мастер-класс с родителями. Тренинг "Герб семьи"
методическая разработка

Черепанова Оксана Александровна

мастер-класс с родителями. Тренинг "Герб семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_gerb_semi.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг семейных отношений «Герб семьи»

Выполнил:

Черепанова О.А.

                                                                         

    Пояснительная записка

Главной задачей современной системы воспитания и обучения  является формирования всесторонне развитой, общественно-активной личности. Особенно актуальной эта проблема становится, когда речь идет о работе с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях.

Цель замещающей семьи – обеспечить успешную социализацию ребенка, сформировать у него вторичную привязанность к новым родителям.

В любой семье всегда достаточно проблем, а в замещающих семьях, где воспитывают внуков, племянников или приемных детей, число проблем увеличивается. Трудности начинаются со дня приема ребенка в замещающую семью, с процесса его адаптации к ней. Решение этого вопроса зависит как от ряда социокультурных проблем, так и от ее психологических характеристик. Все действия, направленные на поддержку и помощь замещающим семьям, регламентированы законом и основываются на личностном и комплексном подходе.

В соответствии с вступившим в силу 1 января 2015 года Федеральным законом No 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры No 347-п «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в организациях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа–Югры», в казенном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Зина» в отделении дневного пребывания несовершеннолетних получателями социальных услуг являются дети, находящиеся под опекой, попечительством, испытывающие трудности в социальной адаптации.

В рамках сопровождения замещающих семей в период адаптации приемного ребенка к новой семье предусмотрено проведение тренинговых занятий в работе родительского клуба «Нам по пути». Одним из наиболее интересных и привлекательных занятий, по отзывам родителей и детей,  является «Герб семьи», которое направленное на сплочение членов замещающей семьи.

«Герб семьи»

Цель: сплочение членов замещающей семьи посредством проведения тренинга.

   Задачи

  • создать в группе доброжелательную, доверительную атмосферу;
  • вызвать интерес у приемных/опекаемых детей и настроить их на работу в группе;
  • предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга;
  • способствовать безоценочному принятию замещающими родителями приемных детей, и, наоборот;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • способствовать формированию целостности замещающей семьи;
  • актуализировать жизненные ценности замещающей семьи.

Ожидаемый результат:

  • развитие рефлексивных особенностей,
  • снятие напряжения,
  • развитие эмпатии,
  • сплочение членов семьи.

Форма проведения: тренинг.

Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги писчей 16 шт., скотч, листы бумаги на каждого участника, карандаши цветные и простые, ластики, фломастеры, краски, кисточки, вода, 2 газеты, ножницы, лист ватмана, журналы, клей, диск с музыкой, музыкальный центр, фотоаппарат.

Источник: Кипнис, М.Ш. Тренинг семейных отношений (2часть) - М.: Ось, 2006.-56с.

Время: 65 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Приветствие.

Время 2 мин.

Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть здесь таких заботливых, таких внимательных и таких любящих!

Входная рефлексия:

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

2. Знакомство с членами группы

Время:  5 мин.

Давайте сядем поудобнее, образуя кружочек, чтобы всех было видно.  Прежде чем вместе начать наше занятие – познакомимся. И в этом нам поможет волшебный клубочек. Передавайте его друг другу, представьтесь и скажите какое-нибудь положительное качество вашего характера, начинающееся на первую букву вашего имени (Люба  - любящая).

3. Принятие правил группы. 

Время: 3 мин.

Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила.

«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимы правила, которые будут соблюдаться всеми:

  • активность
  • доброжелательность и уважение
  • правило «СТОП»
  • правило «Я- высказывания»
  • правило на запрет давать оценку

4. Упражнение «Продолжить фразу…»

Время: 5 мин.

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:

«Я не люблю когда…..»

«Я люблю когда…..»

«Мне радостно, когда...»

«Мне грустно, когда...»

«Я сержусь, когда…»

«Я горжусь собой, когда…»

«Я мечтаю о том, что …».

Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.

5. «Самые счастливые события в жизни»

Время: 5 мин.

Участниками группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их.

6. Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок»

Время: 10 мин:

Дети отдельно от замещающих родителей составляют список, который характеризует идеального родителя.

Замещающие родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка.

После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «идеального» родителя, либо «идеального» ребенка.

На следующем этапе участников подводят к тому, что ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. Упражнение заканчивается тем, что составленные списки разрываются, а пары (родитель - ребенок) обнимаются.

7. Упражнение «Рисуем герб семьи»

Время: 20 мин.

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить.

Геральдика - наука о гербах - одна  из вспомогательных  исторических наук. Возникла она в Германии, и у нее есть свои законы.  Например,  грифон - символ  могущества  и  власти - на гербе Севастополя  должен быть только серебряного цвета, так как серебро символизирует невинность и доброту.  А красный цвет поля – символ  храбрости.

Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи.

Участникам в парах «родитель-ребенок» предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

В гербе можно увидеть силу и мощь рода, дерзание и вдохновение его отдельных членов, исследовать традиции и преемственность поколений. Герб олицетворяет верность дому и роду, ведет по выверенному веками пути созидания и укрепления государственности, дарует паять о великих свершениях, предостерегает от ошибок и опасностей. В гербе большая сила и держать должны его сильные руки.

Пришло время и нам придумать свои гербы и разместить их на щитах. Ведущий раздает участникам игры одноразовые бумажные тарелочки, которые играют роль щитов, цветные карандаши, мелки и фломастеры.

Рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

Мы держим в руках могучее средство защиты, источник силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт предыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

  • что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом;
  • При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе);
  • каковы ваши впечатления от этого упражнения?
  • о чем побудило задуматься создание герба?

8. Рефлексия на выходе

Время: 10 мин.

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Ваши пожелания.

9. Ритуал прощания

Время: 5 мин.

Мы завершаем наше занятие. А сейчас будем передавать свечу по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.

Список использованной литературы

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком Как? — 2-е изд., испр. и доп. —— М.: ЧеРо, 2004.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - М.: АСТ: Астрель; Владимир : ВКТ, 2009.
  3. Ждакаева, Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок / Е. И. Ждакаева. – СПб. : Речь, 2011.
  4. Кипнис, М.Ш. Тренинг семейных отношений (2 часть) - М. Ось-89, 2006.
  5. Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия. Изд-во: ЭКСМО., 2005.
  6. Монина, Г.Б., Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб.: Речь, 2006.
  7. Советы, которые следует обдумать, если вы хотите, чтобы ваши наставления достигали цели. URL: http://www.vseodetishkax.ru/zapovedi-dlya-roditelej/10-sovety-i-pravila-dlya-roditelej/761--sovety-kotorye-sleduet-obdumat-esli-vy-xotite-chtoby-vashi-nastavleniya-dostigali-czeli 
  8. Справочник по групповой психокоррекции — Ростов-н/Д: Феникс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Учитель и родитель - конструктивный диалог"

Мастер-класс был проведен на Форуме молодых специалистов. В данном материале рассказывается о том, как можно организовать первое родительское собрание в 1 классе, какие приемы знакомства с родителями ...

Мастер-класс "Мой дом, моя семья"

Разработка  мастер-класса по теме "Мой дом. моя семья".Расчитана на   детей 1 класса  для внеурочного занятия "Край, в котором я живу", но переделана немного на педагогов, для педконфер...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей среднего дошкольного возраста»

Главная цель этого мероприятия: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми....

Мастер-класс "Изготовление оберега-веничка "Моей семье"

Материал содержит рекомендации по правильному изгововлению оберега-веничка для семьи своими руками....

Различные формы работы с родителями с родителями.Мастер-класс "Творим вместе с мамой"

До свидания,детский сад!Видео:https://cloud.mail.ru/public/BRnv/ayD2cQbz2 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17232607","attributes":{"alt":"","class":"media-image","he...

Мастер-класс совместно с родителями «Изготовление игрушек-самоделок» из шерстяных ниток.

С детьми нужно заниматься не только в детском саду, но и дома. Дети требуют большого внимания к себе. И это внимание необходимо им давать. А мы, педагоги и воспитатели, постараемся еще больше сблизить...