабочка радостно прилетела к Цветку и оказалась в сачке! Долго она вырывалась, билась крыльями и, к счастью, ей удалось освободиться и взлететь высоко в небо.

Мальчик: - Вырвалась! Противная бабочка! Улетела! Противный цветок! Вот тебе!

(Ломает цветок, убегает).

Бабочка: Ах! Моя бедная подруга! Это я виновата, это из-за меня тебя сломали. Прости меня! (Плачет).

Беседа 1.

- Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?

- Как поступила Ромашка по отношению к Бабочке? (некрасиво, безобразно, подставила, предала)

- А, может быть, кто-то считает, что Ромашка поступила правильно, ведь она спасала свою жизнь?

- Хотели бы вы дружить с таким цветком, если были бы бабочкой?

- А поступок Мальчика вам понравился? Каким словом можно назвать его поступок? (добрый? жестокий? безобразный?)

- Как добрый человек относится к природе? (бережно)

Сказка 2. "Ромашка и Птичка".

2 Ромашка: - Не плачь, Бабочка! На нашей полянке живет маленький Гномик - ученик Феи доброты. Возможно, он поможет твоему горю!

Бабочка: - Полечу, разыщу доброго Гномика!

Автор: - На нашей Цветочной полянке выросла еще одна ромашка. Она сразу полюбила свою полянку, травку, цветы.

2 Ромашка: - Что может быть прекраснее неба, солнца! Как прекрасен мир, в котором я живу! Моя Цветочная полянка! Запах травы! Звонкие песни птиц!

Автор: - Но больше всего Цветочек любил встречать солнце, когда рано утором на заре небо раскрашивалось самыми нежными и прекрасными цветами, а потом торжественно и величественно вставало солнце. Казалось, вся природа замирала в ожидании первых лучей. В эту минуту Цветочек тоже замирал, а от переполнявшей его радости ему хотелось петь и взлетать птицей в небо.

Однажды к Цветочку подлетела маленькая Птичка. Она опустилась рядом с ним и залюбовалась его лепестками.

Птичка: - Как ты красива, Ромашка! Как мне приятен аромат твоих лепестков! Можно, я буду прилетать к тебе каждый день?

Ромашка: - Конечно, прилетай! Мы будем вместе любоваться восходом солнца.

Птичка: - Мы будем любоваться голубым небом, белыми облаками. Мы будем дружить.

Автор: - И с этой встречи началась их дружба. Птичка часто пела песни для Цветочка, а в жаркую сухую погоду приносила в клюве воды, чтобы напоить ею своего друга. Им было хорошо вместе, и они были счастливы.

Но однажды, когда Ромашка уже прощалась с Птичкой, которая должна была лететь к себе домой, из-за деревьев вдруг вылетел Ворон. Он стал стремительно приближаться, и Ромашка поняла, что сейчас Ворон схватит Птичку и погубит ее. Сердце ее закричало.

Ромашка: - Я спасу тебя, моя любимая Птичка! Я закрою тебя своими лепестками.

Автор: - И Ромашка спрятала свою подругу, закрыла ее своими лепестками. И Ворон не заметил ее!

Ворон: - Противная птица! Скрылась от меня! Противный цветок! Вот тебе! (Ломает Цветок)

Автор: - Ворон улетел ни с чем: А на земле осталась живая Птичка и сломанный Цветок.

Автор: - Но не унывайте, друзья! Ведь на нашей сказочной полянке живет маленький Гномик, ученик волшебницы - Феи Доброты.

Гномик: - Не плачь, Птичка! Фея Доброты подарила мне волшебную палочку. С ее помощью я могу оживлять цветы. Я оживлю твою замечательную подругу!

Беседа 2. "Гномик оживляет Цветы".

Автор: - Как вы считаете, стоит ли оживлять эту ромашку? Понравилась ли она вам и чем?

- Кто знает, как называется поступок, когда кто-то спасает другого, рискуя своей жизнью, закрывает собой? (самоотверженный поступок, подвиг)

- Это хорошее, доброе качество или плохое?

- Тогда давайте попросим Гномика оживить Ромашку.

(Гномик касается ее палочкой, и Ромашка оживает).

