Главные вкладки

    Познавательная "жители лесного царства"
    материал (1 класс) на тему

    Ивашкина Татьяна Валентиновна

    Жители лесного царства. Познавательная программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhiteli_lesnogo_tsarstva.docx25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Жители лесного царства, зеленого государства

    (Познавательная программа)

    Ведущий.

    Добрый день, дорогие друзья. Сегодня наша программа посвящена животному миру. Можно сказать, что все места на земном шаре обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в воздухе и даже в вечных снегах – обитают живые существа. Это звери, птицы, змеи, ящерицы, рыбы, насекомые.

    Разделимся на две команды и выберем капитанов.

    Ведущий.

    Наблюдая за животными, человек придумал множество загадок. Некоторые из них мы предлагаем вам отгадать. (Командам по очереди загадываются загадки).

    Конкурс загадок.

    1) Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

    2) Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)

    3) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

    4) На шесте дворец, во дворце – певец. (Скворец)

    5)         Скачет зверушка –

            Не рот, а ловушка:

            Попадут в ловушку

            И комар, и мушка.        (Лягушка)

    6)        В серой шубке перьевой

            И в морозы он герой.

            Скачет, на лету резвится –

            Не орел, а все же птица.        (Воробей)

    7)         Лежит веревка,

    Шипит плутовка,

    Брать ее опасно,

    Укусит, ясно.         (Змея)

    8)        Хозяин лесной

            Просыпается весной.

            А зимой под вьюжный вой

            Спит в избушке снеговой.        (Медведь)

    9)        У меня ходули -

            Не страшно болото.

            Лягушат найду ли –

            Вот моя забота.        (Цапля)

    10)        Не барашек и не кот,

    Для зимы – другого цвета.        (Заяц)

    11)        С ветки – на тропинку,

            С травки – на былинку,

            Прыгает пружинка,

            Зеленая спинка.        (Кузнечик)

    12)        Хожу в пушистой шубке,

            Живу в густом лесу.

            В дупле на старом дубе

            Орешки я грызу.        (Белка)

    13)        Плотник острым долотом

            Строит дом с одним окном.                (Дятел)

    14)        Нос долог, голос – тонок,

            Летит – кричит, сядет – молчит.

            Цари его боятся, короли страшатся.

            Кто его убьет, тот свою кровь прольет.        (Комар)

    Ведущий.

    В природе существует строгий порядок. Все в ней крепко-накрепко взаимосвязано: и растения, и насекомые, и птицы, и рыбы, и звери. А может быть, эти законы несправедливы? Что, если зайцам научиться лазать по деревьям, а утятам квакать? Помните, у Корнея Чуковского в знаменитой «Путанице»? Представьте, что нечто похожее произошло и у нас, только перепутались литературные произведения.

    Конкурс «Путаница»

    Задание: командам раздаются отрывки из произведений. Назвать произведения, которые перепутались. Команда, которая быстрее и правильнее распутает произведения, выигрывает.

                    1. Вдруг откуда-то летит

                    Маленький комарик.

                    А в руке его горит

                    Маленький фонарик.

                    («Федорино горе»)

    2. Он рычит, и кричит,

                    И усами шевелит:

                    «Погодите, не спешите,

                    Я вас мигом проглочу,

                    Проглочу, проглочу, не помилую».

                    Звери задрожали,

                    В обморок упали.

                    («Мойдодыр»)

                    3. А от бешеной мочалки

                    Я помчался, как от палки.

                    А она за мною мчится

                    И кусает как волчица.

                    («Тараканище»)

                    4. Испугалася коза,

                    Растопырила глаза:

                    «Что такое? Почему?

                    Ничего я не пойму».

                    («Муха-цокотуха»)

    Правильный ответ:

    1. «Муха-цокотуха» 2. «Тараканище» 3. «Мойдодыр» 4. «Федорино горе».

    Автор К. Чуковский.

    Ведущий.

    Многие животные стали популярными героями русских народных сказок. Угадайте, о ком идет речь? Каждой команде предлагается по 3 вопроса.

    Конкурс «О ком идет речь?»

    1. Любимая героиня народных сказок. Воплощение хитрости и лукавства. А в сказках, как известно, есть доля истины. Кто это? (Лиса)

    Лису часто называют Патрикеевной. Почему у нее такое странное отчество?

    (Несколько столетий назад жил новгородский князь Патрикей Нарумтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса хитра, то и получила она отчество Патрикеевна.)

    2. Эта личность из сказок нашего детства не менее популярна, чем рыжая хитроумная лиса. Там он дурачок-простачок и и вечный неудачник. В сказках, но не в действительности. Кто это? (Волк).

    Почему это животное назвали «волком»? (Слово «волк» произошло от однократных слов «волоку», «волочить», т.е. тащить. Волк – хищное животное, он уволакивает домашний скот.)

