мастер-класс " Семья - 7 Я"
классный час (3, 4 класс) по теме

Арсентьева Галина Григорьевна

  Мастер класс на тему «Семья – 7Я» - это итоговое занятие в  рамках реализации воспитательского проекта «Моя семья».

 

Цели:

-подведение итогов работы в проекте «Моя семья»,

-формирование у детей  с нарушением зрения социальной значимости понятия  «семья». 

 

 В мероприятии приняли участие не только воспитанники группы, но и их родители, а также воспитатели и администрация школы.

    Во время занятия дети рассказывали о своих семьях и познакомили гостей со своими творческими работами, находками и открытиями:

- с генеалогическим древом своей семьи,

- с семейными реликвиями,

 со старинными фотографиями.

В конце мероприятия дети вместе с воспитателем построили символический «Домик дружбы», в котором царит дружба, взаимопонимание, взаимопомощь, доброта.

Главными составляющими ««Домика дружбы» дети назвали любовь и здоровье.

Родители не только приняли активное участие в итоговом воспитательском мероприятии, они активно участвовали в деятельности своих детей, помогая им оформлять проекты, находить документы, фотографии, семейные реликвии.

 На память о совместной творческой работе родители подарили детям книжки «Моя родословная».

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_-7ya.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие «Семья – 7 Я».

Цели:

-подведение итогов работы в проекте «Моя семья»,

-формирование у детей  с нарушением зрения социальной значимости понятия  «семья».  

Задачи:

-патриотическое воспитание детей с нарушением зрения,

-развитие коммуникативных универсальных учебных действий  у воспитанников с нарушением зрения,

-укрепление общественной связи «ребёнок-семья-школа», 

-формирование и развитие познавательных  процессов у детей с нарушением зрения в ходе проектной деятельности по изучению истории своей семьи, её семейных традиций и реликвий.

Оборудование:

-ребус на листе бумаги А-3.

-генеалогическое древо от каждой семьи;  

-выставка детских рукотворных изделий и поделок «С ремеслом весь свет пройдёшь – не пропадёшь»;

- выставка совместных работ «Семейные реликвии»;

-альбомы и газеты «Всё обо мне»;

-выставка «Загляни в семейный альбом»;

-шаблон для семейной фотографии;

-грамоты и дипломы по номинациям.

Ход занятия.

1.Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: 

- Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители и гости!

 Начинаем наш воспитательский час. Давайте  проведём его в нашем дружном кругу. (Воспитатель становится в центре  в окружении детей).

 Для того чтобы определить  тему нашего воспитательского часа, вам, ребята, нужно  отгадать этот ребус:

прочитайте, что написано на этом листе?  - 7 Я

Дети отвечают: «Семья»!

2. Основная часть.

Воспитатель.

Вы справились с заданием. Тема нашего занятия – « Я и моя семья».

Мы с вами долго  и усердно работали над нашим проектом. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Вспомним,  в роли кого нам пришлось побывать?

Дети:

-мы выступали в роли историков для  того, чтобы составить свои родословные, 

-нам пришлось стать антикварами и археологами, для того, чтобы разыскать старинные семейные вещи,

-мы были журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках.

Воспитатель:

Сегодня на этом занятии мы подведем итоги нашей совместной  работы в проекте «Моя семья», поделимся опытом своей исследовательской работы, расскажем о своих находках и открытиях нашим гостям.

Перед началом работы мы сделаем  шуточный семейный фотопортрет. Для этого, ребята, вы должны отгадать мои загадки.

 (Дети отгадывают загадки и ставят портреты в отверстия плаката на том месте, где должны быть « фотографии»).

-Кто милее всех на свете?

-Кого очень любят дети?

-На вопрос отвечу прямо:

-Всех милее наша... (мама)


Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устаёт,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки.

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый… (дед)

Я у мамы не один,

У нее ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший... (брат)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка).

Воспитатель:

-Вот какой замечательный семейный фотопортрет у нас получился.

-Ребята, как вы понимаете, что такое семья?

Ответы детей:

ДемьянСемья – это домСемья – это мир, где любовь, дружба и забота.

Альберт: Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать всё, чтобы не огорчать своих близких и дорогих людей.

Алеся: Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!

Арина: Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Маша: Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается

семь человек, Семь «Я».

Настя:  - А если есть собака?
Выходит, восемь «Я»?
Маша:  – Нет, если есть собака,
Выходит  «Во!» – семья.

Лилия: Семья - это самое ёмкое слово. 
В нём слышится «семя» - жизни основа. 
Семь «я» - это семеро, связанных прочно, 
И будущих жизней  надёжный источник. 

 Вова: Семья - это радостный детский смех. 
Семья - то, что в жизни нам дарит успех! 
Пусть будут опорой друг другу родные, 
И пусть всех минуют несчастья любые! 