Птичка: - Спасибо, Гномик!

Бабочка: - Гномик, пожалуйста, оживи и мою бедную подругу. Она такая добрая, она любила меня.

Автор: - А как вы думаете, станет ли Гномик оживлять первую Ромашку?

- А как думаешь ты, Гномик?

Гномик: - Фея Доброты учит нас прощать ошибки. Фея разрешила мне оживить первую Ромашку. Она надеется, что Ромашка поймет, как некрасиво она поступила по отношению к Бабочке и исправится!

(Гномик касается ее палочкой, и Ромашка оживает).

1 Ромашка: - Прости меня, подруга! Я больше никогда не обижу тебя! (Берутся за руки).

Мальчик: - Я понял, что совершил жестокий поступок. Прости меня, Бабочка, прости меня, Ромашка! (Цветы согласно кивают).

Гномик: Фея Доброты прощает и тебя, Мальчик! Но ты должен совершить хотя бы один добрый поступок. Только ты сможешь спасти жизнь Цветочка, погибающего под Каменным Гнетом вон на том краю полянки.

Сказка 3. "Освобождение Цветочка".

Мальчик: - Кто там плачет под камнем?

Цветок: - Это я, Цветочек. Освободи меня, Мальчик, отодвинь камень, он давит на меня:   (Мальчик отодвигает камень).

- Спасибо тебе, Мальчик, ты очень добрый, ты освободил меня из-под Каменного Гнета.

Мальчик: - Как же ты попал под камень, Цветочек?

Цветок: - Обманул меня Каменный Гнет. Был я маленьким семенем, осенью искал теплый уголок. Каменный Гнет дал мне приют. Обещал оберегать от холода и жары. А сам задавил меня! А мне так хотелось увидеть Солнышко!

Мальчик (робко): - А ты будешь со мной дружить?

Цветок: - С радостью! (Берутся за руки и уходят).

Беседа 3.

Автор: - О чем эта история? (о дружбе, взаимопомощи, о доброте, о прощении)

- Какая мудрая Фея! Она простила Мальчику его жестокий поступок, он исправился и стал добрее. Фея учит нас всех прощать. Не копить в сердце обиды и злобу. В сердце должна жить Доброта.

3. Стихи о доброте.

1. Добрым быть совсем не просто,

 Не зависит доброта от роста.

 Не зависит доброта от цвета,

 Доброта не пряник, не конфета.

 Если доброта, как солнце, светит,

 Радуются взрослые и дети.        

2. Не стой в стороне равнодушно,

 Когда у кого-то беда.

 Рвануться на выручку нужно

 В любую минуту, всегда.

3. И если кому-то поможет

 Твоя доброта, улыбка твоя,

 Ты счастлив, что день

 Не напрасно был прожит,

 Что годы живешь ты не зря!

4. Я хочу, чтоб все смеялись,

 Чтоб мечты всегда сбывались,

 Чтобы детям снились радостные сны.

 Чтобы утро добрым было,

 Чтобы мама не грустила,

 Чтобы в мире больше не было войны.

 Доброе утро (Н. Красильников)

Придумано кем-то

 Просто и мудро

 При встрече здороваться:

 - Доброе утро!

 - Доброе утро! -

 Солнцу и птицам!

 - Доброе утро! -

 Улыбчивым лицам.

 И каждый становится

 Добрым, доверчивым:

 Пусть доброе утро

 Длится до вечера.

 В доме добрыми делами занята

 Тихо ходит по квартире доброта.

 Утро доброе у нас,

 Добрый день и добрый час,

 Добрый вечер, ночь добра,

 Было доброе вчера.

 И откуда, спросишь ты,

 В доме столько доброты?

 От этой доброты приживаются цветы,

 Зайцы, ежики, птенцы.

 Я тебе отвечу прямо -

 Это Мама, моя мама!

4. Игра "Что в ларце?"

Ученица: А это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Предположения детей: украшения, золотое кольцо:)

Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.

- Нет, нет! Он не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?

Ответы детей: - Это доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:

- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?

- Нет.

- Очень важно научиться различать Добро и Зло.

Учитель: - Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?

Я надеюсь, что в конце урока прозвучат ответы на эти вопросы.

