"Праздник вежливых и добрых"
методическая разработка (3 класс) на тему

Прицепова Елена Владимировна

. "Праздник вежливых  и добрых"

  Цели:

научить детей пользоваться вежливыми словами;

подвести детей к мысли о том, что внимательность, доброжелательность к другим людям проявляются в поступках, словах, тоне разговора с ними;

развивать гуманистические чувства детей.

Оборудование: аудиозапись песни “Улыбка” В. Шаинского; плакаты с пословицами: “Воспитание и вежливость в лавочке не купишь”, “Вежливость ничего не стоит, но приносит много”, “ Вежливость необходима каждому”; плакаты с надписями: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость” (М. Сервантес), “Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям” (Ж. Ж. Руссо); книжная выставка “В стране вежливых слов”; аудиозапись песни “Вместе весело шагать”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тема. "Праздник вежливых  и добрых"

  Цели:

научить детей пользоваться вежливыми словами;

подвести детей к мысли о том, что внимательность, доброжелательность к другим людям проявляются в поступках, словах, тоне разговора с ними;

развивать гуманистические чувства детей.

Оборудование: аудиозапись песни “Улыбка” В. Шаинского; плакаты с пословицами: “Воспитание и вежливость в лавочке не купишь”, “Вежливость ничего не стоит, но приносит много”, “ Вежливость необходима каждому”; плакаты с надписями: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость” (М. Сервантес), “Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям” (Ж. Ж. Руссо); книжная выставка “В стране вежливых слов”; аудиозапись песни “Вместе весело шагать”.

План

Вход в зал под музыку (песня В. Шаинского “Улыбка”).

Ведущий. Добрый день!

Мальвина. Мы рады видеть вас.

Ведущий. Сегодня мы собрались в этом зале на праздник. Пройдет время, ребята, и вы закончите школу, станете трудиться на заводах, фабриках, строить дома, водить машины, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, врачами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Чтобы стать добрыми, надо стремиться делать добро другим. Для того, чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только, ребята, слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, честными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям. Вот как об этом сказал детский писатель Самуил Яковлевич Маршак:

“Ежели вы вежливы”

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

 Вы место без протеста уступите старушке.

 Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

 В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

 И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

 Не будете с товарищем трещать как две сороки.

 Ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

 И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

 И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

 Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.

 И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете

 В опрятном, не измазанном и целом переплете.

 И ежели вы вежливы, – тому, кто послабее,

 Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Звучит музыка. В зал входит Буратино.

Мальвина (приветливо). Здравствуйте!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте.

Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина. Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?

Буратино. Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но и с папой Карло.

Буратино. Подумаешь – тон. Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. И разве я один так разговариваю? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят. Есть такие ребята, которые называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А я что? Может быть мы не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто будем все хорошими друзьями. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится теплее на сердце, а от злого слова дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: “Слово лечит, слово и ранит”. Послушай, Буратино, какие стихи о волшебных словах приготовили ребята.

1-й ученик.

Слова: до свидания, спасибо,

 Простите, пожалуйста, здравствуйте!

 Щедро дарите.

 Дарите прохожим,

 Друзьям и знакомым

 В троллейбусе, в парке,

 В школе и дома,

 Слова эти

 Очень и очень важны,

 Они человеку,

 Как воздух нужны.

 Без них невозможно

 На свете прожить,

 Слова эти надо

 С улыбкой дарить.

2-й ученик. Спасибо.

Ребята, откуда спасибо берется?

 Оно в магазине не продается.

 Не говорится оно по приказу.

 И многим оно не досталось ни разу.

 А Павлик сегодня на улицу вышел

 И сразу четыре спасибо услышал.

 Косточку Павлик Барбосу принес-

 -Спасибо!- пролаял счастливый Барбос.

 Павлик два домика сделал для птиц –

 Спасибо ему от скворцов и синиц.

 Потом поливал он тяжелою лейкой

 Цветы, что росли за садовой скамейкой.

 - Спасибо,- ему прошептали цветы.

 - От жажды мы высохли, если б не ты.

 Мама с работы вернулась домой.

 Полы подметать ей не нужно самой.

 Мама устала, Павлик помог.

 Мама сказала: – Спасибо, сынок!

 Мы все припомнить не могли бы,

 Ведь это было столько раз.

 За что мы говорим “Спасибо”?

Хором: За все, что делают для нас.

3-й ученик. Здравствуйте.

Здравствуйте, поклонившись мы друг другу сказали.

 Хотя были совсем незнакомы.