    3. Один из героев народных сказок, которому нет равных по силе и мощи. Кто это? (Медведь)

    Почему этот зверь получил такое название? (В слове «медведь» различалось два корня – мед- и –ед. Так назвали медведя, потому что он очень любит мед.)

    4. Этот герой сказок отличается умением запутывать свои следы. Кто это? (Заяц)

    Откуда появилось это название животного? (В переводе с польского языка слово «заяц» означает «прыгун».)

    5. Этот герой в разных народных сказках ведет себя по-разному. Несмотря на свой маленький рост, зверек этот очень юркий и быстрый. В одних сказках он любит делать пакости, в других - помогать. Кто это? (Мышь)

    Почему этот зверь получил такое название? (Мышью назвали зверька за быстроту и юркость.)

    6. Герой народных сказок, который любит переносить все, что ему понравится, на своей спине. Кто это? (Еж)

    Есть ли колючки у новорожденных ежат? (Новорожденные ежата слепые, белые и совсем не колючие. Матери нежно заботятся о них и храбро защищают. Слово «еж» исконно означало «колючий», «пожиратель змей».)

    Ведущий.

    В любое время года можно наблюдать за животными. Но для начала нужно научиться определять их следы. Следом называются не только отпечатки лап, но и оставленные животными знаки: перья или клочки шерсти, остатки пищи, погрызы на коре дерева и т.д.

    Конкурс «Определи, чья квартира»

    Задание: поместить каждое животное в свою квартиру. Участникам выдаются карточки с изображением следующих животных, птиц и насекомых: медведь, муравей, аист, бобер, белка, мышь, скворец, лягушка, - которых команды расселяют по своим «квартирам». Правильные ответы: медведь – берлога; муравей – муравейник; крот – под землей; бобер – хатка на реке; бегемот - болото; крокодил - река; скворец – скворечник; лягушка – озеро.

    Ведущий.

    Некоторых животных на земле осталось очень мало, они занесены в Красную книгу и взяты под охрану. (обращаясь к командам).

    Почему эта Книга называется Красной? (Потому что она, подобно красному сигналу светофора, должна будить у людей тревогу о судьбе природы.)

    В этой книге страницы разного цвета. Красная страница означает, что виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения. Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, но его становится все меньше и меньше. Зеленая страница – страница надежды. Сюда с красных и белых страниц «переводят» те виды, которым, благодаря заботам людей, больше не угрожает исчезновение.

    Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно делать, а чего нельзя. К нам поступили жалобы обитателей лесов.

    Конкурс капитанов.

    Задание: разобрать жалобы. Необходимо назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет. Побеждает тот капитан, ответы которого окажутся наиболее вескими.

    Жалоба № 1.

    Нет, пожалуй, такого существа, о котором бы не рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей мы не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Ведь мы такими уродились! Обижают нас не заслуженно.

    Ответ: летучая мышь.

    Жалоба № 2.

    Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахнутся в сторону, а то еще и камнем бросят, и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая.

    Ответ: жаба.

    Игра «Птицы»

    Задание: послушать внимательно стихотворение про птиц. Если ведущий называет не птицу, хлопнуть в ладоши.

    Ведущий:        Прилетели птицы:

                    Голуби, синицы,

                    Муха и стрижи.        (Хлопок в ладоши)

                    Что такое? Мухи говорите?

    Насекомое? Правильно!

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Аисты, вороны,

    Галки, макароны!        (Хлопок в ладоши)

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Страусы, стрижи.

    Страус не летает, 1:0 в мою пользу.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Болтики, кукушки… (Хлопок в ладоши)

    Что, болтики не нравятся? Уберем!

    … гаечки, кукушки.        (Хлопок в ладоши)

    А теперь что сигналите? Нет уж, гаечки – это как раз птички. Еще вам штрафное очко.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Гаечки, чижы,

    Аисты, кукушки,

    Даже совы-сплюшки…

    А что сигналите? Не плюшки, а совы-сплюшки.

    Лебеди и утки-

    Вот спасибо шутке!

    Конкурс «Корм для птиц»

    Задание раздается командам на листочках. Команды должны выбрать (подчеркнуть) корм, который едят птицы.

    Корм: горчица, крупа, шоколад, кетчуп, рябина, вода, рыбий жир, варенье, семечки, масло сливочное, печенье, уксус, сало, майонез, хлеб.

    Ведущий: А чем питаются птицы в летнее время? (Личинками, насекомыми)

    Конкурс «Кто сказал?»

    Сейчас мы с вами попробуем составить стихотворение. Я буду начинать, а вы продолжать, называя животное в рифму.