 Дина:  Семья - нашей жизни надёжный оплот, 
Что в детстве и в старости нас бережёт. 
Семья - на любви построенный дом, 
Пусть радость и счастье царствуют в нём!

Воспитатель:

О каждой семье можно написать книгу. Представьте, такая  книга есть и у нас. Она называется «Семью  семь», потому что в ней семь страниц и почти каждая страница имеет в своем названии цифру 7. Ведь семья – это «семь Я». Давайте познакомимся с этой книгой  и полистаем её страницы.

 На каждой странице нашей книги мы будем останавливаться для того, чтобы вы рассказали или поделились с нами своими исследовательскими находками, которые вы сделали во время работы над проектом.

1.Первая страница нашей книги «Семью  семь» называется «Седьмое колено».

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Издавна в русских семьях живёт традиция сохранять память о своих предках, составлять свою родословную, так сказать «древо жизни». В наше время эта традиция вновь возвращается в семьи. Мы с вами тоже попытались составить родословные своих семей.

 Учащиеся  выходят к доске со своими родословными.  

-Я советую всем вам сохранить эти работы о своей семье, когда – нибудь вы сможете показать их своим детям. И вот так постепенно вы будете пополнять своё родовое древо, добавляя в его крону новые листочки, потому что ваше родовое древо будет разрастаться за счёт новых членов ваших семей, в том числе и ваших детей. Передавайте этот рисунок из поколения в поколение. И пусть это станет вашей новой хорошей семейной традицией!

2.Следующая страница нашей книги называется  «Семь цветов радуги».

7 цветов радуги – означает, что нас в семье много и мы все разные.

Воспитатель:

При рождении человек получает имя. Когда - то  имя ребёнку давали при крещении и строго по святцам – церковным книгам. Имя ребёнку давали в честь того святого, чей праздник отмечается в тот день, когда он родился.

 В некоторых семьях существует  традиция называть ребёнка в честь кого-то из членов семьи.

Я уверена, всем вам нравятся ваши имена и фамилии.  Вам сейчас предстоит выполнить такое задание:

- чётко произнести  своё имя и фамилию, и рассказать, что они обозначают.

Алексей – греч. «защитник».

Владимир — слав. «владеющий миром».

Альберт –  др. герм. «благородный блеск».

Демьян – от др. греч. «покорять, усмирять», церковная форма имени  «Дамиан».

Мария – в православной традиции переводится с др. евр. как  «госпожа».

  Лилия – «белый цветок».

Ариадна – др. греч. «та, которая очень нравится», то есть «самая привлекательная».

Анастасия –  греч. «воскресение».

Дина –  др. евр. «верная».

Регина – "царица", "королева".

Арина – др. греч. «мир», «покой».

Алеся – греч. «защитница», «покровительница».

Настя К.

-Моё имя Анастасия в переводе с греческого языка означает «воскресение».

-Моя фамилия Коростылёва. Эта фамилия произошла от названия птицы – коростель, небольшой светло-рыжей птицы размером с перепёлку, она обитает на сырых травянистых лугах, клеверных полях, лесных вырубках.

Давая младенцу имя Коростель, мои прапрадеды  вероятно хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка, как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделена эта птица.

Дети по - очереди рассказывают о своих исследованиях в этом направлении.

3.Следующая страница книги называется «Семь раз примерь, один раз отрежь».

Эту пословицу я связала с выбором профессии.

 Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья, и не терпящий легкомысленности, поскольку все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась, ведь большую часть своего времени люди посвящают именно работе. В настоящее время в России существует около 6 тысяч профессий.

Наши дети познакомились с профессиями своих родителей. В процессе исследования, они выбрали вид деятельности, который им по  душе.

4. Переходим к новой  странице нашей книги. Она называется  «За семью печатями».

В старину на Руси всякие секретные бумаги, которые не подлежали оглашению, держали в специальной упаковке под печатью.  «Держать или хранить за семью печатями» означает -  сохранять, беречь, не отдавать это сокровище чужим людям. В каждой семье есть старинные  вещи, которые бережно хранят и передаются  из поколения в поколение.  Семейные реликвии – вот как мы их называем. В каждой семье в каком – нибудь укромном месте, в гараже, чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче – хранится много старинных вещей. А как могли бы дойти до нас эти вещи, если бы их не держали «за семью печатями»? 

 - Почему же мы храним и бережём эти вещи?

 Конечно, они интересны нам, как предметы старины, рассказывающие нам о культуре и быте наших предков.  Но прежде всего, они дороги нам как память о наших любимых, милых и родных, которых, может быть, уже нет с нами.

Ребята не только расскажут, но и покажут те предметы, которыми гордится их семья.

1. На Руси существовал обычай встречать молодоженов хлебом и солью на вышитом рушнике.  Рушни́к — полотенце из домотканого холста. Это предмет народной культуры и народного творчества славян. Этот рушник принадлежал моей прабабушке. Сейчас он хранится у моей мамы, настанет время и  он перейдет ко мне.