 Здравствуйте!

 Что особого тем мы друг другу сказали?

 Просто “здравствуйте”,

 Больше ведь мы ничего не сказали.

 Отчего же на капельку

 Солнца прибавилось в мире?

 Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 “Здравствуйте!”– это же будьте здоровы,

 Это же дольше живите на свете.

4-й ученик. До свидания.

Хотя неизвестно заранее,

 Когда мы увидимся снова,

 Я вам говорю: – До свидания! –

 Два очень хороших слова.

5-й ученик. Простите.

Папа разбил драгоценную вазу.

 Бабушка с мамой нахмурились сразу.

 Но папа нашелся, взглянул им в глаза,

 Робко и тихо “простите” сказал.

 И мама молчит, улыбается даже,

 “Мы купим другую, есть лучше в продаже”.

 “Простите”- казалось, что в нем такого,

 Вот ведь какое чудесное слово.

6-й ученик. Пожалуйста.

Отменить, что ли слово “пожалуйста”?

 Повторяем его поминутно…

 Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”

 Нам становится неуютно.

Буратино. Ребята, я хочу поиграть с вами в игру “Пожалуйста”. Я буду вам показывать различные движения, например, руки вверх, в стороны, за спину, за голову, к плечам, сесть, встать, а вы, ребята, должны выполнить эти движения только в том случае, когда я скажу “пожалуйста”. Кто ошибся, тот выходит из игры, т. е. садится на место.

7-й ученик.

Извини, пожалуйста, “прости” и “извини”–

 Это не слова, а ключик от души!

 Кроме нашей спутницы-таблицы умножения,

 Есть еще таблица- таблица уважения.

 Помните, как азбуку, как дважды два:

 “Спасибо” и “пожалуйста”– волшебные слова.

 Всюду, где нескромному укажут от ворот,

 Вежливый попросит, попросит и пройдет.

 Перед словом волшебным двери отворяются,

 Пусть оно почаще повторяется.

Мальвина. Теперь, ребята, давайте поиграем в игру “Словарь вежливых слов”. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них отвечать.

Какие слова, ребята, следует говорить, когда вы здороваетесь с кем-нибудь? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.)

Какие слова мы произносим, когда прощаемся с кем-нибудь? (До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пути. Другу можно сказать- пока.)

Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (Прошу Вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.)

Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Извините, простите ; извините, пожалуйста; прошу прощения.)

Ведущий. Послушайте, пожалуйста, стихотворение “Дорогие слова” Александра Шибаева. В этом стихотворении некоторые слова отсутствуют. Вам нужно их отгадать и произнести хором.

Дядя Саша огорчен,

 Рассказал он вот о чем…

 - Видел Настю, ученицу,

 Я на улице сейчас.

 Настя – славная девчонка,

 Настя ходит в первый класс

 Но…давно уже от Насти

 Я не слышу слова…(здравствуйте)

 А слово то какое – очень дорогое!

 Встретил Витю я, соседа...

 Встреча грустная была:

 На меня он, как торпеда,

 Налетел из-за угла!

 Но - представьте! – зря от Вити

 Ждал я слова … (извините)

 А слово- то какое – очень дорогое.

 Он про внучку говорил:

 - Экая досада –

 Я портфель ей подарил,

 Вижу очень рада!

 Но нельзя ж молчать, как рыба,

 Ну сказала бы…(спасибо)

 А слово – то какое – очень дорогое.

Мальвина. А теперь послушайте и решите задачи не на сложение, а на правила уважения:

1 задача. Мальчик на бегу крикнул прохожему: “Сколько часов?”. Обращаясь таким образом к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

Ответ:

1 ошибка: Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?”.

 2 ошибка: Не “ часов”, а “который час?”.

 3 ошибка: После ответа взрослого надо сказать “Спасибо”.

2 задача. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому – 8 лет. У первого в руках было пять предметов: один портфель, три книжки, один большой сверток. Одна из книг упала.

- У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

 - Разве? – удивился тот.

 - Конечно, – объяснил мальчик, – у вас было три книги, один портфель и пакет - итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

 - Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которых ты еще не усвоил.

 -  Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

Ответ:

1) Обращаться к кому- либо надо доброжелательно, не забывая вежливых слов.

 2) Надо быть внимательным к окружающим, поднять оброненную вещь и отдать ее владельцу.

3 задача. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Ведущий. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка старается изо всех сил во всем всегда быть вежливым и добрым, значит, этот ребенок уже начал воспитывать самого себя. Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Послушайте, как об этом говорится в стихотворении Ольги Высотской

“Ежик”.