    1. «Прекрасный день»,- сказал… (олень, тюлень)

    2. «Но дождь пойдет», - сказал…(енот, бегемот)

    3. «Тут нет, мой друг», - сказал… (верблюд)

    4. «Пойду в вагон», - ворчит… (питон)

    5. «Не торопись», - сказала… (рысь)

    6. «А я боюсь», - захныкал… (гусь)

    7. «Ты всех смешишь», - сказала… (мышь)

    8. «Игре конец», - сказал… (скворец)

    Ведущий. Насекомые, рыбы, птицы и звери – все это природа. А ведь человек тоже часть этой природы. Значит, и жить нам надо в мире и согласии, помогая и оберегая друг друга.

    Подсчет очков. Награждение команд.

    ДОРОГОЮ ДОБРА... (Сказочная викторина)

    Цель: Проверить знания детей по теме «Сказки».

    Оформление зала: Игрушки — персонажи сказок, на доске — иллюстрации из сказок.

    Действующие лица

    Золушка.

    Элементы костюмов

    Золушка — нарядное платье.

    Реквизит

    Листы разноцветной бумаги.

    Медаль «Знаток сказок».

    Книга сказок.

    Звучит песня «Дорогою добра»:

    Спроси у жизни строгой,

    Какой идти дорогой?

    Куда по свету белому

    Отправиться с утра?

    Иди за солнцем следом,

    Хоть этот путь неведом,

    Иди, мои друг, всегда иди

    Дорогою добра!

    Иди за солнцем следом,

    Хоть этот путь неведом,

    Иди, мой друг, всегда иди

    Дорогою добра!

    Дети встают парами, поднимая руки вверх, образуют «живой» коридор.

    Звучит песня «Золушка»*. По «живому» коридору идет Золушка. Подпевает в такт мелодии.

    Хоть поверьте, хоть проверьте,

    Но вчера приснилось мне,

    Будто принц за мной примчался

    На серебряном коне.

    И встречали нас танцоры,

    Барабанщик и трубач,

    Сорок восемь дирижеров

    И один седой скрипач.

    Хоть поверьте, хоть проверьте,

    Это был чудесный бал,

    И художник на манжете

    Мой портрет нарисовал.

    И сказал мудрец известный,

    Что меня милее нет.

    Композитор пел мне песни

    И стихи читал поэт.

     

    Золушка: Как весело вы меня встречаете, ребята! Я так торопилась к вам! Прямо с бала! Ну, садитесь, садитесь за свои парты. Я пришла провести у вас викторину и выявить самого настоящего любителя сказок. На волшебных лепестках цветов, которые я вам раздам, запишите свое имя. (Волшебные лепестки цветов — это разноцветные листочки; можно разрешить детям взять сказочные псевдонимы.)

    Я буду читать вопросы, а вы пишите ответы. Итак, мы отправляемся в мир сказок.

    1. Имя деревянного мальчика, выструганного из полена. (Буратино)

    2. Название сказки, где кот носил обувь? (Кот в сапогах)

    3. Автор «Сказки о попе и о работнике его Балде»? (Пушкин)

    4.  Добрый доктор...     Он под деревом сидит. (Айболит)

    5.      Смерть этого персонажа — на конце иглы, спрятана в яйце. Кто это? (Кощей Бессмертный)

    6.      В какой сказке Волк переодевался в бабушку? («Красная Шапочка»)

    7.      Самая злая старушка во многих сказках? (Баба-Яга)

    8.      Продолжите заклинание: Избушка, избушка, повернись к лесу... (Задом, ко мне — передом)

    9.      В какой сказке хлебобулочным изделием полакомилась лиса? (Колобок) 

    10.      Восстановите последовательность появления в сказке следующих героев: бабка, мышка, репка, внучка, Жучка, дед, кошка. Назовите сказку. («Репка». Репка - дедка - бабка - внучка - Жучка — кошка - мышка)

    11.      Золотые яйца несла только одна курица. Как ее звали? (Ряба)

    12.      Из какой сказки следующие слова:

    Свет мой, зеркальце, скажи,

    Золушка: Как весело вы меня встречаете, ребята! Я так торопилась к вам! Прямо с бала! Ну, садитесь, садитесь за свои парты. Я пришла провести у вас викторину и выявить самого настоящего любителя сказок. На волшебных лепестках цветов, которые я вам раздам, запишите свое имя. (Волшебные лепестки цветов — это разноцветные листочки; можно разрешить детям взять сказочные псевдонимы.)

    Я буду читать вопросы, а вы пишите ответы. Итак, мы отправляемся в мир сказок.