2. Наша семейная реликвия – старинная икона - Иконы спасителя Иисуса Христа есть у каждого, ведь они  занимают главенствующее место, как в храме, так и в каждом доме верующих людей.  Иконы Спасителя всегда излучают благодать и мир.   Она досталась нам от прабабушки, а ей - ещё от её бабушки. Она помогает нашей семье и в горе, и в радости.

3.Этой шали (большой платок) около 40 лет, она принадлежала моей прабабушке. Такие шали носили донские казачки в холодное время года, накидывая их на голову или на плечи. Такие шали мы видим на актрисах, снимавшихся в фильмах о старинной жизни.

5. Откроем новую страницу нашей книги. Она называется «Загляните в семейный альбом».

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Наши дети кратко расскажут нам про них.

6. А сейчас давайте вернёмся к нашей книге, к её следующей странице «До порога одна дорога, а за порог – 7 дорог».

Исследуя свой микрорайон, наши дети узнавали много интересного и познавательного о своей Малой Родине. Они кратко ознакомят нас со своими исследованиями.

Рассказы детей.

10-летний мальчик – Лев Протасов из Екатеринбурга написал стихотворение «Родина».

Вы послушайте и поразмышляйте, как надо любить свою Родину, чтобы так  красиво и глубоко передать чувства любви к ней.

Прочитает нам его Алексей Чесалкин.

Мал ещё, но рассудить я в силе,

И никто меня не упрекнёт

 — Нет страны, прекраснее России!

Этот вывод знаю наперёд!

 Вырасту — поезжу я по миру.

И уверен, к берегам Родным,

Будет тяга непреодолимой,

Хоть откуда — но вернусь я к ним!

Потому, что Русский я по Духу!

 Потому, что Русь — моя Земля!

 Потому, что Мать моя — Славянка

 И меня в России родила!

Потому, что здесь мой дом и школа!

Дед, Отец и все мои друзья,

 Русская, любимая Природа,

 Речь родная, здесь моя Семья!

 Потому, что Прадед мой по крови

За Россию нашу — в землю лёг!

Подвиг наших воинов-героев

 Знаю помнит не один народ!

От чумы коричневой всю Землю

Русские солдаты сберегли.

Не подвластен подвиг их забвенью

Поклонюсь им в пояс до земли!

 «Псы» сейчас на Мать-Россию лают

Вместе с ней я эту боль приму.

 Вырасту, окрепну, возмужаю

И тебе, родная, помогу!

Ты сейчас немного приболела,

Ничего, Россиюшка, крепись!

 Как и прежде на меня надейся,

Не сдавайся, Матушка, — держись!

Встанешь ты — великой и могучей,

 Расцветёшь, как яблонька весной!

Для меня ты будешь самой лучшей!

Самой ненаглядной и Родной!

7.Следующая последняя  страничка нашей книги «Семья – 7 Я».

Мы  с вами превратимся в строителей и построим «Дом нашей мечты». Из деталей мы с вами построим дом, где будет царить дружба, взаимопонимание, взаимопомощь, доброта и главные составляющие – любовь и здоровье.

 Дети по - очереди выходят к доске и  собирают дом из деталей. На фундаменте нашего дома уже написаны слова «здоровье», «любовь».

 - Дружно построили мы наш общий дом, будем жить в нем в мире и согласии.

Вот и прочитали мы с вами нашу книгу «7ю7».

Итог занятия:

- Чему мы посвятили наше занятие?

Я хочу всех поблагодарить за ваше усердие в работе над проектом «Моя семья».

Родительский комитет:

 В  память о нашей совместной творческой работе мы,  родители,  решили подарить вам, ребята, альбомы «Моя родословная».

Спасибо всем за ваш труд! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Мой дом, моя семья"

Разработка  мастер-класса по теме "Мой дом. моя семья".Расчитана на   детей 1 класса  для внеурочного занятия "Край, в котором я живу", но переделана немного на педагогов, для педконфер...

Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "Я-Семья-Род-Народ"

Масте-класс на тему: "Я-Семья-Род-Народ". Работа предназначена для расширения представлений и обогощения педагогического умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников. А также мож...

МАСТЕР КЛАСС «Семья»

Семья -  это маленькая страна,Где радости наши произрастают,Когда в подготовленный грунт бросаютЛишь только хорошие  семена.Эдуард Асадов...

Мастер-класс "Число семь"

Мастер-классМастер-класс - на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.Основные преимущества мастер-класса — это уникальное соче...

Мастер-класс "Изготовление оберега-веничка "Моей семье"

Материал содержит рекомендации по правильному изгововлению оберега-веничка для семьи своими руками....

мастер-класс с родителями. Тренинг "Герб семьи"

мастер-класс с родителями. Тренинг "Герб семьи"...