5. Работа с пословицами.

- В пословицах потерялись слова. Постарайтесь догадаться. (получившийся вариант:)

Доброе слово и кошке приятно.

Подыми руку да опусти, а сердце скрепи.

И собака старое добро помнит.

Вражда не делает добра.

Добрые дела живут и после смерти.

- Какая пословица тебе особенно понравилась? Почему? Сумеешь объяснить ее смысл?

6. Физкультминутка " Бабочки"

7. Игра с творческим заданием "Оживи цветок"

- Ребята! На нашей полянке все цветы такие красивые, а один бледненький, не очень красивый. Он ждет, чтобы вы разукрасили его своими добрыми делами.

Закройте глазки. Подумайте, какое доброе дело ты можешь сделать. Может быть, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? (Звучит тихая музыка, дети закрыли глаза).

Подумали? А теперь возьмите лепестки, которые лежат у вас на партах, и разукрасьте их. Выбирайте тот цвет, который лучше всего подойдет для твоей доброты.

Закончив работу, подходите тихо к цветочку, дарите ему свой красивый лепесток и обещайте, какое доброе дело вы намерены сделать сегодня.

(Дети разукрашивают лепестки, выходят к доске и приклеивают лепесток на цветок.)

- Какой красивый цветок у нас получился. Я, как учитель, тоже даю обещание, что проведу несколько таких Уроков Доброты. Предлагайте темы для новых Уроков Доброты. (Учитель приклеивает серединку к цветку.)

- Какие чувства вызвал у вас цветок? (восторг, восхищение, радость, красота). Как мы назовем наш чудесный цветок? Это будет Цветок Доброты.

- После таких слов хочется улыбаться и непременно делать добрые дела.

8. Рефлексия. Доброта в моем сердце.

- Наш урок подходит к концу. А сейчас давайте вспомним, о чем мы с вами размышляли на уроке, о чем задумались. За кого из героев мы переживали, чему радовались? Какие из даров Феи Доброты ты хотел бы иметь в своем сердце? Может быть, какого-то качества у тебя нет, или есть, но маловато, но ты обязательно будешь стремиться и обязательно приобретешь это качество.

Итак, что же для тебя означает слово "доброта"? Закройте глазки, поразмышляйте. Как ты представляешь себе Доброту? Доброту в твоей жизни? Доброту* в твоем сердце? Что для тебя значит - быть добрым?

(Дети размышляют, звучит тихая музыка.)

*Толковый словарь: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Вывод: (Говорят дети)

Я никогда не стану ломать цветы, ловить бабочек.

Мне хочется, чтобы в мире не было войны.

Я буду заботиться о других, буду добрей к друзьям.

Не делать зла.

Доставлять радость.

Мне бы хотелось стать сильным, сестренку защищать, сделать что-нибудь хорошее.

9. Заключение.

- На прошлом Уроке Доброты вы обвели на бумаге свои добрые ладошки и пообещали, что своими добрыми руками вы будете делать только добрые дела.

Я надеюсь, что и сегодняшний наш разговор о доброте не пройдет зря. Вы всегда как сегодня на уроке будете учиться размышлять, задумываться над тем или иным поступком, научитесь и в жизни отличать добро и зло. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.

- Читаем мудрые слова о Доброте (на доске).

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой…» (Марк Твен)

Музыкальный подарок уроку. Любимая песня кота Леопольда о доброте.

На этом наш урок окончен. Я желаю вам и всем людям, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах. Чтобы весь мир был наполнен Добротой, Нежностью, Верой, Надеждой, Любовью, Счастьем. Радостью, Улыбками, Благодарностью.

Литература.

"Начало мудрости" 50 уроков о добрых качествах. А.Лопатина, М. Скребцова. Издательство "Амрита - Русь", Москва, 2005 г.

"Философия для детей в сказках и рассказах". Пособие по воспитанию детей в семье и школе. М.А. Андрианов. Издательство "Современное слово", Москва, 2003 г.

"Школа жизни" Ш.А. Амонашвили. Издательство "Дом Шалвы Амонашвили", Москва, 2000 год.

"Школа доброты". Рекомендации и предложения учителям и психологам. Ю.Куклачев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...