    1. Имя деревянного мальчика, выструганного из полена. (Буратино)

    2. Название сказки, где кот носил обувь? (Кот в сапогах)

    3. Автор «Сказки о попе и о работнике его Балде»? (Пушкин)

    4.  Добрый доктор...     Он под деревом сидит. (Айболит)

    5.      Смерть этого персонажа — на конце иглы, спрятана в яйце. Кто это? (Кощей Бессмертный)

    6.      В какой сказке Волк переодевался в бабушку? («Красная Шапочка»)

    7.      Самая злая старушка во многих сказках? (Баба-Яга)

    8.      Продолжите заклинание: Избушка, избушка, повернись к лесу... (Задом, ко мне — передом)

    9.      В какой сказке хлебобулочным изделием полакомилась лиса? (Колобок) 

    10.      Восстановите последовательность появления в сказке следующих героев: бабка, мышка, репка, внучка, Жучка, дед, кошка. Назовите сказку. («Репка». Репка - дедка - бабка - внучка - Жучка — кошка - мышка)

    11.      Золотые яйца несла только одна курица. Как ее звали? (Ряба)

    12.      Из какой сказки следующие слова:

    Свет мой, зеркальце, скажи,

    Да всю правду доложи:

    Я ль на свете всех милее,

    Всех румяней и белее?

    («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

    13.      Девочка, которую хотели выдать замуж за жабу и крота? (Дюймовочка)

    14.      Кто сломал общее жилище в сказке «Теремок»? (Медведь)

    15.      У лисы избушка ледяная, а у зайца? (Лубяная)

    16.      Кто придумал Винни-Пуха? (А. Милн)

    17.      «Я мужчина в самом расцвете сил!» Чьи это слова? (Карлсона)

    18.   Кто подарил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)

    19.        Имя человеческого детеныша, выросшего в джунглях? (Маугли)

    20.   Название города, в который шли Элли, Тотошка, Страшила, Лев и Железный Дровосек к Гудвину? (Изумрудный)

    21.   Какое животное старуха Шапокляк носила в своей сумочке? (Крысу)

    22.   Из какой сказки слова: «Не пей, братец, козленочком станешь». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

    23.   Назовите  датского   сказочника,   который   сочинил «Снежную королеву»? (Г. X. Андерсен)

    24.  Похититель солнца в сказке Чуковского? (Крокодил)

    25.  Кто спас Муху-цокотуху от злодея Паука? (Комар)

     Золушка подводит итоги — проверяет ответы ребят. Способы проверки могут быть разными: дети или сами сверяют ответы, или меняются работами и проверяют ответы товарища. Выявляется победитель — тот, у кого наибольшее число правильных ответов.

    Золушка: Так вот кто настоящий любитель сказок!!! Выходи скорее ко мне.

    Звучат фанфары, победитель подходит к Золушке.

    Золушка: Поздравляю! Ты заслуженно получаешь медаль знатока сказок! (Вешает на шею медаль с надписью «Знаток сказок».) А вот это подарок от меня. (Дарит Книгу сказок.)

    Дети аплодируют.

    Звучит песня «Приходи, сказка»  (из т/п «В гостях у сказки»). Золушка уходит под музыку.

    На зарядку! (журнал «Вожатый»)

            - На зарядку выходи!

            - На зарядку всех буди.

            - Все ребята говорят:

            - Физзарядка – друг ребят!

            - Физкультурничек – ребенок,

            - Набирайся-ка силенок!

            - Физзарядка по утрам

            Не во вред – на пользу нам.

            Левая, правая, бегая, плавая.

            Вырастем смелыми,

            На солнце загорелыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Лесное царство»

    Сценарий осеннего праздника...

    Игра -путешествие "Лесное царство"

    Игра проводится в 1 классе. Цель мероприятия: воспитывать любовь и бережное отношение к лесным жителям, прививать интерес к изучению предмета "Окружающий мир".Оборудование: мультимедийный проектор, пр...

    Осенний праздник в лесном царстве

    Внеклассное мероприятие для учащихся 2-3 классов....

    Конкурсная программа "Лесовик и лесное царство"

    Лесовик и лесное царство(конкурсная программа)Учитель: Филиппова Э.О. В конкурсной программе принимает участие 2 команды: Следопыты и Натуралисты Ведущий. Жил в одной сказке Лесовичок и заве...

    Праздник осени «Лесное царство»

    Цели и задачи: Создавать у детей праздничное настроение и эмоциональный подъём. Расширять знания о признаках осени, показать уникальность и значимость осенних даров для человека.Воспитывать любов...

    Мероприятие "Путешествие в лесное царство"

    Экологическая игра "Путешествие в лесное царство", целями которой являются: продолжить формирование у учащихся представления об экологии, её роли в жизни человека; расширять кругозор учащихся; закрепл...

    Путешествие в лесное царство

    Данное мероприятие предназначено для учащихся 1 класса. Материал будет полезен воспитателям детского сада, классным руководителям, вожатым. Целями его проведения являются: показать разнообразие жизни ...