Сережа очень нелюдим.

 Ох, как бы подружиться с ним?

 А может быть, напрасный труд?

 Его не зря Ежом зовут.

 Девочки просят: “Ежик,

 Дай перочинный ножик”.

 А Коля крикнет, всех смеша:

 “Не уколитесь об Ежа!”

 Но Еж как будто глух и нем,

 Сидит, не говорит ни с кем.

 “Сережа, взять в кино билет?”

 А он сердито буркнет :… “Нет”.

 “А на коньках пойдешь кататься?”

 “Нет, мама будет волноваться”.

 И вот уже под Новый год        

 Узнали об Еже,

 Что Ежик с матерью живет

 В подвальном этаже,

 Что нет отца, а мать больна,

 Давно уж не встает она,

 И Ежик ходит за обедом,

 И топит печь вдвоем с соседом,

 Он должен в комнате прибрать,

 А иногда и постирать.

 Конечно, трудно одному

 Приходится Сереже.

 Решил Алеша: “Мы ему

 Всем классом ведь поможем!”

 Друзья стучатся у дверей:

 “Открой, Сережа, поскорей!

 Мы в нашем переулке

 Тебе купили булки.

 И сахар взяли заодно!

 А здесь в пакетике – пшено!

 Давай готовить ужин!”

 Сережа был сконфужен.

 Уж не казался он Ежом,

 Он стал совсем не колкий.

 Скорей за чайником пошел,

 Достал посуду с полки.

 Теперь хотел бы он дружить,

 Пожалуй, с целым светом!

 Когда кому-то трудно жить,

 Должны мы знать об этом.

Исполняется песня “Доброта”.

Ведущий.

Вот мой розовый конверт,

 Чтобы вежлив был всегда,

 Есть в нем добрые слова!

 Здесь “Спасибо”, “Добрый вечер”,

 “Здравствуйте”, “Благодарю”.

 Все слова, что есть в конверте,

 С удовольствием дарю.

 Добрых слов на свете много,

 Нужно только их найти.

 Чтобы в жизни с добротою,

 Вам бы было по пути.

Мальвина. А сейчас я хочу познакомить вас с правилами вежливости.

Старайтесь говорить просто и правильно, не употребляя в разговоре грубых слов.

К старшим и незнакомым надо обращаться на “Вы”.

Здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать о чем-то, просить что-то надо доброжелательно, приветливо, не забывать при этом вежливых слов.

Во время разговора не следует размахивать руками, громко смеяться.

Не старайтесь перекричать собеседника, если он говорит слишком громко, начните говорить тихо, собеседник тоже перестанет кричать.

Невежливо вмешиваться в разговор старших и перебивать собеседника.

Ведущий. Каждому из вас Мальвина вручит такую памятку о правилах вежливости.(Мальвина вручает памятки).Будем надеяться, что все эти правила ребята запомнят и будут выполнять их. Ведь вежливым человек не рождается, а становится.

1-й ученик.

Настанет, друзья, счастливое время,

 Наступят чудесные дни.

 Ребята приветливы будут со всеми.

 Грубить перестанут они.

2-й ученик.

Пусть грубость исчезнет навеки,

 Пускай по рецептам врачей

 Появится в каждой аптеке

 Лекарство для грубых детей.

3-й ученик.

Подует свежий ветер,

 Фиалки расцветут.

 Исчезнут все невежи

 Навеки пропадут.

Под музыку “Вместе весело шагать” дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника "В добрый путь!"

Сценарий  праздника для ребят 4 класса....

Праздник "Если добрый ты"

Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы. Цель праздника - раскрыть понятие "добро" и обсудить поступки, соответствующие этому понятию....

Праздник " В добрый путь!"

Этот конспект праздника пригодится учителям 4-х классов....

Сценарий праздника «Твори Добро»

Цель: формирование ценностного отношения к нравственной категории- доброЗадачи:Формировать у учащихся представление о добре, добрых поступках.Развивать умение работать в разновозрастных группах, навык...

Сценарий новогоднего праздника "Дорогою добра"для 3 класса

Новогодний сценарий для 3 класса с героями фэнтази. Включены игры, много песен, динамичный сюжет....

Сценарий праздника «Твори Добро»

Цель: формирование ценностного отношения к нравственной категории- доброЗадачи:Формировать у учащихся представление о добре, добрых поступках.Развивать умение работать в разновозрастных группах, навык...